Развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ через художественное конструирование

Перед взрослыми стоят очень ответственные задачи: с одной стороны - создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с «особыми» потребностями в большой социум; а с другой - стимулировать желание «особых» детей находится в этом социуме и сформировать доверие к нему.

Всем детям с ОВЗ необходимы простые вещи: внимание, любовь, понимание, возможность творчества.

В процессе творческой деятельности у детей с ОВЗ усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка с ОВЗ.

Дети с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Это становиться серьезным препятствием в развитии и дальнейшей социализации ребенка.

Степень вовлеченности и приобщенности ребенка к сфере образного восприятия и понимания окружающего мира является одним из главнейших, существеннейших факторов его социализации, в процессе которой немаловажное значение приобретает факт развития его самосознания посредством надлежащего образного воздействия.

Два года назад я изготовила и стала применять мягкий конструктор в работе с детьми с ОВЗ на занятиях по конструированию и в свободной деятельности детей.

Цель: создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Художественное конструирование позволяет ребенку понять смысл различных ситуаций, «прожить» их и выразить свое отношение к реальности мира.

Художественное конструирование - это деятельность, которая развивается в течение дошкольного детства и одновременно развивает детей, стимулируя восприятие, мышление, воображение и другие необходимые качества, а также организует структуру детской деятельности: умение планировать, осуществлять и контролировать сам ее процесс.

Кроме того, для конструирования вообще необходим широкий выбор элементов строительного материала определенного цвета, формы, величины, чем мы, к сожалению, не можем похвастаться. И еще для такого моделирования нужно много пространства, которого у нас не хватает. С мягким конструктором эти проблемы исчезают.

Что представляет из себя мягкий конструктор? Детали - это сомасштабные геометрические фигуры, вырезанные из ткани: разные по форме, цвету, величине. Количество деталей - от 20 и более каждого вида. «Рабочие поля» - это фоновые поверхности, обтянутые светлоокрашенной тканью. Символические средства позволяют детям лучше понять смысл разнообразных жизненных ситуаций, «прожить» их и выразить свое отношение к реальному миру, в том числе, и в детской конструктивной деятельности. Дети могут самостоятельно придумывать сюжеты построек, а также собирать по схемам.

При обращении в процессе работы к возможностям конструктора, мы можем отметить некоторые преимущества:

- только с поделками из конструктора ребенок может играть, ощупывать их, не рискуя испортить;

- при использовании конструктора у ребенка получаются красочные и привлекательные поделки вне зависимости от имеющихся у него навыков. Ребенок уже испытывает психическое состояние успеха. Такая поделка просто не может не получиться;

- поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, ребенку во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для соматически ослабленных детей;

- конструктор безопасен, а убрать поделки можно легко и быстро.

По мнению исследователей, конструирование способствует развитию познавательной активности дошкольников, учит выделять особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа.

Дети с удовольствием конструируют (моделируют) композиции из разнообразных геометрических фигур на разноцветных фоновых поверхностях. Опыт показал, что работа с мягким конструктором полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение.

 

Используемая литература.

1. Новикова В.П., Тихонова Л.И. Геометрическая мозаика в интегрированных занятиях: Игровые занятия с детьми в детском саду и начальной школе.

2. Урадовских Г. В. Художественное конструирование из деталей конструктора.



Новые публикации

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении

Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные...

Спортивный праздник «Зимушка-зима»

Спортивный праздник «Зимушка-зима» (Средняя группа) Ход мероприятия: 1-й ребёнок С неба падают зимою И кружатся над землёю Лёгкие пушинки, Белые снежинки. 2-й ребёнок Нужно глубоко вздохнуть, Чтобы на снежинку нам...

Новогодний утренник «Маша и медведь» для детей старшей группы

Новогодний утренник «Маша и медведь» для детей старшей группы Цель: Доставить детям радостное настроение от праздника. Задачи: - развитие творческих, коммуникативных навыков, воображения и...

Читайте также

Сценарий досуга ко Дню России для детей трёх лет

Сценарий досуга ко Дню России для детей 3х лет Дети заходят в зал. На экране изображен флаг России. Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Дети:...

Организация непрерывной непосредственно-образовательной деятельности детей в старшей группе по теме:…

Организация непрерывной непосредственно-образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: «Путешествие в страну «Умных игр»

Сценарий утренника «Приключения Подсолнушка»

Сценарий утренника «Приключения Подсолнушка» Цель: создание праздничной атмосферы среди воспитанников, педагогов и родителей. Задачи: - развить творческие способности детей; - добиваться ясного и четкого...

Читайте также

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе по…

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе по теме «Виды ткани» Программное содержание: Формировать умение сравнивать качества различных тканей, развивать умения...

Сценарий праздника 8 марта «Кафе для мамы» в старшей группе

Сценарий праздника 8 марта «Кафе для мамы» в старшей группе В зале расставлены столы, на них вазы, номера столиков. Дети под музыку...

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего возраста «Победи свой страх»

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего возраста «Победи свой страх» Цель: снижение уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения средствами арт-терапии.Задачи: коррекция взаимоотношений...





В блогах

День защитника Отечества

ДЕНЬ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА. Сценарий праздника для детей средней группы Звучит музыка. В зал входят дети и становятся полукругом у центральной стены. Ведущий: Сегодня все мамы и девочки знают, Что пап и мальчишек они поздравляют – Ведь праздник февральский всегда для...

ООД Познавательное развитие в старшей группе. Тема: «Что у нас под ногами»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательного развития. Задачи: создать условия для: - знакомства детей с некоторыми свойствами камней; - обучения видеть необычное в обычном; - развития речевой и познавательной активности, умения делать выводы, умозаключения. Ход Воспитатель: Мне передали письмо...

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности» младшая группа

  СИСТЕМЕ РАБОТЫ   Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности»  младшая группа Воспитатель Лисогурская Марина Владимировна 2021 – 2022 учебного года Информационная справка. Ф.И.О. : Лисогурская Марина Владимировна Занимаемая должность : воспитатель...

Особенности развития и формирования памяти у детей

Особенности развития и формирования памяти у детей. Дошкольный возраст — время бурного развития высших психических функций. Каждый новый год и месяц приносит качественные изменения, меняются мышление, речь, внимание, эмоционально-волевая сфера. Поэтому развитие памяти у детей дошкольного возраста, наряду с другими...