Формирование познавательного развития у детей среднего дошкольного возраста через знакомство с миром профессий

Формирование представлений о будущей профессии необходимо начинать в раннем дошкольном возрасте. Для всестороннего и полноценного развития нужно ориентировать детей дошкольного возраста в мире профессий, расширять знания в процессе общения с взрослыми людьми.

 Значимость работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.

Обогащая представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах трудовой деятельности, мы воспитываем уважительное отношение у детей к труду.

Начинать знакомство с профессиями нужно именно с семьи: с мамы и папы, бабушки и дедушки, то, что ближе детям. В дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей. Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. Ребёнок всюду, в детском саду, в семье, в доступном ему общественном окружении сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми.

В условиях реализации ФГОС ДО обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует его ум и волю, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма.

Непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из книг, рассказов дети учатся совмещать в играх. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение.

Игровые технологии в значительной мере способны реализовать эту задачу и являются фундаментом всего дошкольного образования. Они способствуют расширению знаний дошкольников о разнообразии профессий, обогащают представления о действиях представителей той или иной профессии, о материалах и инструментах.

Предлагаю вашему вниманию тематическое развлечение с элементами сюжетно-ролевой игры в средней группе детского сада по закреплению знаний детей о разнообразии профессий.

Тема «Все профессии нужны, все профессии важны»

Цель: формирование представление детей среднего дошкольного возраста некоторых о профессиях.

Программные задачи:

Образовательные:

· Расширять и обогащать представления детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.

· Формировать умение классифицировать, сравнивать, анализировать.

· Формировать активный словарь в соответствии с лексической темой «Профессии».

Развивающие:

· Развивать умение строить полные ответы, способствовать развитию связной речи.

· Развивать память, внимание, логическое мышление, любознательность.

· Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме «Профессии».

 Воспитательные:

· Воспитывать уважение к людям разных профессий.

· Воспитывать чувства отзывчивости, взаимопомощи.

· Способствовать воспитанию умения работать в коллективе.

 Оборудование:

  • Картинки с изображениями людей разных профессий и орудиями труда;
  • Шапочка, халат и набор для доктора;
  • Накидка и инструменты для парикмахера;
  • Фартук, колпак для продавца. Касса, деньги, пакеты, муляжи пирожных, конфет, шоколада и др. продуктов для кондитерского отдела;
  • Игрушка Незнайка.

Предварительная работа:

  • Чтение художественных произведений о профессиях;
  • Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему «Профессии»
  • Загадывание загадок про профессии;
  • Артикуляционная и пальчиковая гимнастика;
  • Беседы о людях разных профессий; кем работают родители;
  • Организация и проведение сюжетно-ролевых игр на тему «Больница» с обыгрыванием ролей разных медицинских специальностей (педиатр, медицинская сестра, стоматолог, хирург, окулист).
  • Дидактические игры «Кому что?», «Что лишнее», «Кем быть», разрезное лото «Профессии», «Собери картинку».

Ход тематического развлечения:

Воспитатель:

- Ребята, слышите, кто-то стучится к нам в дверь? (Воспитатель открывает дверь, в группу заходит почтальон с посылкой)

Почтальон: -Здравствуйте ребята, это группа «Крохи»?

Дети: -Да

Почтальон: -Тогда эта посылка для вас.

Воспитатель и дети благодарят почтальона.

Почтальон: - До свидания, я понесу посылки другим адресатам.

Воспитатель: - Ребята давайте посмотрим, что лежит в посылке?

Посмотрите, здесь ещё записка (Открыть посылку можно только тогда, когда выполните задание).

- Ну что ребята давайте посмотрим какое задание (загадки).

- Ребята, нужно отгадать загадки. Вы готовы?

Правила движения

Знает без сомнения.

Вмиг заводит он мотор,

На машине мчит... (шофер).

Темной ночью, ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит... (пожарный).

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит... (строитель).

Кто пропишет витамины?

Кто излечит от ангины?

На прививках ты не плачь —

Как лечиться, знает... (врач).

На витрине все продукты:

Овощи, орехи, фрукты.

Помидор и огурец

Предлагает... (продавец).

- Молодцы ребята, все загадки отгадали.

- Ребята, вот и открылась наша посылка, а в ней какие-то картинки. Сейчас я развешу их на доске, и мы рассмотрим, о чём они.

Дети: - Эти картинки о профессиях людей и предметах, которые принадлежат разным профессиям.

Воспитатель: - Но все картинки в ней перепутались. Давайте разложим их согласно профессиям.

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы»

(На картинках изображены люди разных профессий. Необходимо подобрать предметы, необходимые для той или иной профессии и развесить вокруг изображения человека данной профессии.)

Воспитатель: - Ребята, а кем работают ваши родители? (Ответы детей.)

- Много профессий мы с вами вспомнили. А какая из них самая важная? Почему? (Дети приходят к выводу, что все профессии важны.)

Воспитатель: молодцы, ребята! Мы никогда не сможем выбрать самую важную профессию, т.к. без любой из них нам не обойтись.

Например, для того, чтобы хлеб попал на наш стол, нужно потрудиться людям разных профессий: агроном выберет зерно для посадки, земледелец посадит его в землю, будет ухаживать, комбайнер соберет урожай, водитель отвезет зерно на переработку, мельник смелет из него муку, пекарь испечет хлеб, водитель отвезет его в разные магазины, а продавец продаст хлеб людям. Вот сколько людей трудятся для того, чтобы у нас всегда был вкусный и ароматный хлеб. Разве можно сказать, чья из этих профессий важней? Мы не можем обойтись без любой из них.

Воспитатель зовет детей к уголку с сюжетно-ролевой игрой «Больница».

Мы от простуды вновь страдаем,

Его мы на дом вызываем.

Он выдаст нам больничный лист.

А кто он как специалист?

Ответ: Врач.

Давайте поиграем в игру «На приеме у врача». Воспитатель считалкой распределяет роли (педиатр, медицинская сестра, стоматолог, хирург, окулист)

Раз, два, три, четыре, пять –
Будем мы врачей считать.
Первый доктор – ОКУЛИСТ,
По глазам специалист.
Доктор, сердцу дорогой –
КАРДИОЛОГ, он – второй.

Если ногу ты натер,

Три – к хирургу на прием.
Врач четвёртый – СТОМАТОЛОГ,
Он зубам и дёснам дорог.
Детский доктор, ПЕДИАТР,
Он по счёту – будет пятым.

Раз, два, три, четыре, пять –
Лучше хвори нам не знать,
Все болезни прогоняй…
Кто не болен – догоняй!

После недолгой игры, воспитатель перемещается в другой уголок, зовет за собой детей и загадывает загадки.

Ножницы, шампунь, расческа,
Всем я делаю прически,
Стригу и взрослых, и детей.
Отгадай меня скорей!

Ответ: Парикмахер

Ребята, смотрите, к парикмахеру пришел Незнайка (кукла). Давайте расскажем ему о том, как нужно вести себя в парикмахерской. С какими опасными предметами работает парикмахер.

(Дети рассказывают Незнайке правила поведения в парикмахерской.)

Воспитатель зовет детей в следующий уголок и загадывает загадку

Надо хлеба нам купить,

Иль подарок подарить,

Сумку мы с тобой берём,

И на улицу идём,

Там проходим вдоль витрин

И заходим в…

Ответ: Магазин

- Как называются люди, которые работают в магазине?

-Предлагаю вам тоже отправиться в кондитерский магазин за покупками. Что для этого нужно взять? (деньги, сумку). Как нужно вести себя в магазине, стоя в очереди? разговаривая с продавцом?

(Обыгрывание ситуации «Покупки в кондитерском магазине». Во время обыгрывания дети закрепляют правила поведения в общественном месте, названия продуктов.)

Ребята, давайте сложим наши покупки на стол и чуть попозже устроим с ними чаепитие.

- А сейчас предлагаю немного отдохнуть и размяться.

Физминутка «Профессии»

Много профессий на свете у нас! (Руки на поясе – повороты туловища вправо-влево.)
О них поговорим сейчас: (Развести руки в стороны.)
Вот швея рубашки шьет, (Движения воображаемой иглой.)
Повар варит нам компот, (Мешаем» поварешкой.)
Самолет ведет пилот — (Руки – в стороны.)
На посадку и на взлет. (Опускают их вниз, поднимают вверх.)
Доктор ставит нам уколы (Скрестить пальцы над головой. Движения: ладонь – кулак.)
И охранник есть у школы. (Руки – согнуты в локтях, силовой жест.)
Каменщик кладет кирпич, (Попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз.)
А охотник ловит дичь (Делают бинокль из пальчиков.)
Есть учитель, есть кузнец, (Загибают пальцы, перечисляя профессии.)
Балерина и певец.
Чтоб профессии иметь, (Разгибаем пальцы.)
Нужно много знать, уметь (Повороты кистями — тыльная сторона ладошки.)
Хорошо дружок учись! (Погрозить пальчиком.)
И, конечно, не ленись! (Отрицательное движение указательным пальцем.)

- А сейчас поиграем в игру: «Доскажи словечко»
Мы в профессии играем,
По душе их выбираем,
И мечтаем поскорее
Мамы с папой стать взрослее,
Чтоб не просто так мечтать,
А кем быть решить и стать.

Саша гордо самолет
На веревочке везет.
Он готовится к полетам,
Значит, вырастет...(пилотом).

У пилота Боря друг
Красит краской все вокруг.
На окне рисует дождик,
Значит, вырастет ...(художник).

У художника сестренка
Петь умеет очень звонко.
Подпевают Насте птицы,
Значит, вырастет...(певица).

А певица ходит парой
С доброй девочкой Тамарой.
Лечит та зверей отваром,
Хочет стать ... (ветеринаром).

Ветеринар наш на диване
Отыскал заколку Ани.
Аня учит роль Алисы,
Чтобы стать большой .... (актрисой).

Подведение итогов:

-Воспитатель:

- О каких профессиях мы сегодня с вами говорили?

- Какую спецодежду носят люди разных профессий?

- Почему каждая профессия важна?

А теперь я предлагаю вам накрыть праздничный стол и устроить новую игру «Чаепитие в детском саду»

 

Библиографический список:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Бондаренко.

3. А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.

4. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. – М.: Просвещение, 1983. 

5. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов - Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.

6. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В. Потапова - М.: ТЦ Сфера, 2008. Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина, Издательство ГНОМ и Д, 2011.

7. Краснощекова Н.В. . «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста», Издание 2-е – Ростов, Н.Д.: Феникс, 2007.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по физическому развитию на улице в старшей группе…

Конспект занятия по физическому развитию на улице в старшей группе детского сада «Путешествие в осенний лес» Цель: сохранение и укрепление физического...

Конспект по физическому развитию «Петушок»

Конспект по физическому развитию «Петушок» Вторая младшая группа Задачи: Образовательные: упражнять детей в ходьбе и беге всей группой за воспитателем; упражнять в ходьбе и беге...

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей второго раннего возраста

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей второго раннего возраста Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит остро. Детская агрессивность...

Читайте также

Новогодний переполох!

Новогодний переполох! Ну, вот и пролетели наши Новогодние праздники в ГБДОУ Детский сад № 236. Где только мы не успели побывать...

Структура интегрированного занятия

Структура интегрированного занятия Понятие «интеграция» в словаре иностранных слов объясняется как «восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей». Интегрирование – объединение частей...

Образовательная программа дошкольного образования ГБУ РМ «Центр помощи детям, оставшимся…

Образовательная программа дошкольного образования ГБУ РМ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» на 2021 - 2022 учебный год