Формирование познавательного развития у детей среднего дошкольного возраста через знакомство с миром профессий

Формирование представлений о будущей профессии необходимо начинать в раннем дошкольном возрасте. Для всестороннего и полноценного развития нужно ориентировать детей дошкольного возраста в мире профессий, расширять знания в процессе общения с взрослыми людьми.

 Значимость работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.

Обогащая представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах трудовой деятельности, мы воспитываем уважительное отношение у детей к труду.

Начинать знакомство с профессиями нужно именно с семьи: с мамы и папы, бабушки и дедушки, то, что ближе детям. В дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов. Воспитание этой потребности – одна из центральных задач трудового воспитания детей. Одним из путей формирования у ребенка стремления к трудовой деятельности является ознакомление с трудом взрослых. Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в труде. Ребёнок всюду, в детском саду, в семье, в доступном ему общественном окружении сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми.

В условиях реализации ФГОС ДО обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует его ум и волю, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма.

Непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из книг, рассказов дети учатся совмещать в играх. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют их профессиональное поведение.

Игровые технологии в значительной мере способны реализовать эту задачу и являются фундаментом всего дошкольного образования. Они способствуют расширению знаний дошкольников о разнообразии профессий, обогащают представления о действиях представителей той или иной профессии, о материалах и инструментах.

Предлагаю вашему вниманию тематическое развлечение с элементами сюжетно-ролевой игры в средней группе детского сада по закреплению знаний детей о разнообразии профессий.

Тема «Все профессии нужны, все профессии важны»

Цель: формирование представление детей среднего дошкольного возраста некоторых о профессиях.

Программные задачи:

Образовательные:

· Расширять и обогащать представления детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.

· Формировать умение классифицировать, сравнивать, анализировать.

· Формировать активный словарь в соответствии с лексической темой «Профессии».

Развивающие:

· Развивать умение строить полные ответы, способствовать развитию связной речи.

· Развивать память, внимание, логическое мышление, любознательность.

· Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме «Профессии».

 Воспитательные:

· Воспитывать уважение к людям разных профессий.

· Воспитывать чувства отзывчивости, взаимопомощи.

· Способствовать воспитанию умения работать в коллективе.

 Оборудование:

  • Картинки с изображениями людей разных профессий и орудиями труда;
  • Шапочка, халат и набор для доктора;
  • Накидка и инструменты для парикмахера;
  • Фартук, колпак для продавца. Касса, деньги, пакеты, муляжи пирожных, конфет, шоколада и др. продуктов для кондитерского отдела;
  • Игрушка Незнайка.

Предварительная работа:

  • Чтение художественных произведений о профессиях;
  • Рассматривание иллюстраций, альбомов на тему «Профессии»
  • Загадывание загадок про профессии;
  • Артикуляционная и пальчиковая гимнастика;
  • Беседы о людях разных профессий; кем работают родители;
  • Организация и проведение сюжетно-ролевых игр на тему «Больница» с обыгрыванием ролей разных медицинских специальностей (педиатр, медицинская сестра, стоматолог, хирург, окулист).
  • Дидактические игры «Кому что?», «Что лишнее», «Кем быть», разрезное лото «Профессии», «Собери картинку».

Ход тематического развлечения:

Воспитатель:

- Ребята, слышите, кто-то стучится к нам в дверь? (Воспитатель открывает дверь, в группу заходит почтальон с посылкой)

Почтальон: -Здравствуйте ребята, это группа «Крохи»?

Дети: -Да

Почтальон: -Тогда эта посылка для вас.

Воспитатель и дети благодарят почтальона.

Почтальон: - До свидания, я понесу посылки другим адресатам.

Воспитатель: - Ребята давайте посмотрим, что лежит в посылке?

Посмотрите, здесь ещё записка (Открыть посылку можно только тогда, когда выполните задание).

- Ну что ребята давайте посмотрим какое задание (загадки).

- Ребята, нужно отгадать загадки. Вы готовы?

Правила движения

Знает без сомнения.

Вмиг заводит он мотор,

На машине мчит... (шофер).

Темной ночью, ясным днем

Он сражается с огнем.

В каске, будто воин славный,

На пожар спешит... (пожарный).

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит... (строитель).

Кто пропишет витамины?

Кто излечит от ангины?

На прививках ты не плачь —

Как лечиться, знает... (врач).

На витрине все продукты:

Овощи, орехи, фрукты.

Помидор и огурец

Предлагает... (продавец).

- Молодцы ребята, все загадки отгадали.

- Ребята, вот и открылась наша посылка, а в ней какие-то картинки. Сейчас я развешу их на доске, и мы рассмотрим, о чём они.

Дети: - Эти картинки о профессиях людей и предметах, которые принадлежат разным профессиям.

Воспитатель: - Но все картинки в ней перепутались. Давайте разложим их согласно профессиям.

Дидактическая игра «Кому что нужно для работы»

(На картинках изображены люди разных профессий. Необходимо подобрать предметы, необходимые для той или иной профессии и развесить вокруг изображения человека данной профессии.)

Воспитатель: - Ребята, а кем работают ваши родители? (Ответы детей.)

- Много профессий мы с вами вспомнили. А какая из них самая важная? Почему? (Дети приходят к выводу, что все профессии важны.)

Воспитатель: молодцы, ребята! Мы никогда не сможем выбрать самую важную профессию, т.к. без любой из них нам не обойтись.

Например, для того, чтобы хлеб попал на наш стол, нужно потрудиться людям разных профессий: агроном выберет зерно для посадки, земледелец посадит его в землю, будет ухаживать, комбайнер соберет урожай, водитель отвезет зерно на переработку, мельник смелет из него муку, пекарь испечет хлеб, водитель отвезет его в разные магазины, а продавец продаст хлеб людям. Вот сколько людей трудятся для того, чтобы у нас всегда был вкусный и ароматный хлеб. Разве можно сказать, чья из этих профессий важней? Мы не можем обойтись без любой из них.

Воспитатель зовет детей к уголку с сюжетно-ролевой игрой «Больница».

Мы от простуды вновь страдаем,

Его мы на дом вызываем.

Он выдаст нам больничный лист.

А кто он как специалист?

Ответ: Врач.

Давайте поиграем в игру «На приеме у врача». Воспитатель считалкой распределяет роли (педиатр, медицинская сестра, стоматолог, хирург, окулист)

Раз, два, три, четыре, пять –
Будем мы врачей считать.
Первый доктор – ОКУЛИСТ,
По глазам специалист.
Доктор, сердцу дорогой –
КАРДИОЛОГ, он – второй.

Если ногу ты натер,

Три – к хирургу на прием.
Врач четвёртый – СТОМАТОЛОГ,
Он зубам и дёснам дорог.
Детский доктор, ПЕДИАТР,
Он по счёту – будет пятым.

Раз, два, три, четыре, пять –
Лучше хвори нам не знать,
Все болезни прогоняй…
Кто не болен – догоняй!

После недолгой игры, воспитатель перемещается в другой уголок, зовет за собой детей и загадывает загадки.

Ножницы, шампунь, расческа,
Всем я делаю прически,
Стригу и взрослых, и детей.
Отгадай меня скорей!

Ответ: Парикмахер

Ребята, смотрите, к парикмахеру пришел Незнайка (кукла). Давайте расскажем ему о том, как нужно вести себя в парикмахерской. С какими опасными предметами работает парикмахер.

(Дети рассказывают Незнайке правила поведения в парикмахерской.)

Воспитатель зовет детей в следующий уголок и загадывает загадку

Надо хлеба нам купить,

Иль подарок подарить,

Сумку мы с тобой берём,

И на улицу идём,

Там проходим вдоль витрин

И заходим в…

Ответ: Магазин

- Как называются люди, которые работают в магазине?

-Предлагаю вам тоже отправиться в кондитерский магазин за покупками. Что для этого нужно взять? (деньги, сумку). Как нужно вести себя в магазине, стоя в очереди? разговаривая с продавцом?

(Обыгрывание ситуации «Покупки в кондитерском магазине». Во время обыгрывания дети закрепляют правила поведения в общественном месте, названия продуктов.)

Ребята, давайте сложим наши покупки на стол и чуть попозже устроим с ними чаепитие.

- А сейчас предлагаю немного отдохнуть и размяться.

Физминутка «Профессии»

Много профессий на свете у нас! (Руки на поясе – повороты туловища вправо-влево.)
О них поговорим сейчас: (Развести руки в стороны.)
Вот швея рубашки шьет, (Движения воображаемой иглой.)
Повар варит нам компот, (Мешаем» поварешкой.)
Самолет ведет пилот — (Руки – в стороны.)
На посадку и на взлет. (Опускают их вниз, поднимают вверх.)
Доктор ставит нам уколы (Скрестить пальцы над головой. Движения: ладонь – кулак.)
И охранник есть у школы. (Руки – согнуты в локтях, силовой жест.)
Каменщик кладет кирпич, (Попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз.)
А охотник ловит дичь (Делают бинокль из пальчиков.)
Есть учитель, есть кузнец, (Загибают пальцы, перечисляя профессии.)
Балерина и певец.
Чтоб профессии иметь, (Разгибаем пальцы.)
Нужно много знать, уметь (Повороты кистями — тыльная сторона ладошки.)
Хорошо дружок учись! (Погрозить пальчиком.)
И, конечно, не ленись! (Отрицательное движение указательным пальцем.)

- А сейчас поиграем в игру: «Доскажи словечко»
Мы в профессии играем,
По душе их выбираем,
И мечтаем поскорее
Мамы с папой стать взрослее,
Чтоб не просто так мечтать,
А кем быть решить и стать.

Саша гордо самолет
На веревочке везет.
Он готовится к полетам,
Значит, вырастет...(пилотом).

У пилота Боря друг
Красит краской все вокруг.
На окне рисует дождик,
Значит, вырастет ...(художник).

У художника сестренка
Петь умеет очень звонко.
Подпевают Насте птицы,
Значит, вырастет...(певица).

А певица ходит парой
С доброй девочкой Тамарой.
Лечит та зверей отваром,
Хочет стать ... (ветеринаром).

Ветеринар наш на диване
Отыскал заколку Ани.
Аня учит роль Алисы,
Чтобы стать большой .... (актрисой).

Подведение итогов:

-Воспитатель:

- О каких профессиях мы сегодня с вами говорили?

- Какую спецодежду носят люди разных профессий?

- Почему каждая профессия важна?

А теперь я предлагаю вам накрыть праздничный стол и устроить новую игру «Чаепитие в детском саду»

 

Библиографический список:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Бондаренко.

3. А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.

4. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. – М.: Просвещение, 1983. 

5. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов - Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.

6. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В. Потапова - М.: ТЦ Сфера, 2008. Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина, Издательство ГНОМ и Д, 2011.

7. Краснощекова Н.В. . «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста», Издание 2-е – Ростов, Н.Д.: Феникс, 2007.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Рабочая программа по дополнительной образовательной деятельности кружок «Волшебные краски»

Рабочая программа по дополнительному образованию (кружок по нетрадиционному рисованию) «Волшебные краски» психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного...

Исследовательская проект «Лук от семи недуг»

Исследовательская проект «Лук от семи недуг» Введение Актуальность. Носит он по сто одёжек,Правда, нет на них застёжек.Если будешь их снимать,Слёзы станешь проливать.Лечит от...

Сценарий развлечения для детей подготовительной группы «Что такое сумерки?»

Сценарий развлечения для детей подготовительной группы «Что такое сумерки?»

Читайте также

Детско-взрослый проект «Роботы не только друзья, но и серьезное увлечение»

Детско-взрослый проект «Роботы не только друзья, но и серьезное увлечение» Воспитатель: Спиридонова Н.Н., Спиридонова Н.М., Верещагина И.Ф. Воспитанники ДОУ: Еремеев Даниил, Цымбал...

Развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ через художественное конструирование

Развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ через художественное конструирование Перед взрослыми стоят очень ответственные задачи: с одной стороны - создать условия...

Квест «Здравствуй, лето!» для детей старшей группы

Квест «Здравствуй, лето!» для детей старшей группы Цели и задачи. Познакомить с новым способом проведения детского досуга. Закреплять представления детей о природе и...