Роль игр и упражнений в формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для умственного, физического, нравственного и эстетического воспитания детей с общим недоразвитием речи.

Понятие «речь» очень обширно. Каждый из ее важнейших компонентов — звукопроизношение, лексический запас, грамматический строй и развитая связная речь — неотделим от другого. Все они формируются в тесной взаимосвязи, в комплексе. Недоразвитие одного из них часто ведет к недоразвитию другого.

Речь начинает развиваться до рождения, а не в тот момент, когда ребенок произносит первое слово. Задолго до этого идет длительный процесс, который взрослый может ускорить или замедлить. На вопрос «Что проще — формировать или исправлять?» любой ответит: «Конечно, формировать!» Но самопроизвольно речь не формируется. Без целенаправленного воздействия, только в процессе общения, речью ребенок, безусловно, овладеет. Но такая речь часто не соответствует возрастным нормам.

Насколько важен для человека дар слова, все прекрасно понимают. К.С. Аксаков писал о том, что слово есть первый признак сознательной разумной жизни, воссоздание вокруг себя мира. Воссоздание это идет всю жизнь, но особенно интенсивно — в дошкольном детстве.

Речь должна обладать определенными качествами: быть содержательной, уместной, ясной, богатой, чистой, эмоциональной, выразительной, живой, благозвучной. До недавнего времени это слово использовалось тогда, когда говорили о звуковой культуре. Хороший поэт в своей работе над языком всегда выбирает не только слова, но и звуки. Работая с ребенком, необходимо научить его услышать слова, в которых сами звуки как бы подтверждают их смысл.

Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие, в том числе сверстники, не заметят ограниченность словарного запаса или особенности грамматического строя речи, а вот неправильное произношение — как на ладошке. Здесь на помощь следует призвать игровую деятельность — чрезвычайно важную сторону в жизни ребенка. Доказано, что игры богаты своими диагностическими возможностями, накопленный материал указывает на то, что игра — основной вид деятельности ребенка - дошкольника, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности способствует гармоничному развитию у него психических процессов, личностных качеств, интеллекта.

Ряд исследований подтверждает, что формирование названных качеств в игре у любого человека реализуется значительно быстрее и прочнее.

Касаясь вопроса о влиянии игры на все психические процессы у ребенка (речь, память, мышление, восприятие), Д.Б. Эльконин делает вывод о том, что игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных.

Дети с речевыми нарушениями в большинстве случаев интеллектуально здоровы, следовательно, потребности в игре у них такие же, как у сверстников. Дети же с тяжелыми нарушениями речи часто отстают в физическом развитии (нарушение моторики), отличаются общей скованностью, дискоординацией, слабостью движений, двигательной расторможенностью. У них порой наблюдаются изменения в психической сфере — повышенная раздражительность, возбудимость или замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, заторможенность, апатичность, психическая истощаемость.

Особенности поведения таких детей отличаются и в играх. Нередко они теряют возможность совместной деятельности со сверстниками, не умеют выразить свои мысли, боятся показаться смешными, хотя правила и содержание игры им доступны. Нарушение общей и речевой моторики вызывает у них быстрое утомление в игре.

У заикающихся детей часто наблюдаются робость, затрудненное включение в игру из-за страха за свою неправильную речь. Они часто выступают зрителями или соглашаются играть подчиненные второстепенные роли.

Для развития артикуляционного аппарата широко используются звукоподражательные слова, голоса животных. Например, детям даются музыкальные инструменты — дудочка и колокольчик; дудочка дудит “ду-ду”, колокольчик звенит “динь-динь”, тем самым закрепляется произношение твердых и мягких звуков.

Дикция (отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков) отрабатывается с помощью специального речевого материала; это — шутки-чистоговорки (“Бы-бы-бы — идет дым из трубы”), а также потешки, поговорки, фразы, содержащие определенную группу звуков (“У Сани едут сани сами”), упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию (мышка — мишка).

Игры и упражнения на произношение шипящих звуков можно тематически объединить. Так, после рассматривания картинки “Еж и ежата” взрослый предлагает выполнить ряд заданий: четко произнести фразы со звуками “Ш” и “Ж” (“Ша-ша-ша — мы купаем малыша; шу-шу-шу — дам грибочек малышу; ши-ши-ши — где гуляют малыши? или: жа-жа-жа — мы увидели ежа; жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу; жи-жи-жи — где грибы берут ежи?”). Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма.

Вычленяя звук при четком произнесении слова, фразы, ребенок подводится к пониманию терминов “звук”, “слово”.

Необходимо более пристальное внимание уделять воспитанию интонационного чутья, темпа речи, дикции, силы голоса, поскольку в этих умениях заложены наиболее важные условия дальнейшего развития всех сторон речи. Для этого проводится, например, следующая игра.

Прежде всего, в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.

В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, цвету форме, знакомятся со свойствами материалов, из которых они изготовлены.

Игры оказывают влияние на физическое развитие детей. В играх удовлетворяется потребность детей в движениях, которые становятся более точными и координируемыми. Как в сюжетно-ролевых играх, так и в играх с правилами дети учатся организовывать свое поведение в соответствии с правилами, в результате чего у них формируется такие личностные качества, как выдержка, дисциплинированность, целеустремленность, умение регулировать желание в соответствии с поставленными задачами. В процессе игры развиваются нравственные качества ребенка: смелость, решительность, честность, доброжелательность. В силу того, что большинство игр носит коллективный характер, они способствуют формированию у детей навыков общения. Следует использовать игровую деятельность для воспитания бережного отношения к игрушкам и игровому материалу, развития первоначальных трудовых навыков.

Многие игры актуализируют у детей эстетическое чувства. Построение в пары, в круг, выразительное произнесение взрослым текста, сопровождающего игру, подготавливают их к пониманию красоты.

Формирование игровой деятельности в дошкольном возрасте предполагает ее организацию логопедом и воспитателем. Причем чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть непосредственного участия со стороны взрослых.

Что касается детей с общим недоразвитием речи, то наряду с общим влиянием игры на весь ход их психического развития она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т. д.

Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета, — так называемые игры-драматизации. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений.

Каким же требованиям должна отвечать игра?

Во-первых, она должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Во-вторых, ее структура и содержание должны постепенно усложняться.

В-третьих, в игре должны быть задействованы как можно больше анализаторов: тактильный, вкусовой, обонятельный, зрительный, слуховой, двигательный. Такие игры, как правило, имеют более высокую результативность, запоминаются надолго и вызывают большой интерес.

Таким образом, можно сформулировать две основные задачи:

1) широко использовать игры и упражнения в различных режимных моментах;

2) учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.



Новые публикации

Технологическая карта интегрированной НОД по образовательной области «Социально – коммуникативное…

Технологическая карта интегрированной НОД по образовательной области «Социально–коммуникативное развитие» для воспитанников средней группы общеобразовательной направленности. Тема: «Путешествие к Царице –...

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе…

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «В гостях у бабушки» Технологии: познавательно-исследовательская деятельность, музыкальные игры, здоровье-сберегающие, коммуникативные...

Рабочая Программа по формированию основ нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Рабочая Программа по формированию основ нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Читайте также

Образовательная ситуация в технологии деятельностного метода на тему: «План. В…

Образовательная ситуация в технологии деятельностного метода на тему: «План. В гостях у Зайчика»   1. Введение в ситуацию. Воспитатель собирает детей около себя. - Вы любите ходить в...

Спортивное мероприятие на улице, посвященное 23 февраля по теме «К…

Спортивное мероприятие на улице, посвященное 23 февраля по теме «К защите Родины готовы!» Приоритетная образовательная область: физическое развитие. Развивающая предметно-пространственная среда темы НОД: уличный участок...

Развитие творческих способностей посредством сказкотерапии у детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей посредством сказкотерапии у детей дошкольного возраста В современной теории сказкотерапия – это одно из самых новых направлений практической...

Комментарии

  • Анастасия
    Второй дежурной была девочка Галя, а не Наташа

    Подробнее...

     
  • Людмила Ижболдина
    а где можно скачать презентацию к этому занятию

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Добрый день,тема экспериментиров ания на примере соли мне близка.Создала проект с хорошей ...

    Подробнее...

     
  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...





В блогах

ООД Художественно-эстетическое развитие (рисование) в старшей группе. Тема: «Корзина с осенними листьями»

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе д/игры « Чьи листья? » Задачи: создать условия для: - формирования умений рисовать акварельными красками; - закрепления правил работы с кистью; - развития моторики рук, цветового восприятия, воображения. Ход Яркими красками листья сверкают- Ветер...

"День Нептуна"

План развлечения: Цель: Формирование у детей ценностей здорового образа жизни. Задачи: Создать радостное настроение детей во время развлечения. Закреплять и совершенствовать приобретенные навыки и умения. Развивать способность детей проявлять смекалку, выносливость, сноровку во время выполнения заданий радоваться успехам других. Предварительная...

Конспект образовательной деятельности по ПДД в средней группе на тему »В стране дорожных знаков»

Конспект образовательной деятельности по ПДД в средней группе на тему »В стране дорожных знаков».   Цель : Закреплять знания детей о дорожных знаках. Задачи:   Дать детям представления о новом дорожным знаком и его значении. Закреплять представления детей об уже...

" Осень , осень в гости просим"

Конспект занятия по образовательным областям «Познание», «Коммуникация» по теме  «Осень, осень в гости просим» с использованием приёмов ТРИЗ и РТВ в подготовительной к школе группе Программное содержание: Систематизировать представления детей о характерных признаках осени. Способствовать закреплению умения, устанавливать связь между...