Сенсорное развитие в дошкольном возрасте, неотъемлемая часть полноценного развития личности

Большую роль в познании ребенком окружающего мира является восприятие явлений и предметов. Память, мышление, речь, воображение и другие познавательные процессы развиваются по средствам образов восприятия, и являются, таким образом, результатом их переработки. Для полноценного и продуктивного развития познавательных процессов и интеллектуального развития в последнее время в образовательной деятельности отдельным разделом представлено сенсорное развитие.

Многие выдающиеся педагоги, такие как М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева, Ф. Фребель хорошо понимали и предавали должное значение своевременного и качественного сенсорного развития детей дошкольного возраста, создавая большое количество разнообразных игр и упражнений, направленные на совершенствование слуха, зрения, осязания. Вопросы о проблемах сенсорного развития детей дошкольного возраста были хорошо рассмотрены и изучены Л.А. Венгер, С.Л. Новоселова, Э.Г. Пилюгина, А.П. Усовой и другими.

Если для дошкольников не будут созданы благоприятные условия для развития познавательных процессов, то будут наблюдаться задержки как в интеллектуальном, так и в психическом развитии.

Главная задача сенсорного развития научить дошкольников точно, полно и отчетливо воспринимать предметы их разнообразные свойства, значения и предназначение (по цвету, форме, величине, высоте, звуку и т. п.).

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает окружающий мир: слух, зрение, обоняние, осязание, вкус.

Развитие сенсорных эталонов это очень длительный и сложный процесс, и его развитие происходит ни только в дошкольном детстве.

Полноценная сформированость сенсорных эталонов это не значит научиться дошкольника правильно называть объект и его свойства, это умение четко представлять разновидности каждого свойства и, самое главное, правильно уметь пользоваться этими представлениями в различных ситуациях.

Для развития сенсорных эталонов существуют достаточно большое количество разнообразных игр и упражнений, которые помогут наиболее продуктивно и доступно развить все познавательные процессы.

Очень большое количество дидактических игр и упражнений можно изготовить самостоятельно используя при этом предметы быта и при помощи современной техники.

Достаточно много игр направленных на развитие мелкой моторики, воображения и мышления можно провести с использованием цветных прищепок, соотношение цветов, использование данного предмета вместо иголок для ежа, лучики для солнца, дождик у тучки, иголки у елки и т.д.

Также очень увлекательна и интересна для детей игра с использованием цветных (крашенных с помощью гуаши) макарон, их можно использовать для деференцировки цветов, собирание бус, нанизывание на палочку.

Сортировку по цвета, форме и величине, модно заменить и другими предметами. бусинами, камешками, цветными крышками, фасолью, ракушками, шишками.

Достаточно большой интерес вызывают игры у детей с цветными резинками, их можно использовать для заданий надевание резинки соответствующего цвета на цветной столбик, палочку.

Фаворитами всех сенсорных игр, у детей любого возраста являются игры с манкой, мукой либо песком, в ходе данной игры мы можем пересыпать, материал, прятать в нем различные предметы, а затем находить их, рисовать различные картинки на поверхности.

Также большое значение важно уделить играм шнуровкам, застегивание расстегивание замков, пуговиц, закручивание, раскручивание крышек в этом случае мы развиваем ни только мелкую моторику, но и большое значение придается развитию, внимания, памяти мышлению и воображению.

Самое главное что бы все игры, сделанные своими руками, были выполнены, эстетически, ярко и привлекательно для вызывания большого интереса у детей. 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

План работы по парциальной программе «Развитие творческих способностей у детей…

План работы по парциальной программе «Развитие творческих способностей у детей от 1 года до 3 лет средствами кукольного театра» Цель: Развитие...

Проект: «Динозавры»

Проект: «Динозавры»

Использование инновационной технологии «Говорящая стена» в целях патриотического воспитания детей…

Использование инновационной технологии «Говорящая стена» в целях патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «…мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И...

Читайте также

Сценарий Новогоднего праздника в средней группе детского сада «В гости…

Сценарий Новогоднего праздника в средней группе детского сада «В гости к сказке» Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Ход мероприятия: Под весёлую музыку дети входят в зал, выполняют...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экономика для дошколят»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Экономика для дошколят» Пояснительная записка Направленность и уровень программы Направленность: социально-педагогическая, дошкольное развитие (программа направлена на развитие познавательной активности...

Квест-игра «Эколята – друзья природы»

Квест-игра «Эколята – друзья природы» Цель: формирование экологических знаний посредством игровой деятельности и создание условий, способствующих формированию положительной мотивации, направленной на...