Сенсорное развитие в дошкольном возрасте, неотъемлемая часть полноценного развития личности

Большую роль в познании ребенком окружающего мира является восприятие явлений и предметов. Память, мышление, речь, воображение и другие познавательные процессы развиваются по средствам образов восприятия, и являются, таким образом, результатом их переработки. Для полноценного и продуктивного развития познавательных процессов и интеллектуального развития в последнее время в образовательной деятельности отдельным разделом представлено сенсорное развитие.

Многие выдающиеся педагоги, такие как М. Монтессори, О. Декроли, Е.И. Тихеева, Ф. Фребель хорошо понимали и предавали должное значение своевременного и качественного сенсорного развития детей дошкольного возраста, создавая большое количество разнообразных игр и упражнений, направленные на совершенствование слуха, зрения, осязания. Вопросы о проблемах сенсорного развития детей дошкольного возраста были хорошо рассмотрены и изучены Л.А. Венгер, С.Л. Новоселова, Э.Г. Пилюгина, А.П. Усовой и другими.

Если для дошкольников не будут созданы благоприятные условия для развития познавательных процессов, то будут наблюдаться задержки как в интеллектуальном, так и в психическом развитии.

Главная задача сенсорного развития научить дошкольников точно, полно и отчетливо воспринимать предметы их разнообразные свойства, значения и предназначение (по цвету, форме, величине, высоте, звуку и т. п.).

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает окружающий мир: слух, зрение, обоняние, осязание, вкус.

Развитие сенсорных эталонов это очень длительный и сложный процесс, и его развитие происходит ни только в дошкольном детстве.

Полноценная сформированость сенсорных эталонов это не значит научиться дошкольника правильно называть объект и его свойства, это умение четко представлять разновидности каждого свойства и, самое главное, правильно уметь пользоваться этими представлениями в различных ситуациях.

Для развития сенсорных эталонов существуют достаточно большое количество разнообразных игр и упражнений, которые помогут наиболее продуктивно и доступно развить все познавательные процессы.

Очень большое количество дидактических игр и упражнений можно изготовить самостоятельно используя при этом предметы быта и при помощи современной техники.

Достаточно много игр направленных на развитие мелкой моторики, воображения и мышления можно провести с использованием цветных прищепок, соотношение цветов, использование данного предмета вместо иголок для ежа, лучики для солнца, дождик у тучки, иголки у елки и т.д.

Также очень увлекательна и интересна для детей игра с использованием цветных (крашенных с помощью гуаши) макарон, их можно использовать для деференцировки цветов, собирание бус, нанизывание на палочку.

Сортировку по цвета, форме и величине, модно заменить и другими предметами. бусинами, камешками, цветными крышками, фасолью, ракушками, шишками.

Достаточно большой интерес вызывают игры у детей с цветными резинками, их можно использовать для заданий надевание резинки соответствующего цвета на цветной столбик, палочку.

Фаворитами всех сенсорных игр, у детей любого возраста являются игры с манкой, мукой либо песком, в ходе данной игры мы можем пересыпать, материал, прятать в нем различные предметы, а затем находить их, рисовать различные картинки на поверхности.

Также большое значение важно уделить играм шнуровкам, застегивание расстегивание замков, пуговиц, закручивание, раскручивание крышек в этом случае мы развиваем ни только мелкую моторику, но и большое значение придается развитию, внимания, памяти мышлению и воображению.

Самое главное что бы все игры, сделанные своими руками, были выполнены, эстетически, ярко и привлекательно для вызывания большого интереса у детей. 



Новые публикации

Открытое занятие по ФЭМП в старшей группе «Поможем Федоре»

Открытое занятие по ФЭМП в старшей группе «Поможем Федоре» Цель: Формирование элементарных представлений у воспитанников посредством дидактических игр в познавательной деятельности. Задачи: -...

Проект на тему «Наша Родина - Россия!»

Проект на тему «Наша Родина - Россия!»

Перспективное планирование кружка «Чудеса своими руками» в подготовительной к школе…

Перспективное планирование кружка «Чудеса своими руками» в подготовительной к школе группе Месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя сентябрь Какая бывает вода? Цель: уточнить представления детей...

Читайте также

Конструкт организации образовательной деятельности «Путешествие по карте». Тема: «Поверхность земли…

Конструкт организации образовательной деятельности «Путешествие по карте» Тема: «Поверхность земли и стороны света» Образовательная область: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое...

Дидактическое пособие «Профессии будущего»

Дидактическое пособие «Профессии будущего»

Тематическое развлечение по экологическому воспитанию «Куда пропали птицы»

Тематическое развлечение по экологическому воспитанию «Куда пропали птицы»

Читайте также

Дидактическая игра «Культура питания»

Дидактическая игра «Культура питания» Обучение детей этикету за столом всегда остается актуальным вопросом, и важно, чтобы дети умели правильно сервировать стол...

Исследовательская или проектная деятельность?

Исследовательская или проектная деятельность? Одной из приоритетных задач современного образования является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого обучающегося...

Организация мастер-класса с педагогами в рамках конкурса «Воспитатель года» …

Организация мастер-класса с педагогами в рамках конкурса «Воспитатель года» по теме: «ППР: 3 буквы изменившие мир творчества» Цель: познакомить участников мастер-...