Музей в детском саду как инструмент воспитательной работы

Тема, о которой сегодня пойдет речь, далеко не новая, но играет большую роль в образовательно-воспитательном процессе. Сегодня в нашу педагогическую практику прочно вошли многочисленные музейно- образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений. Музейная педагогика, как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи. Почему же музейная педагогика прочно входит в дошкольные образовательные учреждения?

Я рассказывала детям про праздник Рождество Христово. У детей возник неподдельный интерес, и появилось много вопросов. Какую люди носили одежду на Руси? Какие песни пели, сказки слушали? Какой был быт у людей в те времена?

Поэтому, мы с коллегами посчитали необходимым донести до сознания детей историю русского быта, разнообразие старинных предметов домашнего быта, традиции, культуру русского народа. А как же сделать так, чтобы дети смогли понять и представить жизнь наших предков? И было решено, создать в нашем дошкольном комплексе собственный музеи «Русская изба», пусть и маленький.

1

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемого мини-музея – вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу.

 В экспозиции нашего музея показан условный интерьер крестьянского дома, предметы быта, одежды. Как же интересно детям заниматься в этой избе! Посидеть за прялкой, «испечь» в русской печке пироги, укачать в люльке куклу, попить чай из русского самовара, поиграть в русские народные игры.

2

Важной особенностью нашего мини-музея является участие в его создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею: они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, привозят с дачи, деревень от бабушек и дедушек. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в нашем музее не только можно, но и нужно! Его можно посещать каждый день, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать совместно с воспитателем. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Такая совместная целенаправленная деятельность способствует сплочению коллектива сотрудников, детей и родителей, ее результаты становятся очевидными, так как они материализуются в виде выставок и экспозиций с уникальными экспонатами, собранными или сделанными совместными усилиями. Таким образом, на вопрос «Зачем это необходимо детям?» можно ответить следующее: музейная педагогика научит детей, и не только их, ценить и беречь наследие предшествующих поколений и умело ими пользоваться. Это даст ощущение почвенности и будет способствовать формированию целостности картины мира и исторического процесса, социализации личности.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Мы против терроризма». Занятие - беседа в подготовительной группе

«Мы против терроризма». Занятие - беседа в подготовительной группе Цель: Довести до сознания детей важность соблюдения правил антитеррористической безопасности, умения проявлять осторожность...

Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре

Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре Здравствуйте коллеги! Тема выступления: «Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по...

Квест-игра по нравственно-патриотическому воспитанию «Родина малая моя, город Моршанск»

Квест-игра по нравственно-патриотическому воспитанию «Родина малая моя, город Моршанск» Цель: воспитывать у детей патриотические чувства гордости за свою страну- Россию, за...

Читайте также

Использование цифрового оборудования, цифровых платформ и технологий, направленных на развитие…

Использование цифрового оборудования, цифровых платформ и технологий, направленных на развитие творческого мышления дошкольников Не оспорим тот факт, что применение цифровых образовательных...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие к диким животным»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие к диким животным» Цель: расширить и закрепить знания о диких животных Задачи: Образовательные: Закрепить название животных и...

Формирование предпосылок финансовой грамотности через совместную деятельность детей 5-7 лет

Формирование предпосылок финансовой грамотности через совместную деятельность детей 5-7 лет (Экскурсии в банки с. Месягутово, сюжетно-ролевая игра «Банк») Введение В современном мире существует...