Системно-деятельностный подход к образованию в условиях ФГОС

Дошкольная образовательная организация сегодня с большим темпом меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на уровень образования, — это ускорение темпов развития.

Система – это совокупность элементов или отношений, закономерно связанных друг с другом в единое целое, которое обладает определенными свойствами, отсутствующими у элементов по отдельности.

Деятельность - активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности.

Деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

Деятельностный подход в образовании - это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов. Это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными технологиями, приемами, а также теоретическими особенностями. В условиях деятельностного подхода человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя. Именно через деятельность и в процессе деятельности человек становится самим собой, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности.

Система дошкольного образования перешла на новый этап: свидетельством тому является появление новый документа ФГОС ДО.

ФГОС дошкольного образования - это стандарт, который помогает научиться ребенку жить, в основу, которого заложен системно-деятельностный подход концептуально базирующийся на обеспечении соответствия образовательной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Именно в действии порождается знание.

Очень велика роль педагога в осуществлении системно-деятельностного подхода, так как именно от педагога зависит формирование у ребенка знаний, умений и навыков.

Целью системно -деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

Правила системно-деятельностного подхода:

- Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;

- Веди ребенка от собственного опыта к общественному;

- Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;

- Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;

- Учи анализировать каждый этап работы;

- Критикуя, стимулируй активность ребенка.

Принцип деятельности выделяет ребенка как деятеля в образовательном процессе, а педагог выступает в роли координатора и организатора этого процесса.

Перед педагогами ставятся задачи формирования у детей:

- умения получать знания (учить учиться);

- научить работать и зарабатывать (учение для труда);

- научить жить (учение для бытия);

- научить жить вместе (учение для совместной жизни).

Полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересных, значимы для него видах деятельности, и предполагающим организацию педагогом образовательного процесса как предоставление ребенку всего разнообразия присущих ему видов деятельности, а так же из понимания деятельности как активной (субъектной) позиции ребенка, действующего по собственной воле и желанию.

Перед проведением занятий с детьми, нужно их заинтересовать, вовлечь в процесс, нужно их мотивировать, чтоб у них возникло желание узнать, научиться. После этого у детей возникнет цель, что именно нужно сделать и как, чтоб получился результат. Педагог во время занятий контролирует и направляет детей на определенные действия. После таких занятий, знания становятся достоянием личного детского опыта. У детей развивается научное мышление. Дети осознают свои интересы, учаться ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивают последствия. Технология деятельностного метода нацелена на формирование развитой личности, она помогает раскрепостить детей, развивает у них самостоятельность, учит творчески мыслить.

С детьми от 1 до 3 лет лучше играть в игры с составными и динамическими игрушками, экспериментировать с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общаться с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.

С детьми от 3 до 7 лет игровая деятельность, включает сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование;, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах), двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Существуют следующие формы работы с детьми:

Игры-эксперименты – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка – это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета.

Игры-путешествия - заключаются в том, что ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.

Простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников. Основные действия – отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск для ребенка сопровождаются словами – «найди» и «угадай».

Игры с моделированием Моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными).

Игра-этюд – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем.

Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает им приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность. Педагогическая ситуация имеет диалоговый характер, определяющий совместное решение детьми и взрослыми поставленных задач.

Ситуационные задачи. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. Поэтому с одной стороны в ее решении ребенок использует имеющиеся у него знания, умения и навыки, а с другой – совершая поисково-практические действия, самостоятельно открывает новое знание, приобретает новые умения. Логика ситуационной задачи: Ознакомление – Понимание – Применение – Анализ – Синтез – Оценка. Ядром задачи становится проблемный вопрос.

Метод проектов. Метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОО отличает следующее: практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений; не жесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников; интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем.

Позиция воспитателя в проектной деятельности: от транслятора готовых знаний к инициированию активизации поисковой активности воспитанников, к совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы.

Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это такой подход который дает возможность педагогу творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у дошкольников навыки, умения и знания – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.



Новые публикации

Программа самообразования воспитателя по теме «Развитие положительных взаимоотношений и сотрудничества…

Программа самообразования воспитателя по теме «Развитие положительных взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников в процессе организации традиционных событий в группе» Цель программы...

Эксперименты с дошкольниками «Хотим все знать про соль»

Эксперименты с дошкольниками «Хотим все знать про соль» 13 ноября в детском саду прошел «День опытов и открытий», цель которого: привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование, научить...

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования экологической культуры дошкольников Современная практика дошкольного образования реализует положение о том, что в каждом дошкольном образовательном учреждении необходимо...

Читайте также

Конспект по поисково - познавательной деятельности в младшей группе «Наши…

Конспект по поисково - познавательной деятельности в младшей группе«Наши помощники» Цель: познакомить с органами чувств и их назначением (глаза – смотреть...

Спортивный праздник, посвященный 23 февраля «Зарница», для дошкольников старшего возраста

Спортивный праздник, посвященный 23 февраля «Зарница», для дошкольников старшего возраста Цель: Формирование интереса к занятиям физкультурой; гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. Задачи:...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Беседа по…

Конспект занятия по развитию речи в средней группе«Беседа по стихотворению «Яблоня»   Цель: обучать детей правильному построению предложения, воспитывать умение охарактеризовать произведение...


Комментарии

  • Мария
    muzofond.fm/.../... (https://muzofond.fm/search/учитель%20танцев%20на)

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...





В блогах

Сценарий встречи в родительском клубе «Родительские вечера» на тему; «Волшебство театра» с использованием ИКТ

Сценарий встречи в родительском клубе «Родительские вечера» на тему; «Волшебство театра» с использованием ИКТ Добрый вечер, уважаемые  родители ! Мы рады новой встрече с вами! Наша встреча сегодня посвящена  театру и его волшебству! (Показ презентации о проведении работы по театрализованной...

Квест-игра с элементами сдоровъесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста «Секрет здоровья»

  Цель :  Повышение эффективности комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении. Задачи : Формирование у детей дошкольного возраста ценностей здорового образа жизни, представлений о полезности, целесообразности физической активности; о зависимости здоровья от двигательной активности, закаливания и чистоты тела. •Закрепить...

Лепка в средней группе «Угощение для кукол»

Лепка в средней группе «Угощение для кукол» Цель: Развивать у детей образные представления, умения выбирать содержание изображения. Учить передавать в лепке выбранный объект, используя усвоенные ранее приемы. Продолжать формировать умение работать аккуратно. Воспитывать стремление делать что-то для других, формировать умение...

Конспект занятия по аппликации в средней группе «Украшение платочка»

Задачи: - Учить преобразовывать форму, разрезать квадрат на треугольники, круг на полукруги. Учить находить круги и стороны квадрата. - Закреплять представления о предметах круглой, квадратной и треугольной формы. - Упражнять в подборе цветовых сочетаний. - Развивать мелкую моторику. Оборудование и...