Социоигровая технология как эффективный метод развития социально-коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, выражается в неумении устанавливать диалог с партнером, поддерживать контакт, адекватно реагировать и выражать симпатию к определенному ребенку, согласовывать действия в процессе любой деятельности, проявляется сложность в умении радоваться успеху другого человека, сопереживать в трудную минуту.

Поэтому одно из основных направлений работы детского сада с дошкольниками и их семьями является создание условий, способствующих успешной адаптации ребенка к социальной действительности через развитие социальной и коммуникативной сфер деятельности. Данное направление в работе нашло подтверждение в современных образовательных нововведениях: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Для активного участия в жизни общества и реализации себя как личности в современном мире, человеку необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться.

Эти качества нужно развивать уже в детском возрасте, поэтому для воспитания сегодня актуально правило, чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни. Так как основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра, то и помочь детям развить данные качества необходимо в игре. Основная идея социоигровой технологии — организация самостоятельной деятельности детей, кoторой ребенок хочет заниматься и в которой он делает, слушает, смотрит и говорит. Социо-игровая технология помогает развивать у детей элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий, взаимоотношения с
окружающими, индивидуальность и сообразительность, формировать у детей навык слаженной работы.

Социоигровая технология направлена на развитие коммуникативности у детей, поэтому в основе данной технологии лежит общение детей между собой, с взрослым. Общение детей в рамках данной технологии необходимо организовывать в три этапа:

- на первом этапе учить детей правилам общения, культуре общения (дети учатся договариваться, а значит, слушать и слышать партнера, развивается собственная речь);

- на втором этапе общение является целью – ребенок на практике осознает, как ему надо организовать свое общение в микро-группе, чтобы выполнить учебную задачу;

- на третьем этапе общение – это педагогическое средство, то есть через общение педагог обучает дошкольников.

Сущность социоигровой технологии подразумевает свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка. Не менее важным в социоигровой технологии является договор, правило. Дезорганизация, хаос, беспорядок не должны быть неосознанными, дети спорят, оживлённо обсуждают, в деловой обстановке общаются.

Исходя из вышесказанного, в рамках МБДОУ-детский сад № 385 г. Екатеринбурга, для повышения уровня социально-коммуникативного развития у детей старшего дошкольного возраста, были определены задачи: разработать и апробировать комплекс мероприятий, обеспечивающих социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста на основе использования социоигровых технологий: через дидактические и методические пособия по развитию социально-коммуникативного развития детей, через игровую деятельность; через модернизацию развивающей предметно-пространственной среды группы, в соответствии с направлением работы; составить картотеки игр социоигрового характера; реализовать игровые возможности современных здоровьесберегающих технологий в целях физического развития и оздоровления дошкольников; построить комплексное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью повышения эффективности образовательной работы, посредством использования проектных технологий.

На первом этапе, для изучения уровня социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста в начале года, провела диагностику по методике автора Верещагиной Н.В., использовала следующие методы: беседа, социальные ситуации, наблюдение, при этом работа была индивидуальная и подгрупповая.

Результаты диагностики образовательной области «Социально-коммуникативное» показал, что:

- высоким уровнем обладают 0 % воспитанников;

- средним уровнем развития 90%;

- с низким уровнем развития 10 %.

90% воспитанников проявляют интерес к кукольному театру, выбирает предпочитаемых героев, могут поддерживать ролевые диалоги. Эти ребята могут действовать по правилу и образцу, могут дать нравственную оценку своим и чужим поступкам с частичной помощью взрослого.

10% воспитанников с низким уровнем. Часто эти дети являются организаторами игры, способные принять игровую проблемную ситуацию, изменить собственное ролевое поведение проявляют уважительное отношение к сверстникам и взрослым. Но в дидактических играх не могут оценить свои возможности, не умеют оформлять свою игру, не всегда соблюдают правила игры. Частично видят свои ошибки и исправляют их с помощью взрослого. Предполагаемая причина такого качества усвоения программного материала детьми по данному разделу: возрастные и индивидуальные особенности детей.

На втором этапе, мною были апробированы комплексы мероприятий, обеспечивающие социально-коммуникативное развитие воспитанников на основе использования социоигровых технологий:

  1. Составила конструкты НОД, с использованием социоигровых приемов.
  2. Провела комплекс дидактических игр, использовала различные методические пособия по развитию социально-коммуникативных умений детей, через игровую деятельность.
  3. В целях повышения профессиональной компетенции педагогов и родителей ДОУ осуществляла разнообразные формы работы: семинар-практикум «Современные педагогические технологии формирования социально-коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста», консультации для родителей по данной теме.
  4. Модернизировала развивающую предметно-пространственную среду группы, в соответствии с направлением работы.

На третьем этапе мною была проведена повторная диагностика, исходя из которой, можно определить эффективность комплекса мероприятий, обеспечивающих социально-коммуникативное развитие воспитанников на основе социоигровых технологий. По итогам диагностики по Н. В. Верещагиной, можно сделать следующие выводы: высокий уровень социально-коммуникативного развития повысился с 0 % до 86% (динамика 86%), средний уровень понизился с 90% до 14% (динамика 76%), а низкого уровня к концу года нет (динамика 10%). Дети могут дать нравственную оценку своим и чужим поступкам, действиям. Понимают и употребляют в речи слова, обозначающие эмоциональное состояние, эстетические качества характеристики. Выполняют обязанности дежурного по столовой уголку природы. Имеют предпочтения в игре, выборе видов труда и творчества. Проявляют интерес к своим играм со сверстниками, в том числе в игры с правилами, сюжетно-ролевые игры, предлагают варианты развития сюжета, выдерживают принятую роль.

Таким образом, применение социоигровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, формированию коммуникативных и социально-коммуникативных навыков, самоорганизации у дошкольников, а также позволяет повысить уровень познавательных и творческих способностей у дошкольников.

1

 

Список источников:

  1. Букатов В.М. «Карманная энциклопедия социоигровых приемов обучения дошкольников. Справочно-методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных групп детского сада».
  2. Веракса Н. Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы.
  3. Ершова А.П., Букатов В.М. Возвращение к таланту. СПб.; М., 2008.
  4. Шевченко, А.А. , Социо-игры на познавательных занятиях. ЗАТО г. Железногорск, 2011г.
  5. Шулешко, Е.Е. Социоигровые подходы в педагогике / Е.Е. Шулешко, А.П. Ершова.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий весеннего праздника в подготовительной группе детского сада «Весну-Красну закликаем!»

Сценарий весеннего праздника в подготовительной группе детского сада «Весну-Красну закликаем!» Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию...

«Путешествие в Африку». Конспект коррекционного занятия по познанию окружающего мира…

«Путешествие в Африку». Конспект коррекционного занятия по познанию окружающего мира в подготовительной к школе группе Программное содержание. Обучающие задачи: продолжать расширять представления детей...

Проект в средней группе на тему: «Осень»

Проект в средней группе на тему: «Осень»

Читайте также

НОД по финансовой грамотности «Разбойник «Монеточка» и его сокровища»

НОД по финансовой грамотности «Разбойник «Монеточка» и его сокровища» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации...

Электронная игра «Машина смекалочка» для детей среднего дошкольного возраста

Электронная игра «Машина смекалочка» для детей среднего дошкольного возраста. Методические рекомендации Интерактивное электронное дидактическое пособие по познавательному развитию предназначено для детей среднего...

Прием «Лови ошибку» в процессе обучения детей дошкольного возраста в…

Прием «Лови ошибку» в процессе обучения детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической направленности Одним из важных вопросов любой образовательной деятельности...