Художественно-эстетическое развитие ребенка средствами интеграции нетрадиционных техник рисования в образовательную деятельность дошкольной образовательной организации

Наиболее актуальной и одной из главных стратегических задач современной государственной политики в области образования является подготовка духовно богатого поколения, способного к полноценной, творческой самореализации в разных видах деятельности.

Дошкольные образовательные организации, реализующие образовательную деятельность в соответствии с требованиями предъявляемыми федеральными государственными образовательными стандартами, рассматривают художественно-эстетическое развитие как:
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Художественное творчество является одним из важнейших средств в формировании личности ребенка, становлении его сознания, характера, а также вносит весомое влияние на эстетическое развитие ребенка. Изобразительная деятельность дарит детям радость познания творчества. Испытав это чувство однажды, ребенок будет стремиться в своей изобразительной деятельности рассказать о том, что узнал, увидел, пережил. [1]

Современный педагог должен использовать в образовательной деятельности педагогические технологии для того, чтобы сделать процесс познания и восприятия окружающего мира и действительности интересным и содержательным, а самое главное - пробудить в ребенке самостоятельную активность, поддержать творческую инициативу, замотивировать на положительный результат.

В дошкольном воспитании термин «Педагогическая технология» рассматривается как компонент педагогической системы, способ построения педагогического процесса с помощью средств и методов воспитания и обучения дошкольников.

Технология эстетического развития детей дошкольного возраста средствами интеграции нетрадиционных техник в образовательной деятельности заключается в реализации следующих компонентов (последовательных этапов): воспроизведение – накопление детьми опыта эстетической деятельности. Интерпретация – постижение особенностей создания художественного образа объекта как отдельными видами искусства, так и в их интеграции. Творческой активности – активизации потребности детей в творческой самореализации. [3]

Опыт работы по внедрению и применению нетрадиционных техник рисования в образовательный процесс позволяет отметить, что именно нетрадиционные техники рисования создают на занятиях атмосферу радости, неожиданности и непредсказуемости, наполняют событийностью и непринужденностью. Позволяют ребенку быть открытым, раскованным, чувственным. Развивают инициативу, самостоятельность в принятии выбора композиции, использования материала и декора, цветового решения. Создают эмоционально положительное отношение к деятельности. Нетрадиционные техники рисования влияют также и на познавательное и интеллектуальное развитие. Ребенок учится нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. Ольга Новикова считает: "Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен".

Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществлять трудовые действия, овладеть определенными умениями. Дошкольники овладевают многими практическими навыками, которые необходимы для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволяет чувствовать себя самостоятельным. Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У ребенка формируется умение трудиться, воспитывается желание добиваться положительного результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребенка в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест после занятий.

Значение изобразительной деятельности для нравственного воспитания заключается в том, что в процессе занятий у детей воспитываются потребность и умение доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно выполнять действия, помогать товарищу, преодолевать собственные трудности. [1]

Основное же значение изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник состоит в том, что она является важным средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма. Для эстетического воспитания и развития изобразительных способностей ребенка большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства, в результате которого у ребенка развивается художественный вкус.[1]

Изобразительная деятельность дошкольников носит эмоциональный творческий характер. Педагогу следует создавать все условия для обеспечения эмоционально-образного восприятия действительности, формирования эстетических чувств и представлений, развития образного мышления и воображении. Важно отдельно отметить, что при проведении организованной изобразительной деятельности необходимо учитывать самочувствие детей, их эмоциональное состояние.

Проанализировав перечень нетрадиционных техник из разной литературы и обобщив имеющийся опыт работы, мы решили создать сборник методических рекомендаций по использованию в деятельности ДОО нетрадиционных техник рисования под названием «Веселая акварелька». Основная цель сборника - оказать методическую помощь педагогам, родителям и другим специалистам, в овладении и практическом применении нетрадиционных техник рисования. Каждая изобразительная техника рисования представлена с подробным описанием методики и приложением в виде презентации, на которой подробно рассказывается, как начать работать с данной техникой, пошаговое объяснение, а также какие необходимы материалы для работы.

Мы считаем, что художественно-эстетическое развитие ребенка будет проходить наиболее эффективно, если в образовательную деятельность ДОО интегрировать нетрадиционные техники рисования. Применение в жизни дошкольников, а также в оформлении помещения детской образовательной организации творческими работами детей наполняет жизнь новым смыслом, прекрасными идеями, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство восхищения и удовлетворенности.

В творческой деятельности мы видим свою задачу не столько в обучении детей нетрадиционным методам рисования, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе.

 

Литература:

1. Литвинова О.Э. Художественно-эстетическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста (изобразительная деятельность). Планирование образовательной деятельности. – СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.

2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа (образовательная область «Художественное творчество»): учебно-методическое пособие М.: ИД «Цветной мир», 2012.

3. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Найди пару»

Дидактическая игра «Найди пару» Дидактическая игра «Найди пару» будет интересна детям среднего дошкольного возраста. Данная игра направлена на развитие математических представлений...

Развитие связной речи у детей 5-6 лет в процессе рассказывания…

Развитие связной речи у детей 5-6 лет в процессе рассказывания по серии сюжетных картин Развитие связной речи является наиболее важной задачей...

Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха…

Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как...

Читайте также

Конспект организованной образовательной деятельности по художественному творчеству в разновозрастной группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по художественному творчеству в разновозрастной группе Тема: «Пограничник на посту» Программное содержание.  Учить детей создавать в рисунке образ...

Открытка для папы

Открытка для папы Получать подарки любят все! Но дарить, выбирать или делать их своими руками ещё приятней! К тому же этот...

Конспект НОД с детьми раннего возраста (2–3 г.) «Поможем Медвежонку»

Конспект НОД с детьми раннего возраста (2–3 г.) «Поможем Медвежонку» Цель: знакомство с сенсорными эталонами цвет, величина. Задачи. Образовательные: учить детей различать основные...