Методические рекомендации по организации деятельности педагога, направленные на формирование умений диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста

Учитывая результаты проведенной диагностики и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, были разработаны методические рекомендации по организации деятельности педагога, направленные на формирование умений диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Методические рекомендации включают описание деятельности педагога в работе с тремя субъектами воспитательно-образовательного процесса: детьми старшего дошкольного возраста, их родителями и педагогическим сообществом.

Методические рекомендации для педагога.

Для нормального речевого развития ребенку нужен не только взрослый, но и другие дети. Опыт общения со сверстниками существенно отражается на речевом развитии детей. Дошкольники, не имеющие опыта общения с ровесниками, испытывают значительные трудности в разговоре с ними, несмотря на желание вступить в контакт.

В целях развития умения дошкольника начинать общение (с разными людьми в разных обстоятельствах) можно использовать беседы на бытовые темы, о событиях общественной жизни, о жизни природы, о деятельности дошкольников в детском саду.

Эффективным приемом формирования умений диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста является рассказывание с опорой на наглядно воспринимаемую ситуацию; рассказывание на основе жизненного опыта; рассказывание на заданную тему.

В своих рассказах дети сообщают: с кем они живут, как зовут членов семьи, где они работают, что они делают дома, с кем дружат, рассказывают о своих играх и увлечениях.

Например, можно провести беседу с детьми на близкую им тему: «На нашем участке». Ребёнку предварительно даётся план рассказа, состоящий из пяти вопросов-заданий. Предлагается рассказать о том, что находится на участке; чем занимаются на участке дети; в какие игры они играют; назвать свои любимые игры и занятия; рассказать о занятиях и играх на участке зимой. После этого ребёнок составляет свой рассказ по отдельным фрагментам, перед каждым из которых соответствующий вопрос задания повторяется.

Приведем примеры игр, направленных на формирование умений диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.

1. Игра «Да и нет». Цель – знакомство дошкольников с вопросами как формой получения информации; побуждение детей к речевой поисковой активности.

Для реализации игры рекомендуется следующая система вопросов:

  • Этот предмет нужен папе, маме или всем?
  • Он съедобен?
  • Его можно надеть?
  • Им можно писать?
  • Он лежит на столе, в холодильнике, на кровати?
  • Он овальный? Он красный? И т.п.

Нужно придерживаться определенной логики: от назначения предмета – к его расположению – к выяснению внешних признаков, лишь затем назвать отгадку.

2. Игра «Почта». Цель – учить детей задавать вопросы и отвечать на них.

В детском коллективе определяется роль ведущего. Между ним и остальными участниками игры завязывается диалог:

  • Динь-дилинь.
  • Кто звонит?
  • Почта.
  • Чего Вы желаете?
  • Высылаем посылки для детей на Новый год?
  • А что в посылках?
  • Не знаем, но думаем новогодние подарки и угощения.
  • Дети будут рады, они будут петь, танцевать, прыгать, смеяться

Все играющие должны изобразить названные действия.

3. Игровое упражнение «Вот так». Цель – совершенствовать умение детей отвечать на вопросы, согласовывать движения со словами.

Дети стоят в кругу. Педагог задает детям вопросы, на которые они отвечают «вот так», сопровождая слова движениями.

  • Как дела?
  • Вот так (вытягивают вперед руку с поднятым вверх большим пальцем).
  • А смеешься?
  • Вот так (улыбаются).

Далее на все вопросы дети отвечают соответствующим жестом.

Вопросы предлагаются разнообразные: как рисуешь? как поешь? как спишь? как бежишь? как плывешь?

Далее роль ведущего берет на себя любой дошкольник, он учится придумывать и формулировать разные вопросы.

4. Игра «Будь внимателен!». Цель – учить детей корректно реагировать на различные сообщения.

Воспитатель объясняет детям, что иногда люди хотят поделиться своими радостями, или неприятностями. При таком общении, на радостное сообщение вежливо ответить: «Я рад (а) за тебя (вас)», «Очень приятно» и т.п. Если у человека неприятность/беда, то уместно такое высказывание: «Мне очень жаль».

Чтобы правильно среагировать на сообщение, нужно быть внимательным. Мы сейчас поучимся быть внимательными, поиграем. Тот, кому я брошу мяч, должен быстро ответить на мое сообщение так, чтобы поддержать мою радость или посочувствовать мне.

  • Я еду в гости.
  • Мне наконец-то сделали в комнате ремонт.
  • Я потеряла ключи от квартиры и т.д.

Тот, кто замешкается, выбывает из игры. А самый внимательный игрок становится ведущим

5. Игра «Найди ошибку». Цель – развивать внимание к речевым сообщениям и умение доброжелательно относится к ошибкам партнеров по общению, исправлять; выражать согласие в ответ на верные сообщения.

Педагог: «Сейчас я вам буду сообщать о чем-либо. Если вы заметите в моих суждениях ошибку, постарайтесь ее исправить и объяснить мне, почему так считаете. Например, «Да, Вы правы»; «Нет, не согласна с Вами».

Примеры суждений:

  • Баба-Яга жила в огромной трехкомнатной квартире, в центре города;
  • Заниматься спортом вредно.
  • Слушаться взрослых нельзя, потому что они не понимают, что хочет ребенок.
  • Если на улице лежит снег, значит скоро придет зима.

6. Игра «Учимся говорить НЕТ». Цель – учить детей вежливо отклонять предложение, мотивируя свой отказ:

Например,

  • Давай возьмем коньки, и поедем на каток. – Извините, но нет. Мама попросила убрать игрушки в комнате.
  • Помоги мне разукрасить стены в квартире красками. – Простите, я не могу этого сделать: на стенках красивые обои; и они не предназначены для рисования.

В аналогичных играх важно учитывать текущий уровень сформированности умений диалогической речи детей, работающих в парах. В диалог важно включать детей с одинаковым уровнем сформированности умений диалогической речи, поскольку, когда уровни более близки, для одного члена пары открывается возможность роста и для другого, более продвинутого, будет интересно. Поэтому они будут взаимодействовать продуктивно. Если же уровни сильно отличаются, то более «высокий» ребенок быстро потеряет интерес к такой игре, и продуктивности во взаимодействии не будет.

Методические рекомендации для педагога – комплекс игр, направленный на формирование умений диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Предложенные в комплексе игры можно использовать как в свободное время, так и на занятиях, в течение дня, постепенно усложняя речевую задачу игр.

Комплекс игр направлен на формирование выделенных в теоретической части исследования диалогических умений, включает два блока игр. Содержание комплекса игр представлено в таблице 4.

Таблица 4

Содержание комплекса игр по формированию умений диалогической речи у старших дошкольников

Этапы Мероприятия Используемые методы и приемы
I блок: Подготовительный Беседа «Собака в жизни человека» Беседа
II блок: Развивающий

Игры с телефоном:

  • вызови такси;
  • звонок на работу родителям;
  • звонок в поликлинику

Сюжетно-ролевые игры:

  • «Магазин»;
  • «Почта»;
  • «Семья»
  • «День рождения»
  • «Театр»
  • «Поликлиника»
Беседа
Инсценировка

 

 

 

 

Инсценировка

Первый блок – подготовительный – включал в себя мероприятия по подготовке детей к вступлению в диалоговое взаимодействие с партнером; устанавливать контакт со сверстниками.

Данный блок направлен на решение следующих задач:

  • развивать умение слушать и слышать партнёра, реагировать на его высказывания;
  • совершенствовать умение использовать слова, придающие эмоциональную окраску предметам, явлениям, ситуациям, состояниям.

Первый блок предложенного комплекса предусматривал серию бесед, игр, направленных на установление контакта с каждым ребенком, создание атмосферы дружеского общения. Воспитатель посредством непринужденной беседы выяснял способы дошкольников вступать в разговор, поддерживать его на элементарном уровне, давая ответы на вопросы. Беседа предполагала комплексное исследование ребенка: умение вступать в контакт, эмоциональное общение, развитие связной устной речи. Беседа представляла собой серию вопросов.

Проиллюстрируем реализацию беседы по подготовительном этапе с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Собака в жизни человека».

Оборудование: плакаты и открытки с изображением собак разных пород.

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поговорим о домашних животных – наших собаках.

Давайте посмотрим на плакат, какие они разные (инициация беседы): большие и ... (маленькие), гладкошерстные и ... (пушистые, лохматые), белые, черные и ... (серые, разноцветные и т.п.).

Собаку называют другом человека. Почему?

Как собака помогает человеку?

Собаку, которая сторожит дом, называют... (сторожевой). Охотнику помогает собака... (охотничья). Пасет овец собака... (пастух). Спасает человека, заблудившегося в горах, собака... (спасатель); собака, которая ведет слепого человека, это... (поводырь); которая ищет по следу... (ищейка).

- Ребята, у кого дома живёт собака?

- Какие интересные свои наблюдения хотите нам поведать?

В ходе беседы педагог выясняет, как дети ухаживают за своими животными, как они к ним относятся. А также отношение семьи к домашнему животному.

Воспитатель читает стихотворение о бездомной собаке.

Действительно, на улицах появляется много бездомных животных. Вы наверно часто видели на улице кошек и собак.

- Как они появляются на улице? - Кто в этом виноват?

- Почему люди бросают своих четвероногих друзей?

- Что можно сделать, что бы на улице не было бездомных животных?

- Ребята, как узнать, что собака бездомная?

- Что надо сделать, если вам повстречалась бездомная собака?

- Что надо сделать, если тебя укусила собака?

- Ребята, надо ли бережно относиться к бездомным животным? 

Педагог с помощью интонации и жестов побуждает детей включиться в разговор, закончить предложенные фразы. Если есть соответствующая иллюстрация, показывает ее детям.

Второй блок – развивающий – основан на умении детей поддерживать диалог, завершать его. В данном блоке были предусмотрены задания и игры по формированию и совершенствованию умений высказываться на любые темы из личного опыта; проявлять инициативу в общении, отвечать на поставленные вопросы, пользоваться речевым этикетом. Содержание игр представлено в Приложении 1.

Этот блок направлен на решение следующих задач:

  • развивать умения прямо адресовать свое обращение;
  • -побуждать детей к диалогу, учить анализировать свои и чужие высказывания;
  • способствовать формированию умения обмениваться чувствами, представлениями, переживаниями, высказывать собственное мнение;
  • способствовать формированию умения обращаться с просьбой, вопросом к сверстнику/взрослому.

Мы выявили, что работа по формированию умений диалогической речи будет плодотворной, если использовать сюжетно-ролевые игры. В сюжетно-ролевой игре дети придумывают свой сюжет, разыгрывают диалоги и в ходе всего процесса взаимодействуют друг с другом, вступая в реальные отношения. Для того, чтобы в такой игре диалогическое общение развивалось, необходимо обогащать знания детей об окружающих социальных отношениях, т.е. взрослый должен принимать активное участие в детских играх и выступать в качестве партнера

В содержание комплекса включены игры с телефоном. Данные игры направлены на формирование умений диалогической речи у дошкольников. Так, в ходе этих игр дошкольники учатся задавать вопросы, вести диалог.

Оборудование: два телефона (желательно игрушечных).

Инструкция. Дети садятся друг от друга на небольшом расстоянии и звонят друг другу. Тему для телефонного разговора определял воспитатель. Игры организуются парами, при этом воспитатель имеет удобную возможность оценить, насколько ребенок овладел способами диалогического общения. Для этого воспитатель наблюдает, как дети выполняют задание.

Пример реализации игр с телефоном представлен в Приложении 2.

В содержание комплекса включены сюжетно-ролевые игры «Театр», «Магазин», «Почта», «Семья», «День Рождения», которые предполагают инсценировку сюжета; инсценировку диалогов: продавец – покупатель; парикмахер – клиент; врач – пациент и др.

Эти игры более продолжительны по времени и разнообразнее по содержанию. В сюжетно-ролевых игра дети принимают на себя разные социальные роли, в обыгрывании которых включаются в прямое, направленное друг на друга общение. В ходе этих игр дети совершают различные действия, диктуемые логикой роли, и тормозят другие действия, противоречащие характеру взятой роли. Детям старшего дошкольного возраста свойственна подражательность, поэтому роль воспитателя заключается в показе действий, эмоций, объяснении правил игры.

Перед каждой игрой с детьми дошкольного возраста в группе должен быть организован разговор: кто какую роль играет, как он действует, чьи приказы выполняет.

Организация совместных видов деятельности стимулирует активную речь дошкольников, поскольку такая деятельность (игровая) интересна и значима для детей, а ее успешность достигается с помощью речевых действий. Целенаправленная работа по развитию диалогической речи и формированию диалогических умений обеспечивает не только интенсивное речевое общение, но и взаимопринятие детей друг другом, повышение самооценки, проявление собственной активности каждым ребенком.

Особое внимание на всех этапах уделялось формированию культуры общения – навыков речевого этикета.

Методические рекомендации для педагога по работе с родителями.

В «Концепции дошкольного воспитания» говорится о том, что одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка. Поэтому в рамках нашей работы были даны рекомендации по работе с родителями в целях развития и совершенствования умений диалогической речи у старших дошкольников. В работе с родителями главная цель – сделать их партнерами воспитательно-образовательного процесса.

Для этого мы предлагаем следующие направления:

  • мотивирование родителей для участия их в процессе формирования культуры диалогического общения у детей: семинар-практикум для родителей «Общение с ребенком в семье как диалог» с предоставлением вниманию родителей презентации «Развитие диалогической речи детей с использованием игр»;
  • знакомство родителей с деятельностью дошкольной организации по развитию связной речи дошкольников: проведение открытого занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста.
  • информирование родителей по вопросам игровых приемов формирования умений диалогической речи у ребенка дома: групповые и индивидуальные консультации, выпуск для родителей информированных листков «Мы играем с дочкой/ сыночком»;
  • вовлечение родителей в совместную деятельность с дошкольниками, например, с помощью создания семейных стенгазет. Дети вместе с родителями отбирают фото, где отображено значимое событие в жизни ребенка, которое вызвало положительные эмоции ребенка (чаще всего это дни рождения, или походы в интересные для ребенка места: зоопарк, кинотеатр; а также поездки на море и др).

Стенгазету вывешивают в раздевалке в доступном для детей месте, обсуждение газеты идет в удобное время: во время утреннего приема, сбора детей на прогулку, ухода домой. Родители в данном случае будут активными участниками диалогов.

Важно, чтобы в результате совместно деятельности родители совместно с детьми выступали с концертными номерами, включались в детские театрализации, участвовали в конкурсах. Особое место среди праздников занимают детские дни рождения, которые каждая семья может провести по-своему, в соответствие с идеями и желаниями родителей и именинника.

Необходимо, чтобы во время совместной работы педагог поддерживал активность родителей, подчеркивал, что ему и детям без участия родителей не обойтись, обращал их внимание на то, как многому научились дети в совместной деятельности с родителями, как они гордятся своими близкими.

Полноценный диалог немыслим без установления диалогических отношений и такие диалогические отношения должны включаться как в общение ребенка с взрослым, так и во взаимодействие со сверстниками, как подлинной детской коммуникативной самодеятельности.

Только при правильном постоянном педагогическом воздействии дошкольники будут владеть правильной, чистой, красивой речью, позитивно взаимодействовать в коллективе.

Таким образом, создавая условия для формирования умений диалогической речи детей старшего дошкольного возраста, педагог помогает ребенку овладеть умениями вступать в диалог, поддерживать и завершать диалог для успешного обучения в школе, комфортного общения со сверстниками и взрослыми людьми.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра по декоративно-прикладному творчеству «Третий лишний»

Дидактическая игра по декоративно-прикладному творчеству «Третий лишний»

Конспект занятия по лепке из соленого теста «Снежный заяц»

Конспект занятия по лепке из соленого теста «Снежный заяц» Цель: Формирование умения передавать в лепке характерные черты животного, создавать сюжетную композицию.Задачи:Образовательные:• Передавать...

Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического…

Развитие творческого мышления дошкольников средствами игровых технологий с использованием математического планшета «Геометрик»

Читайте также

Путешествие в город Мастеров

Путешествие в город Мастеров Цель: формирование реалистических представлений о труде людей. Задачи: 1. Сформировать представления о профессии строитель, о строительных специальностях, о необходимости и...

Влияние оригами на всесторонне развитие детей дошкольного возраста

Влияние оригами на всесторонне развитие детей дошкольного возраста «Из обычного листа бумаги можно сотворить целый мир». В.Дегтева. Оригами — это искусство складывания бумажных...

Структура интегрированного занятия

Структура интегрированного занятия Понятие «интеграция» в словаре иностранных слов объясняется как «восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей». Интегрирование – объединение частей...