Взаимное сотрудничество педагога, педагога-психолога и семьи

Семья — это естественная группа, основанная на супружеском союзе и родственных связях, в которой со временем возникают стереотипы взаимодействия. Эти стереотипы оказывают прямое влияние на создание семейной структуры, что, в конечном итоге определяет функционирование каждого члена семьи, очерчивая диапазон его поведения.

Каждая семья имеет свою структуру, отличную от формальной, привычной системы ролей. Но какой бы ни была психологическая структура семьи, ее главная задача — поддерживать индивидуальность, создавая условия для ее развития и, в то же время, создавать ощущение принадлежности к целому, чему-то большему, чем отдельный индивид.

Кризисные периоды в жизни семьи:

  • Эмоциональные стрессы ребенка (конфликты с родителями, сверстниками, адаптационные периоды), эмоциональное состояние ребенка (агрессивность, тревожность, замкнутость и др.).
  • Выбор и согласование родителями оптимального стиля, методов воспитания ребенка.
  • Поведенческие нарушения детей (психомоторные нарушения, заикание, невротические реакции и патологические привычки).
  • Проблемы в эмоционально-волевой сфере: плач по поводу и без повода, неуверенность, капризы, робость, боязливость, обидчивость, истерики, беззащитность, боязнь незнакомых ситуаций.
  • Проблемы адаптации.
  • Взаимоотношения со сверстниками в группе.
  • Проблемы в развитии обучении.
  • Взаимоотношения между педагогом и ребенком.

Формирование психологической компетенции родителей подразумевает психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам возрастных особенностей ребенка, о способах рациональной организации досуга ребенка, о способах предупреждения отклонений в поведении ребенка. Цель психологического сопровождения родителей обучающихся – установление тесного и постоянного сотрудничества детского сада и семьи, позволяющее помочь родителям наладить партнёрский диалог со своим ребёнком на основе полученных знаний о возрастных психологических закономерностях и индивидуальных особенностях детей. Психолого-педагогическое сопровождение родителей позволяет организовать взаимодействие по выявлению и анализу реальных или потенциальных личностных проблем у родителя, совместному проектированию возможного выхода из них. Под психолого-педагогическим сопровождением семьи, с целью предупреждения рисков, мы понимаем, комплекс коррекционных психолого-педагогических мер, направленных на формирование психологической компетенции родителей, а также на оптимизацию детско-родительских отношений. Одной из основных составляющих психологической компетентности ребенка дошкольного возраста является знакомство со способами гармонизации эмоционально-волевой сферы, особенно в период адаптации к новой группе, к новым условиям, людям. Умение регулировать свои эмоциональные процессы чрезвычайно важно для дошкольника, поскольку именно оно помогает ребенку найти адекватные способы снятия напряжения. Для этого совместно с психологом мы проводим анкетирование родителей, знакомим родителей с брошюрами, содержащими информацию про адаптационный период, даём рекомендации, организуем совместно с психологом различные игровые ситуации. Беседы с родителями на тему: «Возрастные кризисы у детей»; Родительские собрания; Семинар для родителей «Поощрение и наказания. за и против», целью которого является формирование у родителей представлений об оптимальных способах поощрения и наказания ребенка; Формирование навыков сотрудничества; Семинар-тренинг «Сказка как метод формирования ценностей ребенка», целью которого является расширение у родителей представлений о способах формирования ценностной сферы ребенка; Совместный детско-родительский тренинг («Герб семьи»), цель которого является совместная деятельность с целью сплочения членов семьи; «Игры, которые лечат»; Обучение развивающим играм.

 

Список использованных источников

  1. Алексеева, Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку? Учебно-методическое пособие; РЕЧЬ. Санкт-Петербург 2008, 2-изд.-283 с.
  2. Ермаченко, Н. А. Психолого-педагогическое сопровождение семьи как средство предупреждения социальных рисков безопасности детства / Н. А. Ермаченко, О. В. Зайцева // Управление рисками, влияющими на уровень социальной безопасности детства: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным
  3. участием, Екатеринбург, 13–14 ноября 2014 г. / отв. ред. Е. В. Патраков. — Екатеринбург : УрФУ, 2015. — С. 181-185.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Авторская разработка музыкально-ритмической композиции «Лягушата»

Авторская разработка музыкально-ритмической композиции «Лягушата» для детей старшего дошкольного возраста Танец «Лягушек» с гитарами, исполняет группа «Песняры» из м/ф «Квака-задавака». (В танце участвуют...

Занятие по рисованию в группе раннего возраста «Снег идет»

Занятие по рисованию в группе раннего возраста «Снег идет» Цель: учим детей рисовать красками, правильно держать кисточку, закрепляем знания цветов, воспитываем интерес...

Образовательная ситуация по познавательному развитию в подготовительной группе на тему…

Образовательная ситуация по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Помощь леснику. Пищевые цепочки» с использованием ИКТ технологии Цель: Уточнить представления...

Читайте также

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Весёлая Масленица»

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Весёлая Масленица» Цель: расширять знания детей о праздниках на Руси; продолжать знакомить с русским народным праздником «...

Рабочая программа кружка «Английский язык»

Рабочая программа кружка «Английский язык»

Сказка как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности

Сказка как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности Популярность сказок в настоящее время заметно снижена на фоне появления различных мультфильмов...