Взаимное сотрудничество педагога, педагога-психолога и семьи

Семья — это естественная группа, основанная на супружеском союзе и родственных связях, в которой со временем возникают стереотипы взаимодействия. Эти стереотипы оказывают прямое влияние на создание семейной структуры, что, в конечном итоге определяет функционирование каждого члена семьи, очерчивая диапазон его поведения.

Каждая семья имеет свою структуру, отличную от формальной, привычной системы ролей. Но какой бы ни была психологическая структура семьи, ее главная задача — поддерживать индивидуальность, создавая условия для ее развития и, в то же время, создавать ощущение принадлежности к целому, чему-то большему, чем отдельный индивид.

Кризисные периоды в жизни семьи:

  • Эмоциональные стрессы ребенка (конфликты с родителями, сверстниками, адаптационные периоды), эмоциональное состояние ребенка (агрессивность, тревожность, замкнутость и др.).
  • Выбор и согласование родителями оптимального стиля, методов воспитания ребенка.
  • Поведенческие нарушения детей (психомоторные нарушения, заикание, невротические реакции и патологические привычки).
  • Проблемы в эмоционально-волевой сфере: плач по поводу и без повода, неуверенность, капризы, робость, боязливость, обидчивость, истерики, беззащитность, боязнь незнакомых ситуаций.
  • Проблемы адаптации.
  • Взаимоотношения со сверстниками в группе.
  • Проблемы в развитии обучении.
  • Взаимоотношения между педагогом и ребенком.

Формирование психологической компетенции родителей подразумевает психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам возрастных особенностей ребенка, о способах рациональной организации досуга ребенка, о способах предупреждения отклонений в поведении ребенка. Цель психологического сопровождения родителей обучающихся – установление тесного и постоянного сотрудничества детского сада и семьи, позволяющее помочь родителям наладить партнёрский диалог со своим ребёнком на основе полученных знаний о возрастных психологических закономерностях и индивидуальных особенностях детей. Психолого-педагогическое сопровождение родителей позволяет организовать взаимодействие по выявлению и анализу реальных или потенциальных личностных проблем у родителя, совместному проектированию возможного выхода из них. Под психолого-педагогическим сопровождением семьи, с целью предупреждения рисков, мы понимаем, комплекс коррекционных психолого-педагогических мер, направленных на формирование психологической компетенции родителей, а также на оптимизацию детско-родительских отношений. Одной из основных составляющих психологической компетентности ребенка дошкольного возраста является знакомство со способами гармонизации эмоционально-волевой сферы, особенно в период адаптации к новой группе, к новым условиям, людям. Умение регулировать свои эмоциональные процессы чрезвычайно важно для дошкольника, поскольку именно оно помогает ребенку найти адекватные способы снятия напряжения. Для этого совместно с психологом мы проводим анкетирование родителей, знакомим родителей с брошюрами, содержащими информацию про адаптационный период, даём рекомендации, организуем совместно с психологом различные игровые ситуации. Беседы с родителями на тему: «Возрастные кризисы у детей»; Родительские собрания; Семинар для родителей «Поощрение и наказания. за и против», целью которого является формирование у родителей представлений об оптимальных способах поощрения и наказания ребенка; Формирование навыков сотрудничества; Семинар-тренинг «Сказка как метод формирования ценностей ребенка», целью которого является расширение у родителей представлений о способах формирования ценностной сферы ребенка; Совместный детско-родительский тренинг («Герб семьи»), цель которого является совместная деятельность с целью сплочения членов семьи; «Игры, которые лечат»; Обучение развивающим играм.

 

Список использованных источников

  1. Алексеева, Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку? Учебно-методическое пособие; РЕЧЬ. Санкт-Петербург 2008, 2-изд.-283 с.
  2. Ермаченко, Н. А. Психолого-педагогическое сопровождение семьи как средство предупреждения социальных рисков безопасности детства / Н. А. Ермаченко, О. В. Зайцева // Управление рисками, влияющими на уровень социальной безопасности детства: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным
  3. участием, Екатеринбург, 13–14 ноября 2014 г. / отв. ред. Е. В. Патраков. — Екатеринбург : УрФУ, 2015. — С. 181-185.


Новые публикации

Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста

Значение пальчиковых игр для детей дошкольного возраста Научно доказано, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность...

Путешествие по стране геометрических фигур

Путешествие по стране геометрических фигур Цель: закрепить у дошкольников старшего возраста представления о геометрических фигурах. Задачи: учить составлять из геометрических фигур изображение различных...

Сценарий праздника 8 Марта, для детей подготовительной группы

Сценарий праздника 8 Марта, для детей подготовительной группы Цель: Создать праздничное настроение у детей и родителей. Задачи: Развивать творческие и музыкальные способности...

Читайте также

Система экологического воспитания дошкольников в сельском детском саду

Система экологического воспитания дошкольников в сельском детском саду

Дополнительная образовательная программа «Праздник в моем доме»

Дополнительная образовательная программа «Праздник в моем доме»

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры средствами музейной педагогики

Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры средствами музейной педагогики В современном обществе особое внимание уделяется изучению, сохранению и передаче народных традиций...

Читайте также

Конспект занятия «Робот сдает экзамен»

Конспект занятия «Робот сдает экзамен» Цель: формирование познавательных действий, становление сознания. Задачи: - Закрепить понятия: цвет, форма, числа 0-10. - Закрепить навыки программирования и...

Конспект экологического КВН в подготовительной группе «Край, в котором ты…

Конспект экологического КВН в подготовительной группе «Край, в котором ты живешь!» Цели:• закреплять знания детей о природе Крыма, флоре и фауне Крыма; • формировать у детей...

Сценарий 23 февраля «Весёлые старты»

Сценарий 23 февраля «Весёлые старты» Под песню «Россия» в зал входят дети, танцуют и становятся полукругом. Ведущая:  Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Мы рады видеть вас...





В блогах

Сюжетно-образовательная ситуация с детьми 2 младшей группы. Познавательное развитие . Круг…

Цель: 1. Формировать представление о круге как общей форме некоторых предметов, умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки; 2. Формировать опыт определения затруднения ( на основе рефлексивного метода); 3.Закрепить умение считать до 2, умение сравнивать предметы по свойствам. Материал Демонстрационный:...

Конспект занятия по ПДД в подготовительной группе. Безопасная прогулка по улице от детского сада до…

Цели: • углублять знания детей о Правилах дорожного движения (ПДД) и безопасного поведения на улице; • учить различать дорожные знаки, знать их назначение; • воспитывать внимание, навыки осознанного использования ПДД в повседневной жизни. Оборудование и материалы: карта-схема прогулки, дорожные знаки...

«Секреты общения с ребёнком в семье»

Цель: дать возможность родителям задуматься над проблемой общения с ребёнком. Вооружить родителей приёмами эффективного общения. Ход собрания Участники располагаются по кругу. - Здравствуйте, уважаемые мамы и папы, я рада приветствовать на нашем собрании. Сегодня мы поговорим с вами о том...

Семинар- практикум для педагогов «Эффективное взаимодействие педагога с детьми в условиях ФГОС ДО»

Цель:  определение условий для наиболее эффективного взаимодействия педагогов с детьми. Задачи: показать влияние на общение с детьми авторитарного, либерального и демократического стиля общения; оказать помощь педагогам в осознании влияния этих стилей с помощью организации «проживания» ими роли обучающегося на занятии;...