Праздник ты чей?

Уважаемые коллеги, музыкальные руководители и воспитатели детских садов, предлагаю порассуждать вместе со мной, а может быть, и поспорить на тему «Праздники в детском саду: они для детей или для их родителей?»
Думаю, педагоги-дошкольники единодушно ответят: «Конечно, для детей! А как иначе?» А вот мамы и папы, скорее всего, возразят: «Праздники для нас, для родителей! Мы вам детей привели, а потому извольте. ..»
Я, конечно же, разделяю мнение своих коллег: праздники, или, как их ещё называют, утренники, досуги, развлечения, - всё это проводится в детском саду для детей, причём присутствие родителей на этих мероприятиях желательно, но вовсе не обязательно. Почему? Давайте вместе в этом разберёмся.

Праздник - детям или дети - празднику?
И дети, и их родители (не знаю, кто из них в большей степени) всегда ждут объявления о дне проведения праздника: Нового года, 8 Марта, Осенин и т.д., не говоря уже о празднике выпуска в школу. Этот день - заметное событие в жизни ребёнка и его семьи, событие приятное, часто запоминающееся. Родители, затевая предпраздничную суету (покупка нового платья, карнавального костюма, заказ профессиональной видеосъёмки), ожидают увидеть в этот день очередной показательный концерт, на котором их ребёнок продемонстрирует свои исполнительские способности. Причём желательно, чтобы эти способности он продемонстрировал всем присутствующим сольно, а не коллективно.

 Такое отношение родителей к праздник порой приводит к курьёзным (а может быт: грустным?) моментам. Как-то во время новогоднего утренника, когда по ходу сказк. Фея ночи гасила блеск месяца и свечение звёзд на небе, в зале (по задумке организаторов праздника) было выключено основное освещение (в это время включалис: световые эффекты) до тех пор, пока чарь Феи не пали. После окончания утренника вместо слов благодарности за использование света в решении сценических задач мь выслушали от родителей упрёки за невозможность проведения полноценной видео-и фотосъёмки в течение 15 минут!
Наконец день праздника назначен. И тут выясняется ряд неприятных для родителей обстоятельств, например участие в утреннике детей другой группы. «К чему нам чужие дети? - вопрошают мамы и папы. - Нам этого не надо!» И не желая подумать о том, что, может быть, это надо их ребёнку, и не удосужившись выяснить у музыкального руководителя - организатора праздника, почему в нём участвуют две группы детей, прямиком маршируют к заведующей с целью добиться одного: наш праздник - для наших детей!
О чём бы я поговорила с родителями? Прежде всего я бы спросила: для чего вы это делаете? Не для того ли, чтобы, избавившись от присутствия «чужих детей», в очередной раз пополнить семейную видеотеку полноценным шедевром с собственным ребёнком в главной роли?
Ну, хорошо, вы добились своего: на утреннике присутствует только ваша группа. Что дальше? А дальше ваши дети, извините за невольное сравнение, словно маленькие крепостные актёры, на протяжении всего праздника начинают ублажать вас, дорогих гостей: петь, плясать, снова петь и опять плясать... И так все 40 минут, а то и больше (в зависимости от возраста дошкольников и степени насыщенности праздника номерами)! За весь концерт им порой и присесть некогда: только успевай строиться на танец, выходить на песенку, брать в руки платочки, цветочки, разные шапочки и прочие атрибуты. В отличие от взрослых зрителей, дети знают весь ход праздника, все его концертные номера -ведь они исполняют репертуар, на котором «сидели» последние полтора-два месяца.
Я думаю, вы со мной согласитесь, что такой праздник не подарит детям ощущения новизны, не утолит жажду узнавания чего-то интересного, незнакомого, не обогатит их опыт. Если бы на утреннике присутствовали дети другой возрастной группы, такого бы не случилось. Ведь только в стенах детского сада ребёнок может услышать новые для него песни, увидеть новые танцы, познакомиться с неизвестными ему стихами, с театрализованными сценками и даже спектаклями в исполнении старших дошкольников.
Общение детей разных возрастных групп даже в рамках праздника - это не только пища для ума, но и для души. Однажды я стала свидетелем совместного фольклорного выступления детей шести и... трёх лет! Старшие пели для малышей народные попевки, усадив их рядом, а кто-то и на колени, играли с ними в ладушки, заботливо поправляли на них одежду.
Необыкновенно тёплые, трепетные ощущения испытали и дети, и взрослые от того единения, какого-то материнско-сестрин-ского контакта, который возник на сцене. Согласитесь, ведь не у каждого ребёнка есть опыт такого общения в своей семье.

Если проведение праздника ложится на плечи одной группы, то детей утомляет необходимость постоянно быть собранными в пении, внимательными в танце. Одни откровенно ждут окончания мероприятия, другие настолько перевозбуждаются, что порой забывают, где находятся и для чего пришли на праздник. Когда дети «отработали по полной», у них неизбежно происходит эмоциональный спад, начинаются капризы даже у самых спокойных и уравновешенных. Разве таким должен быть итог мероприятия?
Я понимала, что надо попытаться изменить сложившуюся ситуацию. Сделать так, чтобы родители поняли меня и педагогов -моих единомышленников, посмотрели на детский праздник нашими глазами.
И мы решили разрабатывать и проводить в нашем ДОУ познавательные досуги, которые стали прекрасной заменой традиционным праздникам.


Источник: журнал "Ребенок в детском саду".



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Волшебный круг» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии

Дидактическая игра «Волшебный круг» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии Цель: освоение детьми базовой модели ТРИЗ «Объект – Имя признака – Значение имени признака». Задачи: -...

Сценарий к празднику осени «Осень в лесу» для средней группы

Сценарий к празднику осени «Осень в лесу» для средней группы Зал украшен осенними листьями. Под медленную музыку в зал входят дети, садятся на стульчики. Ведущий: Здравствуйте...

ТРИЗ технологии в детском саду

ТРИЗ технологии в детском саду В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, требуют от человека качеств...

Читайте также

Занятие по рисованию в группе раннего возраста. Тема: «Птички»

Занятие по рисованию в группе раннего возраста. Тема: «Птички» Цель: учим детей рисовать ладошками, закрепляем знания цветов, воспитываем интерес и желание...

Конспекта занятия по художественно эстетическому развитию в средней группе. Тема:…

Конспекта занятия по художественно эстетическому развитию в средней группе Тема: Выполнение аппликации из бумаги «Подарок для зайчика» в технике обрывной...

Конспект занятия «Познавательное развитие» «В гости к Весёлому Рюкзачку»

Конспект занятия «Познавательное развитие» «В гости к Весёлому Рюкзачку» Цель: Расширять знания в области природоведения, экологии, туризма.Задачи:Образовательные: Расширять знания детей в...