Праздник ты чей?

Уважаемые коллеги, музыкальные руководители и воспитатели детских садов, предлагаю порассуждать вместе со мной, а может быть, и поспорить на тему «Праздники в детском саду: они для детей или для их родителей?»
Думаю, педагоги-дошкольники единодушно ответят: «Конечно, для детей! А как иначе?» А вот мамы и папы, скорее всего, возразят: «Праздники для нас, для родителей! Мы вам детей привели, а потому извольте. ..»
Я, конечно же, разделяю мнение своих коллег: праздники, или, как их ещё называют, утренники, досуги, развлечения, - всё это проводится в детском саду для детей, причём присутствие родителей на этих мероприятиях желательно, но вовсе не обязательно. Почему? Давайте вместе в этом разберёмся.

Праздник - детям или дети - празднику?
И дети, и их родители (не знаю, кто из них в большей степени) всегда ждут объявления о дне проведения праздника: Нового года, 8 Марта, Осенин и т.д., не говоря уже о празднике выпуска в школу. Этот день - заметное событие в жизни ребёнка и его семьи, событие приятное, часто запоминающееся. Родители, затевая предпраздничную суету (покупка нового платья, карнавального костюма, заказ профессиональной видеосъёмки), ожидают увидеть в этот день очередной показательный концерт, на котором их ребёнок продемонстрирует свои исполнительские способности. Причём желательно, чтобы эти способности он продемонстрировал всем присутствующим сольно, а не коллективно.

 Такое отношение родителей к праздник порой приводит к курьёзным (а может быт: грустным?) моментам. Как-то во время новогоднего утренника, когда по ходу сказк. Фея ночи гасила блеск месяца и свечение звёзд на небе, в зале (по задумке организаторов праздника) было выключено основное освещение (в это время включалис: световые эффекты) до тех пор, пока чарь Феи не пали. После окончания утренника вместо слов благодарности за использование света в решении сценических задач мь выслушали от родителей упрёки за невозможность проведения полноценной видео-и фотосъёмки в течение 15 минут!
Наконец день праздника назначен. И тут выясняется ряд неприятных для родителей обстоятельств, например участие в утреннике детей другой группы. «К чему нам чужие дети? - вопрошают мамы и папы. - Нам этого не надо!» И не желая подумать о том, что, может быть, это надо их ребёнку, и не удосужившись выяснить у музыкального руководителя - организатора праздника, почему в нём участвуют две группы детей, прямиком маршируют к заведующей с целью добиться одного: наш праздник - для наших детей!
О чём бы я поговорила с родителями? Прежде всего я бы спросила: для чего вы это делаете? Не для того ли, чтобы, избавившись от присутствия «чужих детей», в очередной раз пополнить семейную видеотеку полноценным шедевром с собственным ребёнком в главной роли?
Ну, хорошо, вы добились своего: на утреннике присутствует только ваша группа. Что дальше? А дальше ваши дети, извините за невольное сравнение, словно маленькие крепостные актёры, на протяжении всего праздника начинают ублажать вас, дорогих гостей: петь, плясать, снова петь и опять плясать... И так все 40 минут, а то и больше (в зависимости от возраста дошкольников и степени насыщенности праздника номерами)! За весь концерт им порой и присесть некогда: только успевай строиться на танец, выходить на песенку, брать в руки платочки, цветочки, разные шапочки и прочие атрибуты. В отличие от взрослых зрителей, дети знают весь ход праздника, все его концертные номера -ведь они исполняют репертуар, на котором «сидели» последние полтора-два месяца.
Я думаю, вы со мной согласитесь, что такой праздник не подарит детям ощущения новизны, не утолит жажду узнавания чего-то интересного, незнакомого, не обогатит их опыт. Если бы на утреннике присутствовали дети другой возрастной группы, такого бы не случилось. Ведь только в стенах детского сада ребёнок может услышать новые для него песни, увидеть новые танцы, познакомиться с неизвестными ему стихами, с театрализованными сценками и даже спектаклями в исполнении старших дошкольников.
Общение детей разных возрастных групп даже в рамках праздника - это не только пища для ума, но и для души. Однажды я стала свидетелем совместного фольклорного выступления детей шести и... трёх лет! Старшие пели для малышей народные попевки, усадив их рядом, а кто-то и на колени, играли с ними в ладушки, заботливо поправляли на них одежду.
Необыкновенно тёплые, трепетные ощущения испытали и дети, и взрослые от того единения, какого-то материнско-сестрин-ского контакта, который возник на сцене. Согласитесь, ведь не у каждого ребёнка есть опыт такого общения в своей семье.

Если проведение праздника ложится на плечи одной группы, то детей утомляет необходимость постоянно быть собранными в пении, внимательными в танце. Одни откровенно ждут окончания мероприятия, другие настолько перевозбуждаются, что порой забывают, где находятся и для чего пришли на праздник. Когда дети «отработали по полной», у них неизбежно происходит эмоциональный спад, начинаются капризы даже у самых спокойных и уравновешенных. Разве таким должен быть итог мероприятия?
Я понимала, что надо попытаться изменить сложившуюся ситуацию. Сделать так, чтобы родители поняли меня и педагогов -моих единомышленников, посмотрели на детский праздник нашими глазами.
И мы решили разрабатывать и проводить в нашем ДОУ познавательные досуги, которые стали прекрасной заменой традиционным праздникам.


Источник: журнал "Ребенок в детском саду".



Новые публикации

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения

Адаптация детей дошкольного возраста к условиям дошкольного учреждения Детский сад – это новое окружение, новая обстановка, новые люди. Адаптацией принято называть...

Конспект непосредственно-образовательной музыкальной деятельности «Приглашаю всех детей на экскурсию в…

Конспект непосредственно-образовательной музыкальной деятельности «Приглашаю всех детей на экскурсию в музей» Подготовительная группа Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь...

Дидактическая игра «Спрячь мышку»

Дидактическая игра «Спрячь мышку» Аннотация: Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме...

Читайте также

Занятие для детей 6-7 лет. Конструирование из бумаги «Лотос»

Занятие для детей 6-7 лет Конструирование из бумаги «Лотос»

«Чиполлино и все-все-все» Сценарий

«Чиполлино и все-все-все» подготовительная группа (5 гр.) План 1. Монтаж 2. Песня «Осень пришла» 3. Монтаж 4. Песня «Осенняя песня» 5. Выход ведущих-детей 6. Сказка 7. Домик Тыквы (песенка...

Конспект НОД в средней группе по патриотическому воспитанию. Тема: Моя…

Конспект НОД в средней группе по патриотическому воспитаниюТема: Моя семья Виды детской деятельн6ости: игровая, коммуникативная, продуктивная. Цель: Формирование представлений о семье и родственных...


Комментарии

  • Мария
    muzofond.fm/.../... (https://muzofond.fm/search/учитель%20танцев%20на)

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...





В блогах

Конспект занятия по плаванию …

Средняя группа. Подготовила и провела: инструктор по плаванию Номировская Елена Николаевна. Цель:  используя оборудование, приобщать малышей к плаванию. Способствовать повышению сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды путём закаливания.  Задачи:  совершенствовать погружение под воду с головой, смело открывая глаза при этом...

Доклад на тему:«Использование современных образовательных технологий (с обоснованием эффективного применения здоровьесберегающих технологий) на занятиях по…

Подготовила инструктор по плаванию: Номировская Елена Николаевна. Всем известно, что в основе физического воспитания дошкольников лежит развитие двигательной активности. И наиболее оптимальным видом физической активности является плавание, так как оказывает на ребёнка благоприятное укрепляющее и психологическое воздействие. Плавание – комплексный...

Сценарий осеннего развлечения "Пропавшая Осень" для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий осеннего развлечения «Пропавшая Осень» для детей старшего дошкольного возраста Действующие лица: Взрослые: Кикимора бесцветная Леший Мусорильда Осень Дети: Самовар Хозяюшки Паучок — кукла Дети под музыку парами входят в музыкальный зал, танцуют и становятся парами в шахматном порядке. Ведущий...

Сценарий родительского собрания тему: «Бережем здоровье с детства, или 10 заповедей здоровья»

15 октября 2021 года состоялось родительское собрание. Сценарий родительского собрания тему: «Бережем здоровье с детства, или 10 заповедей здоровья»   Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто Сократ.   Здоровый малыш — счастливый малыш. Народная мудрость    ...