Праздник ты чей?

Уважаемые коллеги, музыкальные руководители и воспитатели детских садов, предлагаю порассуждать вместе со мной, а может быть, и поспорить на тему «Праздники в детском саду: они для детей или для их родителей?»
Думаю, педагоги-дошкольники единодушно ответят: «Конечно, для детей! А как иначе?» А вот мамы и папы, скорее всего, возразят: «Праздники для нас, для родителей! Мы вам детей привели, а потому извольте. ..»
Я, конечно же, разделяю мнение своих коллег: праздники, или, как их ещё называют, утренники, досуги, развлечения, - всё это проводится в детском саду для детей, причём присутствие родителей на этих мероприятиях желательно, но вовсе не обязательно. Почему? Давайте вместе в этом разберёмся.

Праздник - детям или дети - празднику?
И дети, и их родители (не знаю, кто из них в большей степени) всегда ждут объявления о дне проведения праздника: Нового года, 8 Марта, Осенин и т.д., не говоря уже о празднике выпуска в школу. Этот день - заметное событие в жизни ребёнка и его семьи, событие приятное, часто запоминающееся. Родители, затевая предпраздничную суету (покупка нового платья, карнавального костюма, заказ профессиональной видеосъёмки), ожидают увидеть в этот день очередной показательный концерт, на котором их ребёнок продемонстрирует свои исполнительские способности. Причём желательно, чтобы эти способности он продемонстрировал всем присутствующим сольно, а не коллективно.

 Такое отношение родителей к праздник порой приводит к курьёзным (а может быт: грустным?) моментам. Как-то во время новогоднего утренника, когда по ходу сказк. Фея ночи гасила блеск месяца и свечение звёзд на небе, в зале (по задумке организаторов праздника) было выключено основное освещение (в это время включалис: световые эффекты) до тех пор, пока чарь Феи не пали. После окончания утренника вместо слов благодарности за использование света в решении сценических задач мь выслушали от родителей упрёки за невозможность проведения полноценной видео-и фотосъёмки в течение 15 минут!
Наконец день праздника назначен. И тут выясняется ряд неприятных для родителей обстоятельств, например участие в утреннике детей другой группы. «К чему нам чужие дети? - вопрошают мамы и папы. - Нам этого не надо!» И не желая подумать о том, что, может быть, это надо их ребёнку, и не удосужившись выяснить у музыкального руководителя - организатора праздника, почему в нём участвуют две группы детей, прямиком маршируют к заведующей с целью добиться одного: наш праздник - для наших детей!
О чём бы я поговорила с родителями? Прежде всего я бы спросила: для чего вы это делаете? Не для того ли, чтобы, избавившись от присутствия «чужих детей», в очередной раз пополнить семейную видеотеку полноценным шедевром с собственным ребёнком в главной роли?
Ну, хорошо, вы добились своего: на утреннике присутствует только ваша группа. Что дальше? А дальше ваши дети, извините за невольное сравнение, словно маленькие крепостные актёры, на протяжении всего праздника начинают ублажать вас, дорогих гостей: петь, плясать, снова петь и опять плясать... И так все 40 минут, а то и больше (в зависимости от возраста дошкольников и степени насыщенности праздника номерами)! За весь концерт им порой и присесть некогда: только успевай строиться на танец, выходить на песенку, брать в руки платочки, цветочки, разные шапочки и прочие атрибуты. В отличие от взрослых зрителей, дети знают весь ход праздника, все его концертные номера -ведь они исполняют репертуар, на котором «сидели» последние полтора-два месяца.
Я думаю, вы со мной согласитесь, что такой праздник не подарит детям ощущения новизны, не утолит жажду узнавания чего-то интересного, незнакомого, не обогатит их опыт. Если бы на утреннике присутствовали дети другой возрастной группы, такого бы не случилось. Ведь только в стенах детского сада ребёнок может услышать новые для него песни, увидеть новые танцы, познакомиться с неизвестными ему стихами, с театрализованными сценками и даже спектаклями в исполнении старших дошкольников.
Общение детей разных возрастных групп даже в рамках праздника - это не только пища для ума, но и для души. Однажды я стала свидетелем совместного фольклорного выступления детей шести и... трёх лет! Старшие пели для малышей народные попевки, усадив их рядом, а кто-то и на колени, играли с ними в ладушки, заботливо поправляли на них одежду.
Необыкновенно тёплые, трепетные ощущения испытали и дети, и взрослые от того единения, какого-то материнско-сестрин-ского контакта, который возник на сцене. Согласитесь, ведь не у каждого ребёнка есть опыт такого общения в своей семье.

Если проведение праздника ложится на плечи одной группы, то детей утомляет необходимость постоянно быть собранными в пении, внимательными в танце. Одни откровенно ждут окончания мероприятия, другие настолько перевозбуждаются, что порой забывают, где находятся и для чего пришли на праздник. Когда дети «отработали по полной», у них неизбежно происходит эмоциональный спад, начинаются капризы даже у самых спокойных и уравновешенных. Разве таким должен быть итог мероприятия?
Я понимала, что надо попытаться изменить сложившуюся ситуацию. Сделать так, чтобы родители поняли меня и педагогов -моих единомышленников, посмотрели на детский праздник нашими глазами.
И мы решили разрабатывать и проводить в нашем ДОУ познавательные досуги, которые стали прекрасной заменой традиционным праздникам.


Источник: журнал "Ребенок в детском саду".



Новые публикации

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного…

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта

«Камешки - кабошоны, как один из инновационных игровых приемов в…

«Камешки - кабошоны, как один из инновационных игровых приемов в логопедической практике в рамках реализации ФГОС ДО»

Рабочая программа учителя-дефектолога для группы компенсирующей направленности для детей с…

Рабочая программа учителя-дефектолога для группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения 5 – 7 лет

Читайте также

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Дидактическая игра «Четвертый лишний» Для детей 3-6 лет Аннотация: Дидактическая игра «Четвертый лишний» разработана для индивидуальной и совместной деятельности воспитателя и детей. Дидактическая игра...

Сценарий праздничного развлечения для всех групп «Приходите к нам на…

Сценарий праздничного развлечения для всех групп «Приходите к нам на святки» Цель праздника: Создание условий для ознакомления с традициями русского народа. Задачи праздника: - Познакомить детей с русским...

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками Профессия воспитателя – крайне ответственная, требующая от специалиста полной отдачи и максимальной ответственности...

Комментарии

  • Ирина
    Добрый вечер! Я бы хотела приобрести данный материал, как это сделать?

    Подробнее...

     
  • Наталья Александровн
    добрый день ,подскажите как скачать лепбук

    Подробнее...

     
  • Оксана Анатольевна Т
    Как скачать лэтбук Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...





В блогах

Консультация " Сенсорное развитие детей 2-3 лет"

«Сенсорное развитие детей2-3лет» Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком , и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. Сенсорное воспитание  означает целенаправленное развитие и совершенствование  сенсорных процессов ...

Мастер-класс для родителей "Развитие речи в игре"

Мастер-класс для родителей  «Развитие речи в игре» Цель:  оказывать помощь родителям в организации и проведении занятий в домашних условиях по развитию речи ребёнка через игру.  Задачи : - обратить внимание родителей на значение игры в развитии детей; - заинтересовать проблемой...

Давайте познакомимся!

Меня зовут Елена Александровна! Я работаю музыкальным руководителем. Моё профессиональное кредо: Я люблю воспитанников за их готовность верить в сказку, за их доброту и непосредственность. Я верю в талант каждого ребенка, в развитие его творческих способностей. Я надеюсь, что музыка...

Конспект ООД по нетрадиционному рисованию

Нетрадиционная техника рисования - тычок жёсткой полусухой кистью, поролоном, мятая бумага. Цель занятия:  помочь детям освоить новый способ изображения, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость). Задачи: Образовательные: Создать условие для экспериментирования. Учить создавать...