Логопедическая ритмика как средство коррекции общего недоразвития речи третьего уровня у детей старшего дошкольного возраста

В последние годы неуклонно растёт число детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, которые посещают общеобразовательные группы ДОУ. Логопедическая помощь таким детям оказывается на логопедическом пункте. Логопедическая работа с детьми с ОНР третьего уровня осуществляется по единой программе и направляется на преодоление недоразвития речи (Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина). В эту программу не включены занятия по ритмическому воспитанию, в то время как дети с недоразвитием речи имеют нарушения ритмической организации речи и движений, что существенно влияет на результаты коррекционной работы и свидетельствует о том, что все они нуждаются в развитии чувства ритма.

Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. Общее недоразвитие речи у детей характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи), поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности) [1].

Если имеющиеся нарушения не выявлены и не преодолены в дошкольном возрасте, то в дальнейшем они становятся причиной трудностей или стойкой неуспеваемости ребёнка в школе.

Поэтому было принято решение реализовать систему работы по развитию моторного и речевого ритмов с помощью логопедической ритмики. Работа проводилась совместно с музыкальным руководителем с четким согласованием целей и задач по развитию ритмических процессов. Определённому чередованию проведения занятий музыкального руководителя и учителя-логопеда на каждом этапе формирования моторного и речевого ритмов. Общие занятия проводились нами один раз в неделю. В подготовке участвовали педагоги группы и родители. Также раз в месяц на итоговое занятие приглашались родители. Тематика занятий соответствовала временам года.

В начале года проводилось обследование детей. Обследование состояния психомоторики детей с ОНР проводится логопедом в начале коррекционного обучения. Оно является частью комплексного, динамичного обследования лиц с речевой патологией различными специалистами: логопедом, невропатологом, психиатром, психологом, отоларингологом и др. Обследование проводится на основе соблюдения принципов комплексности, возрастного, индивидуального подхода, учёта личностных особенностей, состояния двигательной сферы обследуемого, речевого нарушения и др. В обследовании используются наглядные, словесные и практические методы. С их помощью исследуются различные области сенсорной, двигательной систем, некоторые психические процессы. Все результаты фиксируются в речевых картах и протоколах на каждого ребёнка. В итоге группа составляла 12 человек с общим недоразвитием речи третьего уровня в возрасте пяти лет.

Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь.

Объект логопедической ритмики – человек (ребёнок) с речевой патологией.

Предмет – многообразные нарушения психомоторных функций людей с речевой патологией и система движений в сочетании с музыкой и словом [1].

Основная цель логопедической ритмики – преодоление речевого нарушения путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы и в конечном итоге адаптация к условиям внешней и внутренней среды [1].

Связь между музыкой и речью основана на:

- общих с антропометрической точки зрения способах переноса акустической информации музыкальных и речевых комплексов от анализаторов к коре головного мозга и ее распознавания;

- аналогичных выразительных элементах, таких как ритм, мелодия, гармония, громкость, динамика, акцент (ударение) и просодия [3].

Речь человека обладает богатой шкалой выразительности, которая соответствует динамическому характеру трёх составных элементов музыки – ритма, мелодии, гармонии.

Так музыкальный ритм – это отношение длительности нотных звуков и их последовательностей, а ритм речи – это темп, скорость произнесения звуков в слогах, слогов в слове, слов во фразе. Воспроизведение и музыки, и речи невозможно без ритма (К. Орф, 1932; М. Е. Хватцев, 1951; М. Зееман, 1955; Б. М. Теплов, 1964). Не только отдельная фраза, составляющая логическое целое в разговоре, но и каждое слово имеет собственный характерный ритм, который чётко проявляется в контексте. А также расположение ударений и динамические изменения ритма в речи, аналогично музыкальным произведениям, создают характер каждого национального языка [3].

Музыка порождает у человека определённые психические и соматические процессы, т.е. вызывает в нем определённые чувства, эмоции, настроения, изменения в поведении и одновременно влияет на важнейшие вегетативные функции, моторику, а тем самым и на речь [3].

Известно, что ритмичная речь усваивается и воспроизводится детьми лучше. Использование речевых игр в сопровождении музыки с пением позволяет развивать не только возможности голосового аппарата и музыкальный слух, но и активизировать слуховое внимание детей, закреплять фонетические навыки, ненавязчиво побуждать к словотворчеству, закреплять лексико-грамматические средства языка и совершенствовать связную речь [3].

Система работа строилась на предложенной (Филатова Ю. О., Гончарова Н. Н., Прокопенко Е. В.) педагогической технологии. Целью этой педагогической технологии является развитие моторных и речевых ритмических процессов в тесной взаимосвязи с логопедическими технологиями, используемыми в системе логопедической помощи детям с разными речевыми расстройствами. Её задачи направляются на поэтапное развитие ритма общих движений, музыкального ритма и разных видов речевого ритма у детей на логопедических и музыкальных занятиях. Двигательное обучение от осознания ритма (моторного – музыкального – речевого) к автоматизированному выполнению его в движении представляет собой длительный процесс двигательной тренировки по определённой схеме: от формирования базовых моторных ритмических умений к автоматизации ритма неречевых и речевых движений, сначала под музыкальное сопровождение, затем под регулирующий жест учителя-логопеда с одновременной реализацией определённых речевых заданий [4].

В общие занятия по логопедической ритмике включались все речевые средства: упражнения для развития дикции и артикуляции, упражнения для развития голоса, упражнения на координацию движения и речи, упражнения с предметами, сопровождающиеся речью, упражнения с элементами мелодекламации, игры-драматизации.

Особое внимание уделялось введению в занятия речевых и подвижных игр с элементами инсценировки сказок, песен и стихотворений. В этих упражнениях на первый план выступают диалоги, монологи детей, сложные словесные инструкции.

Целью этих упражнений является формирование способности быстро ориентироваться в новом речевом задании, переключаться с одного вида упражнений на другой. С детьми, имеющими ОНР при третьем уровне речевого развития, в занятия по логопедической ритмике включаются театрализованные игры, в которых дети выступают от имени героев сказок или песен.

Примерная схема построения занятия по логопедической ритмике для детей с ОНР при третьем уровне речевого развития

Задачи:

  1. Развивать статическую и динамическую координацию движений, мышечный тонус.
  2. Развивать диафрагмальное и фонационное дыхание, качества голоса, артикуляцию и дикцию.
  3. Добиваться четкой переключаемости движений.
  4. Формировать лексико-грамматические представления.
  5. Развивать монологическую речь.

Ход занятия

  1. Вводная часть.
  • Упражнения на различные виды ходьбы и бега.
  • Упражнение для развития речевого дыхания с речевым сопровождением.
  1. Основная часть.
  • Упражнение для развития дикции и артикуляции.
  • Упражнение для развития мелкой моторики.
  • Упражнение на развитие координации движений и речи.
  • Упражнение с предметами и речевым сопровождением.
  • Упражнение с элементами танца. Игра-драматизация.
  1. Заключительная часть.
  • Упражнение на расслабление мышечного тонуса.
  • Упражнения для развития дыхания.

Содержание логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста определяется задачами не только преодоления основных нарушений устной речи, но и коррекции и развития тех психофизиологических функций, которые составляют основу для освоения навыков письма и чтения. Для детей с системными речевыми нарушениями, характерно несовершенство слуховой, двигательной, зрительной координации. Поэтому в своей системе работы мы широко использовали методический комплекс А. Е. Вороновой, найденный автором пособия путь решения указанной задачи продуктивен, адекватен возрасту, специфике сенсорного и моторного развития детей с общим недоразвитием речи третьего уровня [2].

Таким образом, итоговое обследование дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня выявило положительную динамику речевого развития. Наша система работы способствовала развитию у детей слухо-зрительно-двигательной координации, внимания и памяти, ритмического слуха, нормализации координации движений с речью, пространственной организации движений, выразительности и грации движений, общей и мелкой моторики. Занятия с использованием технологии развития моторного и речевого ритмов создают благоприятный фон для оптимизации традиционной логопедической работы. Как показала практика, эта система работы актуальна, действенна, интересна детям, поэтому мы будем её продолжать и совершенствовать.

 

Литература

  1. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи: Учебно-методическое пособие / под редакцией Г. А. Волковой. – СПб.: КАРО, 2005.
  2. Воронова А. Е. Логоритмика для детей 5 -7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
  3. Матросова Т. А., Егорова Н. Е., Титова М. С. Использование музыкально-ритмических приёмов на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи // Логопедия. – 2011. - № 2 (32). – С. 46 – 49.
  4. Филатова Ю. О., Гончарова Н. Н., Прокопенко Е. В. Логоритмика: технология развития моторного и речевого ритмов у детей с нарушениями речи: Учебно-методическое пособие / под редакцией Л. И. Беляковой. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 208 с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через игры народов…

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через игры народов России» Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие по...

Сценарий экологического праздника «Эколята — молодые защитники природы»

Сценарий экологического праздника «Эколята — молодые защитники природы» Цель: Развивать экологическую культуру; формировать основы ценности природы в жизни, правильно применять полученные знания; воспитывать чуткость...

Технологии активного обучения педагогов дошкольной образовательной организации – залог успешной…

Технологии активного обучения педагогов дошкольной образовательной организации – залог успешной работы с детьми Уровень развития образования, на сегодняшний день, непосредственно связан...

Читайте также

Конспект занятия по лепке для детей старшей группы «Такие разные…

Конспект занятия по лепке для детей старшей группы «Такие разные жуки» Задачи: познакомить детей со строением жука и его характерными особенностями; учить лепить...

Итоговое занятие по основам безопасности жизнедеятельности в разновозрастной (второй младшей…

Итоговое занятие по основам безопасности жизнедеятельности в разновозрастной (второй младшей - средней группе)

Графические диктанты для детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической…

Графические диктанты для детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической направленности Дополнительное образование технической направленности, ориентированное на детей дошкольного возраста, никак...