Статья «Формирование навыков сочинения сказок у детей с ограниченными возможностями здоровья»

(проект «Юный сказочник»)

В связи с утверждением федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной образовательной программы дошкольного образования выпускник детского сада должен обладать интегративными качествами, одними   из которых являются:

  • способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту; применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем);   уметь воплотить собственный замысел в рисунке, постройке, рассказе;
  • владеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения;
  • быть эмоционально отзывчивым и реагировать на произведения изобразительного искусства, музыкального и художественного произведения, мир природы; сопереживать персонажам сказок, историй, рассказов.

Однако, для формирования таких качеств необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности дошкольника.

Изучены уникальные возможности старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц (Л.И. Божович, А.М. Бородич, М.М. Рыбакова, А.Е. Шибицкая и др.).

Огромную роль в этом призваны сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в сказках,   а так же высший психический процесс нервной деятельности – воображение.

Народная сказка – благотворный источник для детского творчества. Сказка обогащает чувство и мысль ребенка, будит его воображение.

Особую роль играет развитие творчества у детей с нарушениями речи, так как недоразвитие речи влечет за собой и задержку развития воображения.

По мнению Л.И. Беляковой, Ю.Ф. Гаркуши, О.Н. Усановой для детей с речевым недоразвитием характерно:

  • отставание в развитии словесно-логического мышления;
  • быстрая истощаемость процессов воображения;
  • недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения;
  • недостаточная подвижность, инертность, общая психо-физиологическая расторможенность;
  • недоразвитие общей и мелкой моторики.

В настоящее время в специальной коррекционной педагогике и литературе проблема развития творчества детей дошкольного возраста с проблемами в развитии и, в частности, нарушениями речи практически   не освещена.

Таким образом, у детей с тяжелыми нарушениями речи необходимо   формировать   речевое   творчество через   обучение     сочинению   сказок   с учетом   специфических нарушений речи и познавательной деятельности.   Решением данной проблемы явился проект «Юный сказочник».

Цель проекта.   Формирование у детей с ОНР навыков самостоятельного словесного творчества через использование сказочного материала и сочинение собственных сказок.  

Задачи проекта.

1. Формирование умений создавать сочинения на основе соединения разных сказок с включением новых персонажей и их характеристик.

2. Развитие словесного творчества на основе формирования художественного воображения ребенка с использованием   всех компонентов речевой системы (лексической, грамматической, фонетической).

3. Развитие способности изображать художественный образ сказочных персонажей через использование выразительных средств языка (вербальных и невербальных).

4. Воспитание у дошкольников познавательного интереса и любви к художественному слову, произведениям детской литературы и народного творчества.

Основные мероприятия проекта

1. Создание мини-музея «Книги».

Цель. Познакомить   детей с историей     возникновения письменности, историей создания книги.   Воспитывать интерес   к книгам.

2. Создание мини-библиотеки в группе.

Цель. Расширять знания детей о книгах (жанрах литературных произведений); вызывать желание читать их, умение пользоваться библиотекой. Воспитывать интерес к чтению.

3. Организация литературной гостиной.

Цель. Дать представления о классификации сказок (по В.Я. Проппу: сказки о животных, сказки о людях и др.); композиции сказки (завязка, кульминация, развязка). Формировать навыки самостоятельного сочинения сказок с использованием различных средств (модели, схемы, герои разных сказок, коллажи, сюжетные картинки, заданное начало или концовка, картинные планы и т.д.).

4.   Выпуск альбома загадок по сказкам.

Цель. Формировать представление о жанре загадки, учить отгадывать их. Закреплять знания детей о сказках, сказочных героях и волшебных предметах.

5. Проведение литературных досугов.

Цель. Развивать творческие способности в инсценировках, играх-драматизациях, театрализованных играх и других видах исполнительской деятельности по знакомым сказкам.

6. Создание сборника детских сказок.

Цель. Формировать интерес к созданию «Книги сказок», ее художественному оформлению.

Основные этапы проекта:

На первом этапе дети знакомились с новыми, ранее не слышанными ими сказками, стишками, потешками, прибаутками, загадками, закрепляли прежний запас произведений фольклора. Детская деятельность на этом этапе выражается в активном восприятии и усвоении фольклора, в возрастании интереса к нему, желании   исполнять – выразительно читать народные стишки, потешки, рассказывать знакомые сказки.

На втором этапе вся работа была направлена на то, чтобы дети осознали   характерные особенности жанра сказки (фантастический вымысел, очеловечивание животных, растений, предметов и др.), традиционности приемов развития и построения сказочного сюжета (присказка, зачин, концовка), повторности, троекратности эпизодов, приемов   «от большого к малому»,     «от малого к большому». Детская деятельность на втором этапе со­стоит в активном взаимодействии с материалом: в анализе средств художественного изображения народной сказки и использовании этих средств в собственном творчестве.

Осознание детьми закономерностей этого жанра позволил перейти к следующему (третьему) этапу работы – сочинению сказок.

Методы и приемы:

  • спользование музейной педагогики.

Мы рассмотрели историю возникновения не только книги, но и самой письменности;   дети узнали, на чём и чем писали в древности; как создавались первые книги   и как делают книги сегодня.

В уголке «В гостях у сказки» подбирали сказочные предметы   (волшебная палочка, ковер-самолет, ска­терть-самобранка, сапоги-скороходы, ступа и метла, волшебный горшок, чудесная лампа, музыкальная табакерка), решали, кто там будет жить (Красная шапочка, Дюймовочка, коровушка, лягушка-царевна и др.), даже задумывались, чем будут их кормить (молодильные яблоки, репка, каша из топора, хлеб, пирожок).

  • Использование моделирования и символики при обучении сочинению сказок.

Вначале мы учились «записывать» сказку, составлять ее модель. Дети приобретали очень важное умение – умение выделить в произведении самое главное, изобразить такие опорные сигналы, по которым можно воспроизвести знакомую сказку или придумать новую.

  • Методы работы по обучению детей сочинению сказок.

(Старший дошкольный возраст)

Проанализировав опыт педагогов и психологов (Э.П. Короткова, А.Е. Шибицкая, О.С. Ушакова,     Н.В. Гавриш, Е.Б. Танникова и др.)  мы отобрали и систематизировали разнообразные методы работы со старшими дошкольниками по обучению сочинению сказок.

  • Моделирование сказок.
  • Сказки с новым концом.
  • Знакомые герои в новых обстоятельствах.
  • Коллаж из сказок.
  • Сказки   по-новому.
  • «Перевирание» сказок.
  • Сериал в сказках.
  • Сказки по смешанным образам.
  • Сказки из загадочных объявлений.
  • Эксперименты в сказках.
  • Цветные сказки.
  • Сказки от превращений.
  • Случайные сказки.
  • Музыкальные сказки.
  • Экологические сказки.
  • Сказки из загадок, пословиц, считалок, стихов.

Формы работы:

  • Совместная деятельность детей с педагогом:

досуги (викторины, тематические недели и т.д.)

литературные гостиные;      

театрализованные игры;      

продуктивные виды деятельности.

  • Самостоятельная деятельность детей:

слушание в грамзаписи чтения сказок мастерами художественного слова,

рассматривание и чтение книг,

игры-драматизации;

продуктивная деятельность и др.

  • Работа с родителями:

совместное творчество в продуктивных видах деятельности (подбор и создание музейных экспонатов, сборники сказок, загадок, книжки-малышки, коллажи, оформление мини-библиотеки   и др.);

«Родительский университет»;

мастер-класс «Новая сказка за 15 минут» и т.д.

  • Взаимодействие со специалистами   дошкольного учреждения:

мастер-класс «Изготовление глиняной (восковой) таблички», «Книга-свиток»;

консультация «Что мы знаем о сказках?»;

медиапрезентация «Методы работы по обучению детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок».

Таким образом, внедряя данный проект, получаем следующие результаты:

1. Расширение знаний воспитанников о книгах.

2.   Представления о классификации и композиции сказок.

3.   Развитие воображения.

4. Формирование умений создавать собственные сочинения на основе предложенного или самостоятельно составленного сюжета, соединения разных сказок с включением новых персонажей и их характеристик.

5. Активное включение родителей в коррекционно-образовательный процесс.

 

Приложение

67

Мини-музей книги в групповой комнате

 

9

Работа в мини-музее группы

 

1011

Совместная с педагогом и самостоятельная деятельность детей

 

Взаимодействие со специалистами дошкольного учреждения:

1213

Давайте придумаем сказку                                 Наша сказка про Колобка

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий 8 марта. 2 младшая группа

Сценарий 8 марта. 2 младшая группа Дети заходят в зал под песню «Праздник бабушек и мам», танцуют, встают в полукруг. Ведущий: Сегодня...

Проект в средней группе «Мои домашние питомцы»

Проект в средней группе «Мои домашние питомцы» Актуальность темы: Домашние питомцы очень важны в жизни человека, они основа добрых отношений, дают возможность...

Сценарий новогоднего утренника-квеста «В поисках Деда Мороза» (Для детей старшего…

Сценарий новогоднего утренника-квеста «В поисках Деда Мороза» (Для детей старшего дошкольного возраста)

Читайте также

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «День Семьи, любви…

Сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста «День Семьи, любви и верности» Цель:Воспитывать ответственное отношение детей к семье, как базовой ценности...

Люби и знай свой край!

Люби и знай свой край! Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей...

Мастер-класс для воспитателей по изготовлению дидактического пособия «Книжка малышка на…

Мастер-класс для воспитателей по изготовлению дидактического пособия «Книжка малышка на стихи А. Барто» Цель мастер-класса: поделиться с педагогами опытом работы по...