Статья «Формирование навыков сочинения сказок у детей с ограниченными возможностями здоровья»
(проект «Юный сказочник»)
В связи с утверждением федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной образовательной программы дошкольного образования выпускник детского сада должен обладать интегративными качествами, одними из которых являются:
- способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы) адекватные возрасту; применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения готовых задач (проблем); уметь воплотить собственный замысел в рисунке, постройке, рассказе;
- владеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения;
- быть эмоционально отзывчивым и реагировать на произведения изобразительного искусства, музыкального и художественного произведения, мир природы; сопереживать персонажам сказок, историй, рассказов.
Однако, для формирования таких качеств необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности дошкольника.
Изучены уникальные возможности старших дошкольников в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц (Л.И. Божович, А.М. Бородич, М.М. Рыбакова, А.Е. Шибицкая и др.).
Огромную роль в этом призваны сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в сказках, а так же высший психический процесс нервной деятельности – воображение.
Народная сказка – благотворный источник для детского творчества. Сказка обогащает чувство и мысль ребенка, будит его воображение.
Особую роль играет развитие творчества у детей с нарушениями речи, так как недоразвитие речи влечет за собой и задержку развития воображения.
По мнению Л.И. Беляковой, Ю.Ф. Гаркуши, О.Н. Усановой для детей с речевым недоразвитием характерно:
- отставание в развитии словесно-логического мышления;
- быстрая истощаемость процессов воображения;
- недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения;
- недостаточная подвижность, инертность, общая психо-физиологическая расторможенность;
- недоразвитие общей и мелкой моторики.
В настоящее время в специальной коррекционной педагогике и литературе проблема развития творчества детей дошкольного возраста с проблемами в развитии и, в частности, нарушениями речи практически не освещена.
Таким образом, у детей с тяжелыми нарушениями речи необходимо формировать речевое творчество через обучение сочинению сказок с учетом специфических нарушений речи и познавательной деятельности. Решением данной проблемы явился проект «Юный сказочник».
Цель проекта. Формирование у детей с ОНР навыков самостоятельного словесного творчества через использование сказочного материала и сочинение собственных сказок.
Задачи проекта.
1. Формирование умений создавать сочинения на основе соединения разных сказок с включением новых персонажей и их характеристик.
2. Развитие словесного творчества на основе формирования художественного воображения ребенка с использованием всех компонентов речевой системы (лексической, грамматической, фонетической).
3. Развитие способности изображать художественный образ сказочных персонажей через использование выразительных средств языка (вербальных и невербальных).
4. Воспитание у дошкольников познавательного интереса и любви к художественному слову, произведениям детской литературы и народного творчества.
Основные мероприятия проекта
1. Создание мини-музея «Книги».
Цель. Познакомить детей с историей возникновения письменности, историей создания книги. Воспитывать интерес к книгам.
2. Создание мини-библиотеки в группе.
Цель. Расширять знания детей о книгах (жанрах литературных произведений); вызывать желание читать их, умение пользоваться библиотекой. Воспитывать интерес к чтению.
3. Организация литературной гостиной.
Цель. Дать представления о классификации сказок (по В.Я. Проппу: сказки о животных, сказки о людях и др.); композиции сказки (завязка, кульминация, развязка). Формировать навыки самостоятельного сочинения сказок с использованием различных средств (модели, схемы, герои разных сказок, коллажи, сюжетные картинки, заданное начало или концовка, картинные планы и т.д.).
4. Выпуск альбома загадок по сказкам.
Цель. Формировать представление о жанре загадки, учить отгадывать их. Закреплять знания детей о сказках, сказочных героях и волшебных предметах.
5. Проведение литературных досугов.
Цель. Развивать творческие способности в инсценировках, играх-драматизациях, театрализованных играх и других видах исполнительской деятельности по знакомым сказкам.
6. Создание сборника детских сказок.
Цель. Формировать интерес к созданию «Книги сказок», ее художественному оформлению.
Основные этапы проекта:
На первом этапе дети знакомились с новыми, ранее не слышанными ими сказками, стишками, потешками, прибаутками, загадками, закрепляли прежний запас произведений фольклора. Детская деятельность на этом этапе выражается в активном восприятии и усвоении фольклора, в возрастании интереса к нему, желании исполнять – выразительно читать народные стишки, потешки, рассказывать знакомые сказки.
На втором этапе вся работа была направлена на то, чтобы дети осознали характерные особенности жанра сказки (фантастический вымысел, очеловечивание животных, растений, предметов и др.), традиционности приемов развития и построения сказочного сюжета (присказка, зачин, концовка), повторности, троекратности эпизодов, приемов «от большого к малому», «от малого к большому». Детская деятельность на втором этапе состоит в активном взаимодействии с материалом: в анализе средств художественного изображения народной сказки и использовании этих средств в собственном творчестве.
Осознание детьми закономерностей этого жанра позволил перейти к следующему (третьему) этапу работы – сочинению сказок.
Методы и приемы:
- спользование музейной педагогики.
Мы рассмотрели историю возникновения не только книги, но и самой письменности; дети узнали, на чём и чем писали в древности; как создавались первые книги и как делают книги сегодня.
В уголке «В гостях у сказки» подбирали сказочные предметы (волшебная палочка, ковер-самолет, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, ступа и метла, волшебный горшок, чудесная лампа, музыкальная табакерка), решали, кто там будет жить (Красная шапочка, Дюймовочка, коровушка, лягушка-царевна и др.), даже задумывались, чем будут их кормить (молодильные яблоки, репка, каша из топора, хлеб, пирожок).
- Использование моделирования и символики при обучении сочинению сказок.
Вначале мы учились «записывать» сказку, составлять ее модель. Дети приобретали очень важное умение – умение выделить в произведении самое главное, изобразить такие опорные сигналы, по которым можно воспроизвести знакомую сказку или придумать новую.
- Методы работы по обучению детей сочинению сказок.
(Старший дошкольный возраст)
Проанализировав опыт педагогов и психологов (Э.П. Короткова, А.Е. Шибицкая, О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш, Е.Б. Танникова и др.) мы отобрали и систематизировали разнообразные методы работы со старшими дошкольниками по обучению сочинению сказок.
- Моделирование сказок.
- Сказки с новым концом.
- Знакомые герои в новых обстоятельствах.
- Коллаж из сказок.
- Сказки по-новому.
- «Перевирание» сказок.
- Сериал в сказках.
- Сказки по смешанным образам.
- Сказки из загадочных объявлений.
- Эксперименты в сказках.
- Цветные сказки.
- Сказки от превращений.
- Случайные сказки.
- Музыкальные сказки.
- Экологические сказки.
- Сказки из загадок, пословиц, считалок, стихов.
Формы работы:
- Совместная деятельность детей с педагогом:
досуги (викторины, тематические недели и т.д.)
литературные гостиные;
театрализованные игры;
продуктивные виды деятельности.
- Самостоятельная деятельность детей:
слушание в грамзаписи чтения сказок мастерами художественного слова,
рассматривание и чтение книг,
игры-драматизации;
продуктивная деятельность и др.
- Работа с родителями:
совместное творчество в продуктивных видах деятельности (подбор и создание музейных экспонатов, сборники сказок, загадок, книжки-малышки, коллажи, оформление мини-библиотеки и др.);
«Родительский университет»;
мастер-класс «Новая сказка за 15 минут» и т.д.
- Взаимодействие со специалистами дошкольного учреждения:
мастер-класс «Изготовление глиняной (восковой) таблички», «Книга-свиток»;
консультация «Что мы знаем о сказках?»;
медиапрезентация «Методы работы по обучению детей старшего дошкольного возраста сочинению сказок».
Таким образом, внедряя данный проект, получаем следующие результаты:
1. Расширение знаний воспитанников о книгах.
2. Представления о классификации и композиции сказок.
3. Развитие воображения.
4. Формирование умений создавать собственные сочинения на основе предложенного или самостоятельно составленного сюжета, соединения разных сказок с включением новых персонажей и их характеристик.
5. Активное включение родителей в коррекционно-образовательный процесс.
Приложение
Мини-музей книги в групповой комнате
Работа в мини-музее группы
Совместная с педагогом и самостоятельная деятельность детей
Взаимодействие со специалистами дошкольного учреждения:
Давайте придумаем сказку Наша сказка про Колобка
Читайте также |
---|
Сценарий 8 марта. 2 младшая группа
Сценарий 8 марта. 2 младшая группа Дети заходят в зал под песню «Праздник бабушек и мам», танцуют, встают в полукруг. Ведущий: Сегодня...
Проект в средней группе «Мои домашние питомцы»
Проект в средней группе «Мои домашние питомцы» Актуальность темы: Домашние питомцы очень важны в жизни человека, они основа добрых отношений, дают возможность...
Сценарий новогоднего утренника-квеста «В поисках Деда Мороза» (Для детей старшего…
Сценарий новогоднего утренника-квеста «В поисках Деда Мороза» (Для детей старшего дошкольного возраста)