Театрализованная деятельность как средство развития выразительности речи у детей старшего дошкольного возраста

Важную роль в развитии ребёнка играет речь, с помощью которой происходит осознанное восприятие окружающего мира, общение со сверстниками и взрослыми. Развитие речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка. Понятие «выразительность речи» имеет интегративный характер и включает в себя вербальные и невербальные средства выразительности. Для развития выразительной речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причём ни только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь слушателей. Это очень важный момент: нередко люди содержательные, владеющие речью, настолько застенчивы, неуверенны в себе, непривычны к публичным выступлениям, что достаточно присутствия 2-3 посторонних, чтобы они буквально не могли произнести ни слова. Становится ясно, что необходимо снять эту напряжённость, настороженность, нервозность в поведении детей, развить коммуникативные способности, увлечь творчеством.

Для развития выразительности речи в театрализованной деятельности в условиях кружковой работы поставлены следуюшие задачи:

1. Побуждать детей к импровизации с помощью мимики, пантомимики, выразительных движений и интонаций, как в речевой, так и в песенной палитре при передаче характерных особенностей различных персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний.

2. Развить устойчивый интерес к различным видам театра (настольный театр, перчаточный, театр кукол «би-ба-бо», игра-драматизация, музыкальная сказка).

3. Развить память, внимание, воображение, готовность к творчеству.

Технология работы с детьми по развитию выразительности речи включает создание атмосферы взаимного доверия между детьми и взрослыми, понимания, сочувствия. Требуется безусловное принятие ребёнка такого, какой он есть, выборочное игнорирование негативных поступков, переключения внимания на позитивное общение и деятельность. Занятия театрального кружка являются интегрированными, так как в нём присутствуют разные виды деятельности: развитие речи и ознакомление с окружающей действительностью, экология и музыка, пение и танцы, игра на музыкальных инструментах и различные кукольные театры, изобразительная деятельность и ручной труд. Чтобы такое разнообразие не утомляло ребят, в занятие вводим 2-4 их вида и связываем его ход единым сюжетом. Например, «Путешествие листочка», «В театральной мастерской», «Волшебная палочка».

В средней группе, например, используется ритуал приветствия, задача которого – снять напряжение, чувство неопределённости по поводу встречи, настроить на контакт, на общение. Для этого мы садимся в круг или стоим. Педагог протягивает свою руку ладонью вверх навстречу детям и называет, как его зовут. В ответ дети кладут свои ладошки на руку взрослого и по очереди называют свои имена. Это обращение к каждому ребёнку «глаза в глаза» и через прикосновение помогают ощутить эмоциональное состояние каждого ребёнка, готовность, желание общаться.

Для старших детей начало занятия и его окончание происходит на сцене. Сначала мы приветствуем друг друга и зрителей (если они есть, что весьма желательно), и говорим о том, чем будем сегодня заниматься. В конце занятия дети выстраиваются на поклон, тем самым как бы обрамляя всю театрализованную игру. В ходе занятия дети выполняют две основные роли – артисты и зрители, закрепляя тем самым некоторые нормы поведения и качества: выдержку, уважение к друзьям и общему делу, умение спокойно высказываться, аргументировать свою точку зрения, следить за ходом театрализованного действа.

Для тренировки лицевой мускулатуры используются этюды с одним компонентом выразительности: «Удивлённый клоун», «Сердитый дедушка», «Солёный чай», «Вкусная конфетка», «Больная кукла». Эти этюды рекомендуются детям, имеющим затруднения в выражении эмоций, в различении выражений лица другого человека. Такие тренировки помогают им осмыслить сцепление определённых движений мускулов лица с определёнными переживаниями. Одновременно мы учимся называть свои чувства и понимать такие, например слова как: интерес, грусть, удивление, радость, горе, и т.д.

Затем задания усложняются, и мы проигрываем этюды с пантомимикой, то есть к мимике прибавляются выразительные жесты и позы. Особенно дети любят творческие игры-загадки: «Кто это?», «Что я делаю?».

Старшие дети могут изображать различные настроения с использованием игры «Какой сейчас я?» (грустный, жадный, весёлый, больной, строгий, сердитый, ласковый и т.д.). В дальнейшем к мимике и пантомимике примыкает интонационно-выразительная речь, которая завершает образный портрет любого персонажа.

Обучение детей речевой выразительности происходит с использованием знакомых и любимых сказок. Например, предлагаем детям «попроситься» в теремок, как просилась Лягушка или Медведь (русская народная сказка «Теремок») Затем предлагаем одному ребёнку озвучить диалог двух персонажей, проговаривая слова и действуя за каждого. Таким образом, дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, его привычки, голос легко узнавались всеми.

В старших группах используем для обучения выразительной речи следующие упражнения: произнести с разной интонацией; (вежливо, просящее, небрежно, требовательно и т.д.) самые обыкновенные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» и т.д. Особое внимание детей нужно обращать на связь между настроением, и особенностями вербальной и невербальной выразительности (силой голоса, тембром, интонационными и логическими ударениями). В решении этой задачи хорошим помощником является музыка с её выразительными средствами (интонацией, тембром, силой звука, ритмом, темпом и т.д.). Она несёт в себе глубокие и сильные переживания различных эмоциональных состояний, доступна и понятна человеку любого возраста. Поэтому так важно как можно чаще использовать её на занятиях детей всех возрастных групп. Это музыка композиторов П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, Р. Шумана, Э. Сен-Санса и других. Из «Детского альбома» П.И. Чайковского мы слушаем пьесы разного характера и в процессе беседы стараемся вычленять наиболее яркие и основные средства музыкальной выразительности, использованные композитором. Слушая пьесу Чайковского «Болезнь куклы», с её печальными, плачущими интонациями, всхлипами, вздохами, волнением, предлагаем поиграть с куклой, отражая соответствующую ситуацию. По окончании пьесы, просим детей найти слова, выражающие состояние души больного и ухаживающего за больным человека (печальное, горькое, плачущее, жалкое, жалеющее, переживание за куклу, ласковое). И для контраста всегда даём послушать пьесу искристо-радостную «Новая кукла» также из «Детского альбома» П.И. Чайковского.

Таким, образом, использование театрализованной деятельности в детском саду позволяет научить ребенка красиво говорить, приятно общаться друг с другом и со взрослыми, открывает для детей новое и интересное в искусстве (музыке, поэзии, живописи) и театре.



Новые публикации

Проект «Насекомые вокруг нас» (подготовительная к школе группа)

Проект «Насекомые вокруг нас» (подготовительная к школе группа) Вид проекта: познавательно-исследовательский. Продолжительность: краткосрочный. Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, педагоги, музыкальный руководитель...

Конспект занятия по ознакомлению с миром профессий «Водитель» …

Конспект занятия по ознакомлению с миром профессий «Водитель» (Подготовительная к школе группа, с приглашением детей из специальной (коррекционной) группы компенсирующего вида) Цель:...

Театрализованная деятельность в младшей группе

Театрализованная деятельность в младшей группе Театрализованная деятельность - является одним из самых доступных видов искусства для детей. Театр – волшебный край...

Читайте также

План работы изостудии «Пластилиновая страна» по художественному творчеству для детей…

План работы изостудии «Пластилиновая страна» по художественному творчеству для детей 4-5 лет Количество занятий в неделю Первый год обучения – 1 занятие в...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы с…

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы с ОНР «До свидания, лето» Цели: - Продолжать учить согласовывать речь с движением, переключаясь с...

Конспект НОД в старшей группе. Спортивная эстафета по правилам дорожного…

Конспект НОД в старшей группе. Спортивная эстафета по правилам дорожного движения «Юный пешеход» Цель: закрепить знания детей o правилах дорожного движения, знания...

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

Игры на развитие внимания, памяти и мышления

Игры на развитие внимания, памяти и мышления у детей «Сложи узор» Составьте дорожку или узор из фигур (начинайте с трех-четырех элементов, когда ребенок освоится с такими заданиями, увеличьте количество). Попросите его посмотреть на дорожку (узор), потом отвернуться. Измените расположение одной...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста "Где вода - там…

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста "Где вода - там жизнь" Цели: Воспитывать у детей бережное отношение к воде, формировать опыт повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов. Учить детей проводить несложные опыты с водой...

Консультация для родителей "Почему ребенку нужна игра"

«Игра - это школа произвольного поведения» (Д. Б. Эльконин) «Игра - школа морали в действии» (А.Н. Леонтьев) Дошкольный возраст – замечательный период в жизни любого человека. Это время, когда развиваются мотивации, желание что – то делать, выражать себя, творить, общаться...

Рабочая программа подготовительной к школе группы комбинированной направленности (с нарушением речи)

Рабочая программа подготовительной к школе группы комбинированной направленности (с нарушением речи) Срок реализации: 2020 - 2021 учебный год                                            ...