Учим стихи с детьми ОВЗ

«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии

русского слова, сердце преисполнится чувством изящного,

пусть поэзия действует на них так же, как и музыка».

В. Г. Белинский.

Особое место в методике развития речи детей занимает работа, направленная на воспитание у них любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений - одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, т. е. развивает память, речь, воображение, мышление, чувство прекрасного, помогает найти внутреннюю гармонию, повышает уровень общей культуры.

Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь. Выразительность исполнения, развивает технику речи: дикцию, дыхание; овладение орфоэпией. С этой же целью проводятся разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др.

Дети, которым читают много стихотворных произведений, имеют замечательную память и чувство ритма, без больших усилий запоминают большие тексты. Безусловен тот факт, что с помощью стихов можно развивать память. Особенно, если делать это регулярно и с использованием специальных приемов.

По мнению педагогов и психологов, оптимальным для заучивания стихов является старший дошкольный возраст. Именно в этот период память малыша начинает особенно быстро развиваться. До 5 лет изучение стихов происходит преимущественно непроизвольно. После 5 лет необходимо целеустремленно учить ребенка запоминать текст наизусть, т. е. развивать произвольную память.

В своей работе с детьми с ОВЗ я стала заучивать стихи по ролям, так как эти стишки и потешки больше увлекают детей и они лучше их запоминают, да еще им нравится драматизировать их.

Чем хорош метод?

  1. Ребенок читает не один, ему не скучно. Партнёром может быть взрослый или другой ребёнок. Интереснее, когда партнёр папа или мама.
  2. Читая по ролям, он научается следить за текстом, слушать и слышать других. В школе ему будет легче следить за чтением товарищей. У него уже будет навык слушать других.

При заучивании стихов с детьми я придерживаюсь некоторых правил:

1. Выбранное стихотворение должно отвечать возрастным особенностям ребенка. Поэтическое произведение должно приносить эстетическое и моральное удовлетворение, вызывать желание пережить снова и снова чувства, желание воссоздавать, слышать еще раз и т. д.

2. Нужно не спеша, выразительно прочитать ребенку все стихотворение от начала и до конца. Понимание содержания способствует эффективному запоминанию. Если взрослый расскажет стихотворение наизусть, то эффект будет большим. Обратите внимание на первые попытки ребенка воссоздать стихотворение: если появляются искаженные слова, некоторые авторские слова ребенок заменяет другими, или какие-то слова он постоянно забывает— это свидетельствует о том, что ребенок их не понимает, поэтому взрослым надо их объяснить.

3. Все дети имеют свои особенности запоминания. Выделяют три основных типа: аудиалы (те, кто легко запоминают информацию на слух), зоровики (те, кому нужно увидеть то, что запоминается) и кинестетики (которым нужно пощупать, подержать в руках объекты информации).

Дети с ОВЗ лучше запоминают стихи с помощью определенных жестов и движений.

Приемы, которые помогали лучшему запоминанию:

• выполнение игровых действий с предметами во время чтения;

• договаривание детьми слов, которые рифмуются;

• чтение стихов-диалогов по ролям;

• драматизация.

Сопровождая слова действиями, интонацией , ребенок быстрее запоминает текст, не теряя при этом понимания смысла. Для данной группы детей лучше всего инсценировать короткие стихи с простым сюжетом, в которых есть одно или несколько действующих лиц.. Приведу несколько примеров инсценировок стихов для детей с ОВЗ, которые в течение учебного года удавалось заучивать после каждой лексической темы. Например – тема «Фрукты»

Где же яблоко, Андрюша? Л. Миронова (имя ребенка изменяли в зависимости от того, кто читает стих)

- Где же яблоко, Андрюша? (Соня)
- Яблоко? Давно я скушал(а).
- Ты не мыл(а) его, похоже.
- Я с него очистил (а) кожу.
- Молодец, ты стал(а) какой(ая)!
- Я давно уже такой(ая).
- А куда очистки дел(а)?
- Ах, очистки тоже сьел(а).

Предлагала детям разыграть стихи, песенки по ролям, используя жесты и выразительную интонацию, например по теме: «Дикие и домашние животные»

Мишка В. Орлов

- Мишка, мишка! Что с тобой?

Почему ты спишь зимой?

- Потому что снег и лед –

Не малина и не мёд!

Заяц, заяц, чем ты занят? Г. Сапгир

- Заяц, заяц, чем ты занят?
- Кочерыжку разгрызаю.
- А чему ты, Заяц, рад?
- Рад, что зубы не болят.

Кошка, как тебя зовут? Г. Сапгир

- Кошка, как тебя зовут?

- Мяу!

- Стережешь ли мышку тут?

-Мяу!

- Мяу, хочешь молока?

-Мяу!

-А в приятели - щенка?

- Фр-р!

«Хозяйка и кот» С. Черный

— Почему ты черен, кот?

— Лазил ночью в дымоход.

— Почему сейчас ты бел?

— Из горшка сметану съел.

— Почему ты серым стал?

— Меня пес в пыли валял.

— Так какого же ты цвета?

— Я и сам не знаю это.

Петушок (Русская народная потешка в обработке Л. Завалънюка)

Собачка.

Петя, Петя, петушок, золотой гребешок,

Ты зачем так рано встал,

«Ку-ка-ре-ку» прокричал?

Петух. А затем,... чтобы не проспал народ

Солнца ясного восход!

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность.

«Откуда?» Я.Аким

- Откуда вырос колос?

- Из одного зерна.

- Откуда слышен голос?

- Из нашего окна.

- Откуда взялся мальчик?

- Он вышел из дверей.

-Откуда вылез пальчик?

- Из варежки моей.

Кафтан К. Ушинский

— Федул, что губы надул?

— Да кафтан прожег.

— Зачинить можно?

— Да иглы нет.

— А велика ли дыра?

— Да один ворот остался.

Уши Э.Мошковская

— Доктор, доктор, как мне быть?

Уши мыть? Или не мыть?

Если мыть,

То как нам быть?

Часто мыть или пореже?

Отвечает доктор:

— Еже..! (Отвечает доктор гневно)

— Еже… еже… ежедневно!!

«Что случилось в доме?» Э.Успенский

Мама приходит с работы,

Мама снимает боты,

Мама проходит в дом, мама глядит кругом.

- Был на квартиру налёт?

- Нет!

- К нам приходил бегемот?

- Нет!

- Просто приходил Серёжка, поиграли мы немножко.

- Значит это не обвал?

- Нет.

- Слон у нас не танцевал?

- Нет.

- Очень рада, оказалось, я напрасно волновалась.

Жадина. С. Я. Маршак

- Гриша, Гриша, дай мне нож.

-Ты обратно не вернёшь.

- Дай-ка, Гриша, карандаш.

-Ты обратно не отдашь.

- Гриша, Гриша, дай резинку.

-Ты откусишь половинку.

- Гриша, Гриша, дай чернил.

-Ты бы сбегал и купил!

Чтение по ролям – весёлое занятие. После прочтения текст можно превратить в театрализованную постановку с изготовлением костюмов, декораций. Тема: «Насекомые»

Скучать некогда Г. Ладонщиков
Села пчелка на цветок,
Опустила хоботок.
Подлетает к ней комар:
- Что ты ищешь там?
- Нектар!
- А тебе не надоело, не наскучило искать?
- Нет, тому, кто занят делом,
Просто некогда скучать!

Мотылек. Л. Модзалевский

— Расскажи, мотылек, чем живешь ты, дружок?

Как тебе не устать день-деньской все порхать?

— Я живу средь лугов, в блеске летнего дня,

Ароматы цветов – вот пища моя!..

Маленькая девочка, скажи, где ты была? С. Я. Маршак

- Маленькая девочка, скажи, где ты была?

- Была у старой бабушки на том конце села.

- Что ты пила у бабушки?

- Пила с вареньем чай.

- Что ты сказала бабушке?

- Спасибо и прощай!

В процессе заучивания стихов учитывались индивидуальные особенности детей и их склонности к поэзии.Стихотворения заучивались полностью, без деления на отдельные строки и строфы. Во вторую половину дня знания стихов закрепляли воспитатели, а в выходные дни – родители.

Заучивание стихов, потешек, песенок по ролям нашли эмоциональный отклик в душах детей и сыграли большую роль в развитии голосового аппарата, заметно улучшилась память, обогатился словарный запас. Ребята стали более раскованные, исчезла их робость и застенчивость, появился интерес не только к стихам, но и к книгам, к иллюстрациям. Игры стали более содержательные, дети самостоятельно придумывают и инсценируют стихи со своими игрушками.

Взрослые, читайте, запоминайте стихи, тексты вместе с детьми, и не от случая к случаю или к каким - то праздникам. Очень важно систематическое чтение и заучивание стихов, т. к. стихотворный текст активизирует весь организм ребенка.

 

Литература

1. Я.Аким «Откуда?».

2. «Петушок» (Русская народная потешка в обработке Л. Завалънюка).

3. Г. Ладонщиков «Скучать некогда».

4. С. Я. Маршак «Маленькая девочка, скажи, где ты была?».

5. С. Я. Маршак «Жадина».

6. Л. Миронова «Где же яблоко, Андрюша?».

7. . Миронова «Мотылек».

8. Э. Мошковская «Уши».

9. В. Орлов «Мишка».

10. Г. Сапгир «Заяц, заяц, чем ты занят?».

11. Г. Сапгир «Кошка, как тебя зовут?».

12. Э.Успенский «Что случилось в доме?».

13.К. Ушинский «Кафтан».

14.С. Черный «Хозяйка и кот».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Перспективный план «Формирование представлений у старших дошкольников о семейных традициях…

Перспективный план «Формирование представлений у старших дошкольников о семейных традициях через проектную деятельность» Месяц Тема Задачи Формы и методы работы с детьми Взаимодействие с родителями Сентябрь-Октябрь Изучение...

ТРИЗ технологии в детском саду

ТРИЗ технологии в детском саду В современных условиях количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, требуют от человека качеств...

Интегрированное занятие с детьми старшей группы. Тема «Волшебные самоцветы»

Интегрированное занятие с детьми старшей группы Тема «Волшебные самоцветы» Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательно-исследовательской и художественно-творческой деятельности. Задачи: -...

Читайте также

Конспект открытого занятия во второй младшей группе на тему «Драматизация…

Конспект открытого занятия во второй младшей группе на тему «Драматизация сказки К.И. Чуковского «Цыпленок» Цель: Формировать у детей интерес к театральной...

Опыт работы «Использование игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В…

Опыт работы «Использование игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в группе раннего возраста (2-3 года)» В настоящее время вопросы развития...

Летняя игра-развлечение «Сокровища затерянного острова»

Летняя игра-развлечение «Сокровища затерянного острова»