Развитие исследовательской активности в процессе экспериментирования у детей старшего дошкольного возраста

Числова Р.Ш., студент

Елабужский институт К(П)ФУ

Миннуллина Р.Ф., к.п.н., доцент

Елабужский институт К(П)ФУ

Исследовательская активность на современном этапе развития общества является одной из ключевых черт успешной, реализованной личности. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ставит целью формирование целостной, всесторонне развитой, гармоничной личности, способной позитивно воспринимать себя и окружающую действительность, проявлять решительность и инициативу, самостоятельно выходить из сложных конфликтных ситуаций, проявлять волю, нестандартно мыслить, анализировать и наблюдать, способной проявлять исследовательскую активность и творчество в решении важных проблем, не только на образовательном, но и на бытовом уровне.

Однако существует противоречие между возможностями детей дошкольного возраста и условиями для развития исследовательской активности дошкольников в дошкольных образовательных организациях.

Целью исследовательской работы являлось изучение динамики развития уровня исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста. 

Мы предположили, что развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста наиболее эффективно осуществляется при реализации следующих педагогических условий:

  1. Использование экспериментирования с учетом направленности детских интересов. 
  2. Создание необходимой для экспериментирования предметно-развивающей среды. 

Для того, чтобы оценить уровень развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в контрольной и экспериментальной группах был реализован констатирующий эксперимент, заключавшийся в проведении методик «Древо желаний» В. С. Юркевич, «Что мне интересно?» О. В. Афанасьевой. 

Полученные в ходе первичного исследования результаты свидетельствовали о недостаточной исследовательской активности детей и в контрольной, и в экспериментальной группах. Было выявлено, что у обследуемых детей старшего дошкольного возраста преобладает средний уровень исследовательского интереса. Дети имеют потребность в получении новых знаний, однако чаще внимание привлекает только конкретная, достаточно поверхностная информация.

С целью проверки гипотезы исследования был разработан и реализован комплекс занятий-экспериментов, направленных на развитие исследовательской активности.

Перспективный план занятий с детьми экспериментальной группы

№ п/п Вид деятельности и название Цель Материалы и оборудование Содержание деятельности
1. Игра “Придумай, кто это?” Развитие фантазии, развитие умения выдвигать гипотезы и предположения.   Ребенку предлагается придумать биографические данные человека, которого они видят на улице (его возраст, профессию, семейное положение, о чем он сейчас думает, куда направляется и т.п.) Педагог, если ребенок затрудняется, задает наводящие вопросы.
2. Игра “Наша лаборатория” Развитие исследовательских умений, любознательности; развитие детского интереса к экспериментированию. Прозрачные пластиковые сосуды, настой из краснокочанной капусты, сода, уксус, холодная вода. У каждого ребенка перед собой пластиковый сосуд с холодной водой. Педагог некоторым из детей в сосуд насыпает немного соды, другим - наливает немного уксуса, третьим не наливает ничего. Затем каждому ребенку выдается стаканчик с настоем капусты. Детям предлагается смешать содержимое стаканчика с их жидкостью. В результате, в сосудах с содой получается жидкость голубого цвета, в сосудах с уксусом - красного, а в сосудах с обычной водой - темно-синего. Затем педагог рассказывает, почему так получилось.
3. Опытно-экспериментальная деятельность “А снег ведь чистый?” Развитие умения делать выводы, экспериментальным путем доказывать или опровергать гипотезы. По 2 тарелки на каждого исследователя, снег, водопроводная вода. Детям предлагается проверить: действительно ли снег такой чистый, как кажется на первый взгляд. В первую тарелку наливается вода, во вторую кладут снег. После того, как снег растаял, сравнивают, насколько чистая вода во второй тарелке.
4. Опытно-экспериментальная деятельность “Дерево, металл, пластмасса” Закрепление знаний детей о свойствах материалов в воде, развитие умения сравнивать, анализировать и делать выводы На каждого ребенка небольшой таз с водой, деревянный, металлический и пластмассовый брусочки. Детям предлагается поместить каждый из брусочков в воду и ответить на вопрос: что произошло? Спросить у детей: почему так случилось? Если дети затрудняются, помочь наводящими вопросами.
5. Опытно-экспериментальная деятельность “Куда делся песок?” Ознакомление детей с растворимостью веществ, развитие умения выдвигать гипотезы, делать выводы. 2 сосуда с водой, небольшое количество речного и сахарного песка. Детям предлагается в один сосуд с водой насыпать речной песок, а в другой - сахарный. Перемешать. Задать вопрос: что произошло? Почему так случилось? Рассказать о растворимости веществ.
6. Опытно-экспериментальная деятельность “Волшебный мелок” Развитие интереса к экспериментальной деятельности. Сосуд с уксусной кислотой, кусочек мела. В руках педагога сосуд с уксусной кислотой, туда помещается кусочек мела. Возникает реакция, выделяются пузырьки углекислого газа. Воспитатель рассказывает детям о ходе реакции.
7. Игра “Ботанические веселые старты” Развитие интереса к исследовательской деятельности, знакомство с микроскопом, развитие творческих способностей, быстроты реакции, внимательности. 2 микроскопа, листья березы или др. дерева, луковая шелуха, песочные часы, 2 мольберта с листом А3, фломастеры. Дети делятся на 2 команды. Каждый участник по очереди подходит к своему микроскопу, рассматривает свой образец в течение 10 секунд, бежит к мольберту и зарисовывает 1 элемент рассмотренного образца. Когда все участники пройдут игру, сравниваются получившиеся рисунки. Побеждает команда, чей рисунок наиболее точный и полный. Затем команды меняются микроскопами и рассматривают образцы другой команды.
8. Беседа “Кто такие исследователи?” Развитие интереса к исследовательской деятельности, знакомство с профессиями, расширение кругозора. Проектор, видео о работе исследователей. Воспитатель проводит беседу с детьми. Рассказывает об исследователях в разных областях. Рассказывает об инструментах, которыми пользуются исследователи. Просмотр фильма.
9. Опытно-экспериментальная деятельность “Что нужно растениям?” Формирование бережного отношения к природе, ответственности, умения доводить дело до конца; закрепление знаний о потребностях растений. Контейнер для рассады, семена лука, лопатки, лейки, вода, грунт. Педагог с детьми садят семена лука. Группа делится на 4 подгруппы:
1 группа ответственна за лук, который растет на подоконнике и ежедневно его поливает;
2 группа ответственна за лук, который растет на подоконнике, но его не поливает;
3 группа ответственна за лук, который растет в темной комнате с уличными игрушками и поливает его;
4 группа ответственна за лук, который растет в темной комнате и не поливает его.
Подвести детей к мысли о том, что растениям нужны свет и вода.
10. Квест-игра с элементами поисковой и экспериментальной деятельности Формирование умения доводить начатое дело до конца, воспитание коллективизма, развитие умения работать в команде, развитие фантазии, критического мышления. Цветные карандаши, фломастеры, карта квеста, микроскопы по количеству команд,
материал для экспериментирования, бланки с заданиями.
Квест проводится по сценарию.

Реализация второго условия - создание необходимой предметно - развивающей среды - была построена с опорой на следующие принципы:

- содержательная насыщенность образовательного пространства;

- трансформируемость;

- полифункциональность;

- вариативность;

- доступность и безопасность.

Материалы уголка были распределены по разделам:

- вспомогательные приборы (увеличительные стекла, весы, песочные часы,

компас, магниты);

- сосуды из различных материалов (пластмасса, металл разного объема и формы);

- пищевые и непищевые красители (гуашь акварельные краски и др.);

- демонстрационный щлабораторный и дидактический материал (различные

коллекции, измерительные приборы);

- природные материалы (камешки, глина, песок, шишки, семена, сухие листья и т. д.);

- разные виды бумаги (обычная, картон, наждачная, копировальная, пергамент);

- прочие материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, лоскуты тканей и др.).

Так, в процессе работы, направленной на развитие исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста, были реализованы следующие педагогические условия:

  • использование экспериментирования с учетом интересов детей;
  • создание предметно-развивающей среды, необходимой для экспериментирования.

Анализ полученных результатов контрольного этапа эксперимента показал, что в экспериментальной группе очевидна тенденция роста уровня исследовательского интереса среди старших дошкольников, а также наблюдается рост уровня исследовательской активности детей.

В контрольной группе наблюдается незначительный рост и исследовательского интереса, и исследовательской активности, преимущественно среди детей, обладающих средним уровнем исследовательского интереса, и средним уровнем и уровнем ниже среднего исследовательской активности.

Контрольный этап эксперимента показал, что реализованные нами педагогические условия развития исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста позволили получить положительные результаты.

 

Список использованной литературы

  1. Аминева А. Г. Развитие Познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования //ФЭН-НАУКА, М.: Научные технологии. - 2014. - №11. - С. 29-31.
  2. Веракса Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. - М. : Мозаика - синтез. - 2012. - 80 с.
  3. Воробьева Н. А. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации их экспериментально-исследовательской деятельности / Н. А. Воробьева, В. А. Зебзеева // JSRP. - 2014. - №8. - С. 156-160. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-protsesse-organizatsii-ih-eksperimentalno-issledovatelskoy (дата обращения: 30.11.2019).
  4. Ипполитова Н. В. Анализ понятия "педагогические условия": сущность, классификация // General and professional education. - 2019. - №1. - С. 8 - 14. [Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36509766
  5. Листик Е. М. Методические рекомендации к организации детского экспериментирования в условиях детского сада - М.: Директ-Медиа. - 2016. - 137 с.
  6. Поддьяков Н. Н. Детское экспериментирование и эвристическая структура опыта ребенка-дошкольника // Исследователь/Researcher. - 2009. - №2. - С. 68 - 74. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/detskoe-eksperimentirovanie-i-evristicheskaya-struktura-opyta-rebenka-doshkolnika (дата обращения: 16.12.2019).


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Лэпбук «Вот какой наш детский сад»

Лэпбук «Вот какой наш детский сад» Трудовое воспитание детей. Старший возраст В средней группе у нас проходила встреча с интересными людьми. Родитель...

«Без речи нет ни сознания, ни самосознания»

«Без речи нет ни сознания, ни самосознания»

Образовательный проект «От веретена до электропрялки»

Образовательный проект «От веретена до электропрялки» Выбор темы моего проекта «От веретена до электропрялки» не случаен, так как одной из задач дошкольного образования является...

Читайте также

Физкультурно-массовая работа в ДОУ

Физкультурно-массовая работа в ДОУ 1 слайд. В настоящее время в России действует государственная программа «Развитие физической культуры и спорта», а также...

Конспект итоговой непрерывно образовательной деятельности по образовательной области Развитие речи…

Конспект итоговой непрерывно образовательной деятельности по образовательной области Развитие речи Тема: «Викторина» В средней группе Цель: Выявить уровень знаний детей. Задачи: Образовательная: Упражнять в изменении...

Педагогический проект на тему: «Помощь зимующим птицам»

Педагогический проект на тему: «Помощь зимующим птицам» Экологический, исследовательско-творческий проект. Первая младшая группа № 3 «Капитошка» Среднесрочный, сроки реализации: декабрь 2022 г. – февраль...