Чтобы каждый ребенок испытывал радость творчества

Из опыта работы

Дошкольное детство - очень короткий отрезок жизни человека, но он имеет непреходящее значение. Детский сад – как раз та ступень, на которой малыш получает первый жизненный опыт взаимодействия с окружающим миром. Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее нам, воспитателям.

Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духовную нить, которая связала бы его с ребенком. Если удается установить духовный контакт с каждым воспитанником, процесс воспитания становится интересен и нам, и ребенку. Главное постараться сохранить эту связь, не дать ей оборваться.

Данный возраст особенно важен для развития ТВОРЧЕСТВА во всех его проявлениях. Дошкольник, домашний или садовский – достаточно свободен в своем творчестве. Художественная сфера для малыша – это пока еще малоизведанный, а потому необычайно привлекательный мир, в котором так заманчиво найти и познать себя, и малыш осваивает культуру, в том числе и изобразительное искусство, как вдохновенный первооткрыватель. Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое Я среди других сверстников. Детское изобразительное творчество мы рассматриваем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности на основе накопленного и переработанного им опыта, как способность создать образ и выразить к нему свое отношение.

Большую роль изобразительная деятельность может сыграть в развитии ребенка по причине своей доступности, так как рисование для дошкольника - знакомое и «комфортное» действие. Поэтому на основе этого действия настоящий педагог способен выявить и сформулировать многие необходимые личностные качества малыша: сформировать положительное отношение к окружающему миру, научить удивляться и радоваться всему,

что его окружает, вдохновить на творчество; преодолеть отчуждение, замкнутость, по возможности, исключить негативное поведение.

Рисование для малыша – своего рода экспериментирование с материалами и их свойствами, с художественными инструментами, образами, композициями, форматами и пр. Первые «коляки-маляки», «наскальная» живопись на обоях, рисование палочкой на песке или пальцем на стекле, смешивание красок и открытие новых цветов – вот лишь общеизвестные примеры детского изобразительного экспериментирования.

В изобразительном творчестве ребенок довольно часто предоставлен сам себе, и благодаря этому он приобретает бесценный опыт проб и ошибок. Однако было бы ошибочно сделать из этого вывод, что ребенка полезно оставлять один на один со своими трудностями для «самостоятельного изобретения колес и велосипедов». Разумеется, обучение должно иметь место и оно необходимо. Именно в этом возрасте дети обожают рисовать и

очень любят свои рисунки, они гордятся ими, узнают свои «шедевры» среди множества чужих даже через длительное время.

В творческом процессе малыш самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Рисование доставляет ему удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представления о мире и мы должны стремиться развивать творческую личность ребенка, вводить его «большое искусство», становясь посредником между ним и нежной, хрупкой, отзывчивой на все новое, удивительное, яркое душой ребенка.

Знакомя детей с произведениями искусства, мы тем самым вводим их в мир эталонов прекрасного, то есть, претворяем в жизнь поставленные цели и задачи, ведем к пониманию выразительности средств и образного решения, разнообразию цветового и композиционного построения.

Л.С. Выготский, говоря о роли обучения, подчеркивал: «Обучение ведет за собой развитие», при этом он обращал внимание: «Обучение может дать в развитии больше, чем то, что содержится в его результатах».

Мой опыт свидетельствует – искусство дает удивительно положительные результаты в работе с детьми – дошкольниками. Оно, являясь важным фактором художественного развития, оказывает психотерапевтическое воздействие, влияя тем самым на эмоциональную сферу малыша, при этом выполняет коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции. Участие ребенка в художественной деятельности расширяет его социальный опыт, учит адекватному взаимодействию и общению в совместной деятельности, что способствует формированию его внутреннего мира.

В ходе многолетней практики я вижу, что детям дошкольного возраста при целенаправленном обучении доступно понимание изобразительного искусства, его содержания и средств выразительности. Расширяя диапазон развития ребенка, и увлекая его в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем способность к творчеству и влияем на формирование личности малыша.

Творческая деятельность находит отклик в сердцах детей, дает богатый материал для развития восприятия, эмоциональной сферы и образного познания окружающего мира. Такая деятельность способствует развитию

творческого потенциала. У детей значительно повышается интерес, увлеченность и работоспособность, работы становятся все более выразительными, содержательными, проявляется индивидуальность каждого ребенка.

Художественно – творческая деятельность имеет, несомненно, очень большое значение для развития и воспитания детей. Искусство создает целую картину мира посредством эмоциональных образов, мыслей, чувств, доступных каждому ребенку. Рисуя что – либо, ребенок может сопереживать, сочувствовать. Чувство сопричастности к человеку, природе, животным не дадут ребенку, на мой взгляд, вырасти жестоким, злым. Творчество – это изображение действительности, душевные переживания ребенка, взаимодействие с конкретными людьми, состояние интеллекта, работоспособность, восприятие, настроение. Творчество расширяет его социальный опыт, взаимодействие с природой и обществом, эмоциональные стороны действительности. И, прежде всего, эмоции людей – внешние проявления чувств, характера, поэтому, наша работа должна быть направлена на формирование творческой личности ребенка, на развитие общей культуры, эмоционально – ценностного отношения к миру и самому себе, стимулирование творческой активности и развития познавательных способностей, а также, что особенно важно – духовно – нравственному воспитанию.

О чем думает ребенок, кода рисует? О чем думаем мы, когда видим рисунок ребенка? Зачем ребенок рисует, нужно ли ему помогать при этом или не надо мешать? Замечательный ответ, на мой взгляд, дал К. Шейлби: «Рисунок – это зеркало чувств, зрелости и развития личности ребенка».

Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником, и этого не изменят самые лучшие психологические рекомендации и педагогические методики. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал нам надо раскрыть. Так, каждый обладает способностью логически мыслить и применяет ее постоянно, но лишь немногие становятся специалистами по логике или учеными-теоретиками. Воспитатель должен настраиваться и вести себя так, будто вся группа детей состоит из потенциальных художников. В этих условиях наиболее одаренные скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство.

Я убеждена, что та любовь к искусству, которую я смогу привить своим подопечным в детстве, лейтмотивом пройдет через всю жизнь, обогащая ее яркими, позитивными эмоциями. Очень важно, чтобы маленький человечек,

взявший в руки кисть, почувствовал себя творцом, настоящим волшебником, способным сотворить чудо.

Помочь ребенку чудо сотворить

Мое желанье, счастье и призванье.

К ребячьим душам тропку проторить

Мне часто помогает рисованье.

Рисуют дети, и на их «холсты»

Не просто красок капельки стекают:

Идет процесс творенья красоты…

И кто сказал, что чуда не бывает?

И всяк «шедевр» по-своему хорош,

В нем столько вдохновенья и старанья,

И каждый на другие не похож -

И в этом есть вся прелесть рисованья.

И видя, как рисуют малыши,

Я понимаю – труд мой не напрасен.

Есть в их твореньях часть моей души,

Ведь я учу их видеть мир прекрасным.

Эти незатейливые стихи родились не случайно. Когда встал вопрос, чему посвятить свою трудовую деятельность, долгих раздумий на эту тему не последовало, так как перед моими глазами прошла яркая, творческая жизнь моей мамы - учителя начальных классов, ее успешный труд на ниве образования. Более тридцати лет она несла благородную миссию учителя, и я решила сохранить преемственность традиций, пошла по ее стопам. Здесь очень уместно высказывание Гете: «Тех, у кого мы учимся, правильно называют «нашими учителями», но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя».

Воспитатель – учитель, профессии созвучные, одни из самых замечательных и важных. Справедливо сказано, что писатель живет в своих произведениях, художник – в картинах, скульптор – в созданных им скульптурах, а хороший учитель – в мыслях и поступках людей.

Вопрос о развитии творческих способностях детей в рисовании волновал меня давно, с тех пор, как я начала заниматься творческой деятельностью. Но в течение довольно долгого времени мне не удавалось добиться того, что я считала немаловажным – искренности в рисунках, отражения ребенком окружающей действительности, способности создать образ и выразить к нему свое отношение. Размышляла над вопросами: как организовать детское рисование и как им руководить? Как понимать и оценивать детские рисунки? Как развивать художественные возможности детей и увидеть в каракулях и

цветных пятнах момент рождения таланта? Как добиться того, чтобы каждый ребенок (пусть один – в меньшей мере, другой - в большей) стал творцом?

Исследование массы литературы, освоение новых методик обучения и общения, открытые мероприятия, методические объединения, усиленное внимание к свободной самостоятельной деятельности детей и их эстетическое воспитание и конечно же, неоценимая помощь старших коллег, позволили решить многие вопросы и проблемы, возникающие раннее. Именно так – обучаясь и учась по-другому воспринимать, понимать и относиться к детским рисункам – и нужно действовать воспитателю, если он хочет увидеть конечный результат, добиться того, чтобы каждый малыш, который ходит в детский сад, смог творчески проявить свое отношение к окружающему миру.

В последние годы одно из центральных мест в дошкольной педагогике занимает проблема развития детского творчества, художественно-эстетического развития детей.

Часто приходится слышать: детей не надо учить способам изображения. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Да, может это действительно так. Однако, во-первых, далеко не у всех это получатся, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью; во-вторых, нельзя развивать творческие способности у всей группы, полагаясь на возможности некоторых.

Мой опыт свидетельствует: дошкольник с удовольствием учится, любит узнавать новое, потому, что, обучаясь, получая знания, навыки, ребенок чувствует себя уверенно. Творческая деятельность находит отклик в сердцах детей, дает богатый материал для развития восприятия и образного познания окружающего мира.

Детское изобразительное творчество можно рассматривать как сознательное отражение ребенком окружающей действительности на основе накопленного и переработанного им опыта, как способность создать образ и выразить свое к нему отношение. Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. И этого не изменят самые лучшие методики и рекомендации. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал надо раскрыть. Мы принимаем всех детей так, как будто они – потенциальные художники. В этих условиях наиболее одаренные скорее найдут свой путь, а все остальные приобретут ценный опыт творческого воплощения собственных замыслов, станут глубже понимать и ценить искусство.

В связи с этим возникает вопрос: как развивать творческий потенциал детей, чтобы это было не сухо и не формально? Работая некоторое время по традиционным программам, я пришла к выводу, что большей частью, дети работают по заданию воспитателя, механически, что мало способствует развитию воображения, их креативному мышлению, не побуждает детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином.

В поисках новых методов и технологий, я обратилась к давно позабытым старым программам Т. Дороновой, Б. Неменского и других педагогов.

И что же? Более детальное изучение их материалов увидела по-новому, открыла для себя другие подходы в работе с детьми по изобразительной деятельности) повторение - мать учения…

Стала применять и использовать различные типы мотиваций, новые методики обучения и общения на занятиях, усилила внимание к свободной самостоятельной деятельности. Большой акцент сделала на эстетическом воспитании детей. Все это позволило найти более свежие подходы в работе с детьми по изобразительной деятельности, основанные на новых целях, которые кратко можно сформулировать следующим образом:

  • Приобщать детей к наблюдению за действительностью, научить их соотносить увиденное с собственным опытом.
  • Формировать наблюдательность и внимание, умения и навыки, развивать устойчивый интерес к изобразительной деятельности, эмоционально-эстетические чувства, вкус, оценки и суждения.
  • Предоставить свободу в отражении доступными для ребенка художественными средствами – своего видения мира, учить детей цветом передавать настроение, состояние, экспериментировать с красками.
  • Знакомить детей с разными видами и жанрами изобразительного искусства: архитектурой, скульптурой, дизайном, народными промыслами, декоративным изображением.
  • Подводить детей к пониманию: искусство отражает окружающий мир, окружает нас всюду: дома, в детском саду, на улице, оно доставляет людям удовольствие, радость творчества.
  • Дать представление о видах и жанрах изобразительного искусства.
  • Знакомить с различными стилями разных художников, графиков, скульпторов.
  • Применять анализ детских работ как обучающий метод.
  • Развивать важнейшие для художественного творчества умения видеть мир глазами творца – художника.

Методические приемы используются в определенном сочетании, композиции, которые в данной конкретной ситуации могут дать наибольший эффект, и который определяется мною с учетом ряда факторов, в том числе: цели и задачи, возраст детей, их индивидуальные особенности, уровень подготовки, и мастерство воспитателя.

В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует силы, развивает и совершенствует свои способности, это доставляет ему удовольствие, но, прежде всего, обогащает его представления о мире.

Занимаясь с детьми продолжительное время, я поняла, что ребенок видит мир в его целостности и художественный образ, создаваемый им, также предстает целостным, то есть, цвет, форма, величина и другие свойства предметов существуют в его восприятии вместе с самим предметом.

Чрезвычайно значительно влияние художественной литературы на формирование эмоций ребенка. Она заставляет волноваться, сопереживать персонажам и событиям, сочувствовать, что постепенно формирует определенные моральные оценки, имеющие несравненно большую воздействующую силу. Из рассказов и, особенно из сказок ребенок постигает красоту благородных поступков и низость коварства, злобы и предательства, испытывает радость любви и силу ненависти; черпает первые представления о справедливости и несправедливости. Они заставляют дошкольника задуматься над тем, что он сам может или не может сделать в повседневной реальной жизни. Сказки, кроме того, активизируют воображение ребенка, заставляют его не только сопереживать, но и внутренне содействовать ее персонажам, вживаться в сказку - в результате чего появляется новое эмоциональное отношение к людям, предметам, явлениям. Это общеизвестные положения, и роль педагога в процессе приобщения ребенка к сказке здесь четко обозначена.

Используя в работе музыкальные и поэтические образы, я вижу, как возрастает художественно-творческая активность детей, которая начинает проявляться уже в момент возникновения замысла, в процессе обсуждения будущей работы. У детей значительно повышается увлеченность и работоспособность, их работы становятся все более выразительными и содержательными, проявляется индивидуальность каждого ребенка.

Часто именно разговор, беседа, непосредственно предваряющие практическую деятельность, становятся главной отправной точкой в рождении художественного образа.

В работе планирую экскурсии, ведь ребенок должен видеть окружающую действительность, что поможет расширить кругозор, увидеть среду нашего обитания, откроет широкие возможности для творчества. И тогда на основе наблюдений, полученных от общения с природой, людьми, ребенок сможет на основе накопленных впечатлений, образного видения запечатлеть все в процессе рисования.

Нужно предлагать рисовать все, о чем ребенок любит говорить, и говорить с ним обо всем, что он любит рисовать. Если педагог стремится развивать ребенка как творческую личность, он должен вводить ребенка в «большое искусство», становясь посредником между ним и нежной, эмоциональной, отзывчивой на все новое, удивительное, яркое душой ребенка. Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. И этого не изменят самые лучшие психологические рекомендации и педагогические методики. Но верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал я стараюсь раскрыть.

Объясняя детям, как художник «глазами души» смотрит на мир, стремясь увидеть его суть, любуясь им, подвожу детей к пониманию того, что красота в природе, красота в жизни, красота в искусстве неотделимы. Считаю, что вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше, создавая, таким образом, предпосылки для дальнейшего самостоятельного его постижения. В процессе творческой деятельности стараюсь дать как можно больше свободы в выборе темы и, само собой, разумеется, не предлагаю образец (он влечет за собой механический повтор), а лишь демонстрируя наброски, не придавая им законченного вида.

Очень важно показывать приемы работы с пластическим материалом, когда образ рождается прямо на глазах у детей. Это, с одной стороны, дает умения и навыки в области практической деятельности, а, с другой, - оставляет за ними право творческого выбора. Также, по возможности, стараюсь не ограничивать детей временем выполнения работ. В целом все это помогает скорректировать развитие ребенка, стимулировать самостоятельные действия, позволяющие более свободно и уверенно чувствовать себя в социуме, формированию необходимых знаний и практических умений в разнообразных видах художественной деятельности.

1

В приоритете у меня «коллективная деятельность», и опыт работы показывает, что коллективная художественная деятельность значительно формирует положительную мотивацию к ней и углубляет интерес к творчеству. Общие усилия, направленные на решение творческой задачи, раскрывают индивидуальность детей, корректируют межличностные отношения, дают толчок их креативному мышлению.

Художественная деятельность ребенка станет еще более успешной, если взрослые, педагоги и родители будут оценивать ее положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения. К работе я привлекаю родителей: они должны быть помощниками своим детям, предлагаю им правила:

- ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психологическое пространство.

- у ребенка не должно быть недостатка в цветных карандашах, фломастерах, мелках, красках, бумаге и каких-то развивающих творческий потенциал новинок.

И здесь как нельзя кстати замечательное высказывание великого педагога: «Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев». Дайте возможность малышу тактильно испробовать все!

- сюжет рисунка не должен подвергаться критике: рисунки, отобранные самим ребенком нужно повесить где-нибудь в удобном месте, попросить ребенка прокомментировать их, выразить свое мнение, впечатления и прислушаться к доброжелательным пожеланиям взрослых.

2

Детское творчество тесно связано с понятием «прекрасное». Ведь творчество – это такое явление в жизни ребенка, результат которого содержит в себе элементы прекрасного. Исходя из этого, можно утверждать: занимаясь творчеством, ребенок приобщается к красоте, синтезируя и интегрируя собственный эстетический опыт с общекультурным.

Девизом к своей работе я применяю слова Э.Межелайтиса: «Подлинную красоту воспринимает только чистая, прекрасная душа - душа ребенка».

Эти слова, в свою очередь, перекликаются с высказыванием английского философа Томаса Гоббса: «Красота – это обещание счастья».

А от себя хочется добавить: дошкольное детство - самый короткий, но чрезвычайно важный период в жизни малыша, и роль воспитателя в этот период очень ответственна - растить детей успешными и счастливыми.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект беседы с детьми подготовительной группы «О Родине»

Конспект беседы с детьми подготовительной группы «О Родине» Цель: формировать знания детей о Родине. Задачи: Образовательные: систематизировать знания детей о России и малой родине. Развивающие:...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Математические ступеньки»

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Математические ступеньки»  Срок реализации программы 1 год.Возраст детей 5-6 лет. 1. Целевой раздел Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Математические ступеньки»...

Проект «Наш календарь природы»

Проект «Наш календарь природы» Вид проекта: краткосрочный. Тип проекта: экологический, исследовательский. Участники проекта: дети, воспитатели и родители старшей группы. Сроки реализации проекта: со 2...

Читайте также

Конспект занятия по логоритмике в старшей группе. Тема: «Прогулка по…

Конспект занятия по логоритмике в старшей группе. Тема: «Прогулка по зоопарку» Цель: развитие лексико-грамматических категорий и обогащение словаря детей по названиям животных. Задачи: развитие координации...

Кейс интеллектуальных упражнений для дошкольников

Кейс интеллектуальных упражнений для дошкольников (Элементы программ «Умники и умницы», системы интеллектуального развития А.З. Зака, программы развития «Одаренный ребенок»)

Опыт работы «Использование игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В…

Опыт работы «Использование игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в группе раннего возраста (2-3 года)» В настоящее время вопросы развития...