Эффективное применение развивающих блоков Дьенеша в игровом практикуме с детьми дошкольного возраста

В настоящее время в дошкольных образовательных организациях педагоги используют различные развивающие игры, но не все они направлены на комплексное формирование у детей мыслительных операций. Считаю, что в этом плане эффективным игровым пособием является логический набор Дьенеша, который развивает дошкольника не только умственно, но и дает возможность проявить творчество.

Достоинство развивающей игры в том, что сложные математические знания, навыки дети приобретают в ходе игры. Ребенок даже не догадывается, что он усваивает такие сложные представления, как кодирование информации или алгоритм.

Представляю серию игрового практикума с логическими блоками Дьенеша, который проводила в разных видах деятельности с детьми дошкольного возраста:

Дидактическая игра «Пирожки для медведей».

Маша напекла пирожки разных цветов, размеров и форм (блоки Дьенеша). Они все перемешалась. Помоги Маше разложить пирожки по тарелкам: квадратные – медведю, круглые - медведице, а треугольные – медвежонку.

Подобрав все блоки и поставив их в нужные места в альбоме «Лепим нелепицы», ребенок получает забавную картинку, причем эта картинка еще и является ответом на загадку.

С помощью блоков можно наглядно моделировать сказки.

Например, «Курочка Ряба»: дед и баба можно обозначить большими прямоугольниками: деда - красным, а бабу – синим, а курочка – большой желтый круг. А яичко? Правильно. А яичко, соответственно, будет маленьким желтым кружочком. Мышка – синим маленьким треугольником.

Со старшими детьми можно сочинить свою собственную сказку. Дети делятся на 3 группы и выбирают цвет своего царства. Воспитатель рассказывает сказку, а дошкольники назначают фигуры на роли персонажей (определенного цвета в зависимости от царства).

«В одном царстве, в одном государстве жил-был король. Он был большой, толстый и похож на прямоугольник (дети выбирают блок - большой толстый прямоугольник). У короля была королева, такая же, большая, но только тоньше (выбираем блок - большой тонкий прямоугольник). И было у них два ребенка, похожие на них, только маленькие (выбираем маленький толстый и тонкий прямоугольники).

Но вот однажды…

Дальше детям предлагается закончить сказку самим.

Подвижная игра «Кошки-мышки»

Развивающие блоки помогут сделать более захватывающим и подвижные игры и эстафеты.

Например, подвижная игра «Кошки-мышки». Каждая «мышка» на шею надевает жетончик с изображением признаков блоков Дьенеша. У «кота Васьки» также есть жетон с определенным символом блока. Жетон – это информация о том, каких именно «мышей» надо поймать «коту». «Мыши» водят хоровод и проговаривают слова:

Мыши водят хоровод,

На скамейке дремлет кот.

Мыши, тише, не шумите,

Кота Ваську не будите.

А то проснется Васька – кот

И разгонит хоровод.

На последней фразе «кот» начинает ловить «мышей».

Остальным мышкам «Васька» не страшен: его могут дразнить, смеяться над ним. Когда «кот» поймает нужную мышь, она занимает его место, и игра возобновляется.

Эстафета «Собираем урожай»

Капитан находится в одном конце зала и держит корзинку с блоками Дьенеша. Дети-игроки стоят на другой стороне зала. В середине зала лежит обруч, в котором рассыпаны блоки. Для каждого участника-ребенка капитан показывает определенную фигуру. Ребенок должен подбежать к обручу найти такую же фигуру и поместить ее в корзину. Затем эстафета передается другому игроку.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек»

Развивающие блоки Дьенеша можно использовать и в сюжетно-ролевой игре. Например, играя в «Магазин игрушек», дети договариваются о том, что блоки – это деньги, а цены на товарах – их символические свойства. У каждого ребенка-покупателя есть только три денежки-фигурки. Приобрести можно только такую игрушку, которая заключает в себе хотя бы один признак блока (например, желтый или круглый и т.п.). В старшем дошкольном возрасте игра усложняется: выбирается уже по двум признакам.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Адаптация ребенка в детском саду

Адаптация ребенка в детском саду Почти у каждого ребенка наступает новый период жизни-детский сад. Дети индивидуальны и каждый ребенок этот период...

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал»

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал»

Проект по пожарной безопасности «Крепко помните друзья, что с огнем…

Проект по пожарной безопасности «Крепко помните друзья, что с огнем играть нельзя!»

Читайте также

Активизации мелкой и общей моторики как средство развития речи детей

Активизации мелкой и общей моторики как средство развития речи детей Аннотация: отставание в развитии как следствие невмешательства в процесс формирования детской...

План проекта для старшего дошкольного возраста «Материалы и их свойства»

План проекта для старшего дошкольного возраста «Материалы и их свойства» Тип проекта: долгосрочный, познавательный. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители, педагоги. Время реализации проекта: ноябрь-апрель...

Конспект интегрированной НОД в первой младшей группе на тему «Весеннее…

Конспект интегрированной НОД в первой младшей группе на тему «Весеннее солнце» Воспитатель: Цель: Расширять знания детей об элементарных явлениях природы весной.Задачи:Познавательные –...