Эффективное применение развивающих блоков Дьенеша в игровом практикуме с детьми дошкольного возраста

В настоящее время в дошкольных образовательных организациях педагоги используют различные развивающие игры, но не все они направлены на комплексное формирование у детей мыслительных операций. Считаю, что в этом плане эффективным игровым пособием является логический набор Дьенеша, который развивает дошкольника не только умственно, но и дает возможность проявить творчество.

Достоинство развивающей игры в том, что сложные математические знания, навыки дети приобретают в ходе игры. Ребенок даже не догадывается, что он усваивает такие сложные представления, как кодирование информации или алгоритм.

Представляю серию игрового практикума с логическими блоками Дьенеша, который проводила в разных видах деятельности с детьми дошкольного возраста:

Дидактическая игра «Пирожки для медведей».

Маша напекла пирожки разных цветов, размеров и форм (блоки Дьенеша). Они все перемешалась. Помоги Маше разложить пирожки по тарелкам: квадратные – медведю, круглые - медведице, а треугольные – медвежонку.

Подобрав все блоки и поставив их в нужные места в альбоме «Лепим нелепицы», ребенок получает забавную картинку, причем эта картинка еще и является ответом на загадку.

С помощью блоков можно наглядно моделировать сказки.

Например, «Курочка Ряба»: дед и баба можно обозначить большими прямоугольниками: деда - красным, а бабу – синим, а курочка – большой желтый круг. А яичко? Правильно. А яичко, соответственно, будет маленьким желтым кружочком. Мышка – синим маленьким треугольником.

Со старшими детьми можно сочинить свою собственную сказку. Дети делятся на 3 группы и выбирают цвет своего царства. Воспитатель рассказывает сказку, а дошкольники назначают фигуры на роли персонажей (определенного цвета в зависимости от царства).

«В одном царстве, в одном государстве жил-был король. Он был большой, толстый и похож на прямоугольник (дети выбирают блок - большой толстый прямоугольник). У короля была королева, такая же, большая, но только тоньше (выбираем блок - большой тонкий прямоугольник). И было у них два ребенка, похожие на них, только маленькие (выбираем маленький толстый и тонкий прямоугольники).

Но вот однажды…

Дальше детям предлагается закончить сказку самим.

Подвижная игра «Кошки-мышки»

Развивающие блоки помогут сделать более захватывающим и подвижные игры и эстафеты.

Например, подвижная игра «Кошки-мышки». Каждая «мышка» на шею надевает жетончик с изображением признаков блоков Дьенеша. У «кота Васьки» также есть жетон с определенным символом блока. Жетон – это информация о том, каких именно «мышей» надо поймать «коту». «Мыши» водят хоровод и проговаривают слова:

Мыши водят хоровод,

На скамейке дремлет кот.

Мыши, тише, не шумите,

Кота Ваську не будите.

А то проснется Васька – кот

И разгонит хоровод.

На последней фразе «кот» начинает ловить «мышей».

Остальным мышкам «Васька» не страшен: его могут дразнить, смеяться над ним. Когда «кот» поймает нужную мышь, она занимает его место, и игра возобновляется.

Эстафета «Собираем урожай»

Капитан находится в одном конце зала и держит корзинку с блоками Дьенеша. Дети-игроки стоят на другой стороне зала. В середине зала лежит обруч, в котором рассыпаны блоки. Для каждого участника-ребенка капитан показывает определенную фигуру. Ребенок должен подбежать к обручу найти такую же фигуру и поместить ее в корзину. Затем эстафета передается другому игроку.

Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек»

Развивающие блоки Дьенеша можно использовать и в сюжетно-ролевой игре. Например, играя в «Магазин игрушек», дети договариваются о том, что блоки – это деньги, а цены на товарах – их символические свойства. У каждого ребенка-покупателя есть только три денежки-фигурки. Приобрести можно только такую игрушку, которая заключает в себе хотя бы один признак блока (например, желтый или круглый и т.п.). В старшем дошкольном возрасте игра усложняется: выбирается уже по двум признакам.



Новые публикации

«День защиты детей»

«День защиты детей» Дети выстраиваются по периметру площадки. Вед: Ой, как много нас здесь собралось. А зачем, знаете? Нам сейчас ребята расскажут! Читают...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности с задержкой…

Конспект образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности с задержкой психического развития по изобразительной деятельности. Рисование на тему «Бабочка» Образовательная область:...

Опыт использования технологии «Лэпбук» как средства коррекции речевых патологий

Опыт использования технологии «Лэпбук» как средства коррекции речевых патологий Совершенствование современной методики развития детей дошкольного возраста в области речевого развития (по...

Читайте также

«Создаём персонажей мультфильма»

«Создаём персонажей мультфильма» Цель: Создать героев сказки «Колобок». Задачи: Образовательные: - Обогатить знания детей о том, как покадрово снимают пластилиновые мультфильмы. - Закрепить умение последовательно...

Конспект занятия «Снегири в нашем селе»

Конспект занятия «Снегири в нашем селе» Ход занятия. 1. Организационный момент. 2. Теоретическая часть. Рассматривание иллюстраций с изображением снегирей. Рассказ воспитателя об особенностях...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «День народного Единства» Цель: Создать условия для знакомство детей с праздником –...

Читайте также

Приобщение к спорту детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения

Приобщение к спорту детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (Из опыта работы молодого специалиста) Приобщение к спорту с раннего детства даёт...

Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников в старшей…

Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников в старшей группе «Покормите птиц» Цель: уточнение и расширение представлений детей о зимующих птицах...

Межрегиональный телемост как средство формирования открытого информационного пространства между ДОО

Межрегиональный телемост как средство формирования открытого информационного пространства между ДОО Проблема. В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно - компьютерных технологий не...





В блогах

«Я – исследователь!» Проект «Зачем автомобилю бампер?»

Актуальность. В современном мире нас окружает множество автомобилей. Они помогают нам передвигаться в повседневной жизни. Когда я вырасту, у меня тоже будет автомобиль. Каждый день меня папа возит в детский сад, или мы всей семьей ездим за продуктами в магазин...

Конспект игровой деятельности с использованием развивающих игр для детей подготовительной к школе группы «Город Мастеров»  

Конспект игровой деятельности с использованием развивающих игр для детей подготовительной к школе группы «Город Мастеров»   Программное содержание: - продолжать учить детей «читать» карточки- символы, подбирать в соответствии с ними геометрические фигуры; -развивать воображение и творческое мышление у детей; -формировать...

Развлечение в первой младшей группе "1июня - День защиты детей"

«1 июня - День защиты детей» Цель:  создание благоприятной праздничной атмосферы, положительного эмоционального фона общения детей со сверстниками, условий для развития двигательной активности детей. Задачи:  продолжать знакомство детей с признаками времени года «Лето»; формирование здорового образа жизни; развивать речь, внимание...

Исследовательский проект в старшей группе " Как сохранить яблоки?"

Введение. Мы с Аней очень любим яблоки. Мы знаем, что их любят многие дети и взрослые. Эти фрукты растут в наших садах. Яблоки вкусные, сладкие, ароматные, в них много витамин. Однажды мы принесли в детский сад яблоки, Но яблоки у...