Модернизация системы работы по речевому развитию в современных условиях дошкольной образовательной организации

Правильная речь ребенка - это когда ребенок свободно пользуется родным языком в непосредственном общении с окружающими его людьми, понятно и правильно выражает свои мысли в устной речи. Формирование правильной речи ребенка дошкольного возраста является основной задачей дошкольного образования.

С целью целенаправленного поэтапного решения данной проблемы ежегодно в годовой план нашего ДОУ включаются задачи речевого развития дошкольников. Такой подход способствовал созданию эффективной системы работы по речевому развитию дошкольников, включающую в себя ряд взаимосвязанных компонентов, которые успешно реализовывались в организации.

Однако, организация работы по речевому развитию во время карантина оказалась весьма непривычной, т. к. работа в этом направлении предполагает постоянное контактное присутствие педагога, постоянный контроль и ведение ребенка как на протяжении одного занятия, так и на протяжении определенного образовательного цикла. Учитывая сложившиеся обстоятельства, пришлось, так или иначе, выйти из зоны «комфорта» и освоить новые формы работы с детьми и родителями.

Таким образом, актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время в нашем ДОУ интенсивно модернизируется сложившаяся система работы по речевому развитию детей дошкольного возраста, посредством внедрения актуальных и эффективных форм работы.

На сегодняшний день в моем арсенале, как учителя-логопеда, имеется практический материал, применение которого способствует эффективному развитию речи ребенка в современных условиях дошкольного образования.

Например, в условиях дистанционного обучения была разработана и внедрена видеорубрика с логопедическими играми и заданиями «Дома не скучай, со мной в игры поиграй!». В видео рубрику включены игры, направленные на профилактику и коррекцию речевых нарушений детей в рамках работы парциальной программы, а именно артикуляционные и пальчиковые игры, игровые упражнения на развитие словаря, грамматического строя речи и другое. При проведении видео занятия учитываю некоторые «секреты» работы в эфире, для этого надеваю какую-нибудь яркую деталь одежды для привлечения зрительного внимания, также учитываю, что темп занятия должен быть достаточно высокий, чтобы поддерживать интерес ребенка перед экраном и обязательно к работе привлекаю яркую игрушку. Видео рубрика выходит еженедельно и направляется родителям по электронной почте, а также размещается в группе WhatsApp для родителей каждой возрастной группы. Эффективность данной работы заключается в том, что дети в домашних условиях в игровой форме включаются в образовательную деятельность и совместно с родителями прорабатывают практический материал.

Для меня, как учителя-логопеда, очень важно, что посредством данной формы работы повышается результативность логопедической работы. Поэтому считаю, такой формат работы, как видео рубрика «Дома не скучай, со мной поиграй!» актуальным, эффективным и активно применяю его в логопедической образовательной деятельности.

В условиях карантинных ограничений также пришлось столкнуться с трудностью по взаимодействию с родителями, так как традиционные формы работы, такие как «Школа логопеда», индивидуальные консультации, мастер-классы стали недоступны.

В связи с этим предприняла активные шаги по освоению новых форм работы с родителями. В настоящее время работа с родителями осуществляется посредством организации сетевого информационного пространства и включает такие формы взаимодействия, как «Онлайн-школа логопеда», «Виртуальные мастер-классы», «Логопед-видео».

Так, например, для родителей младших групп были проведены «Виртуальные мастер-классы» по теме «Детективное агентство «Найди и покажи»». В рамках этой встречи совместно с педагогами групп подготовлены мастер-классы от трех детективов: мистера Артикулиуса, мистера Грамматикуса и мистера Моторикуса. Каждый детектив нашел способы решения проблемы речевого развития по своему направлению: артикуляция, мелкая моторика и грамматический строй речи в виде игр и игровых упражнений и показал их родителям. Осуществлялся «Виртуальный мастер-класс» в формате видеоролика, размещенного в мессенджере WhatsApp.

«Онлайн-школу» организую с применением платформы видеоконференцсвязи ZOOM для родителей ДОУ, которых объединяю в подгруппы в зависимости от речевых нарушений их детей. В рамках данной формы взаимодействия состоялись онлайн-встречи по темам «Автоматизация звуков через чистоговорки», «Артикуляционная гимнастика через игру».

Учитывая, что одним из важнейших условий развития образования в современных условиях является обеспечение открытости деятельности ДОУ начала создавать информационно-просветительские видеофильмы «Логопед-видео», в которых доступно и в нужном формате преподносится информация для родителей об особенностях системы работы с детьми по речевому развитию в дошкольной образовательной организации.

Подводя итог, хочу отметить, что сложившаяся ситуация в стране помогла трансформировать нашу работу, тем самым модернизировав систему работы в плане профилактики и коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста и расширив пространство развития ребенка и взрослого в современном детском саду.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Путешествие в Бумажное королевство»

«Путешествие в Бумажное королевство» Цель: развитие творческих способностей детей в процессе работы с бумагой в разных техниках. Задачи: Образовательные: закрепить имеющиеся знания детей...

Проект «Через игру в профессию»

Проект «Через игру в профессию» Активизация речемыслительной деятельности старших дошкольников посредством использования интеллект – карт и наглядного моделирования в условиях ранней...

Детские конкурсы как инструмент личностного развития дошкольников

Детские конкурсы как инструмент личностного развития дошкольников Создание условий для развития способностей всех детей является одной из основных задач общенациональной системы...

Читайте также

Викторина «Вот такие разные животные»

Викторина «Вот такие разные животные» (Средняя группа) Цель: обобщение и расширение знаний о различии диких и домашних животных. Задачи: закрепить названия взрослых животных...

Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике кляксографии в средней…

Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике кляксографии в средней группе Аннотация Возраст: от четырёх лет. Средства выразительности: пятно. Материал: краски гуашевые, кисти, альбомные...

Опыт работы «Организации конкурсного движения конструктивно-технической направленности в ДОУ»

Опыт работы «Организации конкурсного движения конструктивно-технической направленности в ДОУ» Одним из ведущих направлений в развитии любого образовательного учреждения, на современном этапе...