Модернизация системы работы по речевому развитию в современных условиях дошкольной образовательной организации
Правильная речь ребенка - это когда ребенок свободно пользуется родным языком в непосредственном общении с окружающими его людьми, понятно и правильно выражает свои мысли в устной речи. Формирование правильной речи ребенка дошкольного возраста является основной задачей дошкольного образования.
С целью целенаправленного поэтапного решения данной проблемы ежегодно в годовой план нашего ДОУ включаются задачи речевого развития дошкольников. Такой подход способствовал созданию эффективной системы работы по речевому развитию дошкольников, включающую в себя ряд взаимосвязанных компонентов, которые успешно реализовывались в организации.
Однако, организация работы по речевому развитию во время карантина оказалась весьма непривычной, т. к. работа в этом направлении предполагает постоянное контактное присутствие педагога, постоянный контроль и ведение ребенка как на протяжении одного занятия, так и на протяжении определенного образовательного цикла. Учитывая сложившиеся обстоятельства, пришлось, так или иначе, выйти из зоны «комфорта» и освоить новые формы работы с детьми и родителями.
Таким образом, актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время в нашем ДОУ интенсивно модернизируется сложившаяся система работы по речевому развитию детей дошкольного возраста, посредством внедрения актуальных и эффективных форм работы.
На сегодняшний день в моем арсенале, как учителя-логопеда, имеется практический материал, применение которого способствует эффективному развитию речи ребенка в современных условиях дошкольного образования.
Например, в условиях дистанционного обучения была разработана и внедрена видеорубрика с логопедическими играми и заданиями «Дома не скучай, со мной в игры поиграй!». В видео рубрику включены игры, направленные на профилактику и коррекцию речевых нарушений детей в рамках работы парциальной программы, а именно артикуляционные и пальчиковые игры, игровые упражнения на развитие словаря, грамматического строя речи и другое. При проведении видео занятия учитываю некоторые «секреты» работы в эфире, для этого надеваю какую-нибудь яркую деталь одежды для привлечения зрительного внимания, также учитываю, что темп занятия должен быть достаточно высокий, чтобы поддерживать интерес ребенка перед экраном и обязательно к работе привлекаю яркую игрушку. Видео рубрика выходит еженедельно и направляется родителям по электронной почте, а также размещается в группе WhatsApp для родителей каждой возрастной группы. Эффективность данной работы заключается в том, что дети в домашних условиях в игровой форме включаются в образовательную деятельность и совместно с родителями прорабатывают практический материал.
Для меня, как учителя-логопеда, очень важно, что посредством данной формы работы повышается результативность логопедической работы. Поэтому считаю, такой формат работы, как видео рубрика «Дома не скучай, со мной поиграй!» актуальным, эффективным и активно применяю его в логопедической образовательной деятельности.
В условиях карантинных ограничений также пришлось столкнуться с трудностью по взаимодействию с родителями, так как традиционные формы работы, такие как «Школа логопеда», индивидуальные консультации, мастер-классы стали недоступны.
В связи с этим предприняла активные шаги по освоению новых форм работы с родителями. В настоящее время работа с родителями осуществляется посредством организации сетевого информационного пространства и включает такие формы взаимодействия, как «Онлайн-школа логопеда», «Виртуальные мастер-классы», «Логопед-видео».
Так, например, для родителей младших групп были проведены «Виртуальные мастер-классы» по теме «Детективное агентство «Найди и покажи»». В рамках этой встречи совместно с педагогами групп подготовлены мастер-классы от трех детективов: мистера Артикулиуса, мистера Грамматикуса и мистера Моторикуса. Каждый детектив нашел способы решения проблемы речевого развития по своему направлению: артикуляция, мелкая моторика и грамматический строй речи в виде игр и игровых упражнений и показал их родителям. Осуществлялся «Виртуальный мастер-класс» в формате видеоролика, размещенного в мессенджере WhatsApp.
«Онлайн-школу» организую с применением платформы видеоконференцсвязи ZOOM для родителей ДОУ, которых объединяю в подгруппы в зависимости от речевых нарушений их детей. В рамках данной формы взаимодействия состоялись онлайн-встречи по темам «Автоматизация звуков через чистоговорки», «Артикуляционная гимнастика через игру».
Учитывая, что одним из важнейших условий развития образования в современных условиях является обеспечение открытости деятельности ДОУ начала создавать информационно-просветительские видеофильмы «Логопед-видео», в которых доступно и в нужном формате преподносится информация для родителей об особенностях системы работы с детьми по речевому развитию в дошкольной образовательной организации.
Подводя итог, хочу отметить, что сложившаяся ситуация в стране помогла трансформировать нашу работу, тем самым модернизировав систему работы в плане профилактики и коррекции речевых нарушений детей дошкольного возраста и расширив пространство развития ребенка и взрослого в современном детском саду.
Читайте также |
---|
«Путешествие в Бумажное королевство»
«Путешествие в Бумажное королевство» Цель: развитие творческих способностей детей в процессе работы с бумагой в разных техниках. Задачи: Образовательные: закрепить имеющиеся знания детей...
Проект «Через игру в профессию»
Проект «Через игру в профессию» Активизация речемыслительной деятельности старших дошкольников посредством использования интеллект – карт и наглядного моделирования в условиях ранней...
Детские конкурсы как инструмент личностного развития дошкольников
Детские конкурсы как инструмент личностного развития дошкольников Создание условий для развития способностей всех детей является одной из основных задач общенациональной системы...