Повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах воспитательно-образовательного процесса ДОУ

Семья играет колоссально важную роль в воспитании и социализации ребенка. Это первый социальный институт, отвечающий за его гармоничное развитие и всестороннее воспитание. Поэтому актуальность исследования обусловлена важностью и необходимостью вовлечения родителей в образовательно-воспитательный процесс ДОУ, повышения их педагогической компетенции, а также необходимостью поиска наиболее эффективных путей реализации данной задачи.

Статья 44 закона «Об образовании» гласит, что «родители (законные представители) несовершеннолетних детей имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [12]. Поэтому необходимо изучить такое понятие как педагогическая компетенция, так как только грамотный и компетентный родитель способен заложить основы гармоничного развития и воспитания своего ребенка.

Понятие «педагогическая компетенция» появилось сравнительно недавно и связано оно с именами таких исследователей, как С.С. Пиюкова [9], Г.Р. Ломакина [11], Н.А. Хрусталькова [13]. Педагоги единогласно утверждают о том, что необходимо повышать уровень педагогической компетенции в вопросах воспитания и обучения детей, необходимо привлекать родителей к совместному взаимодействию с ДОУ. Только в этом случае можно добиться эффективности в образовательно-воспитательном процессе детей. Родители и педагоги должны стать союзниками в вопросе воспитания ребенка и действовать сугубо в его интересах. Только в этом случае они могут добиться успеха. Такая деятельность сотрудничества поможет родителям понять индивидуальные особенности своих детей, увидеть своего ребенка в разных ситуациях.  

Многие ученые прошлого говорили о большой роли семьи в воспитании детей, а родителей называли главными воспитателями. Еще И.Г. Песталоцци выделил семью, как «главный и подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление». Однако А.С. Макаренко утверждал, что «семьи бывают разные, одни плохие, другие хорошие. И ручаться за то, что семья будет осуществлять воспитание должным образом, мы не можем. Поэтому организующим началом в семейном воспитании должна стать образовательная организация, которая будет руководить семьей. При этом семейное воспитание должно играть подчиненную роль, зависеть от «заказа общества» [10].

Е.П. Арнаутова [2], В.П. Дуброва [6], О.Л. Зверева [7] рассматривают педагогическую компетенцию как готовность родителей в теоретических вопросах и практических навыках проводить педагогическую деятельность в отношении своих детей

Н.Ф. Талызина, Р.К. Шакуров под педагогической компетентностью родителей рассматривают знания, умения, навыки и способы выполнения педагогической деятельности [3].

Е. П. Арнаутова, Т.В. Бахуташвили, О.С. Нестерова, М. А. Орлова С. С. Пиюкова, В. В. Селина выделяют в структуре педагогической компетенции такие компоненты, как когнитивный, личностный, мотивационный, коммуникативный, эмоционально-ценностный, рефлексивный [5].

Для повышения педагогической компетенции родителей дошкольников ДОУ и педагогам необходимо взаимодействовать с родителями, выстраивать с ними сотруднические отношения.

Согласно Л.И. Габдулиной, в практике работы с семьей воспитатели должны проявлять инициативу, развивать у себя навыки общения с семьей, разработать методы и приемы вовлечение родителей в жизнь ДОУ [4]. По мнению многих педагогов, родители мало уделяют внимание образовательно-воспитательному процессу в ДОУ, ссылаясь на то, что родителей сейчас ничем не удивишь. Но исследования Е.П. Арнаутовой [1], В.П. Дубровой [6], О.Л. Зверевой [7] показали, что именно от воспитателей зависит причастие родителей к жизни ДОУ. Зачастую работа с родителями ограничивается лишь поиском новых форм взаимодействия, а содержанию работы внимание не уделяется.

Н.В. Антонова выделила следующие особенности в общении родителей и педагогов ДОУ:

  • родители с разной частотой обращаются к воспитателям, одни обращаются реже, другие чаще, некоторые вообще практические не общаются с воспитателями;
  • родители, прежде всего, обращаются к педагогам ДОУ с вопросами, что ел, пил, как себя вел; не многих родителей интересуют вопросы успехов ребенка занятиях, пути формирования его личности;
  • чаще всего воспитатели контактируют с родителями по вопросам плохого поведения их ребенка, они не отмечают его успехи; это формирует у родителей на подсознательном уровне негативную установку на контакты с педагогом;
  • обычно воспитатели обращаются с просьбой к родителям, чтобы они поспособствовали воспитательному процессу, но не дают конкретных рекомендаций совместных усилий; на что родители агрессивно реагируют, так как они не знают, как воздействовать на ребенка;
  • воспитатели не всегда профессионально компетентно могут построить диалог с родителями, иногда они могут высказать оценочное суждение, что может ранить родителей, или не всегда могут корректно описать характер проблемы;
  • воспитатели и родители часто общаются на отвлеченные темы, не связанные с деятельностью ДОУ и с воспитанием ребенка;
  • иногда воспитатели выбирают неправильный стиль общения с родителями: обращаются на «ты», не соблюдают дистанцию. Все это вредит репутации воспитателя [1].

Общение родителей и педагогов в основном осуществляется через:

  • вовлечение родителей в образовательно-воспитательный процесс;
  • расширение диапазона участия родителей в жизни ДОУ;
  • посещение родителями праздников, развлечений, родительских собраний, открытых занятий;
  • организацию информационно-педагогических материалов, выставок работ детей;
  • объединение усилий педагогов и родителей по воспитанию и развитию ребенка;
  • уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения [10].

Разные авторы предлагают разные формы работы ДОУ с родителями.  Т.А. Маркова выделила следующие: тематические стенды, тематические беседы и консультации, родительские собрания, конференции [8]. Л.Ф. Островская дополнила, предложенные Т.А. Марковой формы, деловыми играми [10]. Л.М. Кларина, основываясь на тех трудностях, которые могут возникнуть в общении ДОУ и родителей, определила следующие формы работы: открыть клубы по интересам и дискуссионные клубы, спортивные секции. Н.В. Самоукина предложила использовать не только традиционные формы взаимодействия, но и нетрадиционные: семинары-практикумы, круглые столы, мастер-классы, деловые игры, семейные конкурсы творчества. По ее мнению, эти формы работы вызовут бурный интерес и живой отклик у родителей [3].  

Таким образом:

1) педагогическая компетенция родителей – это не только знания, умения и навыки педагогической деятельности, но и комплекс коммуникационных, личностных и деятельностных качеств родителей, позволяющих достигать качественных результатов в воспитании детей, а также осознание ими необходимости воспитания и рефлексия самооценки своей педагогической деятельности;

2) выстраивание взаимоотношений между педагогами и родителями воспитанников одна из основных задач, стоящих перед педагогом. Процесс общения педагогов и родителей имеет свою особенность, заключающуюся в том, что эти взаимоотношения должны носить характер взаимопонимания и доверия. Только партнерское общение между педагогами и родителями будет способствовать установлению «обратной связи», индивидуальному подходу, непосредственности;

 

Список литературы.

  1. Антонова, Н.В. Личностная идентичность и общение современного педагога / Н.В.Антонова // Вопросы психологии.  – 2017.  – №6. – С. 89-92.
  2. Арнаутова Е.П. Методы обогащения воспитательного опыта родителей // Дошкольное воспитание. – 2004. –  №9. –  C. 52-58.
  3. Воспитателю о работе с семьей: Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М.: Эгмонд, 2014. – 64 с.
  4. Габдулина, Л.И. Ценностно - смысловые отношения педагогов как детерминанты их профессионального общения. Человек, природа, общество: условия формирования позиции ненасилия. Материалы международной научно-практической конференции 20-21 мая 1999 г. / Л.И. Габдулина. – Уфа, 1999. – 38 с.
  5. Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова.  – М.: Просвещение, 2012.  – 120 с.
  6. Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи.  – М.: Академия, 2017.  – 224 с.
  7. Зверева О.Л. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с семьей //Дошкольное воспитание. – 2016. – №5. – С.70-75.
  8. Кротова, Т.В. Формы взаимодействия с семьей в ДОУ / Т.В. Кротова.  – М.: Академия, 2011. – 116 с.
  9. Ломакина Г.Р. Педагогическая компетентность и компетенция: проблемы терминологии // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012.  – С. 276-279.
  10. Островская, Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников /Л.Ф. Островская. – М.: Академия, 2015. – 160 с.
  11. Пиюкова С.С. Формирование педагогической компетентности родителей приемных детей: дисс. канд. пед. наук. – М.: РГБ, 2003. – 200 с.
  12. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».  – М.: СФЕРА, 2015. – 144 с.
  13. Хрусталькова H.A. Формирование педагогических умений у родителей из профессионально-замещающей семьи: монография. – Тула, 2005. – 160 с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Речевое развитие средствами театрализованной деятельности

Речевое развитие средствами театрализованной деятельности Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение призвано создать...

Сценарий новогоднего утренника-квеста «В поисках Деда Мороза» (Для детей старшего…

Сценарий новогоднего утренника-квеста «В поисках Деда Мороза» (Для детей старшего дошкольного возраста)

Сценарий «Выпускной с Шапокляк»

Сценарий «Выпускной с Шапокляк» Звучит негромкая мелодия Поля Мориа. Ведущий: Дошкольное детство-пора золотая Счастливых деньков хоровод Как жаль, что так быстро они пролетают, И вот...

Читайте также

Непосредственная образовательная деятельность детей в младшей группе компенсирующего вида для…

Непосредственная образовательная деятельность детей в младшей группе компенсирующего вида для детей с нарушением зрения по теме: «Путешествие по сказкам»

Творческий проект «23 февраля - День защитника Отечества»

Творческий проект «23 февраля - День защитника Отечества»

Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста через русскую народную…

Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста через русскую народную песню Когда руководитель детского певческого коллектива предлагает детям выучить новую русскую...