Эстетическое воспитание дошкольников средствами художественной литературы
Научный руководитель – К.п.н., доцент, Миннуллина Розалия Фаизовна
Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет, факультет дошкольного образования
Аннотация. В статье представлен опыт применения художественной литературы в процессе эстетического воспитания дошкольников. Проанализированы современные представления о эстетическом воспитании и его особенностях в дошкольном возрасте. Статья содержит данные о диагностическом исследовании уровня эстетического воспитания в дошкольном возрасте.
Эстетические представления детей не являются врожденными, а развиваются с того момента, когда ребенок входит в социальное окружение. С приходом детей в дошкольное образовательное учреждение, ребенок подвергается всестороннему и гармоничному развитию под четким педагогическим руководством. Эстетическое развитие детей предполагает формирование у них эстетической культуры, восприятия, понятий, интересов, суждений, чувств, вкуса.
Эстетическое развитие детей дошкольного возраста происходит в рамках художественно-эстетического воспитания, которое, в соответствии с ФГОС ДО, предполагает развитие у воспитанников эстетического отношения к окружающему миру, формирование первоначальных знаний об искусстве и его видах, развитие понимания произведений искусства, развитие интереса к искусству, умения его понимать и наслаждаться им [10].
В руках педагогов детского сада находятся всевозможные средства и методы эстетического развития дошкольников, которое происходит в игровой, изобразительной, музыкальной, театральной, художественно-речевой деятельности. Однако, необходимо выделить художественно-речевую деятельность, воспитательные возможности которой в эстетическом развитии детей безграничны. Чтобы ребенок имел богатый внутренний мир, замечал прекрасное в окружающем мире его необходимо приобщать к произведениям художественной литературы, к искусству чтения. Книга на протяжении многих веков являлась первым источником духовного обогащения, эмоционального и умственного развития. Кроме того книга полна эстетическими богатствами, которые воздействуют на юного читателя.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью поиска эффективных путей в эстетическом воспитании дошкольников, среди которых необходимо выделить художественную литературу.
Объект исследования: процесс эстетического воспитания дошкольников.
Предмет исследования: художественная литература как средство эстетического воспитания дошкольников.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность применения художественной литературы в эстетическом воспитании дошкольников.
Задачи исследования:
1) проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования и выявить особенности эстетического воспитания дошкольников в процессе чтения художественной литературы;
2) выявит уровень эстетического воспитания у дошкольников;
3) проверить эффективность комплекса занятий с использованием художественной литературы в процессе эстетического воспитания дошкольников.
Гипотеза исследования: предполагается, что процесс эстетического воспитания дошкольников будет проходить успешно, если
- обогатить предметно-развивающее эстетическую среду группы детского сада книжным уголком, иллюстрациями к художественным произведениям, фигурками сказочных героев, живописными произведениями;
- разработать и провести комплекс занятий с применением чтения произведений художественной литературы.
Теоретической базой исследования стали труды, отражающие проблему эстетического воспитания дошкольников (Н.А. Ветлугина [1], Т.С. Комарова [6], Н.Н. Леонова [8], М.М. Рукавицын [9], В.Н. Шацкая [12]); труды известных ученых о роли художественного слова во всестороннем развитии и воспитании дошкольников (Н.С. Карпинская [5], М.М. Конина [7], Е.А. Флерина [11]); концептуальные разработки, освещающие особенности восприятия дошкольниками художественной литературы (А.В. Запорожец [3], Л.М. Гурович [2], Е.А. Флерина [11])
Методы исследования: теоретический анализ литературы, беседа, анализ продуктов деятельности, качественный и количественный анализ данных, педагогический эксперимент.
Экспериментальная работа осуществлялась на базе МБДОУ № 14 «Зернышко». В эксперименте участвовали дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет): 20 детей экспериментальной группы и 20 детей контрольной группы. Экспериментальная группа участвовала в опытно-экспериментальной работе по эстетическому воспитанию детей средствами художественной литературы, контрольная группа не принимала участие.
Методы исследования: беседа, анализ продуктов творческой деятельности, количественный и качественный анализ полученных данных.
Методики исследования:
1. Беседа по репродукции И. Левитана «Березовая роща» (Т.Г. Казакова) [4]. Цель – выявить уровень сформированности художественно-эстетических знаний и представлений у дошкольников.
2. Методика «Способность воспринимать красоту» (Н.Н. Леонова) [8]. Цель – выявить способность дошкольников воспринимать красоту как переживание чувства прекрасного, оценить характер эмоциональных проявлений на содержание произведения.
3. Анализ продуктов творческой деятельности (по Т.С. Комаровой) [6]. Цель – выявить особенности самостоятельной художественно-творческой деятельности дошкольников.
Рис. 1. Уровень сформированности когнитивного компонента эстетической воспитанности у дошкольников на констатирующем этапе
Анализ рис. 1 показывает, что основная часть детей экспериментальной группы (60%) и контрольной группы (65%) имеют средний уровень, у 15% детей обеих групп выявлен низкий уровень и у 25% детей экспериментальной группы и у 20% детей контрольной группы выявлен высокий уровень сформированности когнитивного компонента эстетической воспитанности дошкольников.
Дети имеют некоторые художественно-эстетические знания и представления, они смогли описать представленную картину. Однако дети не совсем точно отвечали на вопросы воспитателя, испытывали затруднения на вопросы: «Какие средства выразительности использовал художник?» и «Каких вы еще знаете художников, которые писали картины о природе?». Дети не смогли аргументировать свои ответы.
Рис. 2. Уровень сформированности перцептивного компонента эстетической воспитанности у дошкольников на констатирующем этапе
Анализ рис. показывает, что основная часть детей экспериментальной группы (50%) и контрольной группы (55%) имеют средний уровень, у 25% детей обеих групп выявлен низкий уровень и у 25% детей экспериментальной группы и у 20% детей контрольной группы выявлен высокий уровень сформированности перцептивного компонента эстетической воспитанности дошкольников.
Способность детей воспринимать красоту в картинах живописи развита недостаточно. Дети затрудняются определить настроение, эмоциональный фон произведения, делают после наводящих вопросов. Дети проявляли недостаточно чувств и эмоций при восприятии художественных картин, не достаточно испытывают сопереживания, не видят в произведении восторга, рассматривают спокойно, тихо, не хотят делиться впечатлениями, испытывают трудности в описании своих эмоций при восприятии художественного произведения. Основная часть детей испытывают сложности в описании цветовой палитры, затрудняются в установлении причинно-следственной связи при использовании цвета.
Рис. 3. Уровень сформированности практического компонента эстетической воспитанности у дошкольников на констатирующем этапе
Анализ рис. 3 показывает, что основная часть детей экспериментальной и контрольной группы (65%) имеют средний уровень, у 15% детей обеих групп выявлен низкий уровень, у 20% детей обеих групп выявлен высокий уровень сформированности практического компонента эстетической воспитанности у дошкольников.
Дети не полностью использовали графические материалы и средства, не достаточно проявили свои впечатления в процессе работы, нет аккуратности и целостности художественного образа, критерий выражен с незначительными помарками. Они неумело использовали основные изобразительные средства выражения замысла, различные техники и приемы в области изобразительного искусства.
Результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы приводят к необходимости организации и проведения формирующего этапа, цель которого проведение комплекса занятий с применением художественной литературы.
Задачами формирующего этапа стали следующие:
- формировать художественно-эстетическое восприятие, сознание, вкус, потребности;
- развивать эмоционально художественно-эстетические переживания, чувства; формировать умения соотносить свое настроение с цветовыми образами;
- развивать художественно-эстетическую активность, самостоятельность, инициативность, проявляющуюся в изобразительной деятельности; способствовать тому, чтобы в рисунке дети передавали свое отношение к изображению;
- познакомить с творчеством русских поэтов, создающие произведения о природе;
- побуждать детей высказывать свое личное мнение по поводу увиденного и услышанного;
- обогатить предметно-развивающую среду в рамках художественно-эстетического воспитания.
Таким образом, в конце экспериментальной работы в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика в развитии эстетической воспитанности. У детей улучшились художественно-эстетические знания и представления, ответы на вопросы воспитателя стали более полными и точными, дети научились аргументировать свой ответ. У детей увеличилась способность воспринимать красоту, правильно определять общий эмоциональный фон, настроение произведения. Дошкольники проявляли больше эмоций при восприятии картин, они могли описать свои переживания. Дошкольники проявляли живой интерес к репродукциям, беседовали с воспитателем, делились впечатлениями. Дети стали проявлять творчество в изобразительной деятельности, их рисунки стали оригинальными, они стали умело использовать основные изобразительные средства выражения замысла, использовать различные техники и приемы в области изобразительного искусства.
Список литературы.
- Ветлугина, Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду /Н.А. Ветлугина. – М.: Юрайт, 2015. – 72 с.
- Гурович, Л.М. Ребенок и книга: книга для воспитателя дет. сада / Под ред. В.И. Логиновой. – М.: Академия, 2012. – 214 с.
- Запорожец, А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избр. псих. труды Т.1. / А.В. Запорожец. – М.: Владос, 2006. – 166 с.
- Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества /Т.Г. Казакова. – М.: Проспект, 2016. – 112 с.
- Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст) / Н.С. Карпинская. – М.: Педагогика, 2014. – 143 с.
- Комарова, Т.С. Школа эстетического воспитания / Т. С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 352 с.
- Конина, М.М. Роль художественной литературы в нравственном и эстетическом воспитании детей дошкольного возраста /М.М. Конина // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000. – С. 485 – 497
- Леонова, Н.Н. Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников. Парциальная программа /Н.Н. Леонова. – СПб.: ООО Детство-Пресс», 2014. – 208 с.
- Рукавицын, М. М. Эстетическое воспитание детей /М.М. Рукавицын.–М.: Академия, 2012. – 432 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2013. – 26 с.
- Флерина, Е.А. Художественное рассказывание детям. Художественное слово дошкольникам /Е.А. Флерина. – М.: Академия, 2012. – 256 с.
- Шацкая, В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе /В.Н. Шацкая. – М.: Академия, 2017. – 184 с.
Читайте также |
---|
План мероприятий по «Неделе здоровья» в средней группе
План мероприятий по «Неделе здоровья» в средней группе Цель: Дать детям представление о здоровом образе жизни, его значении, способах сохранения и...
Проект «Быть здоровым – здорово!!!» (Краткосрочный)
Проект «Быть здоровым – здорово!!!»(Краткосрочный) Средняя группа Актуальность. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего...
Театр, как средство развития и воспитания в дошкольном возрасте
Театр, как средство развития и воспитания в дошкольном возрасте Что такое театр? «Театр – это лучшее средство для общения людей, для понимания...