Картинка как средство развития связной речи детей дошкольного возраста
Научный руководитель – К.п.н., доцент, Газизова Фарида Самигулловна
Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет, факультет дошкольного образования
Аннотация. В статье представлен опыт применения картинки в процессе развития связной речи в дошкольном возрасте. Проанализированы современные представления о связной речи и ее особенностях в дошкольном возрасте. Статья содержит данные о диагностическом исследовании уровня развития связной речи в дошкольном возрасте.
Проблема развития связной речи в детском возрасте – одна из актуальных педагогических проблем и одна из основных задач педагога ДОУ – развитие связной речи у детей, используя разнообразные средства. Развитая связная речь детей важный показатель сформированности их речевой культуры и коммуникативной компетенции, это один из параметров гармоничного развития личности ребенка и гарант успешного обучения в школе.
Несформированная связная речь вызывает массу затруднений у детей, в основном в процессе общения со сверстниками и с взрослыми, им тяжело устанавливать межличностные контакты с окружающими людьми [2]. Низкий уровень развития связной речи накладывает негативный отпечаток на межличностное общение ребенка, что препятствует нормальной социальной адаптации. Поэтому необходимо максимум внимания уделять развитию связной речи у детей дошкольного возраста.
Современная педагогическая наука обладает множеством средств и методов, которые способствуют развитию связной речи в детском возрасте. Это игровые методы, пересказ, составление описательных и повествовательных рассказов. Для достижения наилучшего результата при использовании данных методов необходимо использовать наглядный материал, так как это требуют психологические особенности развития мышления в дошкольном возрасте. В качестве необходимого наглядного пособия в процессе развития связной речи у детей выступает картинка. Она помогает выразить словесно то, что изображено на ней.
Актуальность исследования состоит в том, что в процессе развития связной речи в дошкольном возрасте необходимо использовать картинки, которые сделают этот процесс совершенным и увлекательным. Своевременная диагностика и грамотная коррекция связной речи посредством картинки будет способствовать речевому развитию дошкольников и налаживанию коммуникационного общения со сверстниками и взрослыми.
Объект исследования – процесс развития связной речи дошкольников.
Предмет исследования – картинка как средство развития связной речи в дошкольном возрасте.
Цель исследования – изучить особенности использования картинки в процессе развития связной речи у детей дошкольного возраста и экспериментально проверить результативность коррекционно-развивающей работы по развитию связной речи у дошкольников посредством картинки.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературы по проблеме исследования и выявить особенности процесса развития связной речи у дошкольников посредством картинки.
2. Оценить уровень развития связной речи у дошкольников в начале эксперимента.
3. Организовать и провести экспериментальную работу по развитию связной речи у дошкольников посредством картинки.
4. Проанализировать результаты экспериментальной работы и оценить ее эффективность.
Гипотеза исследования – использование картинки в процессе развития связной речи у дошкольников сделает это процесс более эффективным и результативным.
Методологической и теоретической основой исследования стали труды А.М. Бородича [1], А.Н. Гвоздева [2], В.П. Глухова [3], Р.И. Лалаевой [4], А.А. Леонтьева [5], Ф.А. Сохина [6], Е.И. Тихеевой [7], Т.Б. Филичевой [8], Г.В. Чиркиной [9], освещающие различные аспекты проблемы формирования связной речи в дошкольном возрасте.
Экспериментальное исследование проходило на базе Детского сада № 14 «Зернышко» с октября 2019г по февраль 2020 года. В нем участвовали дети старшего дошкольного возраста. Количество детей 20 человек.
Методики исследования:
1. Составление описательного рассказа по картинке «Зима» из серии времена года.
2. Составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок «Мальчик и ласточка».
Ответы детей оценивались по следующим показателям: целостность рассказа;
- соответствие рассказа картинке;
- последовательность, логичность рассказа, наличие всех смысловых звеньев;
- грамматическое и лексическое оформление рассказа,
Рис. 1. Уровень сформированности связной описательной речи у дошкольников в начале эксперимента
Проанализировав результаты составленного детьми описательного рассказа по картинке «Зима» было выявлено, что в начале эксперимента у большинства детей (45%) выявлен средний уровень, у 25% детей – низкий уровень, у 20% детей – уровень выше среднего, у 10% детей – высокий уровень.
Большинство детей смогли составить описательный рассказ только с помощью педагога по наводящим вопросам. Дети допускали множественные ошибки, но общий смысл рассказа был понятен. Дети применяли простые, односложные предложения. Например, рассказ звучал так: «Зима. Дерево, засыпанное снегом. Птички ищут себе корм. Дети играют в снежки». «Это зима. Снег выпал. Голые деревья стоят. Птицы большие летают, корм искают».
Рис. 2. Уровень сформированности связной повествовательной речи у дошкольников в начале эксперимента
Проанализировав результаты составленного детьми повествовательного рассказа по картинке «Мальчик и ласточка» выявлено, что большинство детей (50%) имеют средний уровень, 30% детей с низким уровнем, у 15% детей уровень выше среднего, у 5% детей высокий уровень. У большинства детей наблюдается нарушение последовательности повествования, в некоторых случаев наблюдается потеря смысловой целостности.
Эти результаты говорят о среднем уровне развития связной речи у дошкольников. Эти результаты свидетельствуют о необходимости проведения коррекционно-развивающей работы с детьми, которая основывалась на методические разработки А.М. Бородича [1], В.П. Глухова [3], Е.И. Тихеевой [7], Т.В. Тумановой, Т.Б. Филичевой [8], Г.В. Чиркиной [9]. Был разработан цикл занятий по развитию связной речи у дошкольников с использованием сюжетных картинок.
Основными задачами формирующего эксперимента выступили:
- совершенствование связной монологической речи у дошкольников;
- обучение детей логическому высказыванию и последовательному составлению сюжетных рассказов по картинке;
- обучение детей связному повествованию;
- обучение детей правильному грамматическому и лексическому оформлению рассказов;
- расширение словарного запаса.
Результаты контрольного эксперимента показали, что разработанный экспериментальный цикл занятий по развитию связной речи посредством картинки позволил добиться положительной динамики. Увеличилось количество детей с высоким уровнем развития умения составлять описательные и повествовательные рассказы по картинке. Рассказы детей стали более последовательными, целостными, смысловыми. Сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапа можно сделать вывод: экспериментальная работа по формированию связной речи у дошкольников с использованием сюжетных картинок привела к положительным количественным и качественным изменениям.
Список литературы.
- Бородич, А.М. Методика развития речи детей /А.М. Бородич. – М.: Академия, 2011. – 384 с.
- Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи /А.Н. Гвоздев. – М.: УРСС, 2014. – 226 с.
- Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста /В.П. Глухов // Дефектология. – 2009. – № 4. – С. 68−75.
- Лалаева, Р. И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 2011. – 224 с.
- Леонтьев, А.А. Исследования детской речи / А.А. Леонтьев. – М.: Просвещение, 2004. – 268 с.
- Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2012. – 224 с.
- Тихеева, Е.И. Развитие речи детей /Е.И. Тихеева. – М.: Академия, 2011. – 111с.
- Филичева, Т.Б. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста /Т.Б. Филичева. – М.: Айрис-Пресс, 2012. – 224 с.
- Чиркина, Г.В. Основные направления совершенствования системы дошкольной логопедической помощи /Г.В. Чиркина // Дефектология. – 2009. – № 1. – С. 23−32.
Читайте также |
---|
Прием «Лови ошибку» в процессе обучения детей дошкольного возраста в…
Прием «Лови ошибку» в процессе обучения детей дошкольного возраста в дополнительном образовании технической направленности Одним из важных вопросов любой образовательной деятельности...
Лэпбук «Осень»

Лэпбук «Осень» Цель: Систематизация и закрепление знаний детей о приметах осени, характерных изменениях в природе. Задачи: 1. Способствовать видению причинно-следственных связей между изменениями...
Конспект праздника «Здравствуй, детский сад!»
Конспект праздника «Здравствуй, детский сад!» Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие». Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса к...