Ознакомление младших дошкольников с правилами дорожного движения в процессе прогулок и экскурсий

Проблема дорожно-транспортных происшествий в России велика, особую тревогу вызывает ситуация с детским травматизмом на дороге.

Причиной данных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание правил дорожного движения, отсутствие навыков поведения на дороге.

Воспитание безопасного поведения на дороге у детей — одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Педагогическая практика показывает, что данную работу необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте. Чтобы к моменту перехода из детского сада в школу ребенок легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что наш детский сад расположен в районе с интенсивным движением, рядом с автобусной остановкой, перекрестком, магазином, автостоянкой, необходимость обучения детей правилам дорожного движения подсказана самой жизнью.

Работая с малышами, я заметила, что во время НОД по ознакомлению с правилами дорожного движения дети с удовольствием погружаются в игровую ситуацию. Но при этом испытывают трудности в оценке и анализе реальной опасности, с которой ребенок может столкнуться в обычной жизни. Стремление играть в любых ситуациях объясняет непредсказуемость или импульсивность поведения детей. Потребность детей в движении, которая преобладает над осторожностью, недооценка обстановки, недостаточные знания об источниках повышенной опасности, на дороге, а иногда и просто интерес к окружающей его обстановке могут принести к печальным последствиям.

Это связано с особенностями высшей нервной деятельности ребенка: незрелостью и непостоянством, быстрым истощением нервной системы, преобладанием процессом возбуждения над процессами торможения.

Как научить ребенка безопасному поведению на дороге? Прежде всего это не просто! Надежное поведение обеспечивается только через привычки, а их нельзя создать словами предостережения типа «будь осторожен» или не перебегай проезжую часть». Только систематические, последовательные занятия и личный пример взрослых могут создать у детей привычку. Работа с детьми по ознакомлению с правилами дорожного движения будет эффективна, если теоретический материал тесно связан с практикой. Анализируя работу прошлых лет, я пришла к выводу, что достаточные практические навыки, дети могут поручить только становясь участниками дорожного движения. Наблюдая и анализируя увиденное во время прогулок и экскурсий.

Исходя из этого, поставила для себя цель: формировать у детей младшего дошкольного возраста навыки осознанного, безопасного поведения на улицах города, через использование прогулки и экскурсии

Определила для себя следующие задачи:

  1. Познакомить детей с правилами дорожного движения.
  2. Уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения.
  3. Формировать умения применять полученные знания в жизни.
  4. Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
  5. Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.

Изучив различную методическую литературу:

  • Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
  • Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. «Дошкольникам о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателя дет. Сада»
  • Шорыгина Т.А. «Осторожные сказки» и опыт работы педагогов дошкольных учреждений через интернет-ресурсы
  • Т. Саулина «Три сигнала светофора»
  • Н. С. Голицына «ОБЖ для младших дошкольников»
  • С. Н. Черепанова «Правила дорожного движения дошкольникам»
  • Т. Г. Кобзева «Организация деятельности детей на прогулке»

мной разработан перспективный план обучения детей ПДД.

Для реализации поставленной цели я в первую очередь обратила особое внимание на организацию предметно-пространственной среды. Для детской образовательной деятельности подготовила:

  • Игрушки и игровое оборудование: Макет города. Машины легковые и грузовые, куклы, коляски, конструктор. Светофор. Рули, сумка с билетами, Дорожные знаки и светофор.
  • Наглядно-дидактические пособия: картинки с изображением общественного транспорта: автобус, поезд, такси, легковые и грузовые автомобили. Картинки с изображением улицы, где показаны проезжая часть и тротуар. Картинки с изображением различных ситуаций: катание на велосипеде, на санках, игра детей в мяч на дороге. Иллюстрации с изображение светофора, со знаком «Пешеходный переход». Картинки с изображением всех частей машин (грузовых и легковых). Книги.
  • Сюжетно-ролевые игры: «Шофер», «Поезд», «На дорогах города», «Гаражи и автомобили», «Автомобили и светофор». Атрибуты к играм и для инспектора ГИБДД.
  • Дидактические игры: «Угадай, на чем повезешь», «Правильно-неправильно», «Разрешено-запрещено», «Дорожное поле», домино «Транспорт», «Собери машину по частям».

Для поддержания интереса детей и представления более четкой картины в естественных условиях мною была составлена тематическая картотека целевых прогулок для младших дошкольников, которые содержали краткие беседы, наблюдения, знакомство с правилами дорожного движения. Данные темы были включены мною в перспективное планирование наблюдений и экскурсий.

В нее вошли такие разделы как:

  • знакомство с дорогой,
  • наблюдение за работой светофора,
  • наблюдение за транспортом,
  • пешеходный переход,
  • дорожные знаки,
  • правила перехода проезжей части по пешеходному переходу.

В дальнейшем я скорректировала образовательный процесс таким образом, что после НОД и игровых упражнений по ознакомлению с правилами дорожного движения обязательно следовала экскурсия или наблюдение на улицах города. Где у меня была возможность закреплять и обобщать знания детей, полученные во время НОД, сюжетно-ролевых и дидактических играх.

Первые экскурсии были организованы на участках дороги около детского сада. Выходили с детьми за периметр детского сада и прогуливались по тротуарам. Во время таких прогулок я обращала внимание малышей на части дороги. Какая часть называется проезжей и где она находится. Объясняла, что по ней движется транспорт. Показала детям, что такое «обочина», где расположен «тротуар» (по нему идет пешеходы). Акцентировала внимание на том, что мы идем пешком по тротуару – мы пешеходы. Рассказала детям, какие части одежды помогают водителям лучше видеть пешеходов – светоотражающие элементы одежды.

Вместе с детьми проговаривали и закрепляли такие выражения, как «справа», «слева», «спереди – сзади», «рядом», «навстречу», «на противоположной стороне», «посредине», «напротив», «погодные условия», «видимость». «состояние дороги» и т. д.

Во время прогулок и экскурсий расширяла представления детей об улице.

Рассказывала, что дома на улице имеют разное назначение: в одних живут люди, в других находятся учреждения — магазины, школа, почта и т.д.;

Была организована целевая прогулка к перекрестку, где обратила внимание, что «перекресток» - это пресечение дорог. Дети узнали, какие есть правила при движение на перекрестке для пешеходов. Интересно было детям наблюдать, как взаимодействуют на дороге пешеходы и транспорт.

В разделе «Наблюдение за транспортом» провела экскурсию к улице Орловской. Наблюдали за различным транспортом, вспомнили назначение легкового, грузового транспорта, спец. техники. Определили, что транспорт, перевозящий людей (пассажиров) – пассажирский транспорт. И останавливается он в специально отведенных местах – остановках. Они обозначены дорожным знаком – «автобусная остановка». Познакомила детей с правилами поведения на остановке. наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, рассматриваем разнообразие транспортного средства, знакомлю детей.

Знакомясь с сигналами светофора отправились к зданию полиции. Там мы могли увидеть, как светофор регулирует движение транспорта. Хотя светофор и двухцветный, дети вспомнили значение красного и зеленого сигналов. Закрепляли умение правильно реагировать на сигналы светофора. Вспомнили значение желтого сигнала светофора, и чем важен этот сигнал.

Знакомясь с правилами перехода проезжей части дороги, сразу закрепляли правила поведения на улице, учить переходить улицу по специально выделенному знаку - «зебре», «пешеходному переходу», спокойным уверенным шагом, дождавшись, когда машины остановятся. (не перебегать)

Очень понравились детям прогулки, направленные на ознакомление с дорожными знаками. Во время таких экскурсий предлагала вспомнить о назначении таких дорожных знаков, как «пешеходный переход», «осторожно: дети», Закрепляла знания о их назначении.

Считаю, для то, чтобы дети могли более успешно осваивать «дорожную грамоту» необходима тесная связь с семьёй

Я начала эту работу с изучения мнения семей, запросов родителей, потребностей, взглядов на рассматриваемую проблему. Для этого использовала анкетирование, как одну из современных форм взаимодействия. Результаты анкетирования родителей на тему безопасности дорожного движения показали, что почти 45% опрошенных родителей не уделяют особого внимания важности и необходимости обучения детей правилам дорожного движения дома, а 41% родителей сами нарушают эти правила.

Получив такие данные, я активизировала работу в данном направлении. Анкетирование родителей дало мне возможность спланировать в дальнейшем тематику родительских собраний, бесед, консультаций, устных журналов, содержание папок-передвижек.

Чтобы убедить родителей в актуальности данной работы провела родительское собрание с просмотром социального ролика по ПДД «Дети учатся у взрослых», где предложила обсудить увиденное и поделиться своим мнением о важности и серьезности данной темы.

Подготовила консультации на темы «Дети на дороге», «Маленькие пешеходы», «Дорожная грамота», и другие. Подготовила для родителей памятки «Памятка юного пешехода», «Обучение ребенка наблюдательности на улице», «Правила перевозки детей в автомобиле», «Правила поведения на остановке общественного транспорта»

Регулярно помещаю материал в родительский уголок «С детьми на улице», «Правила движения по тротуару и по обочине», «Готовясь перейти дорогу» и другие. Регулярно в родительский уголок помещаю папки – передвижки «Улицы города», «Осторожно! Дорога!», «Правила перехода улицы» и др.

После каждой нашей с детьми экскурсии, для родителе готовлю газету о прогулке, в которую входят фотографии и описание экскурсии и того, с чем познакомились дети. Для родителей готовлю рекомендации, какие правила вспомнить по дороге домой.

Анализируя проделанную работу по данной теме и наблюдая за детьми во время прогулок, сюжетных игр, свободной деятельности, обратила внимание что:

  • Дети увереннее себя чувствуют на улице
  • Анализируют ситуацию на дороге.
  • Принимают участие в обсуждении и выборе верной модели поведения.
  • Узнают и называют дорожные знаки
  • Называют значение сигналов светофора.
  • Знают правила перехода улицы.
  • Уверенно ориентируются в пространстве. Разделяют понятия «право», «лево».

Итак, результаты показывают, что выбранная мной система работы по ознакомлению младших дошкольников ПДД через прогулки и экскурсии является правильной. Поэтому данную работу я буду продолжать и совершенствовать.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развлечение для детей среднего возраста «Путешествие по летним полянкам»

Развлечение для детей среднего возраста «Путешествие по летним полянкам» Под музыку входит Лето с корзиной, украшенной цветами, в венке из цветов...

Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» для детей…

Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» для детей подготовительной группы (Группа для слабовидящих детей, детей с амблиопией и косоглазием) Апрель 1...

«Весенняя лотерея». Сценарий 8 марта в средней группе

«Весенняя лотерея». Сценарий 8 марта в средней группе Цель: Способствовать созданию праздничной, доверительной атмосферы и учить детей выражать любовь к самому...

Читайте также

Рабочая программа кружка «Математическая сенсорика»

Рабочая программа кружка «Математическая сенсорика» (Средняя группа) Содержание рабочей программы кружка «Математическая сенсорика» Пояснительная записка Игры, которые представлены в данной программе, направлены на формирование...

Конспект НОД по речевому развитию с использованием технологии Лего-конструирования в…

Конспект НОД по речевому развитию с использованием технологии Лего-конструирования в старшей группе на тему: «Мы – строители» Цель: развитие речи детей с применением...

Познавательно-исследовательский проект «Лук от всех недуг»

Познавательно-исследовательский проект «Лук от всех недуг»