Взаимодействие педагогов учреждения дошкольного образования и семьи в период подготовки ребенка к школе

Аннотация. В статье рассматриваются результаты опытно-экспериментальной работы по выявлению эффективности педагогического взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в период подготовки ребенка к школе.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «ЦРР-детский сад №38 «Золотой ключик» г. Елабуга Республики Татарстан. В исследовании приняли участие 20 детей подготовительной группы.

В ходе исследования нами были использованы методы:

- Анализ документации МБДОУ «ЦРР-детский сад №38 «Золотой ключик» по взаимодействию с родителями по методике Т.В. Кротовой;

- Анкетирование родителей по определению их уровня педагогической культуры по вопросам готовности детей к обучению в школе (методика О.Л. Зверевой);

- Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина;

- Диагностика «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.

Эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

На констатирующем этапе анализ документации по методике Т.В. Кротовой показал, что:

- существует формальный подход к планированию и осуществлению работы с семьей (отсутствие индивидуального подхода, учитывающего особенности каждой отдельной семьи) по подготовке детей к школе;

- в работе не учитываются интересы, потребности, потребности и запросы родителей по проблеме подготовки детей к школе;

- такие формы работы, как: совещания, педагогический инструктаж, круглый стол, семинары, практикумы и т. д., недостаточно используются педагогами в работе с семьями учащихся.

Анализ анкетирования родителей по определению их уровня педагогической культуры по вопросам готовности детей к обучению в школе (методика О.Л. Зверевой), показал, что в исследуемой группе 4 родителя с высоким уровнем педагогической культуры – 20 %; 8 родителей со средним уровнем - 40 %; 8 родителей с низким уровнем педагогической культуры - 40 %. Анализ полученных результатов позволяет отметить, что родители с низким уровнем педагогической культуры испытывают следующие трудности: они не заинтересованы в психолого-педагогических знаниях, в результате подготовки детей к школе не получают достаточного внимания; родители не осведомлены о целях и задачах воспитания, не владеют педагогически обоснованными методами воздействия на ребенка, в результате чего потенциальные семьи не используются для подготовки детей к обучению в школе; родители не осознают важности сотрудничества с педагогами в подготовке детей к школе.

Анализ методики «Графический диктант» Д. Б. Эльконина, показал, что дети с высоким уровнем произвольности имеют 4 дошкольника - 20%, полностью выполняют объем предложенного задания, точно следуют речевым инструкциям, количество допущенных ошибок-1-2, правильно ориентируются в пространстве листа. 12 дошкольников имеют средний уровень сформированности произвольности (60%). Они осознавали весь объем предложенного задания, однако допускали ошибки, часто отвлекались и интересовались успешностью выполнения задания сверстниками, следовали речевым инструкциям с напоминанием, но в целом сосредотачивались на пространстве листа. Дети с низким уровнем – 4 дошкольников (20 %) понимали задания, но методы выполнения задания, применялись частично.

Анализ диагностики «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, показал, что: высокий уровень готовности к обучению в школе имеют - 2 детей (10%); средний уровень готовности к обучению в школе имеют – 11 детей (55%); низкий уровень готовности к обучению в школе имеют - 7 детей (35%).

По итогам констатирующего этапа исследования, можно сделать вывод, что готовность детей к обучению в школе находится на низком уровне готовности детей к обучению в школе (35%), мы посчитали необходимым разработать и апробировать систему работы по взаимодействию педагогов дошкольных образовательных учреждений с семьей по формированию готовности детей к обучению в школе,

Целью формирующего этапа эксперимента было повысить уровень взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании готовности детей к обучению в школе.

Главной задачей было создание условий для личностно-ориентированного общения, основанного на общем деле. Нами был составлен и апробирован план взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании готовности детей к обучению в школе. Для осуществления задач, в течении года проводилось индивидуальное собеседование с родителями для выявления их проблем в подготовки детей к школе, изучения мотивов и потребностей родителей.

Для воспитателей старших групп был проведен педагогический брифинг на тему: «Скоро в школу – это актуально».

Для того чтобы повысить психолого-педагогическую компетентность родителей по вопросу готовности ребенка в школу провели круглый стол для воспитателей на тему: «Дошкольник готовится стать школьником» и семинар на тему: «Скоро в школу мы пойдем, будет школа нам как дом». Результатом этих мероприятий стало выявление сильных и слабых сторон своего ребенка.

Для уточнения представления родителей о процессе подготовки к обучению грамоте провели открытые практические занятия с родителями по обучению грамоте, подготовке детей к школе, на которых уточнили представления о гласных и согласных звуках, воспитывали мотивацию к занятиям с ребенком.

Для того чтобы заинтересовать и привлечь родителей к воспитательной работе, выпустили газету «Скоро в школу».

Для выработки совместного решения для улучшения подготовки детей к школе провели родительское собрание на тему: «Физическая и мотивационная готовность ребенка к школе».

Был создан родительский клуб «Школа для родителей будущего первоклассника», в котором происходило активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс, обеспечивающий улучшение эмоционального самочувствия детей и обогащение воспитательного опыта родителей, повышение педагогической компетентности родителей при подготовке дошкольников к обучению в школе.

Для положительной динамики развития работы с родителями использовали папки-передвижки. Это оказалось удобно и действенно, так как они дали необходимую информацию как в индивидуальной работе, так и в коллективной.

Были оформлены стенды на разную тематику: «У порога школы», «Чем мы занимались», «Закрепите дома», «Выучите вместе с детьми».

Итогом нашей работы стало Итоговое родительское собрание, данная форма работы дала возможность родителям высказать свою точку зрения, поделиться проблемами и опытом.

Цель контрольного этапа педагогического эксперимента - анализ эффективности экспериментальной работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании готовности детей к обучению в школе.

Определение эффективности проделанной практической работы стало повторное анкетирование родителей по методике О.Л. Зверевой. Анализируя результаты, можно сказать, что уровень педагогической культуры родителей увеличилось с 20% до 30%; средний уровень с 60 % до 65 %; низкий снизился с 20% до 10%.

При повторной диагностике изучения динамики готовности детей к началу обучения в школе, было выявлено то, что к концу эксперимента произошли значительные изменения в степени готовности детей к поступлению в школу. Показатели детей с высоким уровнем готовности к школе увеличились с 10% до 20%, со средним уровнем увеличились с 55% до 65 %, с низким уровнем снизились с 35% до 15%.

Таким образом, реализация педагогических условий в процессе взаимодействия с семьями в формировании готовности детей к школе была направлена на создание единого образовательного поля, единой социальной сферы, где высшие ценности были бы основой развития и воспитания подрастающего поколения.

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что целенаправленная и системная работа по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и семьи в формировании готовности детей к школе дала хороший результат. Организованные различные мероприятия с семьями способствовали тому, что степень готовности детей к поступлению в школу значительно возросла, о чем свидетельствуют итоговые результаты.

 

Список литературы.

  1. Белоногова Г. Педагогические знания – родителям // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 6. - С. 82-92.
  2. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 1. - С. 41 - 49.
  3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОО. Методические рекомендации. ФГОС ДО. – Сфера, 2019. – 112 с.
  4. Иванова А.И. Взаимодействие учреждения образования и семьи // Теория и практика дополнительного образования. - 2017. - № 6. - С. 53-55.
  5. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольных учреждений с семьей: Пособие для работников ДОУ. - М., 2017. - 116 с.


Новые публикации

«День защиты детей»

«День защиты детей» Дети выстраиваются по периметру площадки. Вед: Ой, как много нас здесь собралось. А зачем, знаете? Нам сейчас ребята расскажут! Читают...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности с задержкой…

Конспект образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности с задержкой психического развития по изобразительной деятельности. Рисование на тему «Бабочка» Образовательная область:...

Опыт использования технологии «Лэпбук» как средства коррекции речевых патологий

Опыт использования технологии «Лэпбук» как средства коррекции речевых патологий Совершенствование современной методики развития детей дошкольного возраста в области речевого развития (по...

Читайте также

Дидактическая игра «Добавь сахар в чай»

Дидактическая игра «Добавь сахар в чай» Аннотация: Дидактическая игра «Добавь сахар в чай» будет интересна детям среднего дошкольного возраста. Данная игра направлена на развитие математических...

Конспект занятия в средней группе «Беседа о сотрудниках детского сада…

Конспект занятия в средней группе «Беседа о сотрудниках детского сада «Все профессии важны – все профессии нужны» Программные задачи: - помочь увидеть...

Физическое воспитание в детском саду

Физическое воспитание в детском саду В последние годы проблема духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Нравственное воспитание – одна...

Читайте также

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации…

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО Развитие общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на более...

Проект «Путешествие в LEGO»

Проект «Путешествие в LEGO» Актуальность: Сегодня невозможно представить жизнь в современном мире без механических машин, которые существенно облегчают жизнь людей и влекут...

Педагогический проект «Весеннее солнышко»

Педагогический проект «Весеннее солнышко»





В блогах

«Я – исследователь!» Проект «Зачем автомобилю бампер?»

Актуальность. В современном мире нас окружает множество автомобилей. Они помогают нам передвигаться в повседневной жизни. Когда я вырасту, у меня тоже будет автомобиль. Каждый день меня папа возит в детский сад, или мы всей семьей ездим за продуктами в магазин...

Конспект игровой деятельности с использованием развивающих игр для детей подготовительной к школе группы «Город Мастеров»  

Конспект игровой деятельности с использованием развивающих игр для детей подготовительной к школе группы «Город Мастеров»   Программное содержание: - продолжать учить детей «читать» карточки- символы, подбирать в соответствии с ними геометрические фигуры; -развивать воображение и творческое мышление у детей; -формировать...

Развлечение в первой младшей группе "1июня - День защиты детей"

«1 июня - День защиты детей» Цель:  создание благоприятной праздничной атмосферы, положительного эмоционального фона общения детей со сверстниками, условий для развития двигательной активности детей. Задачи:  продолжать знакомство детей с признаками времени года «Лето»; формирование здорового образа жизни; развивать речь, внимание...

Исследовательский проект в старшей группе " Как сохранить яблоки?"

Введение. Мы с Аней очень любим яблоки. Мы знаем, что их любят многие дети и взрослые. Эти фрукты растут в наших садах. Яблоки вкусные, сладкие, ароматные, в них много витамин. Однажды мы принесли в детский сад яблоки, Но яблоки у...