Взаимодействие педагогов учреждения дошкольного образования и семьи в период подготовки ребенка к школе

Аннотация. В статье рассматриваются результаты опытно-экспериментальной работы по выявлению эффективности педагогического взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в период подготовки ребенка к школе.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «ЦРР-детский сад №38 «Золотой ключик» г. Елабуга Республики Татарстан. В исследовании приняли участие 20 детей подготовительной группы.

В ходе исследования нами были использованы методы:

- Анализ документации МБДОУ «ЦРР-детский сад №38 «Золотой ключик» по взаимодействию с родителями по методике Т.В. Кротовой;

- Анкетирование родителей по определению их уровня педагогической культуры по вопросам готовности детей к обучению в школе (методика О.Л. Зверевой);

- Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина;

- Диагностика «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.

Эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

На констатирующем этапе анализ документации по методике Т.В. Кротовой показал, что:

- существует формальный подход к планированию и осуществлению работы с семьей (отсутствие индивидуального подхода, учитывающего особенности каждой отдельной семьи) по подготовке детей к школе;

- в работе не учитываются интересы, потребности, потребности и запросы родителей по проблеме подготовки детей к школе;

- такие формы работы, как: совещания, педагогический инструктаж, круглый стол, семинары, практикумы и т. д., недостаточно используются педагогами в работе с семьями учащихся.

Анализ анкетирования родителей по определению их уровня педагогической культуры по вопросам готовности детей к обучению в школе (методика О.Л. Зверевой), показал, что в исследуемой группе 4 родителя с высоким уровнем педагогической культуры – 20 %; 8 родителей со средним уровнем - 40 %; 8 родителей с низким уровнем педагогической культуры - 40 %. Анализ полученных результатов позволяет отметить, что родители с низким уровнем педагогической культуры испытывают следующие трудности: они не заинтересованы в психолого-педагогических знаниях, в результате подготовки детей к школе не получают достаточного внимания; родители не осведомлены о целях и задачах воспитания, не владеют педагогически обоснованными методами воздействия на ребенка, в результате чего потенциальные семьи не используются для подготовки детей к обучению в школе; родители не осознают важности сотрудничества с педагогами в подготовке детей к школе.

Анализ методики «Графический диктант» Д. Б. Эльконина, показал, что дети с высоким уровнем произвольности имеют 4 дошкольника - 20%, полностью выполняют объем предложенного задания, точно следуют речевым инструкциям, количество допущенных ошибок-1-2, правильно ориентируются в пространстве листа. 12 дошкольников имеют средний уровень сформированности произвольности (60%). Они осознавали весь объем предложенного задания, однако допускали ошибки, часто отвлекались и интересовались успешностью выполнения задания сверстниками, следовали речевым инструкциям с напоминанием, но в целом сосредотачивались на пространстве листа. Дети с низким уровнем – 4 дошкольников (20 %) понимали задания, но методы выполнения задания, применялись частично.

Анализ диагностики «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, показал, что: высокий уровень готовности к обучению в школе имеют - 2 детей (10%); средний уровень готовности к обучению в школе имеют – 11 детей (55%); низкий уровень готовности к обучению в школе имеют - 7 детей (35%).

По итогам констатирующего этапа исследования, можно сделать вывод, что готовность детей к обучению в школе находится на низком уровне готовности детей к обучению в школе (35%), мы посчитали необходимым разработать и апробировать систему работы по взаимодействию педагогов дошкольных образовательных учреждений с семьей по формированию готовности детей к обучению в школе,

Целью формирующего этапа эксперимента было повысить уровень взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании готовности детей к обучению в школе.

Главной задачей было создание условий для личностно-ориентированного общения, основанного на общем деле. Нами был составлен и апробирован план взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании готовности детей к обучению в школе. Для осуществления задач, в течении года проводилось индивидуальное собеседование с родителями для выявления их проблем в подготовки детей к школе, изучения мотивов и потребностей родителей.

Для воспитателей старших групп был проведен педагогический брифинг на тему: «Скоро в школу – это актуально».

Для того чтобы повысить психолого-педагогическую компетентность родителей по вопросу готовности ребенка в школу провели круглый стол для воспитателей на тему: «Дошкольник готовится стать школьником» и семинар на тему: «Скоро в школу мы пойдем, будет школа нам как дом». Результатом этих мероприятий стало выявление сильных и слабых сторон своего ребенка.

Для уточнения представления родителей о процессе подготовки к обучению грамоте провели открытые практические занятия с родителями по обучению грамоте, подготовке детей к школе, на которых уточнили представления о гласных и согласных звуках, воспитывали мотивацию к занятиям с ребенком.

Для того чтобы заинтересовать и привлечь родителей к воспитательной работе, выпустили газету «Скоро в школу».

Для выработки совместного решения для улучшения подготовки детей к школе провели родительское собрание на тему: «Физическая и мотивационная готовность ребенка к школе».

Был создан родительский клуб «Школа для родителей будущего первоклассника», в котором происходило активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс, обеспечивающий улучшение эмоционального самочувствия детей и обогащение воспитательного опыта родителей, повышение педагогической компетентности родителей при подготовке дошкольников к обучению в школе.

Для положительной динамики развития работы с родителями использовали папки-передвижки. Это оказалось удобно и действенно, так как они дали необходимую информацию как в индивидуальной работе, так и в коллективной.

Были оформлены стенды на разную тематику: «У порога школы», «Чем мы занимались», «Закрепите дома», «Выучите вместе с детьми».

Итогом нашей работы стало Итоговое родительское собрание, данная форма работы дала возможность родителям высказать свою точку зрения, поделиться проблемами и опытом.

Цель контрольного этапа педагогического эксперимента - анализ эффективности экспериментальной работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании готовности детей к обучению в школе.

Определение эффективности проделанной практической работы стало повторное анкетирование родителей по методике О.Л. Зверевой. Анализируя результаты, можно сказать, что уровень педагогической культуры родителей увеличилось с 20% до 30%; средний уровень с 60 % до 65 %; низкий снизился с 20% до 10%.

При повторной диагностике изучения динамики готовности детей к началу обучения в школе, было выявлено то, что к концу эксперимента произошли значительные изменения в степени готовности детей к поступлению в школу. Показатели детей с высоким уровнем готовности к школе увеличились с 10% до 20%, со средним уровнем увеличились с 55% до 65 %, с низким уровнем снизились с 35% до 15%.

Таким образом, реализация педагогических условий в процессе взаимодействия с семьями в формировании готовности детей к школе была направлена на создание единого образовательного поля, единой социальной сферы, где высшие ценности были бы основой развития и воспитания подрастающего поколения.

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что целенаправленная и системная работа по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и семьи в формировании готовности детей к школе дала хороший результат. Организованные различные мероприятия с семьями способствовали тому, что степень готовности детей к поступлению в школу значительно возросла, о чем свидетельствуют итоговые результаты.

 

Список литературы.

  1. Белоногова Г. Педагогические знания – родителям // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 6. - С. 82-92.
  2. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 1. - С. 41 - 49.
  3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОО. Методические рекомендации. ФГОС ДО. – Сфера, 2019. – 112 с.
  4. Иванова А.И. Взаимодействие учреждения образования и семьи // Теория и практика дополнительного образования. - 2017. - № 6. - С. 53-55.
  5. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольных учреждений с семьей: Пособие для работников ДОУ. - М., 2017. - 116 с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Мы против терроризма». Занятие - беседа в подготовительной группе

«Мы против терроризма». Занятие - беседа в подготовительной группе Цель: Довести до сознания детей важность соблюдения правил антитеррористической безопасности, умения проявлять осторожность...

Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре

Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре Здравствуйте коллеги! Тема выступления: «Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по...

Квест-игра по нравственно-патриотическому воспитанию «Родина малая моя, город Моршанск»

Квест-игра по нравственно-патриотическому воспитанию «Родина малая моя, город Моршанск» Цель: воспитывать у детей патриотические чувства гордости за свою страну- Россию, за...

Читайте также

Использование цифрового оборудования, цифровых платформ и технологий, направленных на развитие…

Использование цифрового оборудования, цифровых платформ и технологий, направленных на развитие творческого мышления дошкольников Не оспорим тот факт, что применение цифровых образовательных...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие к диким животным»

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Путешествие к диким животным» Цель: расширить и закрепить знания о диких животных Задачи: Образовательные: Закрепить название животных и...

Формирование предпосылок финансовой грамотности через совместную деятельность детей 5-7 лет

Формирование предпосылок финансовой грамотности через совместную деятельность детей 5-7 лет (Экскурсии в банки с. Месягутово, сюжетно-ролевая игра «Банк») Введение В современном мире существует...