Взаимодействие педагогов учреждения дошкольного образования и семьи в период подготовки ребенка к школе

Аннотация. В статье рассматриваются результаты опытно-экспериментальной работы по выявлению эффективности педагогического взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в период подготовки ребенка к школе.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «ЦРР-детский сад №38 «Золотой ключик» г. Елабуга Республики Татарстан. В исследовании приняли участие 20 детей подготовительной группы.

В ходе исследования нами были использованы методы:

- Анализ документации МБДОУ «ЦРР-детский сад №38 «Золотой ключик» по взаимодействию с родителями по методике Т.В. Кротовой;

- Анкетирование родителей по определению их уровня педагогической культуры по вопросам готовности детей к обучению в школе (методика О.Л. Зверевой);

- Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина;

- Диагностика «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.

Эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

На констатирующем этапе анализ документации по методике Т.В. Кротовой показал, что:

- существует формальный подход к планированию и осуществлению работы с семьей (отсутствие индивидуального подхода, учитывающего особенности каждой отдельной семьи) по подготовке детей к школе;

- в работе не учитываются интересы, потребности, потребности и запросы родителей по проблеме подготовки детей к школе;

- такие формы работы, как: совещания, педагогический инструктаж, круглый стол, семинары, практикумы и т. д., недостаточно используются педагогами в работе с семьями учащихся.

Анализ анкетирования родителей по определению их уровня педагогической культуры по вопросам готовности детей к обучению в школе (методика О.Л. Зверевой), показал, что в исследуемой группе 4 родителя с высоким уровнем педагогической культуры – 20 %; 8 родителей со средним уровнем - 40 %; 8 родителей с низким уровнем педагогической культуры - 40 %. Анализ полученных результатов позволяет отметить, что родители с низким уровнем педагогической культуры испытывают следующие трудности: они не заинтересованы в психолого-педагогических знаниях, в результате подготовки детей к школе не получают достаточного внимания; родители не осведомлены о целях и задачах воспитания, не владеют педагогически обоснованными методами воздействия на ребенка, в результате чего потенциальные семьи не используются для подготовки детей к обучению в школе; родители не осознают важности сотрудничества с педагогами в подготовке детей к школе.

Анализ методики «Графический диктант» Д. Б. Эльконина, показал, что дети с высоким уровнем произвольности имеют 4 дошкольника - 20%, полностью выполняют объем предложенного задания, точно следуют речевым инструкциям, количество допущенных ошибок-1-2, правильно ориентируются в пространстве листа. 12 дошкольников имеют средний уровень сформированности произвольности (60%). Они осознавали весь объем предложенного задания, однако допускали ошибки, часто отвлекались и интересовались успешностью выполнения задания сверстниками, следовали речевым инструкциям с напоминанием, но в целом сосредотачивались на пространстве листа. Дети с низким уровнем – 4 дошкольников (20 %) понимали задания, но методы выполнения задания, применялись частично.

Анализ диагностики «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, показал, что: высокий уровень готовности к обучению в школе имеют - 2 детей (10%); средний уровень готовности к обучению в школе имеют – 11 детей (55%); низкий уровень готовности к обучению в школе имеют - 7 детей (35%).

По итогам констатирующего этапа исследования, можно сделать вывод, что готовность детей к обучению в школе находится на низком уровне готовности детей к обучению в школе (35%), мы посчитали необходимым разработать и апробировать систему работы по взаимодействию педагогов дошкольных образовательных учреждений с семьей по формированию готовности детей к обучению в школе,

Целью формирующего этапа эксперимента было повысить уровень взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании готовности детей к обучению в школе.

Главной задачей было создание условий для личностно-ориентированного общения, основанного на общем деле. Нами был составлен и апробирован план взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании готовности детей к обучению в школе. Для осуществления задач, в течении года проводилось индивидуальное собеседование с родителями для выявления их проблем в подготовки детей к школе, изучения мотивов и потребностей родителей.

Для воспитателей старших групп был проведен педагогический брифинг на тему: «Скоро в школу – это актуально».

Для того чтобы повысить психолого-педагогическую компетентность родителей по вопросу готовности ребенка в школу провели круглый стол для воспитателей на тему: «Дошкольник готовится стать школьником» и семинар на тему: «Скоро в школу мы пойдем, будет школа нам как дом». Результатом этих мероприятий стало выявление сильных и слабых сторон своего ребенка.

Для уточнения представления родителей о процессе подготовки к обучению грамоте провели открытые практические занятия с родителями по обучению грамоте, подготовке детей к школе, на которых уточнили представления о гласных и согласных звуках, воспитывали мотивацию к занятиям с ребенком.

Для того чтобы заинтересовать и привлечь родителей к воспитательной работе, выпустили газету «Скоро в школу».

Для выработки совместного решения для улучшения подготовки детей к школе провели родительское собрание на тему: «Физическая и мотивационная готовность ребенка к школе».

Был создан родительский клуб «Школа для родителей будущего первоклассника», в котором происходило активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс, обеспечивающий улучшение эмоционального самочувствия детей и обогащение воспитательного опыта родителей, повышение педагогической компетентности родителей при подготовке дошкольников к обучению в школе.

Для положительной динамики развития работы с родителями использовали папки-передвижки. Это оказалось удобно и действенно, так как они дали необходимую информацию как в индивидуальной работе, так и в коллективной.

Были оформлены стенды на разную тематику: «У порога школы», «Чем мы занимались», «Закрепите дома», «Выучите вместе с детьми».

Итогом нашей работы стало Итоговое родительское собрание, данная форма работы дала возможность родителям высказать свою точку зрения, поделиться проблемами и опытом.

Цель контрольного этапа педагогического эксперимента - анализ эффективности экспериментальной работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании готовности детей к обучению в школе.

Определение эффективности проделанной практической работы стало повторное анкетирование родителей по методике О.Л. Зверевой. Анализируя результаты, можно сказать, что уровень педагогической культуры родителей увеличилось с 20% до 30%; средний уровень с 60 % до 65 %; низкий снизился с 20% до 10%.

При повторной диагностике изучения динамики готовности детей к началу обучения в школе, было выявлено то, что к концу эксперимента произошли значительные изменения в степени готовности детей к поступлению в школу. Показатели детей с высоким уровнем готовности к школе увеличились с 10% до 20%, со средним уровнем увеличились с 55% до 65 %, с низким уровнем снизились с 35% до 15%.

Таким образом, реализация педагогических условий в процессе взаимодействия с семьями в формировании готовности детей к школе была направлена на создание единого образовательного поля, единой социальной сферы, где высшие ценности были бы основой развития и воспитания подрастающего поколения.

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что целенаправленная и системная работа по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и семьи в формировании готовности детей к школе дала хороший результат. Организованные различные мероприятия с семьями способствовали тому, что степень готовности детей к поступлению в школу значительно возросла, о чем свидетельствуют итоговые результаты.

 

Список литературы.

  1. Белоногова Г. Педагогические знания – родителям // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 6. - С. 82-92.
  2. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 1. - С. 41 - 49.
  3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОО. Методические рекомендации. ФГОС ДО. – Сфера, 2019. – 112 с.
  4. Иванова А.И. Взаимодействие учреждения образования и семьи // Теория и практика дополнительного образования. - 2017. - № 6. - С. 53-55.
  5. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольных учреждений с семьей: Пособие для работников ДОУ. - М., 2017. - 116 с.


Новые публикации

Методическая разработка «Подвижные игры на занятиях по физкультуре в летний…

Методическая разработка «Подвижные игры на занятиях по физкультуре в летний период» (Авторская разработка) Образовательная область: «Физическое развитие». Аннотация С наступлением летнего периода физкультурные занятия...

Конспект занятия: «Масленица - проводы Зимы» (младшая группа)

Конспект занятия: «Масленица - проводы Зимы» (Младшая группа) Цели и задачи: Познакомить с праздником Масленицей. Создать чувство единства группы, доброжелательную атмосферу в детском...

Роль театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста

Роль театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста Для детей нужно играть так же, как для взрослых, только лучше. Константин Станиславский. Театр как один из...

Читайте также

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста…

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «История, изготовление и роспись филимоновской игрушки». «Ярмарка мастеров» Цель:...

Сценарий спортивного развлечения в ДОУ посвящённого Дню космонавтики «Космическое путешествие»

Сценарий спортивного развлечения в ДОУ посвящённого Дню космонавтики «Космическое путешествие» Цель: развитие интереса детей к космосу и людям, покорившим его просторы. Задачи: Вызвать познавательный интерес...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы по нравственно-патриотическому…

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы по нравственно-патриотическому воспитанию «Российская армия» Цель: Продолжать расширять представления детей о Российской армии. Рассказывать...


Комментарии

  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...

     
  • Татьяна Бойко
    очень интересно. Пришлите пожалуйста приложения к этому пед совету.

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...





В блогах

Картотека сказок по ПДД

Картотека сказок по ПДД Светофорик. Мы остановились, и все другие автомобили остановились, и автобус остановился. Я спросил: «Почему?» Мама объяснила: «Вон, видишь, красный фонарик? Это светофор». На проволоке над улицей я увидел фонарик. Он горел красным светом. «И долго мы...

Дидактическое пособие "Ленты"

Аннотация. Спортивное пособие предназначено для детей 3-7 лет. Пособие может быть использовано как для занчтий гимнастикой в детском саду, так и для свободной игровой деятельности. Лента прекреплена к пластмассовым кольцам и деревянным палочкам, которую удобно держать и сжимать в руке...

Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Космическое путешествие»

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Задачи: Расширение представлений о космосе (планетах Солнечной системы, нашей планете Земля, первых космонавтах); обогащать словарь. Развивать у детей чувство композиции. Развивать фантазию, воображение. Воспитывать чувство гордости за...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство