Взаимодействие педагогов учреждения дошкольного образования и семьи в период подготовки ребенка к школе

Аннотация. В статье рассматриваются результаты опытно-экспериментальной работы по выявлению эффективности педагогического взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в период подготовки ребенка к школе.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ «ЦРР-детский сад №38 «Золотой ключик» г. Елабуга Республики Татарстан. В исследовании приняли участие 20 детей подготовительной группы.

В ходе исследования нами были использованы методы:

- Анализ документации МБДОУ «ЦРР-детский сад №38 «Золотой ключик» по взаимодействию с родителями по методике Т.В. Кротовой;

- Анкетирование родителей по определению их уровня педагогической культуры по вопросам готовности детей к обучению в школе (методика О.Л. Зверевой);

- Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина;

- Диагностика «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н.Я. Семаго, М.М. Семаго.

Эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

На констатирующем этапе анализ документации по методике Т.В. Кротовой показал, что:

- существует формальный подход к планированию и осуществлению работы с семьей (отсутствие индивидуального подхода, учитывающего особенности каждой отдельной семьи) по подготовке детей к школе;

- в работе не учитываются интересы, потребности, потребности и запросы родителей по проблеме подготовки детей к школе;

- такие формы работы, как: совещания, педагогический инструктаж, круглый стол, семинары, практикумы и т. д., недостаточно используются педагогами в работе с семьями учащихся.

Анализ анкетирования родителей по определению их уровня педагогической культуры по вопросам готовности детей к обучению в школе (методика О.Л. Зверевой), показал, что в исследуемой группе 4 родителя с высоким уровнем педагогической культуры – 20 %; 8 родителей со средним уровнем - 40 %; 8 родителей с низким уровнем педагогической культуры - 40 %. Анализ полученных результатов позволяет отметить, что родители с низким уровнем педагогической культуры испытывают следующие трудности: они не заинтересованы в психолого-педагогических знаниях, в результате подготовки детей к школе не получают достаточного внимания; родители не осведомлены о целях и задачах воспитания, не владеют педагогически обоснованными методами воздействия на ребенка, в результате чего потенциальные семьи не используются для подготовки детей к обучению в школе; родители не осознают важности сотрудничества с педагогами в подготовке детей к школе.

Анализ методики «Графический диктант» Д. Б. Эльконина, показал, что дети с высоким уровнем произвольности имеют 4 дошкольника - 20%, полностью выполняют объем предложенного задания, точно следуют речевым инструкциям, количество допущенных ошибок-1-2, правильно ориентируются в пространстве листа. 12 дошкольников имеют средний уровень сформированности произвольности (60%). Они осознавали весь объем предложенного задания, однако допускали ошибки, часто отвлекались и интересовались успешностью выполнения задания сверстниками, следовали речевым инструкциям с напоминанием, но в целом сосредотачивались на пространстве листа. Дети с низким уровнем – 4 дошкольников (20 %) понимали задания, но методы выполнения задания, применялись частично.

Анализ диагностики «Психолого-педагогическая оценка готовности к началу школьного обучения» Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, показал, что: высокий уровень готовности к обучению в школе имеют - 2 детей (10%); средний уровень готовности к обучению в школе имеют – 11 детей (55%); низкий уровень готовности к обучению в школе имеют - 7 детей (35%).

По итогам констатирующего этапа исследования, можно сделать вывод, что готовность детей к обучению в школе находится на низком уровне готовности детей к обучению в школе (35%), мы посчитали необходимым разработать и апробировать систему работы по взаимодействию педагогов дошкольных образовательных учреждений с семьей по формированию готовности детей к обучению в школе,

Целью формирующего этапа эксперимента было повысить уровень взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании готовности детей к обучению в школе.

Главной задачей было создание условий для личностно-ориентированного общения, основанного на общем деле. Нами был составлен и апробирован план взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании готовности детей к обучению в школе. Для осуществления задач, в течении года проводилось индивидуальное собеседование с родителями для выявления их проблем в подготовки детей к школе, изучения мотивов и потребностей родителей.

Для воспитателей старших групп был проведен педагогический брифинг на тему: «Скоро в школу – это актуально».

Для того чтобы повысить психолого-педагогическую компетентность родителей по вопросу готовности ребенка в школу провели круглый стол для воспитателей на тему: «Дошкольник готовится стать школьником» и семинар на тему: «Скоро в школу мы пойдем, будет школа нам как дом». Результатом этих мероприятий стало выявление сильных и слабых сторон своего ребенка.

Для уточнения представления родителей о процессе подготовки к обучению грамоте провели открытые практические занятия с родителями по обучению грамоте, подготовке детей к школе, на которых уточнили представления о гласных и согласных звуках, воспитывали мотивацию к занятиям с ребенком.

Для того чтобы заинтересовать и привлечь родителей к воспитательной работе, выпустили газету «Скоро в школу».

Для выработки совместного решения для улучшения подготовки детей к школе провели родительское собрание на тему: «Физическая и мотивационная готовность ребенка к школе».

Был создан родительский клуб «Школа для родителей будущего первоклассника», в котором происходило активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс, обеспечивающий улучшение эмоционального самочувствия детей и обогащение воспитательного опыта родителей, повышение педагогической компетентности родителей при подготовке дошкольников к обучению в школе.

Для положительной динамики развития работы с родителями использовали папки-передвижки. Это оказалось удобно и действенно, так как они дали необходимую информацию как в индивидуальной работе, так и в коллективной.

Были оформлены стенды на разную тематику: «У порога школы», «Чем мы занимались», «Закрепите дома», «Выучите вместе с детьми».

Итогом нашей работы стало Итоговое родительское собрание, данная форма работы дала возможность родителям высказать свою точку зрения, поделиться проблемами и опытом.

Цель контрольного этапа педагогического эксперимента - анализ эффективности экспериментальной работы по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и семьи в формировании готовности детей к обучению в школе.

Определение эффективности проделанной практической работы стало повторное анкетирование родителей по методике О.Л. Зверевой. Анализируя результаты, можно сказать, что уровень педагогической культуры родителей увеличилось с 20% до 30%; средний уровень с 60 % до 65 %; низкий снизился с 20% до 10%.

При повторной диагностике изучения динамики готовности детей к началу обучения в школе, было выявлено то, что к концу эксперимента произошли значительные изменения в степени готовности детей к поступлению в школу. Показатели детей с высоким уровнем готовности к школе увеличились с 10% до 20%, со средним уровнем увеличились с 55% до 65 %, с низким уровнем снизились с 35% до 15%.

Таким образом, реализация педагогических условий в процессе взаимодействия с семьями в формировании готовности детей к школе была направлена на создание единого образовательного поля, единой социальной сферы, где высшие ценности были бы основой развития и воспитания подрастающего поколения.

Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что целенаправленная и системная работа по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и семьи в формировании готовности детей к школе дала хороший результат. Организованные различные мероприятия с семьями способствовали тому, что степень готовности детей к поступлению в школу значительно возросла, о чем свидетельствуют итоговые результаты.

 

Список литературы.

  1. Белоногова Г. Педагогические знания – родителям // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 6. - С. 82-92.
  2. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. - 2013. - № 1. - С. 41 - 49.
  3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОО. Методические рекомендации. ФГОС ДО. – Сфера, 2019. – 112 с.
  4. Иванова А.И. Взаимодействие учреждения образования и семьи // Теория и практика дополнительного образования. - 2017. - № 6. - С. 53-55.
  5. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольных учреждений с семьей: Пособие для работников ДОУ. - М., 2017. - 116 с.


Новые публикации

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного…

Рабочая программа по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта

«Камешки - кабошоны, как один из инновационных игровых приемов в…

«Камешки - кабошоны, как один из инновационных игровых приемов в логопедической практике в рамках реализации ФГОС ДО»

Рабочая программа учителя-дефектолога для группы компенсирующей направленности для детей с…

Рабочая программа учителя-дефектолога для группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения 5 – 7 лет

Читайте также

Дидактическая игра «Пришей пуговицу» в группе младшего дошкольного возраста

Дидактическая игра «Пришей пуговицу» в группе младшего дошкольного возраста Аннотация: Развивающая игра для развития зрительно-моторной координации движений, концентрации внимания и зрительного...

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в страну знаний»

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие в страну знаний» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». 1. Доминирующая образовательная область: Познавательное...

Формирование элементарных математических представлений методом квест-игры по сказке «Гуси-лебеди» в…

Формирование элементарных математических представлений методом квест-игры по сказке «Гуси-лебеди» в средней группе (На основе развивающих игр В.В. Воскобовича) Цель: развитие интеллектуальных способностей...

Комментарии

  • Ирина
    Добрый вечер! Я бы хотела приобрести данный материал, как это сделать?

    Подробнее...

     
  • Наталья Александровн
    добрый день ,подскажите как скачать лепбук

    Подробнее...

     
  • Оксана Анатольевна Т
    Как скачать лэтбук Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...





В блогах

Консультация " Сенсорное развитие детей 2-3 лет"

«Сенсорное развитие детей2-3лет» Сенсорное воспитание - это развитие восприятия ребенком , и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. Сенсорное воспитание  означает целенаправленное развитие и совершенствование  сенсорных процессов ...

Мастер-класс для родителей "Развитие речи в игре"

Мастер-класс для родителей  «Развитие речи в игре» Цель:  оказывать помощь родителям в организации и проведении занятий в домашних условиях по развитию речи ребёнка через игру.  Задачи : - обратить внимание родителей на значение игры в развитии детей; - заинтересовать проблемой...

Давайте познакомимся!

Меня зовут Елена Александровна! Я работаю музыкальным руководителем. Моё профессиональное кредо: Я люблю воспитанников за их готовность верить в сказку, за их доброту и непосредственность. Я верю в талант каждого ребенка, в развитие его творческих способностей. Я надеюсь, что музыка...

Конспект ООД по нетрадиционному рисованию

Нетрадиционная техника рисования - тычок жёсткой полусухой кистью, поролоном, мятая бумага. Цель занятия:  помочь детям освоить новый способ изображения, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость). Задачи: Образовательные: Создать условие для экспериментирования. Учить создавать...