Обучение детей старшего дошкольного возраста рисованию образов животных

Научный руководитель – К.п.н., доцент, Газизова Фарида Самигулловна.

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет, факультет дошкольного образования.

 

Аннотация. В статье представлен опыт применения алгоритмических схем в обучении старших дошкольников рисованию изображений образов животных. Проанализированы и систематизированы теоретические знания по проблеме методики обучения старших дошкольников рисованию образов животных. Статья содержит данные опытно экспериментального исследования проблем обучения старших дошкольников рисованию образов животных

Как отметил Л.С. Выготский, дошкольный период – это «первая ступень в непрерывном художественном образовании, которое ориентировано на раскрытие творческого потенциала ребенка».

Согласно ФГОС, одна из главных задач дошкольного учреждения является художественное образование, так как оно способствует формированию художественной культуры человека. С развитием и модернизацией образования в России роль художественного образования существенно возрастает и выступает одним из главных условий реализации государственных стандартов.

Существует множество методик обучения рисованию дошкольников, но одним из доступных для дошкольного возраста способов рисования выступает рисование с использованием алгоритмических схем. Этот способ рисования предполагает поэтапное изображение образов с постепенным усложнением. Алгоритмические схемы представляют собой простые и рациональные алгоритмы, которые легко усваиваются детьми. Они позволяют выделить основные, существенные детали животного и показать, как их можно передать на бумаге.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью включать в методику обучения дошкольников рисованию образов животных алгоритмические схемы, что сделает данный процесс наиболее эффективным и интересным.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально выявить особенности обучения старших дошкольников рисованию образов животных.

Объект исследования – процесс формирования умения рисовать образы животных у старших дошкольников.

Предмет исследования – технические приемы изображения образов животных.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования и определить особенности обучения старших дошкольников рисованию образов животных.
  2. Выявить уровень сформированных изобразительных умений по созданию образов животных у старших дошкольников.
  3. Организовать и апробировать экспериментальную работу по формированию у старших дошкольников изобразительных умений по созданию образов животных посредством алгоритмических схем.
  4. Выявить эффективность и результативность экспериментальной работы по формированию у старших дошкольников умений по созданию образов животных посредством алгоритмических схем.

Гипотеза исследования – предполагается, что обучение старших дошкольников рисованию образов животных будет проходить успешно, при соблюдении следующих педагогических условий:

  • будет проведена диагностика уровня сформированности у старших дошкольников изобразительных умений по созданию образов животных;
  • будет спроектирована и проведена педагогическая работа по формированию у старших дошкольников изобразительных умений по созданию образов животных посредством алгоритмических схем;
  • будет учитываться возрастные особенности старшего дошкольного возраста при работе с алгоритмическими схемами.

Теоретической и методологической основой исследования стали:

  • положения об особенностях детской изобразительной деятельности (Т.Н. Доронова [3], Т.С. Комарова [6], Н.П. Сакулина [6]);
  • разработки в области методики обучения рисованию образов животных в дошкольном возрасте (Г.Н. Давыдова [2], Ю.В. Рузанова [5], Н.В. Шайдурова [8]);
  • разработки в области применения алгоритмических схем в обучении дошкольников рисованию образов животных (], Н.В. Шайдурова [8]).

Методы исследования: теоретический анализ литературы, анализ продуктов деятельности, качественный и количественный анализ данных, педагогический эксперимент.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что проанализированы и систематизированы теоретические знания по проблеме методики обучения старших дошкольников рисованию образов животных.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть полезны для воспитателей детских образовательных учреждений, и применены в работе с дошкольниками при обучении рисованию образов животных

База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ Детский сад №21 «Радость» г. Набережные Челны РТ.

Структура работы. Курсовая работа изложена на 40 страницах машинопечатного текста, состоит из введения, одной теоретической и одной практической главы, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Анализ литературных источников показал, что проблема обучения старших дошкольников рисованию образов животных весьма объемная и многоликая.

Цель формирующего эксперимента – организация и проведение экспериментальной работы по обучению старших дошкольников рисованию образов животных посредством алгоритмических схем.

Задачи формирующего эксперимента:

  1. Подобрать для экспериментальной работы алгоритмические схемы по обучению старших дошкольников рисованию образов животных.
  2. Разработать и апробировать комплекс занятий по обучению старших дошкольников рисованию образов животных посредством алгоритмических схем.

Таблица№1 «Оценка критериев сформированности изобразительных умений по созданию образов животных в экспериментальной группе в конце эксперимента»

Критерии оценок В начале эксперимента В конце эксперимента
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Форма 25% 55% 20% 65% 35% -
Строение 25% 55% 20% 55% 45% -
Пропорция 20% 45% 35% 40% 45% 15%
Движения 10% 15% 75% 15% 25% 60%
Цвет 15% 50% 35% 40% 45% 15%

Таблица№2 «Оценка критериев сформированности изобразительных умений по созданию образов животных в экспериментальной и контрольной группе в конце эксперимента»

Критерии оценок Экспериментальная группа Контрольная группа
Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
Форма 65% 35% - 45% 40% 15%
Строение 55% 45% - 45% 40% 15%
Пропорция 40% 45% 15% 25% 35% 40%
Движения 15% 25% 60% 10% 25% 65%
Цвет 40% 45% 15% 15% 45% 40%

Проведенное исследование включало в себя проведение теоретического анализа и проведение опытно-экспериментальной работы по проблеме обучения старших дошкольников рисованию образов животных.

Цель исследования достигнута, тем самым теоретически обоснованы и экспериментально выявлены особенности обучения старших дошкольников рисованию образов животных.

В процессе исследования решены следующие задачи:

  1. Выявлен уровень сформированности у старших дошкольников изобразительных умений по созданию образов животных.
  2. Организована и проведена экспериментальная работа по формированию у старших дошкольников изобразительных умений по созданию образов животных посредством алгоритмических схем.
  3. Выявлена эффективность и результативность экспериментальной работы по формированию у старших дошкольников умений по созданию образов животных посредством алгоритмических схем.

Гипотеза исследования о том, что обучение старших дошкольников рисованию образов животных будет проходить успешно, если будет проведена диагностика уровня сформированности у старших дошкольников изобразительных умений по созданию образов животных; если будет спроектирована и проведена педагогическая работа по формированию у старших дошкольников изобразительных умений по созданию образов животных посредством алгоритмических схем; если будет учитываться возрастные особенности старшего дошкольного возраста при работе с алгоритмическими схемами, подтвердилась.

Теоретический анализ литературы показал, что рисование животных – важный вид деятельности для дошкольников. Чтобы добиться успеха в изобразительной деятельности, необходимо обладать комплексом графических знаний, умений и навыков, с помощью которых ребенок сможет передать свои впечатления от окружающего мира. Недостаточно уметь передать в рисунке характерные признаки изображаемого предмета или объекта, важно еще владеть техниками рисования. Одной из эффективных и приемлемых техник обучения старших дошкольников рисованию животных являются алгоритмические схемы. Этот прием обогатит графический опыт детей, наградит их новыми способами изображений животного, лишая при этом рисунок стереотипности и однообразия.

Опытно-экспериментальное исследование подтвердило, что использование алгоритмических схем будет способствовать формированию у старших дошкольников изобразительных умений рисовать животных.

В конце экспериментальной работы в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика развития сформированности изобразительных умений по созданию образов животных. Это подтверждает контрольное диагностическое задание, проведенное в конце эксперимента. Дошкольники стали точнее передавать форму животного, правильно располагать части животного, правильно передавать пропорции тела животного, использовать многоцветовую гамму красок и реально окрашивать животное. Дети стали более самостоятельны в изобразительной деятельности, их рисунки содержат элементы творчества.

Список литературы.

  1. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок /Н.А. Ветлугина. – М.: Просвещение, 2017. – 245 с.
  2. Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду / Часть 1. – М.: Издательство Скрипторий, 2018. – 80 с.
  3. Доронова, Т.Н. Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности: Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и групп кратковременного пребывания /Т.Н. Доронова. – СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2015. – 96 с.
  4. Кирцер, Ю.М. Рисунок и живопись: Учебное пособие / Ю.М. Кирцер. – М.: Академия, 2017. – 272 с.
  5. Рузанова, Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности /Ю.В. Рузанова. – М.: Сфера, 2016. – 256 с.
  6. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 2015. – 235 с.
  7. Смирнова, М.Г. Изобразительная деятельность старших дошкольников: рекомендации, занятия, дидактические игры / М.Г. Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2019. – 270 с.
  8. Шайдурова, Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. Учебное пособие / Н.В. Шайдурова. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Технологическая карта интегрированной НОД по образовательной области «Социально – коммуникативное…

Технологическая карта интегрированной НОД по образовательной области «Социально–коммуникативное развитие» для воспитанников средней группы общеобразовательной направленности. Тема: «Путешествие к Царице –...

Организация непрерывной непосредственно-образовательной деятельности детей в старшей группе по теме:…

Организация непрерывной непосредственно-образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: «Путешествие в страну «Умных игр»

Конспект спортивного зимнего праздника для детей старшей группы. Тема: «Зимние…

Конспект спортивного зимнего праздника для детей старшей группы Тема «Зимние забавы» Цель: Обеспечить оптимальный двигательный режим детей в течение всего развлечения; предоставит...

Читайте также

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век...

Опыт работы. Ценность патриотизма

Опыт работы. Ценность патриотизма Любовь к Родине поистине актуальная тема, вызывающая интерес среди людей всех возрастов и увлечений. Дмитрий Сергеевич Лихачёв...

Прoeкт «Нeдeля дeтcких изoбрeтeний»

Прoeкт «Нeдeля дeтcких изoбрeтeний» Вид прoeктa: пoзнaвaтeльнo-твoрчecкий. Учacтники прoeктa: дeти 3-4 гoдa, воспитатели, родители. Прoдoлжитeльнocть прoeктa: крaткocрoчный 2 нeдeли (16.01.2023-30.01.2023 гг.) Aктуaльнocть: Кaждый рeбeнoк...