Творческий отчет на тему «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования у детей ТНР»

«Истоки способностей и дарований детей-на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях детской руки,

тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда,

сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»

В.А. Сухомлинский.

Введение:

Дошкольное детство – очень важный период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. В этот период идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Человек от природы – творец. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

В настоящее время наблюдается большое количество детей, имеющих различные виды нарушения. Среди них особое место занимают дети с речевыми нарушениями.

У детей с речевыми нарушениями творческие способности развиваются несколько по-другому, сопровождается нарушение внимания и памяти, недоразвитие мелкой моторики. Пальцы рук неловки, движения не точны или несогласованные, малоподвижны, мешает выражать в рисунке задуманное. Повышенная утомляемость, часто они не могут сосредоточиться на выполнении заданий, испытывают затруднения. Чем тяжелее нарушения речи, тем труднее ребенку проявить своё творчество.

Исследованиями многих ученых (В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, А. Р. Лурии, М. М. Кольцовой) доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук способствует становлению детской речи.

Работая в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, я пришла к выводу, что большое внимание нужно уделять изобразительной деятельности для развития мелкой моторики рук. Мои наблюдения позволили сделать мне следующий вывод: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление, особенно для детей с тяжелыми нарушениями речи, поэтому я взяла тему самообразования «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования у детей ТНР»

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Использование нетрадиционных способов рисования является одним из методов, который позволяет развивать мелкую моторику пальцев рук, следовательно, оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга.

Актуальность

Актуальность данной темы заключается в том, что важную роль в успешности речевого, интеллектуального и психофизического развития ребенка играет мелкая моторика – движения пальцев и кисти рук, способность выполнять ими мелкие и точные движения. Развитие мелкой моторики является важнейшим условием психического и физического развития ребенка. Важно также, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими познавательными процессами, как мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школе.

Проблема состоит в том, что у детей с тяжелым речевым нарушением отсутствует интерес к рисованию в связи с очень низким уровнем овладения техническими навыками - мышечная слабость рук, недостатки сенсорного развития.

Цель: создание условий для развития мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования у детей ТНР.

Задачи:

  • Обогащение предметно-развивающей среды группы для развития мелкой моторики рук (уголок самостоятельной художественной деятельности, картотеку нетрадиционных видов изобразительной деятельности);
  • Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук, координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности в процессе рисования;
  • Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи у детей, мелкой моторики с использованием различных методов и приемов нетрадиционной техники рисования.

Предполагаемый результат:

Новизна: состоит в том, что для развития мелкой моторики пальцев рук у детей с тяжелыми речевыми нарушениями используются средства изобразительной деятельности – обучение приемами нетрадиционной техники рисования.

Свою работу по развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную технику рисования у детей ТНР я начала с 2018 года. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Нетрадиционная техника рисования способствуют развитию у детей мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь.

Изучила методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности нетрадиционного рисования Г.Н. Давыдова «Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г., «Рисуем ладошками», Т. С. Комарова, А.В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Р.Г. Казаковой «рисование с детьми дошкольного возраста» и других.

На основе изученного составила перспективный план на 2 года (приложение 1).

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Для того чтобы обучение проходило с успехом и интересом, в своей работе использовала инновационные методы и приемы:

  • информационно – рецептивный, который включает такие приемы как рассматривание, наблюдение, образец и показ воспитателя;
  • репродуктивный метод направлен на закрепление знаний и навыков детей;
  • эвретический метод направлен на проявление самостоятельности в каком- либо моменте работы на занятии;
  • исследовательский метод направлен на развитие у детей не только

самостоятельности, но и фантазии и творчества.

Детей средней группы знакомила с техниками нетрадиционного рисования:

  • рисование пальчиками;
  • оттиск печатками из картофеля; поролоном;
  • Тычок жесткой полусухой кистью;
  • рисунки из ладошки;
  • рисование ватными палочками;
  • Старшей группы можно знакомить с более сложными техниками:
  • восковые мелки + акварель;
  • свеча + акварель;
  • отпечатки листьев;
  • волшебные веревочки.
  • кляксография с трубочкой;

А в подготовительной группе могут освоить еще более трудные методы и техники:

  • рисование мыльными пузырями;
  • рисование мятой бумагой;
  • монотипия пейзажная;
  • печать по трафарету;

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Занятия в средней группе проводила после обеда в свободное от занятий время в совместной деятельности с подгруппой детей 6-8 человек один раз в неделю. В старшей группе 2-3 раза в месяц.

При планировании занятий по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста по рисованию основаны на том, что основное внимание уделяется обучению детей разным приемам нетрадиционного рисования (приложения 2).

Свою работу по самообразованию я строила по 3 направлениям:

  • с детьми (занятие, свободная деятельность);
  • родителями (консультации «"Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования», выставки детских рисунков для родителей);

В течение года работала над обогащением предметно-пространственной среды группы. Оформила уголок изобразительной деятельности «Юный художник»: подобрала материалы, изготовила нетрадиционные инструменты: тычки, штамповки, штампы разной фактуры, трафареты и др. Оформила подборку пальчиковых игр, подборку дидактических игр на развитие творческих способностей детей.

Диагностический материал, отражающий результативностью педагогической работы.

В начале и в конце учебного года проводила педагогическую диагностику. Диагностическое изучение уровня развития художественных способностей у детей 4-5 лет проводилось мною при помощи:

  1. Методика «Перебор пальцев» Е.И. Рогова.
  2. Методика «Обследование мелкой моторики у детей 3-5 лет» О.И. Крупенчук.
  3. Методика «Езда по дорожке» А.Е. Белая (приложения 3)

Средняя группа

1

Критерии диагностики (приложения 4)

Результат работы. Дети в начале средней группы с низким уровнем развития мелкой моторики испытывали трудности при выполнении заданий. Но в результате к старшей группе пальцы рук стали более ловкими, движения их точными и согласованными. Повысился уровень понимание речи, значительно пополнился активный словарь. На основе проделанной работы можно увидеть, что у детей возрос интерес к нетрадиционной технике рисования. Они стали правильно пользоваться материалами и инструментами, проявлять интерес к освоению новых техник, стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия, создавать новое, оригинальное, проявлять творчество, фантазию, реализовывать свой замысел, и самостоятельно находить средства для его воплощения. Дети с удовольствием демонстрируют свои успехи родителям.

Такая положительная динамика в развитии мелкой моторики детей стала возможной благодаря проделанной работе с детьми и родителями в течение 1года.

Итог работы за 1 года:

  1. По диагностике прослеживается положительная динамика.
  2. Изготовлена картотека пальчиковой гимнастики.
  3. С родителями проведено:
  • Консультации.
  1. Оснащена развивающая среда в группе.

Перспектива на будущее:

1. Продолжить работу по теме в старшей и подготовительной группе.

2. Создан альбом «Творческих работ»

3. Разработать активные формы взаимодействия с родителям ( провести мастер- класс, участие в конкурсах).

 

Список литературы.

  1. Т.С.Комарова Художественное творчество. Система работы во второй младшей группе детского сада. Издательство Мозаика-Синтез Москва 2012г/
  1. Венгер Л. А. Педагогика способностей / Л. А. Венгер. – М. : Педагогика, 1973. 117 с.
  1. «Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству» научный руководитель Безруких М.М.
  1. Доронова Т.Н. «Обучаем детей изобразительной деятельности»Москва, Школа – Пресс, 2005
  1. Рогова. Е.И. метод «перебор пальцев»- ООО «Издательство Юрайт», 2014
  1. Свeтлoвa И.E. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. – М.: Детство-пресс, 2012. – 71 с.
  1. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста» (нетрадиционные техники)/

 

Приложение 1

Перспективный план по «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные техники рисования в средней группе у детей ТНР»

Тема Метод рисования Оборудование Тема
«Золотая
осень
Уточнять и расширять представления об осени; продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию. Рисование способом тычка. Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.
Красивый букет» Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность. Печатание растений Засушенные листья, краска, кисти, бумага.
Разноцветные бабочки». Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак - маленькая). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки. Монотипия, обведение ладони и кулака. Силуэты симметричных, ассиметричных предметов. Лист бумаги, гуашь, кисть, простой карандаш, принадлежности для рисования.
Осенние листочки». Познакомить с техникой печатания листьев. Закрепить умения работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях ил тампонах при печати. Отпечаток листьев. Набрызг. Лист черного цвета, гуашь, поролоновые тампоны трафареты, принадлежности для рисования
«Подсолнух». Учить детей аккуратно распределять лепесточки подсолнуха из бумаги на картон, очень хорошо промазать середину цветка клеем ПВА, аккуратно засыпать гречневой крупой. Аппликация из крупы. Цветная бумага, клей ПВА, гречневая крупа.
«Животные, которых я сам себе придумал». Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов. Кляксография. Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, восковые мелки, принадлежности для рисования.
«Синий вечер» Развивать художественное восприятие, воображение, координацию движений рук. Линогравюра По 2 листа белой бумаги, на каждого ребенка, синяя гуашь, кусочек поролона, клей, силуэты: дерево, дом, звезда, собака, будка
«Загадки» Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук. Ниткография Нитки №10, цветная гуашь, белая бумага.
ноябрь    
«Ежик» Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость Метод тычка Бумага, гуашь, жесткие кисти
Черепашка». Учить равномерно, распределять различные виды крупы по форме черепашки, развивать аккуратность, четкость Аппликация из крупы. Картон, изображение черепахи, крупа, клей ПВА.
«Мышка». Познакомить детей с техникой выполнения аппликации из ниток. Учить равномерно, намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. Аппликация из резаных ниток. Изображение мыши на картоне, ткать, клей ПВА.
«По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли» Учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику. Рисование смятой бумагой. Газета, листы бумаги, разноцветные краски.
«Первый снег». Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. Оттиск печатками из салфетки Листы бумаги, цветные краски, салфетки
«Цыпленок» Учить детей наклеивать ватные диски, учить аккуратно, раскрашивать ватные диски, "оживлять" картинку с помощь ватных палочек Гуашь, ватные диски, палочки Гуашь, ватные диски, палочки, листы бумаги, клей
«Мои любимые рыбки» Учить обводить свою ладонь восковым мелком. Продолжать знакомство с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Рисование гуашью по восковым мелкам Гуашь, восковые мелки, листы бумаги, кисти
«Два петушка». Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. Воспитать у ребенка художественный вкус. Рисование ладошкой Цветные карандаши, листы бумаги
декабрь    
«Снежная семья». Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком. Рисование способом тычка. Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.
«Елочка». Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне. Пластилинография. Рисунок с изображением елочки; пластилин.
«Елочка» (продолжение). Продолжить мозаику из пластилина. Пластилинография. Рисунок с изображением елочки; пластилин.
«Ёлочка пушистая, нарядная». Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками Листы бумаги, цветная гуашь, жёсткие кисти
январь    
«Узоры на окнах». Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. Раздувание капли Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка
«Мои рукавички». Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Оттиск пробкой, рисование пальчиками Лист бумаги с изображением рукавички, пробки, цветная гуашь.
«Снеговик» Закреплять навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. Комкание бумаги (скатывание) Гуашь, листы бумаги, салфетки для скатывания, клей ПВА.
«Дед Мороз». Учить скатывать ватные шарики и наклеивать на основу рисунка. Аппликация из ваты. Цветной картон синего цвета (по количеству детей), комочки ваты, клей, рисунок на картоне Деда Мороза.
«Снегири на ветке». Формировать у детей обобщённое представление о птицах; пробуждать интерес к известным птицам; расширять знания о перелётных птицах; упражнять в рисовании снегирей. Рисование способом тычка. Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования
«Нарисуй, что хочешь». Развивать воображение, активизировать мыслительную деятельность. Работа со знакомыми техниками Ящик с 2 отделениями:
1. материал (на чем)
2. инструмент (чем)
февраль    
«Мое любимое дерево». Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные техники: сентябрь-монотипия, октябрь - мазки, ноябрь - набрызг. Учить соотносить количество листьев и цвет. Развитие чувства композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках. Рисование мазком, монотипия, набрызг. Пейзажи, гуашь, набор кистей, трафареты и принадлежности для рисования.
«Зимний пейзаж». Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение. Кляксография. Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования.
«На что похоже?» Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию Техника монотипии Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки
«Подарок папе». Вызвать желание порадовать пап и дедушек. Разные Материал для аппликации
«Подарок папе» (продолжение) Вызвать желание порадовать пап и дедушек. Разные Материал для аппликации
«Придумай и дорисуй». Развивать творческое воображение. Учить детей создавать новые образы. Разные Листы бумаги с незаконченным рисунком
«Музыка». Продолжать развивать интерес к рисованию. Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать художественное восприятие. Пальцевая живопись Бумага, гуашь
«Наша улица». Развивать наблюдательность, художественный вкус, умение находить средства выразительности. Печатание, набрызг, силуэтное рисование Листы бумаги, гуашь, кубики для печатания. Манка, тычки, мятая бумага, клей…
март    
«Букет для мамы». Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику. Рисование ладошками. Листы бумаги с заготовками вазы и стебля цветка, гуашь, кисти.
2
«Какого цвета весна».
Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски Монотипия. Два альбомных листа на каждого ребенка, акварельные краски, маленькие губки, две емкости с водой, толстые кисточки.
«Берег реки». Закрепить умение рисовать по сырому фону, смешивать краски прямо на листе, развивать творчество, фантазию. Рисование по сырому фону Листы бумаги формата А4, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки.
«Волшебная страна – подводное царство». Учить передавать образ, продолжать работу по смешению цветов. Рисование ладошками Листы бумаги круглой формы (тарелочки); гуашь.
«Волшебная страна – подводное царство» (продолжение) Учить передавать образ, продолжать работу по смешению цветов. Рисование ладошками Листы бумаги круглой формы (тарелочки); гуашь.
«Облака». Помочь детям в создании выразительного образа. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развивать воображение, наблюдательность. Рисование по сырому фону Цветная бумага темных тонов, белая гуашь, поролон.
«Ледоход». Показать разнообразные приемы работы с клеем для создания выразительного образа. Метод старения Клей, бумага, кисть, гуашь голубого цвета
«По замыслу». Научить передавать свое ощущение изобразительными средствами. Развивать творческие способности. Воспитатель предлагает детям поиграть. У каждого ребенка подписанные листы бумаги. Звучит сигнал, дети начинают рисовать, когда прозвучит сигнал, передают рисунок соседу. Когда рисунок возвращается к ребенку, он смотрит, что получилось и говорит, что хотел нарисовать. Совместное рисование Карандаши, листы бумаги
апрель
«Звездное небо». Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. Печать поролоном по трафарету; набрызг Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, паралон.
«Пасхальное яйцо» Учить методу торцевания. Передать образ, путем прикладывания салфеток к основе из пластилина. Аппликация из салфеток. Салфетки, основа яйца из пластилина. Паста от ручки или стержень.
«Расцвели одуванчики» Закреплять умение самостоятельно рисовать методом тычка цветы, умение рисовать тонкой кисточкой листья и стебли. Расширять знания о весенних цветах. Метод тычка. Тонкая кисточка, листы бумаги, гуашь.
«Хмурый день» Учить детей наносить тонкий слой пластилина на основу, смешивать пластилин на картоне; воспитывать аккуратность и творчество в работе. Пластилиновая живопись Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой.
«Белые лебеди» Расширять знания о птицах, пополнять словарный запас детей, воспитывать гуманное отношение к миру животных и птиц; Рисование способом тычка Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования.
«Солнышко» Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие Рисование ладошками Листы бумаги, гуашь, салфетки.
«Совушка - сова» Учить наносить тонкий слой пластилина на основу, печатками рисовать контур совы, учить рисовать сову с помощью штрихов, упражнять в передаче выразительности образа птицы, через нанесение штрихов (глаза смотрят в сторону, вверх, вниз). Пластилиновая живопись Картон, доска, пластилин, стеки, губка, смоченная водой, печатки
«Плюшевый медвежонок». Помочь детям освоить новый способ изображения - рисования поролоновой губкой, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида, продолжать рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа Способ изображения - рисования поролоновой губкой Поролон (2шт.), тонкая кисть, гуашь
май
«Букет к 9 мая» Знакомство со способом скручивания жгутиком, изготовление цветов из пластилина. Пластилинография. Открытки с цветами, картон, пластилин.
«Попугаи» Закреплять умение рисовать ладошками, повторение сочетание цветов. Рисование ладошками. Лист белой бумаги, гуашь, салфетки.
«Цветочная поляна» Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. Рисование ватными палочками Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; готовый рисунок – образец, репродукции с изображением цветочной поляны (полевых цветов); гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки.
«Цветущая веточка» Рисование зелени методом тычка, изображение цветов ватными палочками. Смешенная техника. Листы бумаги с изображением веток с листочками; гуашь, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, салфетки; ветка с цветами черёмухи или жасмина.
«Грибы» Познакомить детей с линейкой; дать понятие: прямой угол, тупой угол, острый угол; учить пользоваться ниткой, иголкой, шилом; учить заполнять углы и дополнять изображения аппликацией (ножка, трава) Техника изо нити Шерстяные нитки, игла, треугольник, карандаш, шило, подушечка, бархатная бумага или цветной картон с начерченными углами.
«Подарок для кошки Мурки» Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур; закрепить названия фигур; совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками; воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками, желание помочь другу. Разные Ватные палочки, готовое изображение кошки (из геометрических фигур: голова - круг, уши - маленькие треугольники, туловище - большой треугольник, лапы, хвост - овалы), краски разных цветов, на каждого ребёнка набор геометрических фигур для выкладывания изображения кошки, клей ПВА.
«Салют» Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка. Акварель или гуашь, восковые мелки Все принадлежности для рисования.

 

Пиложение 2

Нетрадиционная техника рисования

Кляксография.

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже 3-летний ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. "На что похожа твоя или моя клякса?", "Кого или что она тебе напоминает?" - эти вопросы очень полезны, т.к. развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу - обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой.

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Скатывание бумаги.

Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумагаили цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Оттиск смятой бумагой.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Свеча + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Точечный рисунок. Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Ватная палочка окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

Набрызг.

Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев.

Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.

Метод волшебного рисунка.

Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.

Разрисовка маленьких камешков.

Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать ( а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.

Метод ниткографии.

Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.

Метод монотипии.

Два слова об этом, к сожалению редко используемом методе. И напрасно. Потому что он таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем. Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую плотную бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

Рисование на мокрой бумаге.

До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

Объемная аппликация.

Очевидно, что дети любят заниматься аппликацией: вырезать что-либо и наклеивать, получая от самого процесса массу удовольствия. И нужно создавать им все условия. Наряду с плоскостной аппликацией научить их делать объемную: объемная лучше воспринимается дошкольником и более реалистично отражает окружающий мир. С целью получения такого изображения нужно хорошо помять в детских руках аппликативную цветную бумагу, затем слегка распрямить и вырезать требуемую форму. После чего едва наклеить и в случае необходимости дорисовать отдельные детали карандашом или фломастером. Сделайте, к примеру, так любимую детьми черепашку. Помните коричневую бумагу, слегка распрямите, вырежьте овальную форму и наклейте, а затем подрисуйте голову и ноги.

Коллаж.

Само понятие объясняет смысл данного метода: в него собираются несколько вышеописанных. В целом нам в идеале кажется важным следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, а к месту использует, выполняя заданную цель. Например, один из детей 5-6 лет решил нарисовать лето, и для этого он использует точечный рисунок (цветы), а солнышко ребенок нарисует пальцем, фрукты и овощи он вырежет из открыток, тканями изобразит небо и облака и т.д. Предела совершенствованию и творчеству в изобразительной деятельности нет. Английский педагог-исследователь Анна Роговин рекомендует все, что есть под рукой, использовать для упражнений в рисовании: рисовать тряпочкой, бумажной салфеткой (сложенной много раз); рисовать грязной водой, старой чайной заваркой, кофейной гущей, выжимкой из ягод. Полезно так же раскрашивать банки и бутылки, катушки и коробки и т.д.

Творческий процесс - это настоящее чудо. Я люблю наблюдать, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

 

Приложение 3

Механизм выполнения в соответствии с возрастом

Дети 3-4 лет. Приемы лепки: раскатывание пластилина прямыми и круговыми движениями рук, расплющивание пластилина (палочки, бублики, крендельки, птички, неваляшки, грибы), оттягивание небольших частей (клюв, хвост и др.); надавливание указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга.

Дети 4-5 лет. Приемы лепки: закругление и заострение (морковь, самолет), вдавливание (корзина, чашечка, блюдце), загибание краев, соединение частей, деление пластилина на части и соединение их прикладыванием, прижиманием, примазыванием; раскатывание под углом и в вертикальном положении рук, соединение, свертывание, примазывание, сплющивание, защипывание, прищипыванию; оттягивания пластилина от общей массы дети учатся при изображении цыпленка, птички и рыбы; учат регулировать силу нажима руки на материал, координации и плавности движений; развивают произвольность движений ладоней с постепенным включением пальцев, особенно указательного и большого. При лепке посуды дети учатся использовать вдавливание пальцами округлой и цилиндрической формы для получения стакана, кружки и отгибание краев у расплющенной формы для изображения тарелки, блюда и подноса. Ручку у чашки дети могут сделать, используя свои умения защипывать и оттягивать глину от общей формы, а также новым способом – примазыванием к вылепленному сосуду глиняного валика. Ведущий метод обучения формообразующим движениям – показ, сопровождаемый простым, точным объяснением действий. Образное слово усиливает эффективность показа, создает возможность в дальнейшем перейти к словесным инструкциям.

Методики для выявления уровня развития мелкой моторики
у детей 3-5 лет

Для оценки координации мелкой моторики детей использовалась методика «Перебор пальцев» Е.И. Рогова.

Цель методики: определить уровень синхронизации движений мелких мышц обеих рук. Эта методика включает пальчиковую игру «Ловкие пальчики». Ребенку давалось задание поочередно прикоснуться большим пальцем ко 2-му, 3-му, 4-му и 5-му пальцам пять раз подряд (сделать 5 серий движений). Сначала – одновременно обеими руками в медленном темпе (показ и 2-3 серии движений). А потом – в максимально быстром темпе (5-7 серий движений).

Для оценки гибкости мелкой моторики детей использовалась методика «Обследование мелкой моторики у детей 2-4 лет» О.И. Крупенчук.

Цель методики: определить уровень развития кинестической основы движений мелкой моторики рук – умения менять движения кистей и пальцев рук по образцу. Каждому ребенку предлагалось выполнить 3 упражнения:

1) показать «Козу рогатую» (указательный палец и мизинец вытянуты вперед, остальные сжаты), поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе;

2) показать «Ушки зайчика» (указательный и средний палец вытянуты вверх, остальные сжаты в кулак), поочередно каждой рукой, а затем двумя руками вместе;

3) показать «Очки» (одновременно «колечки» двумя руками).

Для оценки автоматизированности мелкой моторики детей использовалась методика «Езда по дорожке» А.Е. Белой.

Цель методики: определить уровень распределения мышечной активности и точности движений кисти и пальцев при работе с карандашом на листе бумаги.

Каждому ребенку предлагалось «проехать по дорожке», соединив с помощью карандаша изображения машины и дома (они нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой – пунктирной линией», которая огибает различные препятствия (деревья, реку, колодец и т.п.). Дом изображен в верхнем правом углу листа А-4, машина – в нижнем левом.

Инструкция ребенку: «Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать вот к этому домику (взрослый указывает на дом). Ты поедешь вот так (на рисунке-образце психолог показывает, как надо ехать по дорожке с помощью карандаша). Карандаш должен все время двигаться по нарисованной на бумаге дорожке, иначе получится, что машина взлетела как самолет или произошла авария. Езжай аккуратно, чтобы твоя машина не съезжала с дороги».

Максимальное количество баллов, которое может набрать каждый дошкольник за выполнение всех трех диагностических заданий, – 9 баллов.

Распределение детей по уровням развития мелкой моторики осуществлялось на основе следующей шкалы:

– высокий уровень – 8-9 баллов;

– средний уровень – 5-7 баллов;

– низкий уровень – 4 балла и меньше.

 

Приложение 4

Критерии, показатели и уровни развития мелкой моторики у детей 3-5 лет

Критерии Показатели Уровни/Баллы
Координация Развитие синхронизации движений мелких мышц обеих рук • Низкий уровень – 1 балл – движения нескоординированы и несинхронны, производятся с ошибками, в слишком медленном или быстром темпе;
• Средний уровень – 2 балла – движения недостаточно скоординированы и синхронны, производятся с 1-3 ошибками, темп иногда нарушается;
• Высокий уровень – 3 балла – движения координированы и синхронны, производятся без ошибок и в нужном темпе.
Гибкость Развитие кинестической основы движений мелкой моторики рук – смена движений кистей и пальцев рук по образцу • Низкий уровень – 1 балл – ребенок не справляется с заданием, не может повторить показанные движения, отказывается выполнять задания;
• Средний уровень – 2 балла – ребенку трудно менять движения пальцев по образцу, правильно выполняет 1-2 движения;
• Высокий уровень – 3 балла – ребенок легко меняет движения пальцев по образцу, правильно выполняет все движения.
Автоматизированность Распределение мышечной активности и точность движений кисти и пальцев при работе с карандашом на листе бумаги • Низкий уровень – 1 балл – нет автоматизации движений пальцев и кисти руки; ребенок не умеет распределять мышечную активность, движения неточные: имеется более 3 «выездов» за пределы дорожки, карандаш постоянно отрывается от бумаги;
• Средний уровень – 2 балла – движения пальцев и кисти руки недостаточно автоматизированы, ребенок не может правильно распределить мышечную активность, его движения не всегда точны: имеется 1-3 «выездов» за пределы дорожки, карандаш отрывается от бумаги не более 4-5 раз;
• Высокий уровень – 3 балла – движения пальцев и кисти руки автоматизированы, ребенок правильно распределяет мышечную активность, его движения точны: «выезды» за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от бумаги не более 3 раз.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Физкультурный досуг для детей старшей группы «День Здоровья»

Физкультурный досуг для детей старшей группы «День Здоровья» Цель: формировать представление о здоровом образе жизни; закрепить основные составляющие здоровья, вызвать желание заниматься физкультурой и...

Конспект НОД в области ФЕМП «Цирковое представление»

Конспект НОД в области ФЕМП «Цирковое представление» Вторая группа раннего возраста Цель: развитие интеллектуально-творческих способностей и совершенствование познавательных процессов средствами развивающих игр В...

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы…

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности «Волшебные палочки – наши выручалочки» Цель: Создать условия для развития...

Читайте также

Дидактическая игра «Мебель» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ технологии

Дидактическая игра «Мебель» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ технологии Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к анализу строения объектов и их создания...

Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста «Вопрос на засыпку»

Интеллектуальная игра для детей старшего дошкольного возраста «Вопрос на засыпку» Цель: Учить детей применять приобретенные знания в измененных игровых ситуациях, формировать умение...

Семинар – практикум для педагогов: «Как подготовиться к публичному выступлению…

Семинар – практикум для педагогов: «Как подготовиться к публичному выступлению. Теория и практика» Цель: повышение компетентности педагогов в теоретической и практической...