Совместная деятельность воспитателя и детей в формировании представлений о предметном мире средствами загадки

1. Условия для проведения опытно-экспериментальной работы с детьми

Опытно-экспериментальная работа проводилась в ГБДОУ детский сад №135 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга, в старшей логопедической группе. В группе 16 детей, все дети имеют серьёзные речевые недостатки. Дети посещают группу 1-ой год.

Кроме реализации общеобразовательной программы, педагогами осуществляется коррекционно-воспитательная работа, направленная на устранение речевых недостатков у детей. В группе создана предметно-развивающая среда, позволяющая проводить целенаправленную работу по ознакомлению детей с предметным миром в разных видах деятельности.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в 3 этапа и состояла из трёх видов экспериментов:

  1. Констатирующий эксперимент;
  2. Формирующий эксперимент;
  3. Контрольный эксперимент.

Работа проводилась с сентября по март месяц.

2. Выявление умения отгадывать загадки об окружающих предметах

Для выявления умения детей отгадывать загадки, мы использовали три группы загадок: описательные, построенные на сравнении и метафорические. Для этого были подобраны по три загадки каждого вида.

Ребенок должен был послушать загадку, назвать отгадку и объяснить, как он догадался о предмете отгадки.

Задание 1.

Описательные загадки

  1. Есть спина,

А не лежит,

Четыре ноги,

А не ходит,

Но всегда стоит

И всем сидеть велит. (Стул.)

  1. На голове пуговка,

В носу решето,

Одна рука,

Да и та на спине. (Чайник.)

  1. Всех кормлю с охотою,

А сама безротая. (Ложка.)

Задание 2.

Загадки, основанные на сравнении

  1. Не человек,

А разговаривает. (Радио.)

  1. Зубов много, а ничего не ест. (Расчёска.)
  1. Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать. (Будильник.)

Задание 3.

Метафорические загадки

  1. Хвост во дворе,

Нос в конуре.

Кто хвост повернет,

Тот и в дом войдет. (Ключ в замке.)

  1. Четыре уха,

Два брюха. (Подушка.)

  1. Идет пароход

То взад, то вперед,

А за ним такая гладь

Ни морщинки не видать. (Утюг.)

Результаты проведенного обследования оценивались по следующим критериям:

18-15 баллов – высокий уровень.

4-9 баллов – средний уровень.

Менее 9 – низкий уровень.

3 ребенка (19%) показали высокий уровень, это Саша О., Арсений Д., Варя Д. Дети смогли отгадать загадки всех видов и объяснить свою догадку. Однако им сложнее было отгадать загадки с использованием метафоры. С эти заданием они справились с небольшой помощью взрослого. Так Арсений В. не мог понять в загадке про утюг, что отгадку заменяют словом «пароход», но с помощью вопроса (О каком электроприборе, которым пользуется мама в домашней работе говориться в загадке?), он смог догадаться и ответить правильно. Варя Д., объясняя загадку о стуле, использовала следующее объяснение: «У стула есть спинка, четыре ноги. Стул не может ходить, на нем сидят люди». Сравнительную загадку про радио она объяснила так: «Радио это не человек, а техника, по радио рассказывают новости и играет музыка», Метафорические загадки девочка отгадала с помощью наводящих вопросов, но иносказание она объяснить не смогла. Саша О. о загадке про чайник рассуждал так: «У чайника на крышке есть пуговка, ею мы открываем крышку. У чайника есть ручка на спине и решето в носу», у мальчика вывали затруднения метафорические загадки он отгадал, но как и Варя не смог объяснить, как решил эту логическую задачу.

12 детей (75%) показали средний уровень. Это Влад Б., Андрей В., Макар А., Настя К., Миша Ж., Даня И., Миша К., Тима К., Саша М., Роберт С., Даня Ф., Алёша Х. Лучше дети отгадывали описательные загадки. Сложности вызвали у них загадки, основанные на сравнении, т.к. дети затруднялись в выделении признаков, по которым можно догадаться о предмете отгадки. Больше всего трудностей вызвали метафорические загадки. Большинство детей этой группы не смогли отгадать загадки этого типа.

Влад Б. отгадал и объяснил свои ответы в описательных загадках. Отгадал он также и сравнительные загадки, но свой ответ мог обосновать только про расческу: «Расческой мы не едим, а расчесываем волосы, у расчески есть зубчики». В других загадках доказать правильность своего ответа мальчик не сумел. Метафорические загадки вызвали у него затруднения, он не смог их отгадать.

Андрей В. отгадал все сравнительные и описательные загадки, также смог объяснить свой ответ. Метафорические загадки мальчик не отгадал.

Макар А. отгадал все загадки, но на предложение аргументировать свою отгадку, он смог только, объясняя описательные загадки.

Настя К. правильно отгадала все описательные загадки и на вопрос о том, как она догадалась о предмете отгадки, смогла объяснить свой ответ. А вот в загадке про радио девочке потребовался дополнительный вопрос (Какой предмет может разговаривать, сообщает нам новости, предлагает послушать разную информацию?). Метафорические загадки девочка не отгадала.

Миша Ж. отгадал описательные и сравнительные загадки, но объяснить свой ответ смог только про стул и про радио: «У стула есть спинка, на нем мы сидим», «По радио говорят новости». Метафорические загадки ребенок не отгадал.

Даня И. также отгадал описательные и сравнительные загадки и так объяснил свой ответ про будильник: «У будильника ходит стрелка, и он своим звонком будит людей, чтобы они пошли на работу» и про ложку: «Ложка кормит людей едой». Метафорические загадки он не отгадал, ему не помогали даже подсказки взрослого.

Миша К. отгадал все описательные загадки и аргументировал свой ответ, отгадал сравнительные загадки, но он не смог объяснить правильность отгадки. Метафорические загадки Миша также отгадать не смог.

Тима К. отгадал описательные загадки. Объясняя свой ответ, он сравнивал признаки, указанные в загадке с признаками предмета отгадки. В загадках на сравнение он смог объяснить отгадку только про радио: «По радио рассказывают сказки и новости». Отгадать метафорические загадки у него не получилось.

Саша М. правильно отгадал все описательные и сравнительные загадки. Но в сравнительных загадках он не мог объяснить, как догадался о предмете отгадки. Метафорические загадки Саша не отгадал.

Роберт С. отгадал все описательные загадки и объяснил правильность своего ответа. Он смог отгадать и сравнительные загадки, но ответ обосновать сумел только про расческу: «Расческой мы не едим, у нее есть зубчики, ими мы расчесываем волосы». Метафорические загадки мальчик также не отгадал.

Даня Ф. отгадал все описательные загадки, но загадку про чайник, смог отгадать только с помощью наводящих вопросов: у какого предмета посуды есть носик, ручка на спине и пуговка сверху? Даня смог отгадать загадки, основанные на сравнении, но объяснить, как он догадался о предмете, не смог. Метафорические загадки он не отгадал.

Алёша Х. отгадал все описательные и сравнительные загадки, но объяснил ответ только на загадку о стуле: «У стула есть спинка, и мы на нем сидим», о ложке: «ложка кормит людей едой» и о радио после вопроса: какой предмет помогает нам узнавать новости и другую информацию? Метафорические загадки мальчик не отгадал.

1 ребенок (6%) показал низкий уровень. Это Лиза М. Девочка не смогла отгадать ни одной загадки, даже различные подсказки не направили ее к правильному ответу.

1

Таким образом, по результатам констатирующего эксперимента можно сделать вывод, что дети умеют отгадывать описательные загадки, и частично загадки, основанные на сравнении. Объяснить правильность своего ответа может не каждый ребёнок. Иносказание в метафорических загадках остаётся непонятным большинству детей.

Результаты диагностики отражены в приложении 1 .

Кроме этого мы провели анкетирование родителей наших воспитанников с целью выявления того, понимают ли они пользу загадок в развитии представлений детей об окружающем мире. Анкета состояла из девяти вопросов (анкета представлена в приложении 2).

  1. Абсолютно все родители отметили, что их дети любят отгадывать загадки.
  2. Родители считают, что их ребёнок умеет отгадывать загадки.
  3. Не каждый ребенок может ответить на вопрос «Как ты догадался, что загадка о мяче (стуле) и т.п.?»
  4. Такое задание предлагают ребенку единицы родителей.
  5. Большинство родителей не предлагают ребёнку рассказать, как он нашел ответ на загадку.
  6. На вопрос «Что с Вашей точки зрения может помочь ребенку отгадать загадку?», некоторые ответили, что им помогает наглядность, другие, что лучше всего помогают наводящие вопросы.
  7. Легче всего, по мнению родителей, дети отгадывают описательные загадки о знакомых предметах.
  8. Большинство родителей не часто используют загадки в общении с детьми, только отдельные мамы и папы стали использовать их, когда заметили интерес детей к загадкам.
  9. Польза загадок в воспитании ребенка, по мнению родителей, заключается развитии мышления, логики, в расширении его кругозора. Вот как ответил на этот вопрос один из родителей: «Поиск отгадки требует определенных усилий и желания закончить начатое дело, это в свою очередь развивает терпение, ответственность, напористость, умение принимать решение».

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • Большинство родителей редко загадывают детям загадки.
  • Дети любят загадки и с удовольствием стараются отгадать их, однако не каждый ребенок может объяснить, почему его ответ является правильным.
  • Только небольшая часть родителей знает, как помочь ребенку отгадать загадку.
  • Родители понимают, в чем польза загадок в воспитании ребенка.

3. Расширение представления у детей о предметном мире в процессе ознакомления с загадками

По результатам проведённого обследования мы определили следующие задачи для организации формирующего эксперимента:

  1. Уточнить представления детей о жанре загадки.
  2. Упражнять в умении принимать загадку, точно и быстро перекодировать данную информацию на язык образов, учитывая средства выразительности.
  3. Продолжать формировать умение рассматривать предметы, выделять их характерные и существенные признаки.
  4. Расширять знания о предметах окружающей действительности.

Сначала мы подобрали загадки о предметах, учитывая лексические темы, над которыми работали педагоги группы. О каждом предмете подбирали описательные, сравнительные и метафорические загадки. Так, например, про карандаш мы использовали следующие загадки:

Он признался ножу:
Без работы я лежу.
Построгай меня, дружок,
Чтобы я трудиться мог.

Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом проведёт,
Там заметку кладёт.

Рисует, а не художник,

С острым кончиком, а не игла.

В снежном поле, на дороге,
Мчится конь мой одноногий.
И на много, много лет
Оставляет черный след.

Про ножницы подобрали такие загадки:

Инструмент бывалый –

Не большой, не малый.

У него полно забот:

Он и режет, и стрижёт.

Сделаны из железа,
Умеют стричь и резать.

Когда они встречаются,

Части разделяются.

Режет, а не нож,

Две ноги, а не человек.

Пара острых, тонких ног

Без туфлей и без сапог.

На ногах — по голове

Для чего, скажите мне?

По бумаге ходят ноги,

Режут все, что на дороге.

Оформили картотеку загадок.

Работу начали с уточнения у детей представления о том, что такое загадка. Для этого провели ООД со всей группой. В программное содержание включили следующие задачи:

  • Познакомить с загадкой как самостоятельным жанром.
  • Продолжать учить отвечать на вопросы.
  • Закрепить умение использовать в речи названия предметов.
  • Обогащать представления детей об окружающих предметах.
  • Воспитывать интерес к загадкам.

Для проведения ООД использовали игрушечного зайца, мешочек, муляжи моркови, огурца, помидора, груши, яблока, капусты.

Занятие начали с загадки о зайце: «Зимой – бел. Летом – сер. Характером – не смел». Дети сразу назвали зайца. Затем мы обратили внимание на мешок, который держал Заяц. Мы попросили его посмотреть, что лежит в мешке. Заяц рассказал, что этот мешок ему дал Ёжик и сказал, что в нём лежат «вкусные загадки». Но в мешке темно и ничего не видно. А что такое загадки Заяц не знает. Мы спросили у детей, что же нам делать с этими загадками. Дети ответили, что их надо отгадать. Затем предложили детям объяснить Зайцу, что такое загадка. Выслушав их ответы, сделали обобщение: «загадка – это маленький рассказ, в котором спрятался хитрый вопрос: кто или что это?» Далее рассказали, что такие маленькие рассказики-загадки спрятались в Зайкином мешке. Для того чтобы их оттуда достать, мы будем играть в игру «Чудесный мешочек». После этого мы загадывали загадки, дети называли отгадку, по очереди подходили к мешочку и не глядя, на ощупь, доставали отгаданный предмет. Для отгадывания использовали следующие загадки:

Расту в земле на грядке я.

Красная, длинная, сладкая. (Морковка.)

Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи
Меня в них ищи. (Капуста.)

В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят. (Помидоры.)

Летом – в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою – в бочке,
Крепкие, соленые. (Огурцы.)

Этот фрукт на вкус хорош
И на лампочку похож. (Груша.)

Круглое, румяное,
Оно растёт на ветке.
Любят его взрослые,
И маленькие дети. (Яблоко.)

После того как дети называли отгадку, мы предлагали им ответить на вопрос: огурец какой? помидор какой? морковь какая?

Затем Зайчик играл с детьми. Он рассказывал» про предмет, а дети должны были выбрать его на столе. Например, Зайчик говорил: «Он зелёный, длинный» или «Он круглый, красный, сочный» и т.д.

В конце занятия собрали все овощи в мешок. Уточнили, что груша и яблоко это фрукты. Заяц пообещал детям фрукты предать ёжику и поблагодарил детей за то, что они научили его отгадывать загадки.

Анализ занятия показал:

  • Не все дети могут объяснить ответ к загадке.
  • Не каждый ребенок может полно описать овощ или фрукт. В основном они используют по 2-3 прилагательных (красный, большой, круглый), обозначающих цвет, форму, размер, не указывая, где растет предмет, какой он на вкус и какие у него есть части.
  • дети слабо владеют аргументацией, не могу доказательно объяснить правильность своей догадки.

Формирование умения отгадывать загадки продолжали в индивидуальной работе. Работу организовывали следующим образом: сначала проводили с ребёнком дидактическую игру «Угадай предмет». Перед ним выкладывали пять карточек с изображением различных предметов (вилка, ведро, телефон, ручка, стол). Затем загадывали загадки про эти предметы. После каждой загаданной загадки, ребенок должен был поднять ту карточку, на которой, по его мнению, изображена отгадка. После этого ребенок должен был объяснить, почему он решил, что в загадке говорится именно об этом предмете.

Детям были предложены следующие загадки:

  1. Младшая сестра граблей,

Четыре зуба есть у ней.

Но на кухне жизнь её,

И дело знает лишь своё! (Вилка.)

  1. В колодец нырнуло

Оно с головой

Наверх возвратилось

С холодной водой. (Ведро.)

  1. Это чудо-аппарат

Донесет быстрее ветра

Голос друга, даже если

Друг – за сотни километров. (Телефон.)

  1. Отгадай, что за вещица:

Острый клювик, а не птица,

Этим клювиком она

Сеет-сеет семена

Не на поле.

Не на грядке

На листах твоей тетрадки. (Ручка.)

  1. У него четыре ножки

На него разложим ложки.

Ставим вазы, чашки, кружки.

Стулья для него подружки. (Стол.)

Объясняя свой ответ, дети сравнивали признаки, указанные в загадке, с признаками реального предмета, опираясь на предложенную наглядность. Мы обращали внимание каждого из детей на то, что для того, чтобы отгадать загадку, надо внимательно рассмотреть предмет: его цвет, форму, размер, части, материал, из которого он сделан, знать его назначение, какие действия можно выполнять с этим предметом.

Картинки, которые были перед глазами у детей, очень им помогли. Все дети отгадали предложенные им загадки. Каждый смог объяснить, почему он решил, что отгадка принадлежит именно этому изображению на картинке. Трудности в отгадывании загадки про телефон возникли лишь у Миши К. Правильно ответить на загадку он смог только после дополнительного вопроса: «Какой аппарат помогает нам общаться, если мы находимся далеко друг от друга? Как этот аппарат называется?». У Лизы М. возникли трудности в отгадывании загадки о ведре, т.к. она не понимала значения слова колодец. Но после объяснения его смысла, она нашла на картинке правильный ответ.

Для формирования умения рассматривать предметы мы проводили с подгруппами детей игровые упражнения «Магазин игрушек», «Угадай, про что я рассказываю?». Эти упражнения помогли ребятам в дальнейшем при отгадывании загадок описательного характера.

Игру «Магазин игрушек» мы проводили с подгруппой детей. Правила игры – дети-покупатели должны описать игрушку, которую они хотят приобрести, не называя её: описать её особенности и характерные признаки (цвет, форма, величина, части, материал, из которого сделана).

Для игры мы использовали знакомые детям игрушки: слон, кукла, заяц, кораблик, барабан, мячик, бычок.

Перед началом игры рассмотрели каждую игрушку. В первый раз при проведении игры роль «продавца» мы взяли на себя.

Лучше всех с заданием справилась Варя Д., которая смогла описать выбранный ею предмет, без помощи педагога. Например, зайца она описала так: «Это животное, у которого маленький хвостик, длинные уши. Зимой он меняет цвет своей шерсти. Он любит морковку и капусту». Даня И. тоже самостоятельно справился с задачей: слона он описал так: «Он большой, серого цвета. У него большие, круглые уши. Это животное, у которого необычный нос».

Однако не все дети могли без помощи взрослого описать игрушку. Например, Даня Б. описывал кораблик так: «Большой, плывет по воде». Мы предложили мальчику подробнее рассказать об игрушке, но он не понимал, что еще можно включить в описание. Помогая ребёнку, мы задавали ему наводящие вопросы: из каких частей состоит этот предмет? Как с ним можно играть?).

Труднее всего далось описание игрушки Лизе М., Алёше Х., Владу Б. и Дане Ф. Лишь с помощью вопросов взрослого дети справлялись с поставленной перед ними задачей

В игре «Угадай, про что я рассказываю?», один ребенок должен был описывать предмет, а другой должен был догадаться, про какой предмет рассказывается.

Были использованы следующие предметы: ложка, пирамидка, зайчик, кораблик, медведь, чашка, колокольчик.

Перед началом игры мы с детьми также рассмотрели те предметы, которые затем они описывали в ходе игры. С заданием дети справлялись по-разному: кому-то описание удавалось лучше, кому-то сложнее. Анализируя описание, мы спрашивали, почему предмет, который ребёнок описал, водящий отгадал сразу или наоборот не мог догадаться, о чём идёт речь. Помогали детям понять, что в предмете важно выделять характерные и существенные для него признаки.

Эти игры помогли нам подвести детей к пониманию того, что каждый предмет имеет свои особенности, по которым мы отличаем их друг от друга и, чтобы узнать предмет, надо эти особенности, признаки в нём увидеть, вычленить и назвать.

Для формирования умения сравнивать предметы по разным признакам, мы использовали загадки, основанные на сравнении. Например, «Круглое как блин, жёлтое как лимон, тёплое как мамины руки, похоже на ромашку, но не цветок», «Само с кулачок, круглый бочок, как мячик гладко, как арбуз сладко». При анализе этих загадок мы объясняли детям, что для того, чтобы найти ответ на загадку, надо выделить в ней все указанные признаки: круглое, жёлтое, тёплое, похожее на цветок; небольшого размера, круглой формы, с гладкой поверхностью, сладкое на вкус. Затем объединить все эти признаки в одном предмете, ответив на вопрос «что бывает с таким признаками?».

С отгадыванием загадок этого типа справились Арсений Д., Варя Д., Саша О., Настя К. Они смогли не только правильно назвать отгадку, но и объяснить, какие признаки, указанные в загадке, помогли им найти на неё ответ. С остальными детьми проводили следующую работу: просили назвать в загадке признаки, указывающие на предмет отгадки. Затем показывали ребёнку несколько картинок с изображение разных предметов. Дети на картинке должны были найти предмет, которому соответствовали бы выделенные в загадке признаки. Этот приём оказался достаточно эффективным, т.к. наглядность позволила детям объединить выделенные ими в загадке признаки с реальным предметом.

У остальных детей загадки вызвали затруднения, им помогали наводящие вопросы. Не всегда понимал наводящие вопросы Алёша Х., поэтому их задавали мальчику повторно, в другой формулировке.

Продолжая знакомство детей с предметным миром, мы использовали также метафорические загадки. Например:

  • Длиннохвостая лошадка привезла нам каши сладкой. Ждет лошадка у ворот – открывай пошире рот.
  • У носатого у Фоки постоянно руки в боки. Фока воду кипятит и как зеркало блестит.
  • Чтоб не мерзнуть, пять ребят по чуланчикам сидят», «Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером, брат большой не согласился — и отдельно поселился.
  • Любопытный красный нос по макушку в землю врос, лишь торчат на грядке зелёные пятки и т.п.

Эти загадки вызывали у детей трудности. Они не искали какое-то другое значение слов «длиннохвостая лошадка», «Фока», «братья», «красный нос». Дети понимали эти слова в прямом смысле, не понимая их иносказания. Так как расшифровка метафоры требует умения сравнивать разные предметы, находя в них общие черты, умения на основе сходства найти признаки одного предмета в другом, мы проводили с детьми следующие упражнения:

  • Упражнение на нахождение сходства предметов по готовому основанию (все зелёные, чем копают, чем пишут и т.п.);
  • Упражнение на сравнение предметов по разным признакам (ребёнку предлагалось подобрать предметы-братья по цвету, форме, строению).

Например, были использованы изображения таких предметов, как санки и конь. Дети говорили, что на санках и на коне можно сидеть, у санок есть сиденье, а у коня седло, у коня есть ноги, а у санок вместо ног полозья. Такая работа позволила детям отгадать загадку «За веревочку коня в горку я тащу. Ну а с горки быстро я на коне лечу!».

Затем знакомили детей с полисемией. Для этого показывали им картинки, на которых изображены разные предметы, имеющие одно название: иголка, ручка, крыло, перо. После этого загадывали детям загадки с использованием полисемии:

Вот иголки и булавки вылезают из-под лавки.

На меня они глядят, молока они хотят. (Ёж.)

У сосны и ёлки листики – иголки,

А на каких листочках растут слова и строчки? (Книга.)

Я в дверях, и я в замке,

Я и в нотной строчке,

Я и гайку отвинчу, я могу, если хочу,

Телеграмму передать

И загадку отгадать. (Ключ.)

Но даже после этой работы не все дети, после рассматривания картинок могли правильно отгадать загадки. Поэтому мы провели с детьми совместную непрерывную образовательную деятельность, направленную на рассматривание предметов по теме «Швейные принадлежности», в процессе которой решали следующие задачи:

  • Продолжать знакомить детей с предметами быта, их назначением, учить вычленять признаки предметов, определять материал, из которого сделана вещь.
  • Закреплять умение правильно по форме и содержанию отвечать на вопросы.
  • Обогащать и активизировать словарь детей за счёт слов: швея, портниха, швейная машина, лапка, выкройка, строчить, кроить, ушко, игла.
  • Продолжать знакомить детей с многозначностью слов.
  • Воспитывать интерес к профессиям, бережное отношение к одежде.

В предварительную работу мы включили рассматривание предметов одежды, рассматривание картины «Портнихи», знакомство со швейными принадлежностями. Это позволило подготовить детей к активному участию в совместной деятельности в ходе НОД.

- Ребята, что на вас одето? (одежда)

- Для чего нужна одежда?

- Как называются люди, которые шьют одежду? (портной, швея)

- Перед тем, как сшить одежду, делается выкройка. Вы знаете, что такое выкройка?

- Послушайте загадку: «Инструмент бывалый, не большой, не малый. У него полно забот: он и режет, и стрижёт».

- О каком инструменте говорится в загадке? Как вы узнали ножницы в загадке?

- Чем делают выкройку?

- А что затем делают с частями, с деталями одежды? (их сшивают, смётывают).

- А каким инструментом это делают?

- Чтобы не уколоть палец иголкой, что на него одевают?

- Да, напёрсток. Повторите это слово.

- Где шьют одежду? (в швейных мастерских, в ателье, на швейной фабрике).

- Одежду можно сшить и дома, какая техника нам в этом поможет?

- У кого дома есть швейная машина?

- Кто на ней работает?

- Давайте рассмотрим настоящую швейную машинку.

- Посмотрите, что есть у швейной машинки.

- Это подставка. Из чего она сделана, из какого материала?

- Да, она металлическая.

- А сама машина?

- Машина сделана из металла. Она металлическая.

- Посмотрите, что есть у машины. Это корпус, колесо, ручка. На корпусе стержень, на который надевается катушка с нитками. Это иголка, а это лапка.

(Воспитатель называние частей сопровождает их показом).

- Вот какие интересные слова.

- У кого есть иголки? (у ежа, у кактуса, у ёлки).

- Правильно. А лапки? (у кошки, у собаки).

- Где есть колесо? (у машины, велосипеда, самоката).

- У швейной машинки главная деталь – игла с лапкой, которая держит ткань.

- Под железной крышкой в швейной машинке, есть шпулька, на ней, как на катушке, намотаны нитки, которые делают нижнюю строчку на ткани.

- Ушко у иглы швейной машинки находится внизу, на конце, а у обыкновенной иголки, где находится ушко?

- Вот какое интересное слово – ушко!

- У кого есть ушко? (у зайца, у волка, у кота).

- Я принесла современную швейную машинку, она работает на батарейках.

- Чем отличается современная машинка от той, которую мы с вами рассмотрели?

- Посмотрите, как я буду шить на машинке (Воспитатель проводит все операции и все действия, сопровождая их рассказом).

- Я вдела нитку в иголку.

- Теперь подложу под лапку ткань и опущу её, чтобы она крепко держала ткань, вот так. Что я сделала?

- А теперь правой рукой нажимаю на кнопку, а левой рукой буду придерживать ткань. Начинаю строчить.

- Посмотрите, какая получилась строчка: ровная прямая.

- А где ещё есть строчки? (в тетради, в песне, в стихах).

- Сегодня к нам пришла кукла Маша, ей интересно узнать, чем мы сегодня занимались.

- А помогут ей в этом загадки.

- Колёсико, колесо, сколько добра принесло.

Платье девочке, сыночку – сорочку.

Отцу и маме, что хотят сами. (Швейная машинка).

- Маленькая головка на пальце сидит.

Сотнями глаз во все стоны глядит. (Напёрсток).

- Ныряет, ныряет да хвост потеряет. (Иголка с ниткой).

- Два конца, два кольца, в середине гвоздик. (Ножницы).

- Молодцы! Все загадки отгадали.

- Догадалась Маша, какие предметы сегодня мы рассматривали с детьми?

- Давайте расскажем Маше, что мы сегодня с Вами делали?

Рассматривание швейной машинки вызвало у детей большой интерес, что способствовало повышению их речевой активности. Дети запомнили новые слова: шпулька, напёрсток, выкройка, смётывать. Кроме этого они познакомились с многозначностью слов иголка, лапка, ручка, ушко, колесо, строчка. Формируемые у детей представления о предметах и их частях были закреплены с помощью загадок.

Загадки мы использовали и при проведении разных режимных процессов. В присутствии детей придумывали загадки о разных предметах. Так в процессе одевания на прогулку и, отбирая игрушки для игр на воздухе, сочинила такую загадку: «Он нужен, чтоб копать песок, называется …» (совок). Во время наблюдения на прогулке за облаками придумала загадку: «Белое как вата, плывёт по небу, как пароход по синему морю». Дети тут же подхватили идею составления загадок об окружающем. Вот что у них получилось: «Из земли растёт на высокой ноге и руки вверх к небу тянет», «Круглый как колобок, сделан из резины, прыгает как зайчики, любят с ним играть девочки и мальчики». Этот пример свидетельствует о том, что дети начали использовать слова не только в прямом, но и в иносказательном значении.

Для закрепления умения отгадывать разные виды загадок об окружающих предметах нами была проведена викторина «Мир загадок».

В процессе викторины мы решали следующие задачи:

  • Закрепить понятие «загадка».
  • Формировать умение анализировать текст загадки, узнавать предмет по нескольким признакам.
  • Закреплять умение аргументировать ответ, используя 2-3 простые предложения.

Для викторины мы подобрали разные по сложности процесса перекодирования текста в образ и образа в текст загадки по темам: «Зимние забавы», «Игрушки», «Атрибуты мужских профессий», «Транспорт».

Дети были разделены на две команды. Викторину начали с уточнения понятия «загадка». Ответы детей показали, что у них сформировано это понятие: «загадка это то, что нужно отгадать, что не названо, а спрятано за словами», «загадка это то, что надо назвать, подумать и сообразить», «загадка это вопрос, на который надо подумать, вспомнить предмет и ответить». Затем каждой подгруппе поочерёдно загадывали подобранные загадки: так по теме «Зимние забавы» использовали следующие загадки:

  1. Эта вещь для детворы,

Для катания с горы

В них по снегу и по льду

В детский сад детей везу. (Санки.)

  1. Два серебряных коня

Понесли меня звеня

На конях по льду озер

Целый день черчу узор. (Коньки.)

  1. Бегут по дорожки

Доски две, да ножки. (Лыжи.)

  1. Сажусь и качусь,

С горы я мчусь, но это не санки. (Ледянки.)

По теме «Транспорт» детям были предложены загадки:

  1. Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином. (Автобус.)

  1. Уткнувшись в провода рогами,
    По городу ездит он кругами.

У него один маршрут –

Пассажиры его ждут.

За проезд берёт талон,
Догадайтесь, кто же он? (Троллейбус.)

  1. Я важная машина,

Есть кузов и кабина.

Вожу любые грузы

По ленточкам дорог.

И парты, и арбузы
Я вам доставлю в срок. (Грузовик.)

  1. Спозаранку за окошком,

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома. (Трамвай.)

Остальные загадки представлены в приложении 3.

Дети должны были не только дать ответ, но и доказать правильность отгадки, а затем найти отгадку на картинке. За правильное выполнение задания команда награждалась смайликами.

Активное участие всех детей показало, что они испытывали удовлетворение от процесса отгадывания загадок, желание отгадывать загадки, умение сопоставлять признаки, указанные в загадке с признаками реальных предметов. Дети стали более аргументировано доказывать и объяснять правильность своего ответа на загадку, показали знание особенностей предметов по пройденным лексическим темам.

С целью расширения представлений детей о жанре загадок рассказали им о том, что загадки люди придумали очень давно, когда человек прибегал к зашифрованной речи, для маскировки своих действий перед охотой, чтобы звери, которых он одушевлял, не «узнали» об опасности. Загадки являлись в древности средством обучения молодежи понимать скрытый смысл, запоминания тайных слов. На ранней стадии развития человеческого общества загадки служили средством передачи сведений об окружающем мире от старшего поколения младшим. Знание загадок и умение их разгадывать было просто жизненной необходимостью. Лишь знающий загадки человек считался сильным, мудрым; их знание приносило человеку счастье, а незнание – гибель. Сейчас загадки используются для проверки сообразительности, смекалки.

Таким образом, мы проводили целенаправленную последовательную работу по ознакомлению детей с загадками разных типов.

4. Анализ результативности проведенной работы

Для анализа эффективности проведённой с детьми работы был организован контрольный эксперимент. Его мы проводили с использованием тех же видов загадок, что и в констатирующем эксперименте. Для выявления умения детей отгадывать загадки были подобраны описательные загадки, загадки, построенные на сравнении и метафорические загадки. Использовали по три загадки каждого вида.

Ребенок должен был послушать загадку, назвать отгадку и объяснить, как он догадался о предмете отгадки.

Задание 1. Отгадать описательные загадки

  1. Нарисует он картину

Натюрморт или пейзаж

Остроносый, тонкий, длинный,

Деревянный…(Карандаш)

  1. У ведёрка длинный носик,

Дождиком течёт водица.

Все цветы хотят напиться. (Лейка)

  1. По бокам коробки

Кругленькие кнопки.

Тут же рядом, в уголке

Ручка с трубкой на шнурке.

Без языка говорит,

Прекрасно слышит без ушей. (Телефон)

Задание 2. Отгадать загадки, основанные на сравнении.

  1. Я похожа чуть-чуть на лопатку,

На весло я похожа немножко,

Помогаю есть кашу ребяткам,

А сестра у меня – поварёшка. (Ложка)

  1. Есть две ноги, но не человек

Ими можно резать, но это не нож. (Ножницы)

  1. Не имеет вовсе слуха,

Хоть имеет ушко.

Рукодельницам – подруга,

Деткам – не игрушка.

При себе имеет жало,

Но на вид – не пчёлка.

Острая, колкая, но не ножницы. (Иголка)

Задание 3. Отгадать метафорические загадки.

  1. Черепашка хвалится:

«На меня посуда ставится!

И сидят Говоруны

Вокруг моей спины». (Стол)

  1. Хрустальная Девица.

Прозрачным блеском славится

В Девицу Роза ставится. (Ваза)

  1. Провели под потолок

Удивительный шнурок.

Привинтили пузырёк –

Загорелся огонёк. (Лампочка)

6 детей, что составило 37 %, показали высокий уровень умения отгадывать загадки. Это Арсений Д., Варя Д., Настя К., Тима К., Саша О., Даня Ф. Дети смогли отгадать все загадки и объяснить свою отгадку. При этом они указывали признаки предмета, которые «подсказали» им ответ на вопрос загадки, а также смогли ответить на вопрос «Почему в загадке стол называют черепашкой? Кого в загадке называют Говорунами и почему? Почему вазу называют хрустальной девицей, а лампочку пузырьком? Ответы детей стали аргументированными. Например, ответив на загадку про иголку, Даня Ф. рассказал: «Иголкой пользуются рукодельницы, детям нельзя играть с иголкой, потому что она может уколоть. Сверху у нее есть ушко, в которое мы вставляем нитку».

8 детей (50%) показали средний уровень умений отгадывать загадки. Это Макар А., Андрей В., Миша Ж., Даня И., Миша К., Лиза М., Роберт С., Саша М. Дети отгадали большинство предложенных им загадок, но не всегда могли объяснить, как они догадались о предмете отгадки. По-прежнему трудности в отгадывании вызвали метафорические загадки. Понимание иносказания, выраженного в метафоре, осознание переносного значения слов и словосочетаний, усвоение образного строя языка, всё ещё остаётся актуальной задачей для работы с Макаром А., Мишей К., Сашей М., Робертом С.

2 ребенка (13%) показали низкий уровень. Это Влад Б. и Алёша Х. Ребята отгадали описательные загадки, но не показали умения объяснять отгадку. При отгадывании сравнительных и метафорических загадок этим мальчикам не помогли ни картинки, ни подсказывающие вопросы воспитателя.

2

Результаты диагностики отражены в приложении 4.

Сравнительный анализ результатов контрольного и констатирующего экспериментов показал наличие динамики в развитии умения отгадывать загадки разных типов. Дети хорошо отгадывают описательные загадки, лучше стали отгадывать загадки, основанные на сравнении, но у достаточно большой части детей всё ещё вызывают трудности метафорические загадки.

Всё это свидетельствует о том, что у детей расширился круг представлений об окружающих предметах, что целенаправленная работа по лексическим темам, проводимая педагогами группы, позволяет детям.

Заключение

Проведённое нами исследование показало, что дети старшего дошкольного возраста способны отгадывать загадки разных типов: описательные, со сравнением, метафорические. Использование загадок позволяет расширить представления дошкольников о предметном мире, осознать разнообразные связи между его объектами, сформировать умение увидеть один и тот же предмет с разных сторон. Кроме этого работа с загадками развивает образное и логическое мышление, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, развивает творческие способности. При обучении детей отгадыванию загадок необходимо использовать наглядные методы (наблюдение: осмотр, экскурсии, рассматривание натуральных предметов); словесные методы (беседы на интересные детям темы, разговоры воспитателя с детьми, чтение художественной литературы); практические методы (дидактическая игра, обследование предметов, моделирование).

При отборе загадок для детей конкретного возраста необходимо учитывать:

  • Соответствие тематики загадок воспитательно-образовательным задачам и жизненному опыту детей;
  • Полноту и конкретность характеристики;
  • Доступность языка и степень сложности художественного образа;
  • Тип логической задачи, характер мыслительной операции при отгадывании.

Для того чтобы отгадывать загадки, ребёнок должен уметь называть своим именем любой предмет, вторгающийся в его жизнь, в сферу его понимания и интересов, называть его признаки, состояние. Правильно подобранные игрушки, игры, пособия, картины предоставляю воспитателю богатый материал для развития языка ребёнка, опирающегося на чувственные восприятия. Для того чтобы оградить развитие ребёнка от беспорядочности, несовершенства и поверхностности, в группе необходимо создать такую предметную среду, чтобы первоначальные впечатления ребёнка, полученные от наблюдения над предметами, его познания были точны, правильны, по возможности обширны.

Теоретическое изучение роли загадок в расширении представлений у детей о предметах позволило нам определить задачи и содержание опытно-экспериментальной работы с детьми, подобрать загадки по разным лексическим темам. Включая их в разные виды деятельности, мы формировали у детей умение выделять и запоминать признаки загаданного предмета, понимать образность изображения предмета в загадке.

Чтобы вызвать у детей потребность в рассуждении и доказательстве, перед ребенком ставили конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, объяснить, обосновать правильность своего ответа. Мы убедились, что занимательная форма загадки позволяет легко и непринужденно обучать детей рассуждению и доказательству, самостоятельному анализу текста загадки, поиску путей решения логической задачи.

Цель нашей дипломной работы выполнена. Своей работой мы постарались оптимизировать процесс расширения представлений детей об окружающем мире за счёт обучения отгадыванию загадок.

В дальнейшей работе с детьми рекомендуем педагогам ДОУ использовать моделирование разных видов загадок в схемах, а также знакомство со способами сочинения загадок.



Новые публикации

Исследовательская проект «Лук от семи недуг»

Исследовательская проект «Лук от семи недуг» Введение Актуальность. Носит он по сто одёжек,Правда, нет на них застёжек.Если будешь их снимать,Слёзы станешь проливать.Лечит от...

Консультация для родителей от учителя-логопеда. Тема консультации: «Как ребенку адаптироваться…

Консультация для родителей от учителя-логопеда Тема консультации: «Как ребенку адаптироваться в детском саду» Те родители, которые отдавали своих детей в детский...

Важность раннего выявления предрасположенности дислексии у дошкольников

Важность раннего выявления предрасположенности дислексии у дошкольников Дислексия, по Р.И.Лалаевой, это языковое расстройство, связанное с недоразвитием языковых обобщений (на уровне фонематики...

Читайте также

Конспект НОД по формированию лексико–грамматических представлений и развитию связной речи…

Конспект НОД по формированию лексико–грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группы Тема: «Одежда». Группа: Подготовительная к школе. Цель: Расширять...

Проект «Природа Курского края»

Проект «Природа Курского края» Познавательно-творческий, коллективный, долгосрочный для воспитателей, детей старшего дошкольного возраста, родителей. Сроки реализации: сентябрь 2019 г. – май 2020...

Экономическая игра «Путь к успеху»

Экономическая игра «Путь к успеху» Цель: формирование культурно-экономической личности дошкольника. Задачи: Aормировать умение правильно применять полученные знания и умения для решения элементарных вопросов в области...

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

Стихотворение про лето

Стих для детей "Что такое лето?" Что такое лето?  Это много света, Это поле, это лес,  Это тысячи чудес, Это в небе облака,Это быстрая река, Это яркие цветы,Это синь высоты. Это в мире сто дорогДля ребячьих ног. Н. Балашов Стишок...

Спортивная форма в детском саду.

Памятка для родителей. Физкультурой заниматься – надо в форму одеваться! а в одежде повседневной заниматься даже вредно! Физическое развитие дошкольников требует соблюдения техники безопасности в спортивном зале и дисциплины. Спортивная форма – одно из обязательных условий. Ребенок получает полное физическое...

Консультация для родителей «Как научить ребёнка 3–4 лет убирать за собой игрушки»

Как приучить ребенка  убирать за собой игрушки ? Рано или поздно все  родители  начинают задаваться этим вопросом. Пока ребенок маленький, кажется, что еще слишком рано от него ожидать какой-то любви к порядку. Но проходит время, количество разбросанных вещей и  игрушек...

Консультация для родителей младшей группы «Возрастные особенности детей младшего возраста»

Младший возраст  - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. В раннем  возрасте  ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно...