Взаимодействие педагогов ДОУ для успешного включения детей с ограниченными возможностями в инклюзивное образовательное пространство

Обоснование актуальности:

Концепцией реформы системы специального образования обозначены основные направления, одной из которых является «создание специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в системе образования общего назначения, во всех типах и видах образовательных учреждений». Одной из приоритетных задач дошкольного образования в Российской Федерации, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее ФГОС ДО), является обеспечение равных стартовых возможностей для каждого ребенка, в том числе для детей с ограниченными возможностями.

«Детский сад №2 «Белочка» является учреждением комбинированного вида, что позволяет организовать работу групп с учетом социального заказа города (группы общеразвивающей и компенсирующей направленности). В настоящее время в детском саду функционирует 26 групп для детей от 1.5 лет до окончания образовательных отношений (229 воспитанников); из них 9 групп компенсирующей направленности: 5 групп для детей с тяжелыми нарушениями речи, 4 группы для детей с задержкой психического развития.

Коллектив ДОУ ежегодно уделяет внимание решению следующих проблем:

  • разработке коррекционных технологий, позволяющих своевременно и эффективно оказать детям психолого-педагогическую поддержку;
  • обучению педагогов технологиям и методикам коррекционного обучения;
  • обучению родителей педагогическим технологиям сотрудничества, методам и приемам обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.

Инклюзивное образование в ДОУ направлено не только на обеспечение коррекции нарушений развития, но и на разностороннее развитие с учетом индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, а также социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Стратегической целью долгосрочной целевой программы развития учреждения является обеспечение устойчивого развития системы оздоровления, развития и необходимой коррекции отклонений в речевом и психическом развитии воспитанников учреждения посредством использования современных образовательных технологий, расширения форм предоставления услуг раннего развития детей и реализации программы действий педагогического коллектива учреждения. Приоритетными направлениями в деятельности ДОУ являются:

  • оказание ранней комплексной коррекционной помощи детям с нарушениями речевого и психического развития;
  • сохранение и укрепление здоровья и физического развития детей;
  • духовно-нравственное воспитание и интеллектуальное развитие детей средствами народного творчества.

Педагогический коллектив осуществляет деятельность в группах общеразвивающей направленности по основной образовательной программе «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

В группах компенсирующей направленности для детей с ОВЗ в начале года специалистами ДОУ составляется коррекционно-образовательный, индивидуальный маршрут для каждого воспитанника; осуществляется реализация адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования:

  • АООП для детей с тяжелыми нарушениями речи разработана на основе «Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.и примерной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  • АООП для детей с задержкой психического здоровья разработана с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, программы «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития» С.Г. Шевченко, Р.Д. Триггер, Г.М. Капустиной, И.Н. Волковой, и примерной программы « От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  • АООП для ребенка – инвалида разработана с учетом индивидуальной программы реабилитации или абилитации, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Программа ребенка – инвалида учитывает особенности его психофизического развития, индивидуальные возможности и при необходимости, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Значительный рост количества детей с ОВЗ, а также количество детей со статусом ребенок- инвалид, нацелил команду специалистов и педагогов учреждения на слаженную, совместную деятельность, мобильность и высокий профессионализм. В условиях современной образовательной деятельности каждый педагог обязан владеть знаниями коррекционной педагогики, методикой взаимодействия с детьми имеющими нарушения в развитии и их родителями. Все педагоги и специалисты учреждения прошли курсы повышения квалификации по теме «Ранний детский аутизм. Методика коррекционного воздействия. Организация коррекционной и образовательной деятельности», а также повышают уровень своего педагогического мастерства через участия в конкурсах, конференциях городского, окружного, всероссийского уровня. Педагоги нашего учреждения большое значение уделяют самообразованию и самообучению в вопросах коррекционного воспитания, развития и социализации воспитанников с ОВЗ, взаимодействию с родителями воспитанников. С целью повышения уровня педагогического мастерства молодых педагогов в детском саду ежегодно проходит конкурс «Педагогический марафон», в рамках которого проводятся мероприятия (открытые занятия, мастер- классы), обобщение опыта работы с детьми с ОВЗ. Педагогами учреждения реализованы долгосрочные проекты: «Календарь знаменательных дат», «Педагогический STAPTUP». В рамках данных проектов были запланированы и реализованы мероприятия во всех возрастных группах, задействованы педагоги, специалисты детского сада, родители воспитанников и социальные партнёры. А также педагогами реализуются общегрупповые мини – проекты для повышения уровня знаний и представлений детей (самостоятельный поиск информации детей совместно с родителями, обмен информацией в группе между детьми) для повышения степени включенности родителей в организацию коррекционно- образовательного процесса. Специалистами учреждения разработаны и реализованы проекты:

  1. «Центр помощи и социальной адаптации «Нити добра». Проект направлен на комплексное сопровождение родителей и их детей, имеющих сочетанные нарушения развития: расстройства аутического спектра и другие ментальные нарушения, проживающих на территории города Лангепаса. Основной целью проекта является создание на базе детского сада центра помощи "Нити добра" для семей, имеющих детей дошкольного возраста с сочетанными нарушениями развития, расстройствами аутистического спектра и иными ментальными нарушениями.
  2. Проект «Крепыш 86», направленный на оказание психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье. Проект реализован с привлечением социальных партнёров: городская больница, городская поликлиника.
  3. Проект «Лето в ЛУКОЙЛе» реализуется ежегодно в летний оздоровительный период. Проект предполагает реализацию нескольких актуальных программ, направленных на достижение цели проекта: «На зарядку становись», «Игры нашего двора в городе ЛУКОЙЛА», «Танцуем вместе», «Час с пользой для здоровья», «Красивая осанка – здоровый человек» и т.д.

Победы наших педагогов в конкурсах социальных грантов ОАО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь», «Стратегия успеха» позволили расширить и пополнить развивающую среду детского сада. На средства грантовой поддержки оборудована сенсорная комната, приобретена машина для обнимания детей с расстройствами аутистического спектра, логопедический тренажер «Дельфа», «говорящее зеркало» для записи речи воспитанников, «Сундучок логопеда», закуплено спортивное оборудование и тренажёры для профилактики нарушений осанки и плоскостопия, приобретена интерактивная доска, музыкальный центр, детские театральные костюмы и т.п. Для реализации приоритетных задач в рамках образовательной деятельности в детском саду имеются все необходимые условия. Учреждение постоянно работает над укреплением материально-технической базы и оснащению широкого спектра методик, необходимых для комплексной коррекции нарушений речевого и психического развития и оздоровления детей: функционируют кабинеты биологической обратной связи (БОС – логопедический, БОС - психоэмоциональный), кабинет М. Монтессори, кабинеты: учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога - психолога; сенсорная комната, спортивный зал, музыкальный зал, бассейн.

Результатами нашей образовательной деятельности стала организация на базе детского сада новых форм сотрудничества с семьями воспитанников. Свою работу успешно осуществляет центр помощи "Нити добра" для семей города Лангепас, имеющих детей дошкольного возраста с сочетанными нарушениями развития, расстройствами аутического спектра и иными ментальными нарушениями. Своевременно выявленные нарушения в развитии детей на ранней стадии, слаженная работа педагогов ДОУ, организация коррекционно-образовательного процесса, наличие специальных условий, а также включение инновационных нетрадиционных моделей взаимодействия с семьями воспитанников, взаимодействие с социальными партнёрами, даёт возможность ребёнку с ОВЗ для успешной подготовки и социализации к дальнейшей ступени развития- школьному обучению. По отзывам педагогов школы, наши выпускники имеют достаточный уровень психоречевого развития: грамотно строят фразы и высказывают свои мысли, эмоционально раскрепощены, коммуникабельны, имеют среднюю и высокую мотивацию к учебной деятельности, успешно проходят период адаптации к школьным условиям. Большинство выпускников групп компенсирующей направленности (в среднем 90%) поступают в начальные классы школы для продолжения обучения по общеобразовательной программе. Примерно 10 - 11% выпускников групп компенсирующей направленности продолжают обучение в специальных коррекционных классах по рекомендациям специалистов территориальной психолого-медико-педагогической комиссии.



Новые публикации

Исследовательская проект «Лук от семи недуг»

Исследовательская проект «Лук от семи недуг» Введение Актуальность. Носит он по сто одёжек,Правда, нет на них застёжек.Если будешь их снимать,Слёзы станешь проливать.Лечит от...

Консультация для родителей от учителя-логопеда. Тема консультации: «Как ребенку адаптироваться…

Консультация для родителей от учителя-логопеда Тема консультации: «Как ребенку адаптироваться в детском саду» Те родители, которые отдавали своих детей в детский...

Важность раннего выявления предрасположенности дислексии у дошкольников

Важность раннего выявления предрасположенности дислексии у дошкольников Дислексия, по Р.И.Лалаевой, это языковое расстройство, связанное с недоразвитием языковых обобщений (на уровне фонематики...

Читайте также

Социальный проект «Помни о Великой Победе»

Социальный проект «Помни о Великой Победе» Пояснительная записка 9 мая в России отмечается всенародный праздник - День Победы в Великой Отечественной войне...

Конспект летнего развлечения для детей среднего дошкольного возраста «Как друзья…

Конспект летнего развлечения для детей среднего дошкольного возраста «Как друзья солнышко искали» Цель:  Создавать атмосферу радости, формировать положительное, эмоциональное состояние детей. Задачи: - закрепить, обобщить...

Проектная деятельность по патриотическому воспитанию детей старшей группы для детей…

Проектная деятельность по патриотическому воспитанию детей старшей группы для детей с нарушением зрения «Я люблю свою Родину!»

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

Стихотворение про лето

Стих для детей "Что такое лето?" Что такое лето?  Это много света, Это поле, это лес,  Это тысячи чудес, Это в небе облака,Это быстрая река, Это яркие цветы,Это синь высоты. Это в мире сто дорогДля ребячьих ног. Н. Балашов Стишок...

Спортивная форма в детском саду.

Памятка для родителей. Физкультурой заниматься – надо в форму одеваться! а в одежде повседневной заниматься даже вредно! Физическое развитие дошкольников требует соблюдения техники безопасности в спортивном зале и дисциплины. Спортивная форма – одно из обязательных условий. Ребенок получает полное физическое...

Консультация для родителей «Как научить ребёнка 3–4 лет убирать за собой игрушки»

Как приучить ребенка  убирать за собой игрушки ? Рано или поздно все  родители  начинают задаваться этим вопросом. Пока ребенок маленький, кажется, что еще слишком рано от него ожидать какой-то любви к порядку. Но проходит время, количество разбросанных вещей и  игрушек...

Консультация для родителей младшей группы «Возрастные особенности детей младшего возраста»

Младший возраст  - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. В раннем  возрасте  ребенок многому научился: он освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно...