Развитие мелкой моторики рук детей подготовительной коррекционной группы посредством дидактических игр и пособий

Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, также проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5–6 лет [1c.13].

Несмотря на многочисленные исследования, выявляющие значение развития у детей мелкой моторики, а также многочисленные издания развивающих упражнений для этой цели, на наш взгляд, недостаточно разработано диагностических заданий, позволяющих выявлять уровень и особенности развития у дошкольников тонких движений кистей и пальцев рук. Развитие мелкой моторики рук не заканчивается в младенчестве, а продолжается весь дошкольный возраст.

Целью нашей работы является выявление особенностей и возможностей развития мелкой моторики рук посредством дидактического материала и пособий.

Исходя из цели перед нами стояли следующие задачи:

- изучить понятие мелкая моторика рук в психолого-педагогической литературе.

- выявить особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста;

- выявить развитие мелкой моторики и взаимосвязь развития речи детей дошкольного возраста.

Дидактическое направление использования игры характерно и для современной английской педагогики. В детских организациях, работающих по системе М. Монтессори или Ф. Фребеля, по-прежнему основное место отводится дидактическим играм и упражнениям с различными материальными, самостоятельными творческими играми детей не придается значения.

В трудах К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта и других содержатся важные мысли о роли игры в формировании ребенка.

К. Д. Ушинский указал зависимость содержания детских игр от социального окружения. Он утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе. Так, дитя, привыкшее командовать или подчиняться в игре, не легко отучается от этого направления и в действительной жизни. К. Д. Ушинский придавал большое значение совместным играм, так как в них завязываются первые общественные отношения. Он ценил самостоятельность детей в игре, видел в этом основу глубокого влияния игры на ребенка, однако считал необходимым направлять детские игры, обеспечивая нравственное содержание детских впечатлений. [2,c.23].

В рамках нашего исследования мы провели диагностику определения уровня развития мелкой моторики рук по методикам «Полоски», «Мячики», «Лес» (под редакцией Н.Е. Вераксы Пособие для педагогов дошкольных организаций «Диагностика готовности ребенка в школе»). В эксперименте участвовало 10 детей.

В результате анализа полученных результатов пришли к выводу, у детей обнаружилось неточность и неловкость движений, трудности в воспроизведении поз руки и пальцев. Особые затруднения обнаруживаются при выполнении попеременных движений. Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обусловливает истощаемость и утомляемость мышц кистей рук. Недостаточная дифференцированность иннервации мышц пальцев и кистей рук делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. В связи с этим ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомления его движения становятся неточными, крупноразмашистыми либо слишком мелкими.

Итак, мы видим, что развитие мелкой моторики является показателем физического и нервно-психического состояния ребенка.

Мною была сшиты 3д книги, дидактические пособии с целью создать условия для развития мелкой моторики и движений пальцев рук; развивать двигательные и познавательные способности детей; развивать мелкую моторику, ручную умелость через выполнение практических действий. А также пальчиковые театры. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психические напряжения. При этом будет развиваться не только речь, но и восприятие, внимание, мышление, воображение, память.

Для того, чтобы приобщить детей дошкольного возраста к совместным действиям, обеспечивающим активность мелких движений рук, мы обеспечили повышение интересов детей к мелким движениям. Здесь необходимо было создание в группе специальной развивающей пространственно-предметной среды, обогащенной дидактическими пособиями. Внесение их в пространственно-предметную среду группы способствовало развитию мелкой моторики и координации движений пальцев детей.

Изготовлены и введены в эту среду дидактические пособия как:

- 3D книжки (Подводный мир и День);

- пальчиковый театр по народной сказке «Колобок»;

-пальчиковый театр по народной сказке «Таал-Таал эмээхсин».

-пальчиковый театр по народной сказке «Репка».

Таким образом, мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

С помощью самодельных дидактических пособий развивали ловкость рук у детей. Использовали различные виды материалов. Во время игр с применением дидактических пособий развивается не только образное мышление, но и фантазия, внимание, закрепляются такие понятия как цвет, форма. Упражнять детей в закреплении понятий «большая - маленькая жук или бабочка», учить пристегивать и отстегивать, засовывать нужную деталь в нужный кармашек, где ребенок закрепляет понятия «один», «много», учить завязывать бантики и шнурки. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.

Заключение

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Тонкая моторика - основа развития, своего рода всех психических процессов.

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это в свою очередь подготовка рук ребенка к письму.

Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

 

Список использованной литературы:

  1. Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. /С.Е. Большакова – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Воспитателю о детской игре.: Пособие для воспитателей детского сада/ Под ред. Т. А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с., ил.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Экологический проект для детей младшего дошкольного возраста

Экологический проект для детей младшего дошкольного возраста Пояснительная записка Хотите спасти природу и планету? Начните с занятий по раздельному сбору мусора в...

Сценарий весеннего праздника для старшего дошкольного возраста «Фея цветов в…

Сценарий весеннего праздника для старшего дошкольного возраста «Фея цветов в гостях у ребят» Дети под музыку входят в зал и рассыпаются. Вед.1...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности с детьми…

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности с детьми ТНР «В стране Весна» Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Цель: расширять...

Читайте также

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Тюльпанчик» на тему:…

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Тюльпанчик» на тему: «В мире насекомых» (С использованием интерактивной доски, песочных столов) Цели: - В увлекательной форме познакомить детей...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Учебник для…

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Учебник для Грамотейки» Образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное, социально – коммуникативное. Возрастная группа: подготовительная. Форма:...

Патриотическое воспитание детей в студии «Дошкольник» - 2023

Патриотическое воспитание детей в студии «Дошкольник» - 2023 В преддверии праздника «День защитника Отечества» дети, родители и педагоги студии «Дошкольник» Панюкова...