Развитие мелкой моторики рук детей подготовительной коррекционной группы посредством дидактических игр и пособий

Одним из важных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, также проблема повышения эффективности комплексной медико-психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5–6 лет [1c.13].

Несмотря на многочисленные исследования, выявляющие значение развития у детей мелкой моторики, а также многочисленные издания развивающих упражнений для этой цели, на наш взгляд, недостаточно разработано диагностических заданий, позволяющих выявлять уровень и особенности развития у дошкольников тонких движений кистей и пальцев рук. Развитие мелкой моторики рук не заканчивается в младенчестве, а продолжается весь дошкольный возраст.

Целью нашей работы является выявление особенностей и возможностей развития мелкой моторики рук посредством дидактического материала и пособий.

Исходя из цели перед нами стояли следующие задачи:

- изучить понятие мелкая моторика рук в психолого-педагогической литературе.

- выявить особенности развития мелкой моторики детей дошкольного возраста;

- выявить развитие мелкой моторики и взаимосвязь развития речи детей дошкольного возраста.

Дидактическое направление использования игры характерно и для современной английской педагогики. В детских организациях, работающих по системе М. Монтессори или Ф. Фребеля, по-прежнему основное место отводится дидактическим играм и упражнениям с различными материальными, самостоятельными творческими играми детей не придается значения.

В трудах К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта и других содержатся важные мысли о роли игры в формировании ребенка.

К. Д. Ушинский указал зависимость содержания детских игр от социального окружения. Он утверждал, что игры не проходят для ребенка бесследно: они могут определить характер и поведение человека в обществе. Так, дитя, привыкшее командовать или подчиняться в игре, не легко отучается от этого направления и в действительной жизни. К. Д. Ушинский придавал большое значение совместным играм, так как в них завязываются первые общественные отношения. Он ценил самостоятельность детей в игре, видел в этом основу глубокого влияния игры на ребенка, однако считал необходимым направлять детские игры, обеспечивая нравственное содержание детских впечатлений. [2,c.23].

В рамках нашего исследования мы провели диагностику определения уровня развития мелкой моторики рук по методикам «Полоски», «Мячики», «Лес» (под редакцией Н.Е. Вераксы Пособие для педагогов дошкольных организаций «Диагностика готовности ребенка в школе»). В эксперименте участвовало 10 детей.

В результате анализа полученных результатов пришли к выводу, у детей обнаружилось неточность и неловкость движений, трудности в воспроизведении поз руки и пальцев. Особые затруднения обнаруживаются при выполнении попеременных движений. Изменение (повышение или понижение) мышечного тонуса обусловливает истощаемость и утомляемость мышц кистей рук. Недостаточная дифференцированность иннервации мышц пальцев и кистей рук делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. В связи с этим ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку, по мере нарастания утомления его движения становятся неточными, крупноразмашистыми либо слишком мелкими.

Итак, мы видим, что развитие мелкой моторики является показателем физического и нервно-психического состояния ребенка.

Мною была сшиты 3д книги, дидактические пособии с целью создать условия для развития мелкой моторики и движений пальцев рук; развивать двигательные и познавательные способности детей; развивать мелкую моторику, ручную умелость через выполнение практических действий. А также пальчиковые театры. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психические напряжения. При этом будет развиваться не только речь, но и восприятие, внимание, мышление, воображение, память.

Для того, чтобы приобщить детей дошкольного возраста к совместным действиям, обеспечивающим активность мелких движений рук, мы обеспечили повышение интересов детей к мелким движениям. Здесь необходимо было создание в группе специальной развивающей пространственно-предметной среды, обогащенной дидактическими пособиями. Внесение их в пространственно-предметную среду группы способствовало развитию мелкой моторики и координации движений пальцев детей.

Изготовлены и введены в эту среду дидактические пособия как:

- 3D книжки (Подводный мир и День);

- пальчиковый театр по народной сказке «Колобок»;

-пальчиковый театр по народной сказке «Таал-Таал эмээхсин».

-пальчиковый театр по народной сказке «Репка».

Таким образом, мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

С помощью самодельных дидактических пособий развивали ловкость рук у детей. Использовали различные виды материалов. Во время игр с применением дидактических пособий развивается не только образное мышление, но и фантазия, внимание, закрепляются такие понятия как цвет, форма. Упражнять детей в закреплении понятий «большая - маленькая жук или бабочка», учить пристегивать и отстегивать, засовывать нужную деталь в нужный кармашек, где ребенок закрепляет понятия «один», «много», учить завязывать бантики и шнурки. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе. Воспитывать внимательность к выполнению заданий. Воспитывать уважительное отношение к своему и чужому труду.

Заключение

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Тонкая моторика - основа развития, своего рода всех психических процессов.

Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, а это в свою очередь подготовка рук ребенка к письму.

Работа по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи и ее функций, но и на психическое развитие ребенка.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

 

Список использованной литературы:

  1. Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. /С.Е. Большакова – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Воспитателю о детской игре.: Пособие для воспитателей детского сада/ Под ред. Т. А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. – 128 с., ил.


Новые публикации

Игры для детей. «Театр из поролоновых губок»

Игры для детей. «Театр из поролоновых губок» Смастерите вместе с ребенком дома кукольный театр, сцену и театральный реквизит. Вам будет чем...

Консультация для педагогов. Тема: «Риски трансформации личности дошкольников в условиях…

Консультация для педагогов. Тема: «Риски трансформации личности дошкольников в условиях погружения в цифровое пространство» В наши дни экран очень часто подменяет...

Дидактическая игра «Шахматные домики» для детей 4-6 лет

Дидактическая игра «Шахматные домики» для детей 4-6 лет Аннотация: Игра «Шахматные домики» предназначена для детей от 4 до 6 лет и может...

Читайте также

Конспект занятия «Домашние птицы и их детеныши»

Конспект занятия «Домашние птицы и их детеныши» Задачи: 1. Активизировать и развивать словарь по теме «домашние птицы». 2. Закреплять умение образовывать глаголы от...

Взаимопонимание – важная составляющая в воспитании и развитии вашего ребенка

Взаимопонимание – важная составляющая в воспитании и развитии вашего ребенка «Лучший способ воспитать хороших детей – это сделать их счастливыми». Оскар Уайльд. Пожалуй, самый...

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Россия -…

Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе «Россия – огромная страна» Образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: социально- коммуникативное развитие...

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

Конспект НОД в старшей группе (использованием нетрадиционной техники рисования «ниткографии») «Цветы для мамы».

Программные задачи: Художественное творчество : Обобщить и расширить детей о нетрадиционной техники рисования. Формировать композиционные навыки. Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Коммуникация: Расширить представление детей о многообразии окружающего мира. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставить...

Лето в детском саду.

Лето – замечательное время года и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать и получить заряд здоровья на весь год. Работа детского сада летом немного отличается от другого времени года. Детям уделяется больше внимания, прогулки, игры, физкультурные...

Конспект мероприятия Волшебный Город маленького пешехода (старшая группа)

Конспект мероприятия   волшебный Город маленького пешехода (старшая группа)                 Подготовила: воспитатель МБДОУ «ЦРР-д/с № 35» Герасимова Маргарита Александровна                       г. Альметьевск, 2020...

Проект на тему: «Правила дорожного движения – достойны уважения!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР – д/с №35 «Сказочная страна» Проект на тему: «Правила дорожного движения – достойны уважения!» Автор: воспитатель Герасимова М.А. г. Альметьевск, 2020 год Паспорт проекта Девиз проекта: «Правила дорожные – знать каждому положено!» Тип проекта: Познавательно-информационный. Проект...