Развитие диалогической речи у младших дошкольников с нарушением слуха в сюжетно-ролевой игре

Диалог является формой непосредственного общения людей. Это одна из форм связной речи, в которой в отличие от монолога происходит чередование высказываний (реплик) двух или нескольких говорящих. Как форма речевого взаимодействия с другими людьми, он подчиняется определенным, сложившимся в обществе правилам его ведения. Эти правила определяют поведение людей в диалоге, регулируют их речевое взаимодействие.

Формирование разговорной (диалогической) речи у детей дошкольного возраста предполагает развитие умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать.

Дети с нарушением слуха имеют различные трудности в овладении диалогической формой речи в зависимости от уровня развития понимания обращенной речи, экспрессивной речи, величины словарного запаса. В диалоге глухие дошкольники испытывают затруднения в понимании смысла реплик, высказанных собеседником в форме краткого сообщения или встречного вопроса. Также отмечается бедность лексики, неточное и неправильное употребление слов, нарушения в построении предложений.

В игре полноценно может быть реализована задача речевого развития детей с нарушенным слухом. Игра, как основная детская деятельность, предполагает действия с предметами, игрушками, в ходе которых ребенок усваивает их названия, действия, свойства. Эмоциональный фон, присущий детской игре, делает процесс усвоения речевого материала более продуктивным по сравнению с другими видами деятельности. Дети усваивают новые слова, непосредственно связанные с организацией игр (игра, игрушка, костюм, роль и т.д.), а также уточняют значения слов, связанных с тематикой игр. Так как в игре ребенок взаимодействует с другими детьми, со взрослыми, здесь мотивированно и естественно может быть организованно речевое общение, повышается роль слова в регуляции действий, обогащается словарь детей, запас знаний об окружающем мире. Именно в процессе игры у детей совершенствуются коммуникативные навыки.

К основным задачам по обучению младших дошкольников с нарушением слуха диалогической речи относятся:

- обучение пониманию определенных инициативных обращений (сообщения, вопрос, побуждения);

- обогащение словарного запаса детей (предметы обихода, глаголы);

- вступление в речевое общение с использованием простых форм диалога: вопросы – ответы;

- развитие умения использовать соответствующие интонации, естественные жесты и мимику.

Прежде чем вступить в ролевой диалог, ребенок должен знать слова, понимать фразы, уметь четко произносить их для того, чтобы быть понятым собеседником. Поэтому необходима большая предварительная работа. Эта работа имеет различные направления.

1. Расширение представлений детей о профессиях, атрибутах, видах деятельности. Для этого проводятся экскурсии, целевые прогулки, беседы по картинкам, просмотр видеосюжетов.

2. Обогащение словарного запаса. Для этого используются атрибуты, предметные картинки, таблички, диалоговые карты. Отрабатывается произношение новых слов и фраз.

3. Работа по развитию слухового восприятия слов и фраз. Наряду с расширением словарного запаса с использованием письменной речи, ребёнок учится воспринимать эти же слова и фразы исключительно на слух. Это будет способствовать лучшему восприятию речи собеседника в процессе игры.

В нашей группе находятся дети с различным состоянием слуха и речи: глухие и слабослышащие, дети с развернутой фразовой речью и дети, умеющие произносить лишь несколько простых слов. Поэтому в работе с детьми реализуется индивидуальный подход: проводится индивидуальная работа и работа в парах.

В младшем дошкольном возрасте используются игры с простым сюжетом, такие как «У врача», «В магазине», «Автобус», «Мастерская», «Парикмахерская». В таких играх легче реализуется задача формирования речевого общения, отрабатываются ролевые диалоги. На первых порах главную роль выполняет воспитатель. Он задает вопросы, направляет диалог, помогает в использовании атрибутов. Затем ведущую роль можно отдать ребенку с более развитой фразовой речью. Воспитатель при этом не выполняет явно контролирующую функцию, а «маскируется» под участника игры (один из пассажиров, пациентов, клиентов), но продолжает помогать детям, направлять их.

В более старшем возрасте у детей с нарушением слуха обогащаются представления об окружающем мире, словарный запас, повышается уровень развития связной речи и становится возможным использование игр с несколькими сюжетными линиями. Диалоги усложняются, дети имеют возможность использовать разнообразные инициативные обращения (сообщения, вопрос, побуждения).

Таким образом, сюжетно-ролевая игра, будучи ведущим видом деятельности дошкольников, способствует активизации их диалогического взаимодействия.

Речевая готовность, понимание ребенком обращенной речи, рассматриваемая как один из важнейших критериев готовности ребенка с нарушенной слуховой функцией к образовательному процессу и жизни в обществе слышащих людей, умение вести диалог является важным условием умственного и личностного развития ребенка, успешной интеграции в общество слышащих людей и социализации детей с нарушением слуха в целом.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сюжетное занятие «Как петушок потерял голосок»

Сюжетное занятие «Как петушок потерял голосок» Звучит музыка, дети заходят в зал, встают в кружочек. Песенка приветствия. Упражнения «Гуляем» Музыкальный руководитель: Ребятки, нас в...

Развлечение «Как Незнайка узнал о правилах дорожного движения»

Развлечение «Как Незнайка узнал о правилах дорожного движения» Цель: - знакомить детей с элементарными правилами дорожного движения; - довести до сознания детей, к...

Познавательно-исследовательская деятельность с элементами экспериментирования «Вода, снег, лед и их…

Познавательно-исследовательская деятельность с элементами экспериментирования «Вода, снег, лед и их свойства» НОД в старшей группе Образовательная область «Познавательное развитие». Цель: Развивать интерес...

Читайте также

«Зимние забавы»

«Зимние забавы» Какое же чудесное время года-Зима! Сколько можно придумать разных развлечений! Дети и родители Детского сада № 236 г. Омска...

Методическая разработка интерактивного занятия духовно-нравственного направления по программе «Добрый мир»…

Методическая разработка интерактивного занятия духовно-нравственного направления по программе «Добрый мир» для дошкольников подготовительной группы «Добро и зло в нашей жизни...

Упражнения для развития мелкой моторики рук у дошкольников

Упражнения для развития мелкой моторики рук у дошкольников Развиваем пальчики - развиваем речь. Речь - такой вид деятельности, для которого необходима сформированность...