Развитие диалогической речи у младших дошкольников с нарушением слуха в сюжетно-ролевой игре

Диалог является формой непосредственного общения людей. Это одна из форм связной речи, в которой в отличие от монолога происходит чередование высказываний (реплик) двух или нескольких говорящих. Как форма речевого взаимодействия с другими людьми, он подчиняется определенным, сложившимся в обществе правилам его ведения. Эти правила определяют поведение людей в диалоге, регулируют их речевое взаимодействие.

Формирование разговорной (диалогической) речи у детей дошкольного возраста предполагает развитие умения детей слушать и понимать обращенную к ним речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать.

Дети с нарушением слуха имеют различные трудности в овладении диалогической формой речи в зависимости от уровня развития понимания обращенной речи, экспрессивной речи, величины словарного запаса. В диалоге глухие дошкольники испытывают затруднения в понимании смысла реплик, высказанных собеседником в форме краткого сообщения или встречного вопроса. Также отмечается бедность лексики, неточное и неправильное употребление слов, нарушения в построении предложений.

В игре полноценно может быть реализована задача речевого развития детей с нарушенным слухом. Игра, как основная детская деятельность, предполагает действия с предметами, игрушками, в ходе которых ребенок усваивает их названия, действия, свойства. Эмоциональный фон, присущий детской игре, делает процесс усвоения речевого материала более продуктивным по сравнению с другими видами деятельности. Дети усваивают новые слова, непосредственно связанные с организацией игр (игра, игрушка, костюм, роль и т.д.), а также уточняют значения слов, связанных с тематикой игр. Так как в игре ребенок взаимодействует с другими детьми, со взрослыми, здесь мотивированно и естественно может быть организованно речевое общение, повышается роль слова в регуляции действий, обогащается словарь детей, запас знаний об окружающем мире. Именно в процессе игры у детей совершенствуются коммуникативные навыки.

К основным задачам по обучению младших дошкольников с нарушением слуха диалогической речи относятся:

- обучение пониманию определенных инициативных обращений (сообщения, вопрос, побуждения);

- обогащение словарного запаса детей (предметы обихода, глаголы);

- вступление в речевое общение с использованием простых форм диалога: вопросы – ответы;

- развитие умения использовать соответствующие интонации, естественные жесты и мимику.

Прежде чем вступить в ролевой диалог, ребенок должен знать слова, понимать фразы, уметь четко произносить их для того, чтобы быть понятым собеседником. Поэтому необходима большая предварительная работа. Эта работа имеет различные направления.

1. Расширение представлений детей о профессиях, атрибутах, видах деятельности. Для этого проводятся экскурсии, целевые прогулки, беседы по картинкам, просмотр видеосюжетов.

2. Обогащение словарного запаса. Для этого используются атрибуты, предметные картинки, таблички, диалоговые карты. Отрабатывается произношение новых слов и фраз.

3. Работа по развитию слухового восприятия слов и фраз. Наряду с расширением словарного запаса с использованием письменной речи, ребёнок учится воспринимать эти же слова и фразы исключительно на слух. Это будет способствовать лучшему восприятию речи собеседника в процессе игры.

В нашей группе находятся дети с различным состоянием слуха и речи: глухие и слабослышащие, дети с развернутой фразовой речью и дети, умеющие произносить лишь несколько простых слов. Поэтому в работе с детьми реализуется индивидуальный подход: проводится индивидуальная работа и работа в парах.

В младшем дошкольном возрасте используются игры с простым сюжетом, такие как «У врача», «В магазине», «Автобус», «Мастерская», «Парикмахерская». В таких играх легче реализуется задача формирования речевого общения, отрабатываются ролевые диалоги. На первых порах главную роль выполняет воспитатель. Он задает вопросы, направляет диалог, помогает в использовании атрибутов. Затем ведущую роль можно отдать ребенку с более развитой фразовой речью. Воспитатель при этом не выполняет явно контролирующую функцию, а «маскируется» под участника игры (один из пассажиров, пациентов, клиентов), но продолжает помогать детям, направлять их.

В более старшем возрасте у детей с нарушением слуха обогащаются представления об окружающем мире, словарный запас, повышается уровень развития связной речи и становится возможным использование игр с несколькими сюжетными линиями. Диалоги усложняются, дети имеют возможность использовать разнообразные инициативные обращения (сообщения, вопрос, побуждения).

Таким образом, сюжетно-ролевая игра, будучи ведущим видом деятельности дошкольников, способствует активизации их диалогического взаимодействия.

Речевая готовность, понимание ребенком обращенной речи, рассматриваемая как один из важнейших критериев готовности ребенка с нарушенной слуховой функцией к образовательному процессу и жизни в обществе слышащих людей, умение вести диалог является важным условием умственного и личностного развития ребенка, успешной интеграции в общество слышащих людей и социализации детей с нарушением слуха в целом.



Новые публикации

Игры для детей. «Театр из поролоновых губок»

Игры для детей. «Театр из поролоновых губок» Смастерите вместе с ребенком дома кукольный театр, сцену и театральный реквизит. Вам будет чем...

Консультация для педагогов. Тема: «Риски трансформации личности дошкольников в условиях…

Консультация для педагогов. Тема: «Риски трансформации личности дошкольников в условиях погружения в цифровое пространство» В наши дни экран очень часто подменяет...

Дидактическая игра «Шахматные домики» для детей 4-6 лет

Дидактическая игра «Шахматные домики» для детей 4-6 лет Аннотация: Игра «Шахматные домики» предназначена для детей от 4 до 6 лет и может...

Читайте также

Адаптация детей младшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования

Адаптация детей младшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования Адаптация - процесс вхождения ребёнка в новую среду и привыкание к...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста подготовительная к школе…

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста подготовительная к школе группа «Ручеек» «Великая Отечественная война глазами детей» «Земной поклон, солдат России, За...

Квест для детей в младшей группе «23 февраля»

Квест для детей в младшей группе «23 февраля» Цель: Создать радостную атмосферу праздника, развивать уважение к Российской армии и также воспитывать...

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

Конспект НОД в старшей группе (использованием нетрадиционной техники рисования «ниткографии») «Цветы для мамы».

Программные задачи: Художественное творчество : Обобщить и расширить детей о нетрадиционной техники рисования. Формировать композиционные навыки. Совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей. Коммуникация: Расширить представление детей о многообразии окружающего мира. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставить...

Лето в детском саду.

Лето – замечательное время года и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать и получить заряд здоровья на весь год. Работа детского сада летом немного отличается от другого времени года. Детям уделяется больше внимания, прогулки, игры, физкультурные...

Конспект мероприятия Волшебный Город маленького пешехода (старшая группа)

Конспект мероприятия   волшебный Город маленького пешехода (старшая группа)                 Подготовила: воспитатель МБДОУ «ЦРР-д/с № 35» Герасимова Маргарита Александровна                       г. Альметьевск, 2020...

Проект на тему: «Правила дорожного движения – достойны уважения!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ЦРР – д/с №35 «Сказочная страна» Проект на тему: «Правила дорожного движения – достойны уважения!» Автор: воспитатель Герасимова М.А. г. Альметьевск, 2020 год Паспорт проекта Девиз проекта: «Правила дорожные – знать каждому положено!» Тип проекта: Познавательно-информационный. Проект...