Конструирование как средство развития мелкой моторики дошкольника

Ребенок, прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Одним из важных процессов в развитии ребенка, является процесс развития мелкой моторики.

Мелкая моторика - это движения, выполняемые мелкими мышцами тела человека, направленные на исполнение задач, требующих с концентрированности в работе глаз и рук.

К движениям мелкой моторики, можно отнести такие действия, как: жесты, захват предметов, мелкие движения от которых зависит почерк.

Огромное место в развитии мелкой моторики занимает конструирование. В педагогике конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребёнка, оно тесно связано с игрой и потому является деятельностью, отвечающей интересам детей.

И так разберем виды конструирования и его воздействие на мелкую моторику:

  1. Бумажная пластика. В процессе работы с бумагой и картоном дети учатся сгибать бумагу в различных направлениях, используя как простые, так и сложные виды сгиба. Благодаря своим выразительным и пластическим возможностям позволяет создавать интересные конструкции и поделки, имеющие как реалистичную, так и декоративную основу. Бумага, а вернее её преобразование развивает не только воображение у детей, но и мелкую моторику и укрепляет мышц руки, формирует умение видеть новые образы в привычных формах. Так, например, конус, выполненный из бумаги, может при соответствующих доработках превратиться в любое животное, цветок, вазу, лодку, завершение для башни, стать частью костюма для сказочного персонажа и т.д.
  2. Оригами. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
  3. Аппликация невероятно важна для развития координации движения. Занимаясь ей, ребенок учится пользоваться ножницами, клеем, кисточкой. При помощи этой деятельности развивается мелкая моторика ребенка, а вместе с ней и речь.

Аппликация может быть разной соответственно и пальчиковая деятельность, осязание тоже меняется:

А) Обрывная аппликация (различный по фактуре и толщине рвущийся материал) соответственно движение руки, кисти, сила в пальчиках меняется.

Б) Аппликация из природного материала.

В) Аппликация из крупы.

Г) Аппликация из бусин и прочее.

  1. Конструирование из:
  • Лего,
  • «Тико»,
  • магнитный,
  • шарнирный,
  • бросового материала,
  • металлический конструктора.

Собирая конструктор в соответствии с имеющейся в наборе схемой, ребенок становится более внимательным, учится соблюдать дисциплину. Когда схема не используется, ребенок проявляется фантазию, он мыслит творчески, реализует идеи, которые формируются его воображением. Конструктор способствует развитию мелкой моторики рук, что отражается на интеллектуальном росте.

Конструктор развивает моторику, интеллект, творчество и воображение детей, имеет многофункциональное развивающее значение:

  • Языковые навыки: когда дети играют, взрослые могут подчеркнуть новые названия предметов, формы и другие характеристики.
  • Координация: забавное манипулирование деталями по инструкции, присоединение элементов положительно влияет на мышцы рук и пальцев – это пригодится в школе для обучения рисованию и письму.
  • Интеллект: сборка учит «причине и следствию» и другим важным навыкам решения проблем, которые так необходимы для развития мозга.
  • Пространственное мышление: когда дети играют, они одновременно изучают такие понятия, как больше или меньше, размер и форму.
  • Креативные навыки: конструкторы – это игрушки открытого типа. Дети манипулируют деталями разными способами и получают опыт дизайна, композиции и цвета.

Работу с конструктором и, в частности, игры можно использовать с различными целями:

- Развитие мелкой моторики рук.

- Развитие речи в рамках определенных тем.

- Автоматизация звуков в ходе игры.

- Развитие представлений о цвете, форме, пространстве.

- Развитие количественных представлений.

- Создание условий естественного полноценного общения детей в ходе совместной работы.

- Сплочение коллектива детей.

Занятия с применением конструктивной деятельностью окажут благотворное влияние на общее развитие ребёнка, помогут ему более самостоятельным и уверенным в себе. К концу дошкольного возраста кисти рук ребёнка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.



Новые публикации

Исследовательская проект «Лук от семи недуг»

Исследовательская проект «Лук от семи недуг» Введение Актуальность. Носит он по сто одёжек,Правда, нет на них застёжек.Если будешь их снимать,Слёзы станешь проливать.Лечит от...

Консультация для родителей от учителя-логопеда. Тема консультации: «Как ребенку адаптироваться…

Консультация для родителей от учителя-логопеда Тема консультации: «Как ребенку адаптироваться в детском саду» Те родители, которые отдавали своих детей в детский...

Важность раннего выявления предрасположенности дислексии у дошкольников

Важность раннего выявления предрасположенности дислексии у дошкольников Дислексия, по Р.И.Лалаевой, это языковое расстройство, связанное с недоразвитием языковых обобщений (на уровне фонематики...

Читайте также

Конспект НОД на тему: «Животные Северного полюса»

Конспект НОД на тему: «Животные Северного полюса» (Средняя группа) Интеграция областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Оборудование - белый акварельный...

НОД «Деньги-денежки»

НОД «Деньги-денежки» Подготовительная группа (6-7 лет) Цель НОД: расширение представления об истории, функциях и видах денег. Задачи приоритетной образовательной области: «Познавательное развитие»: Дать детям представление...

Дидактическая игра «Собери букет»

Дидактическая игра «Собери букет» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Собери букет» предназначена для детей 3-4 и направлена на развитие памяти, внимания...

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

План работы по самообразованию воспитателя по теме: « Развитие мелкой моторики рук у дошкольников через…

План работы по самообразованию воспитателя Нургалиевой Лианы Николаевны на 2022-2023 учебный год по теме: « Развитие мелкой моторики рук у дошкольников через нетрадиционную технику рисования» Введение Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования...

Консультация для родителей

Консультация для родителей   «Развитие графомоторных навыков у детей» К важному параметру школьной зрелости относится уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и лёгкость формирования навыка письма. Способность к рисованию и копированию даст ребёнку возможность быстрее справиться с письмом...

Совместная деятельность с детьми, ОО «Художественно - эстетическое развитие» (лепка). Средняя группа. Тема: «Витамины в…

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности. Задачи: - развивать фантазию и творческие способности детей; - способствовать развитию диалогической речи; - совершенствовать умение лепить фрукты и овощи по представлению, используя знакомые техники лепки. Ход - Дорогие ребята! Я очень...

Совместная деятельность с детьми, ОО «Познание» (познавательное развитие). Тема: «Витамины для здоровья». Средняя группа.

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Задачи: - формировать у детей представление о том, как витамины влияют на организм человека, о их пользе и значении для здоровья человека; рассказать о полезных продуктах, в которых содержаться витамины; -...