Использование экологических проектов для активизации познавательной деятельности детей

Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии.

Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. В детях надо воспитывать бережное к природе отношение, желание ее охранять. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Необходимость экологического воспитания и обучения детей дошкольного возраста несомненна. В нашей стране сформировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных технологий в наши дни стала технология проектной деятельности.

Экологические проекты в дошкольном образовании – уникальная форма образовательной деятельности, которая позволяет интегрировать сведения разных областей знаний для решения одной проблемы. Данная технология дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность дошкольников, расширять их опыт общения, дает возможность осуществлять педагогу личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, пополнить представления детей об окружающем мире, о родной природе.

В соответствии с ФГОС ДО, познавательно-исследовательская деятельность является ведущим видом деятельности в детском саду наряду с другими видами деятельности.

Как известно, акцент в дошкольном образовании перенесен с усвоения конкретных знаний в той или иной области на способы их добывания и творческое применение в определенной жизненной, учебной (игровой) ситуации.

С помощью проектной деятельности можно решить ряд задач экологического воспитания.

1. Познакомить детей с правилами поведения в природе и уточнить экологические запреты.

2. Расширить кругозор, передавая знания об истории и экологии своего края.

3. Формировать умения и навыки наблюдений за природными объектами и явлениями на территории детского сада и за его пределами (город, дача).

4. Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать.

5. Развивать речь, навыки коммуникативного общения, воображение, фантазию, мышление, внимание.

6. Вести просветительскую, консультативную работу с родителями. Сформировать первоначальную систему ценностных ориентаций (восприятия себя, как части природы, взаимосвязи человека и природы).

7. Вести мониторинг экологических представлений и понятий детей дошкольного возраста.

8.Развить познавательный интерес дошкольного возраста к миру природы.

9. Установить взаимодействие с родителями по формированию экологических представлений и понятий детей дошкольного возраста.

10. Развивать умение правильно взаимодействовать с природой.

На сегодняшний день использование экологических проектов имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Он описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Стимулируя детей к исследованию и творчеству, следует предлагать им большое количество увлекательных материалов и оборудования. Природа и ближайшее окружение – важные элементы среды исследования, содержащие множество явлений и объектов, которые можно использовать в совместной исследовательской деятельности воспитателя и детей.

Комплексный подход в экологическом воспитании детей в условиях дошкольного учреждения осуществлялся таким образом, чтобы дети каждый день открывали для себя в окружающем мире что-то новое и проявляли исследовательские способности.

В работе над экологическим проектом прежде всего необходимо уделять внимание следующим вопросам:

- формированию понимания самой ценности природы;

- осознанию ребенком себя как части природы;

- воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения видам животных и растений вне зависимости от личных симпатий и антипатий;

- формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умению видеть его красоту и неповторимость;

- пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушению одной из связей влечет за собой другие изменения;

- пониманию того, что человек не должен уничтожать то, чего не может создать;

- формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознанию ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;

- усвоению основ экологической безопасности;

- формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.

Систематическое использование проектной технологии в воспитании экологической культуры дошкольников позволяет достичь поставленных целей, опираясь на интерес дошкольников и сотрудничество с родителями. Использование проектного метода в экологическом воспитании и образовании дошкольников способствует формированию на этапе дошкольного детства экологически грамотной и развитой личности.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическое пособие для детей второго раннего возраста «Собери снеговика»

Дидактическое пособие для детей второго раннего возраста «Собери снеговика» Аннотация: Дидактическая игра «Собери снеговика» из фетра, пенополиэтилена и ковролина представляет собой пособие, которое...

Дополнительное общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «До-Ми-Солька»

Дополнительное общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «До-Ми-Солька» «Музыка начинается с пения…» К. Закс. «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника…» В.А.Сухомлинский. 1. Пояснительная записка Вокальное...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в первой младшей…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в первой младшей группе «Тонет – не тонет» Возрастная категория: дети 2-3 лет.Интеграция образовательных...

Читайте также

План проведения тематической недели «Зимние игры и забавы» в детском…

План проведения тематической недели «Зимние игры и забавы» в детском саду Цель: Создание оптимальных условий для организации двигательной активности и оздоровительной работы с детьми...

Консультация для воспитателей ДОУ, родителей о патриотическом воспитании детей дошкольного…

Консультация для воспитателей ДОУ, родителей о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста «Растить гражданина» Дошкольный возраст — доступны ли в этот период...

Упражнения для развития мелкой моторики рук у дошкольников

Упражнения для развития мелкой моторики рук у дошкольников Развиваем пальчики - развиваем речь. Речь - такой вид деятельности, для которого необходима сформированность...