Cоздание системы взаимодействия педагога - психолога, воспитателя и педагога дополнительного образования в процессе проведения коррекционно – развивающей работы на занятиях с использованием методов и средств артпедагогики и арттерапии

Гуманистическая тенденция развития общества неразрывно связана с созданием теории гармонической личности, в которой реализуется идея развивающейся личности в развивающемся мире.

Указывая на необходимость развития ребенка с проблемами в культурно-образовательном пространстве, Л.С. Выготский отмечает, что развитие такого ребенка будет протекать иначе, чем нормального. Поэтому нужны «специально созданные культурные формы для того, чтобы осуществить культурное развитие дефектного ребенка»2.

Особое значение в формировании субкультуры личности ребенка с проблемами Л. С. Выготский придавал средствам искусства. Он отмечал необходимость участия детей в разных видах художественно-творческой деятельности.

В последние годы вырос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка с проблемами в процессе воспитания и обучения. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства как важного средства воспитания гармонической личности ребенка с проблемами, его культурного развития.

В настоящее время в практике образования широко используются такие термины, как «артпедагогика» и «арттерапия».

Артпедагогика (художественная педагогика) - это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность.

Понятие «артпедагогика» не подменяет более узкий термин «художественное воспитание». Артпедагогика, являясь областью научного знания, позволяет рассматривать не только художественное воспитание, но и все компоненты коррекционно-развивающего процесса (развитие, воспитание, обучение и коррекцию) средствами искусства, а также формирование основ художественной культуры ребенка с проблемами.

Понятие «арттерапии» (терапии искусством) возникло в контексте идей 3. Фрейда и К. Юнга и рассматривалось в психотерапевтической практике как один из методов терапевтического воздействия, который посредством художественного (изобразительного) творчества помогал психически больным выразить в картинах свои скрытые психотравмирующие переживания и тем самым освободиться от них. В дальнейшем это понятие приобрело более широкую концептуальную базу, включая гармонические модели развития личности (К. Роджерс, А. Маслоу).

В настоящее время понятие «арттерапия» имеет несколько значений: рассматривается как совокупность видов искусства, используемых в лечении и коррекции; как комплекс арттерапевтических методик; как направление психотерапевтической и психокоррекционной практики; как метод. Она применяется в медицине и в психологии (общей, медицинской, специальной). Арттерапия как направление, связанное с воздействием разных средств искусства на человека, используется как самостоятельно, так и в сочетании с медикаментозными, педагогическими и другими средствами.

В последние годы арттерапия все больше включается в коррекционно-развивающий процесс в образовательных учреждениях, которые посещают дети с разными вариантами нарушений развития и дает положительные результаты.

Артпедагогика и арттерапия имеют разные теоретические основы, различаются по сущности, задачам, содержанию и технологии.

Однако оба направления имеют место в образовании, дополняют друг друга в одном коррекционно-развивающем процессе, обеспечивая профилактико-здоровительное, лечебно-адаптационное воздействие на ребенка с проблемами в развитии.

Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии, артпедагогика и арттерапия преследуют единую цель — гармоническое развитие ребенка с проблемами; расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде.

Артпедагогика и арттерапия решают общие теоретические и организационные задачи:

- разработка научно-теоретических основ использования средств искусства в системе коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии;

— научное обоснование возможностей и путей компенсации различных отклонений в развитии детей средствами искусства и художественной деятельности;

— обобщение всего накопленного опыта использования артпедагогических и арттерапевтических подходов в специальном образовательном учреждении и обогащение его новым научным и практическим содержанием, нацеленным на решение задач гуманизации специального образования;

— совершенствование системы организации коррекционной помощи средствами искусства в образовательных учреждениях и подготовка специалистов для реализации этой задачи.

Очень важным является СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ в процессе проведения коррекционно – развивающей работы на интегрированных занятиях с детьми, используя методы и средства артпедагогики и арттерапии.

Цель создания системы: совмещение воспитательных, образовательных, развивающих, психотерапевтических и творческих задач для коррекции и профилактики психических нарушений и формирования основ художественной культуры и овладения практическими умениями в разных видах изобразительной деятельности детей с нарушениями развития.

Задачи: содействовать нормальному развитию и личностному росту каждого ребёнка, активизировать посредством искусства потенциальные возможности и творческие проявления, осуществить коррекцию и профилактику отклонений в познавательной деятельности, эмоционально – волевой, моторной и личностной сферах.

Сверхзадача: от понятия «специальные потребности» перейти к понятию «специальные способности».

Форма проведения: групповые занятия.

Продолжительность курса: время пребывания детей с ОВЗ в детском саду.

Педагоги и психологи, будучи примером для детей с различной недостаточностью, являются в то же время их ближайшими советчиками, помощниками, особенно если дети, бывая дома, не всегда получают в семье необходимое им внимание, заботу и соучастие в художественной деятельности.

На педагога-психолога, музыкального руководителя, педагога по изобразительной деятельности возлагаются определенные обязанности, обеспечивающие развитие детей с проблемами посредством искусства. Обязанности каждого из них определяются соответствующими квалификационными характеристиками.

Учебно – воспитательную, коррекционно – направленную работу на дошкольной ступени образования ведут педагоги (воспитатели и педагоги дополнительного образования). Им же принадлежит решающая роль в приобщении детей к искусству и формировании художественной культуры. Ими обычно проводятся занятия по изобразительной деятельности.

Методы воспитания и методы обучения на занятиях направлены на:

— формирование у ребенка эстетического отношения к окружающему средствами разных видов искусства;

— формирование основ художественной культуры, нравственно-эстетических качеств личности детей;

— овладение ребенком определенными художественными средствами выражения, присущими разным видам искусства, и отображение с их помощью своих чувств, своего отношения к миру, своих творческих замыслов;

— обеспечение и удовлетворение особых потребностей в воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии средствами разных видов искусства;

Педагог-психолог является ведущим специалистом, организующим процесс психолого – педагогической коррекции, в том числе и средствами искусства. Профессионально знающий особенности развития каждого конкретного ребёнка, проводит индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с использованием приёмов арттерапии (изотерапии в том числе).

Но, как специалист, владеющий методами психологической диагностики и коррекции, он может не только осуществлять психологическую коррекцию, но и способствовать созданию единой идеологии всего коллектива в отношении работы с детьми.

Созданная модель взаимодействия всех участников данного процесса решает вопрос о возможности их общей деятельности в процессе планирования, подготовки и проведения групповых коррекционно-развивающих интегрированных занятий.

Опыт показал, что для проведения интегрированного коррекционно – развивающего занятия, эффективно сочетающего, например, изобразительное искусство, музыко и изотерапию, наилучшим является участие в планировании, подготовке и проведении как воспитателя, так и педагога дополнительного образования по изобразительной деятельности, и педагога-психолога.

Во-первых, появляется возможность объединить задачи образования и коррекции;

Во – вторых, появляется возможность снизить уровень учебной нагрузки на детей и освободить часть времени в режиме дня для разнообразной самостоятельной детской деятельности.

В-третьих, объединив профессиональные знания и умения педагога и психолога, занятие получается более качественным, а, значит, интересным и полезным для детей.

Интегрированные занятия, в которых ранее объединялись блоки знаний двух и более различных предметов, определялась ведущая общая цель и брались сведения, необходимые для её реализации, дополнились возможностью проявления детьми своего мироощущения, выражения отношений и чувств, творчества.

Функции участников, проводящих коррекционно – развивающую работу:

Педагог-психолог

- участвует в работе по художественному воспитанию детей:

- предоставляет результаты диагностического обследования познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер на каждого ребенка, которые помогут музыкальному руководителю и воспитателю, педагогам дополнительного образования составить общую картину отклонений в развитии ребенка и определить его возможности и перспективу в художественном воспитании;

- совместно с музыкальным руководителем, воспитателем определяет коррекционные задачи, решение которых осуществляется посредством общения ребенка с искусством и включения его в художественную деятельность;

- осуществляет помощь музыкальному руководителю и воспитателю в планировании направлений коррекционно-развивающей работы по художественному воспитанию дошкольников с проблемами в детском саду;

- участвует в подготовке и организации культурно-досуговой деятельности дошкольников с проблемами в дошкольном учреждении.

Педагог дополнительного образования

- совместно с психологом планирует коррекционно-направленную работу средствами искусства (изобразительную деятельность,

- проводит занятия по изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации и т.д.)

- помогает воспитателю организовать микрохудожественную среду в группе,

- организует и проводит кружковую работу по художественной деятельности детей вне занятий в индивидуальной и подгрупповой формах, способствует развитию творческих проявлений детей,

- проводит с воспитателями и психологом практические занятия по обучению их приёмам и способам изобразительной деятельности и совершенствованию изобразительных умений.

Воспитатель группы

- активно участвует в работе по всестороннему гармоническому развитию и воспитанию дошкольников с проблемами средствами искусства;

- совместно с психологом планирует коррекционно-направленную работу средствами искусства (изобразительную деятельность, художественно-ручной труд, знакомство с художественной литературой);

- принимает участие в занятиях специалистов, оказывает детям практическую помощь в овладении техническими и изобразительными навыками;

- проводит занятия по изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации и т.д.) и художественно-ручному труду, обеспечивает коррекционную направленность подобных занятий с учетом особенностей и характера наблюдаемых нарушений в развитии ребенка;

- организует микрохудожественную среду в группе, создает игровые зоны для художественной деятельности детей (музыкально-игровой, театрализованной, индивидуальных занятий по изобразительной деятельности, художественному труду), наполняет их необходимыми материалами, атрибутами;

- организует и проводит художественную деятельность детей вне занятий в индивидуальной и подгрупповой формах, способствует развитию творческих проявлений детей в свободной художественной деятельности;

- активно участвует в культурно-досуговой деятельности в детском саду, помогает специалистам в подготовке и проведении праздников и досугов.

Интегрированные занятия проводятся 1 раз в месяц. Они направлены как на художественное развитие ребенка, так и на коррекцию психических функций, эмоционально-волевой сферы, личностных качеств ребенка с проблемами.

Ведущая роль на занятии принадлежит взрослым. От их профессионализма, понимания особенностей развития ребенка, от умения чувствовать внутреннее состояние, способности увлечь его творческой работой, умения создать доброжелательную атмосферу в процессе художественной деятельности детей с проблемами зависит успех коррекционно-развивающего обучения средствами искусства.

В ходе занятия:

Педагог дополнительного образования, хорошо знающий особенности обучения и художественного творчества дошкольников, обучает приёмам работы с изобразительными материалами, способствует овладению техническими навыками. Развивает художественные способности, используя нетрадиционные техники изобразительного искусства

Воспитатель правильным подходом, последовательностью методических приемов влияет на индивидуальное развитие каждого ребенка в группе. При этом он использует положительный пример сверстников, помогающий отстающему преодолеть трудности.

Педагог-психолог наблюдает за действиями детей, снимает возможное психотравмирующее действие, создает ситуацию успеха, влияет на характер взаимодействия детей между собой и с педагогом, на самооценку ребёнка, создаёт условия для психологического комфорта и чувства безопасности каждого ребенка группы. Кроме того, психолог получает возможность проводить диагностику как эмоциональной, так и личностной сферы ребёнка. Незаметно для детей проводит коррекцию таких нарушений, как эмоциональная депривация, переживание чувства одиночества, повышенная тревожность, страх, низкая, дисгармоническая, искаженная самооценка, наличие конфликтных межличностных отношений, проходит так же снятие и профилактика психоэмоциональной перегрузки детей.

Анализируя детские работы и поведение детей в процессе художественной деятельности, психолог выявляет детей, с которыми необходимо вести более целенаправленную коррекционную работу. Формирует коррекционные группы или приглашает ребёнка на индивидуальные занятия.

Занятия по художественному развитию дошкольников с проблемами должны отвечать определенным требованиям:

— иметь коррекционно-развивающую направленность;

— осуществлять дифференцированный подход к детям;

— соблюдать преемственность в усвоении материала и формировании умений и навыков по художественным видам деятельности;

— активизировать самостоятельные проявления детей в художественной деятельности и творчестве;

— обеспечивать гибкость и вариативность в структуре занятий;

— использовать в художественных занятиях с детьми разные виды помощи взрослого;

— использовать на занятиях разные виды опор (наглядную, звуковую, словесную, тактильную и т. д.), обеспечивающие успешное овладение навыками в художественной деятельности.

Педагогам очень важно создать условия, при которых ребенок будет эмоционально реагировать на краски, цвет, формы, выбирая их по своему желанию. Благодаря воспитанию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок получит возможность полнее и ярче воспринимать окружающую действительность, что будет способствовать созданию детьми эмоционально окрашенных образов.

Характерной особенностью занятий в дошкольном возрасте является обязательное присутствие игровых моментов, создание атмосферы радости, поддержка даже незначительных положительных проявлений в художественной деятельности, смены разных видов деятельности на одном занятии (рисуют мячик — поют песенку, слушают колыбельную — качают кукол, рассказывают знакомую сказку).

Данная форма сотрудничества педагога и психолога в проведении занятий позволяет получить положительные результаты: создаются благоприятные условия для овладения детьми техническими и изобразительными навыками, для развития общения замкнутых детей; обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование (социально приемлемыми формами — у детей с агрессивными проявлениями); оказывается влияние на осознание ребенком своих переживаний, на развитие произвольности и способности к саморегуляции, на формирование позитивной «Я-концепции», уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.

 

Литература.

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании. Под редакцией Е. А. Медведевой. М., Юрайт, 2018.
  2. Давыдова Г.Н. нетрадиционные техники рисования в детском саду, часть 1;2 – М.,2007.
  3. Донская Т. К. Артпедагогика в современной образовательной парадигме // Наука. Искусство. Культура. — 2013.
  4. Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: Сфера, 2006.
  5. Комарова С. Как научить ребенка рисовать. – М., 1998.
  6. Комарова Т. Обучение дошкольников технике рисования -М.,2007.
  7. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. – М., 2020.
  8. Комарова Т. Детское художественное творчество.- М., 2008.
  9. Никитина А.В. нетрадиционные техники рисования в детском саду – СПб., 2007.
  10. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020.
  11. Психология. Словарь/ Под ред. Петровского А.В. – М., 1990.
  12. Сакулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 1982.
  13. Соломенникова О. Радость творчества. – М., 2005.
  14. Субботина Л. Развитие воображения у детей.- Ярославль, 1998.
  15. Теплов Б.М. Способности и одаренность. – М., 2002.
  16. Теория и методика изодеятельности в детском саду. – М.: Просвещение, 1977.
  17. Фатеева А.А. – Рисуем без кисточки.- Академия развития, 2004.
  18. Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. – М.: ВЛАДОС, 2008.
  19. Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М., ACADEMIA, 2001.
  20. Постоева Л.Д., Лукина Г.А. Интегрированные коррекционно – развивающие занятия для детей 4-6 лет. М., Книголюб, 2006.


Новые публикации

Музыкальное развлечение в средней группе: «Осень в гостях у ребят»

Музыкальное развлечение в средней группе: «Осень в гостях у ребят» Цель: создать радостное, приподнятое настроение у детей, вызвать положительный эмоциональный отклик.Задачи:- закреплять и расширять у детей...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд»

Конспект занятия по экологическому воспитанию для подготовительной группы «Чистый пруд» Задачи: - дать элементарные представления об источниках загрязнения (промышленность, бытовые отходы, сточные воды...

Консультация для родителей «Безопасность в сети интернет»

Консультация для родителей «Безопасность в сети интернет» Сегодня Интернет для большинства людей стал жизненной необходимостью. В наши дни мы все проводим...

Читайте также

Дидактическая игра «Спрячь мышку»

Дидактическая игра «Спрячь мышку» Аннотация: Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме...

Дополнительная общеразвивающая программа «Английский для малышей»

Дополнительная общеразвивающая программа «Английский для малышей» Срок реализации – 1 год I. Пояснительная записка Изменения, которые произошли в экономической жизни и социальном развитии...

Досуг ПДД в первой младшей группе «Мой друг светофор»

Досуг ПДД в первой младшей группе «Мой друг светофор» Цель: - Продолжать знакомить детей с значением светофора. Задачи: - Закрепить цвета сигналов светофора, их назначение...

Комментарии

  • Анастасия
    Второй дежурной была девочка Галя, а не Наташа

    Подробнее...

     
  • Людмила Ижболдина
    а где можно скачать презентацию к этому занятию

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Добрый день,тема экспериментиров ания на примере соли мне близка.Создала проект с хорошей ...

    Подробнее...

     
  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...





В блогах

Конспект занятия в младшей группе «Путешествие по сказкам “Три медведя”, “Репка”, “Колобок”.

Конспект занятия в младшей группе «Путешествие по сказкам “Три медведя”, “Репка”, “Колобок”. Цель: -Формировать у детей нравственные качества: доброту, заботу, внимание к ближнему на основе русских народных сказок. -Развивать умение понимать смысл сказок, их мораль.  Программные задачи:  Образовательные:  -Обогатить и активизировать словарь...

Мини-проект о безопасности «Лето-территория безопасности»

Подготовила Калинина Юлия Юрьевна и Гатауллина Елена Гелаевна   Цель: Содействие формированию у детей осознанного выполнения правил поведения , обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта в летний период с учетом индивидуальных особенностей и...

Развлечение для дошкольников "Наливные яблочки". В старшей группе «Звездочки» Стрельникова Е В 2022

  Развлечение для дошкольников "Наливные яблочки". В старшей группе «Звездочки» Стрельникова Е В 2022 Цель: Приобщение детей к русским народным традициям. Задачи: Познакомить детей с русским православным праздником "Яблочный спас". Создать радостную атмосферу праздника. Способствовать развитию двигательной активности детей...

Конспект музыкально-логоритмической деятельности "У кошки новоселье"

«У кошки новоселье». Ход занятия. Педагог: У кого усатая, Морда полосатая, Спинка, словно мостик, За мосточком хвостик? (кошка) Мы сегодня не ребята, А веселые котята. Будем, как котята жить, Спать, мяукать и шалить. 1. Динамические упражнения. Дети ложатся на ковер...