Система работы по формированию поликультурной личности детей старшего дошкольного возраста через игру

Проблема интернационального воспитания детей всегда была актуальна. Хотя в современных педагогических исследованиях и используется другой термин – поликультурное воспитание, сущность его не изменилась – это идеологическая направленность.

В дошкольном возрасте патриотические и интернациональные качества только начинают зарождаться, эти чувства ещё очень элементарны, но чрезвычайно важны для дальнейшего формирования личности. Маленький ребенок до четырех лет является самым интернациональным существом на земле. Дело в том, что его отношение к разным людям строится независимо от национальной принадлежности, поскольку сам факт существования разных народностей ему еще неизвестен.

Уже с раннего возраста необходимо объяснять детям, что понятие «человек» и «человеческая жизнь» не имеют расовых или иных различий, приучать к мысли о делении людей по их поступкам, а не по цвету кожи или строению тела, уважительно относиться к свободе, мыслям и чувствам других людей через доступные в детском возрасте понятия «дружба», «товарищество», «вежливость», «уважение», «такт», «любовь», через приобщение ребят к культуре разных народов.

Формирование поликультурной личности дошкольников базируются на обучении их навыкам бесконфликтного взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть и обеспечить в дальнейшем их успешную адаптацию к условиям обучения в школе. Именно поэтому мы понимаем толерантность, не как безразличие и вседозволенность, а как воспитание самоуважения человека и уважения к другим людям.
Очевидно, что если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве с детьми разных национальностей, то в дальнейшем у него могут, возникнуть межличностные конфликты на почве нетерпимости, неприятия человека другой нации, которые у взрослого человека решить очень сложно, а иногда невозможно.

Таким образом, актуальность формирования поликультурных качеств и толерантности у детей дошкольного возраста приобретают особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. Именно в детском обществе у ребенка могут сформироваться гуманистические ценности и реальная готовность к толерантному поведению и для того, чтобы сделать процесс воспитания толерантной личности целенаправленным, на наш взгляд, необходима организованная работа в детском саду.

Исходя из выше сказанного следует, что задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли не только люди самостоятельные, но и обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

Поликультурное воспитание детей в ДОУ осуществляться в трех направлениях:

Информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.).

Эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления «информационного насыщения» важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства).

Поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его собственном поведении).

Для реализации этих трех направлений по формированию поликультурной личности детей дошкольного возраста наиболее оправдан интегративный подход, включающий использование разных методов и приемов:

- общение детей с представителями разных национальностей;

- чтение сказок народов мира;

- игры народов мира;

- народные подвижные игры;

- совместная коллективная работа с детьми по сочинению собственных сказок;

- совместные коллажные работы с детьми;

- рисование.

Так как ведущей деятельностью дошкольников является игра, то предпочтение отдается разным видам игровой деятельности, в процессе которой мы имеем возможность закладывать у детей основы поликультурного образования.

Игра — это естественная форма жизнедеятельности ребенка, которая сопровождает его в течение всего времени нахождения в дошкольном учреждении. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Например, посредством игр у детей происходит развитие чувства близости с другими детьми; развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей; обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам; развитие умения понимать настроение окружающих; проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям; воспитание уважения к людям различных национальностей и рас.

Коллективная деятельность в играх способствует становлению и развитию коммуникативной культуры ребенка, что также очень важно в воспитании поликультурности. Почти все игры рассчитаны на участие в них группы детей, что заставляет каждого участника в равной степени подчиняться воле всех играющих. Существует много разнообразных игр на испытание коллективной силы. С помощью коллективных игр приучают детей к общению между собой, взаимным услугам и соблюдениям общих интересов. Каждый участник игры должен изучать и усвоить обязательные для всех игроков нормы, правила взаимоотношений и поведения.

Воспитательное значение детских игр повышается еще тем, что в их процессе применяется своеобразная система поощрений и наказаний. Поощрения складывается из того, что победитель первым начинает следующую игру, получает право ведения игры, выбора партнера, назначает наказания проигравшему. Наказания в играх самое разнообразное: караулить вне очереди, станцевать или спеть в кругу участников, научить детей интересной считалке.

Подвижные игры — наиболее доступный и эффективный метод развития личности ребенка при его активной помощи. Игра — естественный спутник жизни и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка — неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Именно игра даёт возможность ребёнку самому «прожить» то, о чём он узнал в процессе непосредственно- образовательной деятельности. Рассказы о народных традициях не достигнут цели, если не найдут продолжения в играх, изобразительной, театрализованной деятельности. Подвижные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Используя народные подвижные игры, мы можем решать не только развивающие, оздоровительные задачи, а также воспитательные, направленные на формирование личности ребенка, толерантных взаимоотношений в детском коллективе. Особую значимость имеют народные подвижные игры, в которые дети очень любят играть. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Через игру формируется у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создает эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств. Их решение является более результативным в работе с детьми старшего дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

В нашем дошкольном образовательном учреждении, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Таким образом, в работе с детьми по приобщению их к национальной культуре, традициям, обычаям других народов проводятся беседы об играх детей в далеком прошлом, активно используются в работе с детьми забытые народные игры. Игры народов мира имеют важное значение в формировании этнического самосознания личности. В играх воспитывается любовь и уважение к своему народу, формируется стремление к постижению богатства национальной культуры.

В разделе игры народов мира собраны самые известные и проверенные временем игры. Представленные игры имеют широкую географию и интересную историю возникновения. Игры народов мира помогают лучше понять, а может и по-иному взглянуть на другие народности. Данные игры отражают культуру и самобытность народа. Можно отметить, что у одного народа преобладают подвижные, командные игры, а у другого настольные, логические. Также можно встретить очень похожие игры у разных народов, но с различными названиями.

Также в своей работе по формированию поликультурной личности дошкольника, нами был использован прием - чтение сказок народов мира.

Известно, что значение изучения сказок народов мира для нравственно- духовного воспитания старшего дошкольника огромно, и пренебрегать таким серьезным, многовековым опытом воспитания подрастающего поколения неразумно. Напротив, необходимо как можно больше и чаще работать со сказкой, ведь в ней сосредоточена вся накопленная мудрость и национальный колорит народа. Сказка словно специально создана для ребенка. Его сознание само «требует» сказки, так как у него преобладает эмоционально-чувственное восприятие мира, а сказка говорит детским языком, и – удивительно: не уча напрямую, учит и воспитывает ребенка.

После чтения сказок народов мира, мы переходим к собственному сочинению «Сказки про зверей из разных стран», с целью развития воображения, творческого мышления, формирования толерантности и умения работать в команде.

Совместная коллективная работа «Светит солнышко для всех» и «Цветок дружбы народов», направлена на формирование у дошкольников эмоционально-положительного отношения к людям разных народов, развитию художественных способностей, а также создание благоприятной атмосферы для совместной работы, приучению к деятельности, объединенной общей целью.

Закреплением творческой работы с детьми старшего дошкольного возраста, направленной на воспитание чуткого доброжелательного отношения к товарищам, уважения к людям других национальностей является арттерапевтический прием - рисование Дружбы и Коробочка добрых дел, с помощью которой у детей формируется доброжелательность и желание совершать добрые поступки.

В следствии всего выше сказанного, мы считаем, что в результате целенаправленной системы работы по формированию поликультурной личности и толерантности дошкольника через игру мы достигаем следующих результатов:

Ребенок начинает осознавать свои характерные особенности и предпочтения, понимать, что он уникален и неповторим, как каждый человек.

Ребенок учится общаться с разными людьми.

Ребенок понимает, что он может совершенствоваться и развиваться.

Ребенок чувствует постоянную поддержку в разных ситуациях.

Дети учатся осознанно воспринимать свои собственные эмоции и понимать эмоциональное состояние других людей.

У детей формируются коммуникативные навыки, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.

Дети знакомятся с нормами и правилами поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения.

Мы помогаем понять детям, как легко может возникнуть ссора или даже драка, способствуем осознанию причин конфликтов и приемов их самостоятельного разрешения.

После проведенной работы дети стали более доброжелательны, дружны, увеличилось число детей в объединениях во время игр и другой деятельности. Знания детей об играх, праздниках разных народов стали шире и образнее. Они стали различать друг друга по национальностям, что привело к еще большему сплочению групп, т.к. в своих играх они стали использовать элементы народных игр.

Таким образом, народные подвижные игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Через игру у детей формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, что создает эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что начинать формировать у детей толерантность необходимо как можно раньше, так как чем раньше начата работа, тем более высокими будут результаты в воспитании детей.

 

Библиографический список:

  1. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
  2. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
  3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / авт.составитель Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  4. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  5. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  6. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  7. Корепанова, М.В. Методические рекомендации к программе социально_личностного развития детей дошкольного возраста / М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова. – М. : Баласс, 2007.
  8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
  9. Кенеман А.В., Осокина Т.И. «Детские народные подвижные игры» — М.: 1995, — 224 с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Технологическая карта интегрированной НОД по образовательной области «Социально – коммуникативное…

Технологическая карта интегрированной НОД по образовательной области «Социально–коммуникативное развитие» для воспитанников средней группы общеобразовательной направленности. Тема: «Путешествие к Царице –...

Организация непрерывной непосредственно-образовательной деятельности детей в старшей группе по теме:…

Организация непрерывной непосредственно-образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: «Путешествие в страну «Умных игр»

Конспект спортивного зимнего праздника для детей старшей группы. Тема: «Зимние…

Конспект спортивного зимнего праздника для детей старшей группы Тема «Зимние забавы» Цель: Обеспечить оптимальный двигательный режим детей в течение всего развлечения; предоставит...

Читайте также

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век...

Опыт работы. Ценность патриотизма

Опыт работы. Ценность патриотизма Любовь к Родине поистине актуальная тема, вызывающая интерес среди людей всех возрастов и увлечений. Дмитрий Сергеевич Лихачёв...

Прoeкт «Нeдeля дeтcких изoбрeтeний»

Прoeкт «Нeдeля дeтcких изoбрeтeний» Вид прoeктa: пoзнaвaтeльнo-твoрчecкий. Учacтники прoeктa: дeти 3-4 гoдa, воспитатели, родители. Прoдoлжитeльнocть прoeктa: крaткocрoчный 2 нeдeли (16.01.2023-30.01.2023 гг.) Aктуaльнocть: Кaждый рeбeнoк...