Использование игровой деятельности в процессе трудового воспитания детей дошкольного возраста

Науч. рук. - канд. пед.наук,доц. Миннуллина Розалия Фаизовна.

В воспитании дошкольников особую роль играет дошкольное учреждение. К числу немаловажных направлений образовательного процесса ДОУ является трудовое воспитание. О важности трудового воспитания дошкольников говорят многие педагоги (Р.С. Буре [1], М.А. Васильева [2], Г.Н. Година [5], В.Г. Нечаева [3] и другие). Трудовое воспитание выступает одним из ключевых компонентов образовательного процесса в ДОУ. Исследования по проблеме трудового воспитания охватывают большой диапазон авторов, посвятивших своих научные работы именно трудовому воспитанию. Прежде всего, необходимо отметить А.С. Макаренко [11], В.А. Сухомлинского [12], Н.К. Крупскую [7]. А также современные исследователи: Р.С. Буре [1], М.В. Крулехт [6], Л.В. Куцакова [8], В.И. Логинова [9], В.Г. Нечаева [3].

А.С. Макаренко говорил о труде, как о «могучем воспитателе». Педагог рассматривал ребенка как будущего члена трудового коллектива, а основной задачей трудового воспитания он считал формирование творческого отношения к труду [11]. В.А. Сухомлинский также придавал труду особое значение и, по его мнению, детство это не сплошной праздник и если в буднях ребенка нет посильного для него трудового напряжения, то и радость труда остается недоступной [12]. Н.К. Крупская отмечала важность труда в воспитании подрастающего поколения, они отмечала, что в трудовой деятельности дети знакомятся с орудиями труда, учатся помогать взрослым, проявляют активность [7]. К.Д. Ушинский в основе задач трудового воспитания выделял развитие привычки трудиться и привитие детям уважения и любви к труду [13].

В соответствии с ФГОС ДО основными задачами трудового воспитания выступают: расширение представлений детей о труде взрослых, воспитание эмоционально-ценностного, положительного и уважительного отношения к труду, развитие трудовых навыков и трудолюбия [14].

Трудовое воспитание положительно сказывается на воспитании личности ребенка. Большая часть современных исследователей (Р.С. Буре, И.В. Житко, А.И. Кочетов, Е.И. Образцова, Д.В. Сергеева) [2] отмечают, что труд способствует развитию нравственно-волевых качеств, привычки трудиться, которая в будущем перерастет в черту характера. В работах Т.А. Марковой [10], В.Г. Нечаевой [3] говорится о развитии таких качеств, как трудолюбие, бережливость, заботливость, уважительное отношение к трудящемуся человеку, бережное отношение к результатам его труда.

Ребенок в процессе всего дошкольного возраста вступает в различные виды трудовой деятельности, выполняет трудовые поручения взрослых, оказывает им посильную помощь.

Трудовая деятельность дошкольников, во-первых, предполагает наличие определенных практических умений (например, умений пользоваться простейшими орудиями), а также знакомство со свойствами некоторых материалов. Во-вторых, она требует наличие интеллектуальных качеств, например способности, планировать свои действия и предусматривать их результаты. В-третьих, она предполагает определенный уровень развития детской воли – устойчивого влечения к достижению поставленной цели, к получению заранее представляемого продукта и умения подчинить свое поведение поставленным целям [11].

Трудовая деятельность дошкольников выступает в виде самообслуживания, хозяйственно-бытового труда, труда в природе, ручного труда.

Самообслуживание – вид детского труда, направленный заботу о себе и включает в себя умения одеваться, раздеваться, принимать пищу; культурно-гигиенические навыки; умение приготовиться ко сну.

Хозяйственно-бытовой труд – вид детского труд, направленный на сохранение порядка в помещении (уборка игрушек, мусора), на приобщение к уличному труду (уборка мусора, веток, очистка дорожек от снега, грязи), формирование умение трудиться в столовой (накрывать столы, убирать за собой посуду, мытье посуды) и поддерживать свое рабочее место в порядке (наводить порядок и убирать свое рабочее место после занятия).

Труд в природе – это вид детского труда, который предполагает труд в уголке природы, в саду, в огороде, уход за растениями и животными.

Ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта.

Детский труд отличается от труда взрослых тем, что ребенок в своем труде не создает общественно значимых материальных ценностей. Труд детей носит воспитывающий характер и удовлетворяет его потребности, сближает с взрослым, помогает ребенку познать свои собственные возможности [10].

Своеобразие труда детей сводится к тому, что он связан с игрой. А.С. Макаренко обращал внимание на тесную связь игры и труда, по его мнению, игра должна плавно переходить в труд [11]. Мнение П.П. Блонского также схоже с мнением выдающихся русских педагогов. Он выделил основную черту детского труда, которая сводится к тому, что между игрой и трудом трудно провести черту, и между ними нет большой разницы, «так как высшая форма труда – творческий труд подобно игре заключает в себе элемент наслаждения процессом деятельности. Он предполагал, что, играя, ребенок проходит лучшую школу подготовки к творческому труду» [1].

Поэтому организация трудового воспитания в ДОУ должна проходить именно в игровой деятельности. Например, дидактические игры по трудовому воспитанию углубляют и расширяют знания дошкольников о труде взрослых, о конкретном трудовом процессе той или иной профессии. В сюжетно-ролевых играх дети учатся трудовым умениям и навыкам, осуществляют ту или иную роль, связанную с трудовой деятельность, включаются в воображаемые ситуации, также связанные с трудом или конкретным трудовым процессом какой-либо процессии [4].

На основе теоретического анализа литературы было проведена опытно-экспериментальная работа, направленная на выявление эффективности организации трудового воспитания в игровой деятельности.

Были продиагностированы трудовые умения и навыки дошкольников средней группы. Для этого было проедено наблюдение за трудовой деятельностью дошкольников в хозяйственно-бытовой труде и труде в природе. Диагностика показала, что у многих дошкольников выявлен средний уровень сформированности трудовых умений в хозяйственно-бытовом труде и труде в природе. Дети трудятся не достаточно слажено, не всегда помогают друг другу, не всегда прилагают усилия для достижения общего результата, не всегда доброжелательные во взаимоотношениях друг с другом. Дети трудовые операции выполняют не всегда самостоятельно и некачественно.

Содержание экспериментальной работы по трудовому воспитанию дошкольников в процессе игровой деятельности включало в себя организацию развивающее-трудовой среды в группе детского сада и организацию трудовой деятельности детей в уголке природы. Был организован труд в природе и хозяйственно-бытовой труд. Детям давались различные поручения: убраться в уголке природы; полить цветы, разрыхлить землю, протереть пыль с листьев цветов; покормить питомцев и убрать в их клетках и аквариуме; дежурство по столовой и в игровом уголке.

Для обогащения представлений детей о труде, для формирования их трудовых навыков и умений был проведен комплекс дидактических и сюжетно-ролевых игр. Были проведены следующие сюжетно-ролевые игры: «Дом. Семья», «Большая стирка», «Зоопарк», «Детский сад». В этих играх создавались проблемные ситуации с элементами труда: стирка и глажка кукольного белья, починка одежды, уборка помещения, мытье посуды, забота и кормление животных, уборка в клетках животных, помощь младшему воспитателя по организации обеда в группе детского сада.

Кроме сюжетно-ролевых игр были проведены дидактические игры, основная цель которых обогатить знания детей о труде, о профессиях, о трудовом процессе, трудовых действиях.

Таким образом, в конце экспериментальной работы в экспериментальной группе наблюдается положительная динамика развития трудовых навыков и умений в природе и хозяйственно-бытовом труде, умений трудиться в коллективе. У детей улучшилась показатели в умении распределить правильно обязанности между собой, организовать рабочее место, оценивать объективно результаты коллективного труда, выстраивать слаженные и доброжелательные взаимоотношения в процессе коллективного труда в природе. Улучшились показатели в умении принять цель труда, выделить объект труда, предвидеть результат труда, спланировать процесс труда, выбрать инструменты труда.

Тем самым мы можем сказать, что цель исследования достигнута и опытно-экспериментальным путем проверена эффективность осуществления трудового воспитания дошкольников в игровой деятельности.

 

Список использованной литературы.

  1. Буре, Р.С. Организация труда детей и методика руководства // Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду. – М.: Академия, 2017. – 821 с.
  2. Васильева, М.А. Трудовое воспитание / М.А. Васильева // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4. – С.18.
  3. Воспитание дошкольника в труде \ под ред. В.Г. Нечаевой. – М.: Проспект, 2010. – 208 с.
  4. Габдрахманова, М.Р. Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у старших дошкольников представлений о профессиях взрослых /М.Р. Габрахманова, Ф.В. Хазратова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 26. – С. 61–65.
  5. Година, Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду / Г.Н. Година. – М.: Академия, 2017. – 694 с.
  6. Крулехт, М.В. Образовательная область «Труд» / М. В. Крулехт, А.А. Крулехт. – СПб.: Детство-пресс, 2012. – 176 с.
  7. Крупская, Н.К. Педагогические сочинения. Т.1. / Н.К. Крупская. – М., 1957. – 314 с.
  8. Куцакова, Л.В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду /Л.В. Куцканова. – М.: Мозаика Синтез, 2017. – 276 с.
  9. Логинова, В.И. Формирование представления о труде взрослых / В. Логинова, Л. Мишарина // Дошкольное воспитание. – 2008. – №10. – С. 56–63.
  10. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников /Т.А. Маркова. – М.: Сфера, 2011. – 112 с.
  11. Макаренко, А.С. Трудовое воспитание /А.С. Макаренко. – М.: Педагогика, 2007. – 255 с.
  12. Сухомлинский, В.А. О воспитании / сост. Д.И. Латышина. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 192 с.
  13. Ушинский, К. Педагогические сочинения: учеб. пособие для студентов пед. вузов/ К. Ушинский. – М.: Педагогика, 2008. – 490 с.
  14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2013. – 26 с.


Новые публикации

Партнёрские отношения педагога с семьёй

Партнёрские отношения педагога с семьёй Воспитывает всё – люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом...

Дидактическая игра «Что где растет»

Дидактическая игра «Что где растет» Дидактическая игра «Что где растет» подойдет детям 3-4 летнего возраста. Данная игра направлена на развитие внимания...

Лэпбук «Лесные животные весной»

Лэпбук «Лесные животные весной» В природе со сменой сезонов происходят изменения в мире растений и животных. Весной вся природа оживает -...

Читайте также

Семинар-практикум для педагогов Тема: «Игры, развивающие фантазию и словесное…

Семинар-практикум для педагоговТема: «Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста» Цель: познакомится с приёмами направленными на развитие фантазии...

«Развеселая ярмарка» - фольклорный праздник для подготовительной группы

«Развеселая ярмарка» - фольклорный праздник для подготовительной группы Дети стоят у входа в зал. Под русскую народную мелодию выходят Хозяйки. Хозяйка 1:...

Проект на тему: «Моя родина – Кубань»

Проект на тему: «Моя родина – Кубань»   В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим...


Комментарии

  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...

     
  • Татьяна Бойко
    очень интересно. Пришлите пожалуйста приложения к этому пед совету.

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...





В блогах

Глоссарий по дошкольному образованию

  Адаптированная образовательная программа  – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Амплификация  – обогащение детского развития...

Коммуникативное театральное развлечение по мотивам русской народной сказки «Репка»

Sample Image

МАДОУ «Детский сад № 441 «Кузнечик» г. Нижний Новгород Коммуникативное театральное развлечение по мотивам русской народной сказки «Репка» Подготовили воспитатели второй младшей группы №6 Морина Е.В. Смирнова Г.С. Цель: приобщать детей к русскими народному фольклору через ознакомление с русскими...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство