Тема: «Познавательно-исследовательская деятельность как средство экологического воспитания»

Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой.

Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного отношения к природе, людям, к самому себе, видение прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь за собственное поведение и поступки.

Система экологического воспитания. Экология изучает: живую и неживую природу. Живая природа – растения, грибы, животные, человек. Неживая природа и природные явления.

Актуальность темы:

Современные дошкольники – пытливые исследователи окружающего мира. Через любопытство и любознательность у детей возникает познавательная потребность, которая проявляется в поиске новой информации, новых знаний, стремлении задавать много вопросов, неугасаемой исследовательской активности.

Люди нуждаются в свежем воздухе, чистой питьевой воде.

Мы, педагоги, не можем чувствовать себя непричастными к проблемам общества, которое поручило нам ответственную задачу: выпускать в жизнь хорошо воспитанных и образованных людей.

Для решения обозначенной выше проблемы с детьми дошкольного возраста была определена следующая цель:

Формирование у дошкольников основы целостной «экологической» картины окружающего мира, логического, диалектического мышления и поведения через познавательно-исследовательскую деятельность.

Задачи:

1) Формировать умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и самого ребенка поведения.

2) Развивать навыки и умения через познавательно-исследовательскую деятельность.

3) Расширять и углублять знания и представления о живой и неживой природе, их взаимосвязях.

4) Активизировать работу по повышению уровня знаний детей об окружающем мире через взаимодействие с семьей.

5) Совершенствовать предметно-развивающую среду экспериментально-исследовательского направления.

Коррекционные-развивающие задачи:

1) Совершенствовать восприятие окружающего мира, зрительного и слухового внимания.

2) Развивать познавательный интерес.

Основные принципы моей работы:

1) Безопасность;

2) Систематичность;

3) Ориентация на возраст ребенка;

4) Интеграция;

5) Преемственность взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

В своей работе мы выстроили систему педагогического взаимодействия:

1) Совместная деятельность взрослого с ребенком;

2) Самостоятельная деятельность детей;

3) Совместная деятельность с семьей.

В работе с детьми мы используем следующие формы:

1) Определение уровня знаний и умений о неживой и живой природе;

2) НОД;

3) Разные формы бесед: по иллюстрациям, по вопросам, о прочитанном и т.д.;

4) Цикл наблюдений;

5) Чтение художественной и познавательной литературы, заучивание стихотворений;

6) Экспериментирование;

7) Мини-лаборатория «Почемучка»;

8) Игры: подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, настольные;

9) Изготовление книжек-малышек;

10) Изготовление папок-передвижек на тему: «Экологическая тревога».

В работе с семьей мы используем следующие формы:

1) Анкетирование родителей на тему: «Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников дома»;

2) Участие в природоохраняемых акциях;

3) Участие в опытно-экспериментальной деятельности;

4) Совместное проведение праздников и экскурсий;

5) Участие в выставках;

6) Родительское собрание;

7) Консультации на тему:

а) «Роль семьи в познавательно-исследовательской деятельности;

б) «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

8) Создание стенгазеты.

В своем детском саду мы создали условия для познавательно-исследовательской деятельности, где воспитанники самостоятельно познают окружающий мир, наблюдая, экспериментируя за объектами и явлениями живой и неживой природы.

1) Это уголок дидактических, настольно-печатных игр экологического содержания;

2) «Уголок природы»;

3) Огород на окне;

4) Познавательно-развивающая среда на стенах детского сада;

5) Мини-библиотека «Почемучка», где собраны разнообразные красочные книги «Почемучки», художественная литература нами выбиралась образная, поэтичная, богатая эпитетами – такая, чтобы увлечь детей. Сделана подборка произведений классиков, таких как М.М. Пришвин, А.А. Фет, Е.Н. Чарушин, И.С. Тургенев, В.В. Бианки, С.А. Есенин и д.р.;

6) Мини-лаборатория, где имеется все необходимое для элементарной исследовательской деятельности, лаборатория постоянно пополняется материалами и оборудованием.

Большое значение в экологическом воспитании имеет предметно-развивающая образовательная среда на территории детского сада. Оформление и оборудование участков должно быть безопасным, здоровье сберегающим, эстетически привлекательным и развивающим.

Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, но знания, добытые самостоятельно, являются осознанными и более прочными. В качестве объектов исследования мы предлагаем детям те предметы и явления, которые нас окружают, но само наблюдение стараемся построить таким образом, чтобы позволить детям увидеть необычное, новое в привычном и обыденном. Стоит только внимательнее посмотреть вокруг и можно найти множество интересных объектов. Зимой – это снег, лед, сосульки. Летом – вода, камни, глина, песок, клумба, огород. Например, лужа – прекрасный объект для наблюдения. Можно понаблюдать, как в нем появилась вода, поискать водных обитателей, понаблюдать за испарением воды, проводя опыт, как вода уходит в воздух в виде крошечных камелек, что необходимо растениям для роста, эти цветы – петуньи мы выращивали с детьми.

О работе по теме: «Познавательно-исследовательская деятельность» мне хотелось бы рассказать на примере ознакомления детей со свойствами песка. Наблюдая за песком, мы учили детей различать свойства песка (сухой, влажный, состоит из мельчайших песчинок, сыплется, лепится, хорошо пропускает через себя жидкость). Экспериментируя, дети узнавали, как на влажном песке оставались следы, на сухом – только ямки. Затем мы предлагали детям сравнить песок и камни, поясняя, что песчинки образуются от трения, ударов камней друг о друга. Дети брали камни в руки, рассматривали, гладили, жали, проверяли на прочность, называя при этом их свойства, форму, цвет, твердость, особенности поверхности. Далее дети узнавали, что в почве есть песок, поэтому земля рыхлая, пропускает воду. Затем рассказывали о том, что на Земле есть такие места, где вместо земли – песок и камни (пустыни). Мы на карте рассматривали, где находятся пустыни; рассказывали, что большинство пустынь находятся в тропиках, что это самые жаркие и засушливые места на Земле, и редко какие организмы способны выжить в таких условиях. Далее рассказывали, что песок используется в строительстве и в изготовлении стекла, поэтому окна детского сада изготовлены из песка.

На территории детского сада создана экологическая тропа, поэтому на прогулке, как нигде, предоставляются уникальные условия для наблюдения, познания, экспериментирования и получения ярких впечатлений, самостоятельных действий с окружающим миром.

В ходе наблюдений дети легко усваивают связи между различными природными явлениями. Например, в ясный, солнечный день мы предлагали детям, охарактеризовав погоду, рассмотрев, как изменился цвет снега на солнечном месте, каков он в тени, где образовались сосульки, помогали сделать вывод о влиянии положения солнца на горизонте на температуру воздуха и свойства снега. Понаблюдали, почему появились проталины (открытые солнцу места). Вокруг деревьев много снега, а вот у самых стволов снега нет. Почему? (ствол нагревается солнцем и своим теплом согревает снег около ствола и он тает).

Организуя любую работу с детьми, мы стараемся, чтобы они были не только слушателями и наблюдателями, но и полноправными участниками всех мероприятий, учим детей обобщать собственные наблюдения, не бояться высказывать свою точку зрения, даже если она оказывается неверной.

Познавательно-исследовательская деятельность наиболее полно находит выражение в опытно-экспериментальной деятельности.

Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню».

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и чувствует сам.

Тематика исследований, доступных и увлекательных для детей дошкольного возраста, достаточно разнообразна.

● Это свойства самого удивительного вещества на земле – воды.

● Исследование почвы – бесценной кладовой.

● Изучение камней – удивительных созданий природы, ровесников нашей планеты.

● И не менее удивительных свойств магнита, который может заставить обыкновенную кнопку «Играть в классики» или «Танцевать вальс».

● А что может быть заманчивее и интереснее, чем массивные колонны сталактитов и сталагмитов, которые можно вырастить в детском саду?

При проведении опытов мы обязательно знакомили детей с техникой безопасности.

Опыты проводились разные:

1) демонстрационные (педагог сам проводит опыт и демонстрирует его, а дети следят за ходом и результатами);

2) фронтальные (объекты эксперимента находятся в руках детей);

3) самостоятельные (дети самостоятельно повторяют опыты, применяя при этом полученные знания, умения, навыки во время организованной образовательной деятельности).

Опыты – это важный путь к познанию. Ценность их заключается в том, что для собственной деятельности дети не получают готовых знаний. Исследуя, ребенок получает знания в определенной логической последовательности, например, вода, вынесенная на мороз, сначала покрывается коркой, кусочками льда, а затем становится льдом; лед, когда его подогревать, становится холодной водой, потом теплой, горячей и паром; пар охлаждают, он стекает по холодному предмету и снова становится водой.

У детей формируются четкие осознанные представления: вода и лед – одни и те же вещества, которые изменяются в зависимости от условий. Каждая из них при этом имеет свои особенности: лед – твердый и хрупкий, его можно порубить, он занимает определенный объем, вода – жидкость не имеет постоянной формы, приобретает такую, в каком сосуде находится.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий сказки для инсценировки детьми 3–4 лет «У бабушки-хозяюшки в…

Сценарий сказки для инсценировки детьми 3–4 лет «У бабушки-хозяюшки в гостях» Цель: воспитание любви и уважение к близким людям. Задачи: - развивать творческие...

Консультация для педагогов «Наставничество. Методическое сопровождение молодых специалистов в…

Консультация для педагогов «Наставничество. Методическое сопровождение молодых специалистов в детском саду» В современных условиях сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе «Тюмень в годы…

Конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе «Тюмень в годы войны, назад в прошлое» Цель: Формирование у детей патриотических чувств. Ознакомление...

Читайте также

Фестиваль семейного творчества - 2019 «Карусель талантов»

Фестиваль семейного творчества - 2019 «Карусель талантов» Цель: - выявление творческих детей и родителей. Задачи: - развивать творческие способности детей; - знакомить детей с...

Организация мастер-класса с педагогами в рамках конкурса «Воспитатель года» …

Организация мастер-класса с педагогами в рамках конкурса «Воспитатель года» по теме: «ППР: 3 буквы изменившие мир творчества» Цель: познакомить участников мастер-...

Непосредственно-образовательная деятельность «Составление загадок о спорте»

Непосредственно-образовательная деятельность «Составление загадок о спорте» Цель: формирование умения придумывать и отгадывать загадки. Задачи: Упражнять в рассуждении и в умении доказывать. Подбирать глаголы, обозначающие...