Изучение влияния стиля педагогического общения на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

Одной из значимых проблем современной психолого-педагогической науки является проблема формирования творческой, активной личности. Одним из факторов, оказывающих влияние на стимуляцию интеллектуального потенциала ребенка, выступает активность, направленная на познание окружающего мира.

Исходя из того, что общение ребенка является проявлением его естественной активности, устанавливают связь между закономерностями развития общения у детей дошкольного возраста и формированием потребностей у них в познавательном отношении к окружающему миру как источнику развития их интеллекта и становления личности.

Цель исследования - изучение влияния стиля общения педагога на развитие и проявление познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить особенности познавательных активных проявлений детей старшего дошкольного возраста.

2. Выявить доминирующий стиль педагога.

3. Соотнести и проанализировать влияние стиля общения педагогического общения на особенности проявления познавательной активности детей.

Объектом исследования являются дети старшего дошкольного возраста.

Мной определена гипотеза исследования: эффективным стимулятором развития субъективной познавательной активности детей старшего дошкольного возраста является использование в педагогической работе личностно-ориентированного взаимодействия с детьми, что будет соответствовать демократическому стилю педагогического общения.

Экспериментальное исследование проводилось в 2020 году с января по апрель, в ДОУ Нижнего Новгорода. В нем приняли участие дети двух подготовительных групп (по 20 человек в каждой группе) в возрасте 6.5-7 лет, и педагоги этих групп (4 человека) в возрасте от 30 до 60 лет.

Методы исследования:

1. Методика Д.Б.Годовиковой, ориентированная на выявление уровня сформированности познавательной активности детей и шкала вопросительных проявлений Т.А.Серебряковой.

2. Вопросник для выявления склонности воспитателя к определенному стилю общения с детьми (Т.И.Чиркова).

3. Тест-опросник В.А.Ряховского, направленный на изучение уровня общительности педагогов, как обязательного компонента демократического стиля педагогического взаимодействия.

Соотнеся результаты исследования я предположила, что стиль педагогического общения влияет на степень сформированности познавательной активности детей .В группе, где работают педагоги с авторитарным стилем педагогического общения уровень познавательной активности детей ниже, чем в группе где работают педагоги с демократическим стилем общения. Я объясняю это тем, что дети боятся «авторитарного» педагога, выполняют лишь его указания, распоряжения, часто сделанные категоричным тоном.

Такое отношение подавляет у детей умственную активность, вербальные проявления. Педагоги-«демократы», напротив, позволяют высказывать детям свои мысли, задавать вопросы. Дети не боятся педагога, а уважают его. Все это способствует развитию познавательной активности.

Также я исходила из того, что устойчивая потребность детей в получении знаний, информации об окружающей действительности и осознание ими взрослого, как источника получения этой информации и удовлетворения познавательных потребностей, является для них стимулятором субъективной познавательной активности, которая, в свою очередь, имеет разные формы проявления (как вербальные, так и невербальные).

Я полагаю, что устойчивая потребность в самостоятельной организации детьми вербальных познавательных контактов со взрослым может быть развита у детей дошкольного возраста при условии формирования у них положительного эмоционального отношения к взрослому как равнозначному партнеру любого вида познавательной деятельности. Этого можно достичь только лишь при условии целенаправленного построения любого взаимодействия с детьми, опираясь на их индивидуальные потребности и возможности.

Исследование показало необходимость разработки специальной программы стимуляции познавательной активности каждого ребенка исходя из его индивидуально-типических особенностей, а также развития познавательной активности. Ведущими принципами построения такой программы должны стать принципы: дифференциации, индивидуализации, личностной ориентации педагогических воздействий на детей в зависимости от выявленных в ходе диагностики индивидуальных и индивидуально-типических особенностей познавательной активности детей.

 

Список литературы.

  1. Венгер Л.А., Венгер А.Л. «Домашняя школа» 1994 г.
  2. Годовикова Д.Б. «Формирование познавательной активности»1986г.
  3. Серебрякова Т.А. «Формирование познавательной активности детей дошкольного возраста в общении со взрослыми» 2002г.
  4. 4.Чиркова Т.И.» Методы изучения общения воспитателя с детьми дошкольного возраста» 1995 г.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект: «Летние каникулы» (Использование нетрадиционных техник рисования)

Проект: «Летние каникулы» (Использование нетрадиционных техник рисования)

Мастер-класс по составлению интеллект-карты на тему: «Достопримечательности Москвы» с детьми…

Мастер-класс по составлению интеллект-карты на тему: «Достопримечательности Москвы» с детьми подготовительной к школе группы Цель: закрепить названия культурных, исторических объектов и достопримечательностей...

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию в подготовительной группе…

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию в подготовительной группе. Оригами «Тигр» Пояснительная записка Классические новогодние поделки своими руками – это поделки из...

Читайте также

Конспект НОД для младшей группы по математике «Весенняя полянка»

Конспект НОД для младшей группы по математике «Весенняя полянка» Программное содержание. Закрепить и систематизировать элементарные математические представления у детей. Образовательные задачи. Закрепить умение называть...

Викторина «Вот такие разные животные»

Викторина «Вот такие разные животные» (Средняя группа) Цель: обобщение и расширение знаний о различии диких и домашних животных. Задачи: закрепить названия взрослых животных...

Конспект ООД с детьми подготовительной группы «Чрезвычайные ситуации - что…

Конспект ООД с детьми подготовительной группы «Чрезвычайные ситуации - что это?» Цель: сформировать представление о чрезвычайных ситуациях. Задачи: Образовательные: познакомить с ситуациями, которые...