Взаимодействие семьи и детского сада в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе

В последние десятилетия интерес взрослых и детей к книге снизился, что привело к снижению личностной культуры дошкольников. С появлением телевидения и компьютеров небывалая мощь потока информации ударила в лицо. Дети учатся пользоваться компьютером до того, как научатся читать, и они лучше умеют пользоваться клавиатурой, чем читать книги.

Художественная литература обладает огромным развивающим и воспитательным потенциалом: она он знакомит ребенка с духовным опытом человека, развивает его ум, возвышает чувства. Чем глубже и полнее читательское восприятие произведения, тем сильнее воздействие на личность.

Педагоги дошкольных учреждений заботятся о том, как развить творческие способности в восприятии книг, восполнить духовно-культурный уровень учащихся. В общей системе личностного развития подрастающего поколения вопрос об особенностях восприятия книг дошкольниками является сегодня одним из наиболее актуальных вопросов психологии и педагогики.

Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, слов и творческих начал.

Приобщая ребенка к чтению, мы не только открываем путь, один из важнейших источников информации. Книга наполнена внутренним миром человека, питает его ум и сердце, поощряет самосознание, способствует самореализации и воспитывает жизнестойкость, в каких бы обстоятельствах он ни оказался.

Опыт чтения многих поколений показывает, что интерес к книге рождается у дошкольников потому, что дошкольники чувствуют себя особенно эмоционально. И чем раньше заинтересуется чтением, тем более оригинальное и глубокое чтение сформирует читателя, творческую личность, человека с высоким уровнем интеллекта.

Процесс формирования потребности в чтении книг у дошкольников во многом зависит от уровня родительской вовлеченности. Многое зависит от отношения семьи к книгам, организации чтения дома и даже проявления интереса к тому, что читает ребенку детский сад.

Психологи считают, что дошкольники имеют два типа отношения к работе в мире искусства. Первый тип отношений-эмоционально - образный-это непосредственная эмоциональная реакция ребенка на образ, находящийся в центре работы. Второй-интеллект и оценка-зависит от повседневного и читательского опыта ребенка, который содержит элементы анализа.

Таким образом, понимание возрастной динамики произведения искусства может быть выражено как путь от симпатии к определенному персонажу, симпатии к нему к пониманию позиции автора, а затем к общему восприятию художественного мира и осознанию своих установок, пониманию влияния произведения на их личностные установки.

Важнейшей задачей для педагогов и родителей является выбор произведений искусства, которые действительно способствуют формированию литературного вкуса. Для этого мы каждый месяц отбираем литературу в нашей группе и помещаем в угол информацию, которую могут прочитать родители этого возраста. Также на родительском собрании мы познакомили родителей с произведениями, рекомендованными программой воспитания и обучения детей, и дали советы по организации семейного чтения.

Таким образом, мы делаем все возможное, чтобы помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства обучения и воспитания детей дошкольного возраста, как залога их успешного обучения, особенно цели жизни.

Опытно – экспериментальная работа по выявлению уровня интереса к книгам и чтению среди дошкольников проводилось на базе детского сада "Солнышко" Ютазинского муниципального района Республики Татарстан.

В эксперименте приняли участие дети младшей и средней групп. Возраст детей от 2 до 5 лет. Все дети были разделены на экспериментальную группу (12 человек) и контрольную группу (12 человек).

Методы исследования: диагностика уровня развития интереса к детской литературе у дошкольников в процессе непосредственной учебной деятельности; статистическая обработка полученных данных.

Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Для выявления литературных предпочтений родителей и их детей, а также особенностей восприятия ребенком книги был проведен опрос родителей.

Анализ родительских анкет позволил отметить, что 75% родителей стараются регулярно читать детям, но в основном читают сказки, 5% читают с детьми развивающие книги, 10% родителей обсуждают прочитанные произведения со своими детьми. Остальные ограничиваются чтением вслух. 75% родителей плохо ориентируются в новых книгах, представление о книгах для дошкольников

Методика № 1. Формирование умений дошкольников проявлять интерес к прослушиванию произведения, понимать его содержание и воспроизводить его при пересказе и постановке.

Чтобы определить уровень интереса к книгам и чтению у детей, используйте следующие параметры:

  • интерес к прослушиванию прочитанных книг;
  • понимание содержания литературного произведения;
  • возможность воспроизведения контента;
  • отражение в драматизации особенностей характера героя произведения.

Цель: выявить уровень сформированности у ребенка интереса к книге, умения слушать книгу, понимания ее содержания, умения воспроизводить содержание при пересказе и участии в инсценировке.

Подготовка материала: книга, хорошо известная детям ("Лиса и кувшин", мод. О. Капица).

Методология: учитель читает детям книгу. Затем он предлагает им пересказать услышанное из книги и инсценировать сказку.

Итоги исследования экспериментальной группы по развитию интереса к детской книге у дошкольников дали следующие результаты:

Высокий уровень – 1человек (10 %), средний уровень – 5 человек (40 %), низкий уровень – 6 человек (50%).

Анализируя результаты этих же методик, но в контрольной группе, мы видим, что большинство детей в группе 50% набрали среднее количество баллов. Только 15% детей имеют высокий уровень, 35% детей нуждались в помощи учителя при выполнении заданий. Трудность детей была вызвана заданием "подбирать книги друг к другу". Никто из мальчиков не мог объяснить, почему он так расставил книги.

Качественный анализ результатов эксперимента по определению и контролю привел нас к выводу, что после работы с детьми и родителями уровень интереса к книгам и чтению у детей экспериментальной группы существенно изменился.

Таким образом, после проведения контролируемого эксперимента не было выявлено детей с низким уровнем интереса к чтению, а количество детей с высоким уровнем интереса к чтению увеличилось. То есть большинство детей начинают проявлять желание постоянно общаться с книгой, а дети получают явное удовольствие от прослушивания литературных произведений. Многие дети проявляют избирательное отношение к произведениям определенной тематики или жанра. Дети с интересом рассматривали иллюстрации в книге. Дети называют свои любимые книги и могут пересказать их содержание по-своему. Некоторые дети становятся более склонными к участию в инсценировке. Вы можете скопировать прочитанное из книги и пересказать по-своему. Увеличено время прослушивания прочитанной книги до 20-30 минут.

Наше предположение о том, что формирование интереса к книгам и чтению у детей раннего возраста будет более успешным, если мы установим последовательность (этап) формирования интереса детей к книгам и чтению и работа по формированию интереса детей к книгам и чтению будет проходить совместно с родителями детей, подтвердилось. Задачи решены, цель исследования достигнута.

Список литературы.

  1. Алексеева А.А. Формирование готовности к овладению чтением и письмом проблемный и путти решения, 2007. - № 2. - с. 72-78.
  2. Бондаренко Т.М. Диагностика педагогического процесса в ДОлУ: практическое пособие доля воспитателей и методистов ДОлУ - Воронежец, 2010. - 176 с.
  3. Гриценко З.А. Своеобразие читательского становления/Дошкольное воспитание, 2008 . - № 2. - с. 15-20.
  4. Карп.и.нская, Н.С. Художестве.н.ное слово в восп.ита.н.и.и детей.- М.: Педагог.ика, 2010.-400с.
  5. Кондратьева С. Ю. Ознакомление с художественной литературой дошкольного возрастать /Дошкольная педагогика, 2007. - № 8. - с. 39-41.
  6. Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с
  7. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников :учеб.пособие для студ.учреждений высш.проф.образования. - 5-е изд.,стер. – М.:Издательский центр «Академия», 2012 . – 256 с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект педагогического мероприятия по художественно-эстетическому развитию «Пальчиковый театр по мотивам…

Конспект педагогического мероприятия по художественно-эстетическому развитию «Пальчиковый театр по мотивам русской народной сказки «Колобок» (Первая младшая группа)

Сценарий праздника «День Защиты детей»

Сценарий праздника «День Защиты детей» 1 Вед.: Здравствуй, лето, Здравствуй, лето! Теплым солнышком согрето, Снова лето к нам пришло- Это очень хорошо! И этот первый...

Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в ДОУ

Рабочая программа по нетрадиционной технике рисования в ДОУ Срок реализации - 1 учебный год. Возраст обучающихся: 3-4 года. 1. Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка Дополнительная образовательная...

Читайте также

Итоговое интегрированное занятие в средней группе. Тема: «Путешествие на цветочную…

Итоговое интегрированное занятие в средней группе Тема: «Путешествие на цветочную поляну»   Цель: Закрепление полученных знаний о цветах.Задачи:  Создание условий для систематизации и обобщения...

«Психоэмоциональный комфорт воспитанников в ДОУ». Создание психологически безопасной образовательной среды

«Психоэмоциональный комфорт воспитанников в ДОУ»Создание психологически безопасной образовательной среды Здоровъесберегающие технологии, реализуемые в ДОУ, предполагают сохранение не только физического здоровья детей...

Предметно-развивающая среда в свете требований ФГОС

Предметно-развивающая среда в свете требований ФГОС Вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день особенно актуален. Это связано с...