Развитие связной речи у дошкольников

У ребенка развитие речи начинается с периода «гуления», с 3-х месяцев — это этап активной предподготовки речевого аппарата к произношению звука. В тоже время осуществляется развитие процесса понимания речи, то есть импрессивная речь. Ребенок сперва начинает различать интонацию, потом слова, обозначения действий и предметов. Характеризуется лепет производством неопределенно артикулируемых сочетаний звуков. К 6 месяцам ребенок пытается произнести звуки, которые похожи на слова. К 9-10 месяцам ребенок произносит уже отдельные слова, которые состоят из парных одинаковых слогов (мама, папа). В конце первого года словарь составляет 9-13 слов. На втором году жизни слова и звукосочетания ребенка становятся уже средством речевого общения, то есть развивается экспрессивная речь. Осуществляется развитие речи ребенка по подражанию, поэтому, большую роль в формировании ее играют родители, а также речевая обстановка в семье. На первом году жизни ребенок перенимает элементы звучащей речи. В период 2-го полугодия ребенок воспринимает отдельные звукосочетания и пробует связывать их с действиями или предметами. Ребенок реагирует в это время, на весь комплекс воздействия: слова, интонацию, ситуацию. Все это способствует образованию временных связей. 7-9 месячный ребенок за взрослыми повторяет все более различные сочетания звуков. Независимые от интонации говорящего и ситуации реакции на слова появляются в 10-11 месяцев. Минуя возраст 3 лет берет свое начало этап освоения активной речи. У ребенка появляется пристальное внимание в это время к артикуляции окружающих. Первые слова ребенка имеют обобщенно смысловой характер, то есть одними и такими же словами выражает он разные чувства. Можно понять ребенка по ситуации общения. К 5 годам происходит переход от этого вида речи уже к контекстной.

У ребенка с полутора лет появляется возможность восприятия словесной речи взрослых. В период 2 – 3-го годов происходит существенное накопление словаря: к полутора годам — 10-15 слов, к концу второго — 300 слов, к концу третьего — примерно 1000 слов. Становятся более определенными значения слов. У ребенка, к началу третьего года жизни, начинает образовываться грамматический строй речи. Сперва ребенок одним словом выражает свои желания, потом примитивными фразами, некоторыми словами без соподчинения, согласования слов в предложении. Дети к 2-м годам практически овладевают способами употребления форм множественного и единственного числа, лица и времени глаголов, имен существительных, используют определенные падежные окончания. Понимание речи, в это время, значительно превосходит возможности произношения. Во время дошкольного периода у большинства детей в развитии речи еще выражено неправильное звукопроизношение. Увеличивается словарный запас, формируется фонематическое восприятие, развивается способность слухового контроля. К 4 – 6 годам активный словарный запас составляет примерно 3 – 4 тысячи слов. Обогащаются и уточняются значения слов. Растет у ребенка опыт речевого общения, а на этом формируется чувство языка. Также параллельно развивается грамматический строй. На 4-ом году жизни дети пользуются в речи сложными и простыми предложениями. Самые распространенные формы высказывания — это простое распространенное предложение. Дети к 5 годам сравнительно свободно пользуются структурой сложносочиненного и сложноподчиненного предложения. С этого возраста детские высказывания уже представляют короткий рассказ. Ответы детей на вопросы, во время бесед, состоят из все большего количества предложений. Дети овладевают к 5 годам монологической речью и уже могут выполнить пересказ сказки из 40-50 предложений без дополнительных вопросов. Ребенок к 4 годам должен все звуки дифференцировать. У ребенка заканчивается период, в котором формируется правильное произношение. У ребенка к школьному возрасту формируется обобщенная на наглядной основе (то есть отвлеченная), контекстная речь.

О.С. Ушакова, Г.А. Фомичева отмечают, что части монологической речи в высказываниях детей с нормальным развитием появляются в возрасте 2-3 лет. Ребенок с 5-6 лет начинает овладевать монологической речью в интенсивном порядке, так как к данному времени процесс фонематического развития речи завершается, и в основном дети усваивают синтаксический, грамматический и морфологический строй родного языка (О.С. Ушакова, Г.А. Фомичева и др.). Детям начиная с 4-х лет становятся доступны следующие виды монологической речи, это повествование и описание (простейшее описание предмета), а на 7-ом году жизни – короткие рассуждения. Тем не менее полноценное овладение детьми формами монологической речи возможно лишь в условиях целенаправленного обучения. Относится к необходимым условиям эффективного овладения монологической речью: формирование специальных мотивов, некоторой потребности в использовании монологических высказываний; формирование самоконтроля и разных видов контроля, освоение соответствующих синтаксических форм, построение развернутого сообщения. Формирование требует способностей построения развернутых связных высказываний, применения всех познавательных и речевых возможностей детей, способствуя одновременно их совершенствованию. Стоит отметить, что овладение навыками связной речи возможно лишь при наличии сформированности грамматического строя речи и определенного уровня словарного запаса. Следовательно на решение задач по формированию связной речи ребенка обязана быть направлена также речевая деятельность по развитию грамматических и лексических языковых навыков.

Развитие речи у детей с нормальным речевым развитием, таким образом, проходит ряд определенных, связанных с детским возрастом, этапов, при этом для усвоения речи наиболее сенситивным считается младший школьный возраст. Дети в этот период осваивают основы письменной и устной речи.

 

Список использованной литературы

1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2003.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2006.

3. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. .: Просвещение, 2004.

4. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. М.,Гном-Пресс

5. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006.

6. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. - М.: Просвещение



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Воспитательное значение народных сказок

Воспитательное значение народных сказок Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа. Одной из...

«Уникальные модули» (8 многофункциональных, политрансформируемых пособий - ширм)

«Уникальные модули»(8 многофункциональных, политрансформируемых пособий - ширм) Одним из приоритетных направлений развития отечественной педагогики является создание полифункциональной развивающей среды, именно поэтому...

Профессия воспитатель детского сада

Профессия воспитатель детского сада Воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек. Профессия воспитатель детского...

Читайте также

Lego-игры для развития мышления, внимания, сенсорной координации

Lego-игры для развития мышления, внимания, сенсорной координации В современной педагогике накоплен немалый опыт по развитию мышления при помощи разных видов детской...

Мастер-класс по работе над песенным репертуаром в фольклорном ансамбле. Работа…

Мастер-класс по работе над песенным репертуаром в фольклорном ансамбле. Работа с солистами Общее пение, исполнение песен в ансамбле, хоре, всегда доставляет...

Методическая разработка: «Развитие гибкости у детей 4-7 лет» (Авторская разработка)

Методическая разработка: «Развитие гибкости у детей 4-7 лет» (Авторская разработка) Образовательная область: Физическое развитие. Аннотация Гибкость – это физическое качество человека, характеризующееся способностью человека...