Развитие связной речи у дошкольников

У ребенка развитие речи начинается с периода «гуления», с 3-х месяцев — это этап активной предподготовки речевого аппарата к произношению звука. В тоже время осуществляется развитие процесса понимания речи, то есть импрессивная речь. Ребенок сперва начинает различать интонацию, потом слова, обозначения действий и предметов. Характеризуется лепет производством неопределенно артикулируемых сочетаний звуков. К 6 месяцам ребенок пытается произнести звуки, которые похожи на слова. К 9-10 месяцам ребенок произносит уже отдельные слова, которые состоят из парных одинаковых слогов (мама, папа). В конце первого года словарь составляет 9-13 слов. На втором году жизни слова и звукосочетания ребенка становятся уже средством речевого общения, то есть развивается экспрессивная речь. Осуществляется развитие речи ребенка по подражанию, поэтому, большую роль в формировании ее играют родители, а также речевая обстановка в семье. На первом году жизни ребенок перенимает элементы звучащей речи. В период 2-го полугодия ребенок воспринимает отдельные звукосочетания и пробует связывать их с действиями или предметами. Ребенок реагирует в это время, на весь комплекс воздействия: слова, интонацию, ситуацию. Все это способствует образованию временных связей. 7-9 месячный ребенок за взрослыми повторяет все более различные сочетания звуков. Независимые от интонации говорящего и ситуации реакции на слова появляются в 10-11 месяцев. Минуя возраст 3 лет берет свое начало этап освоения активной речи. У ребенка появляется пристальное внимание в это время к артикуляции окружающих. Первые слова ребенка имеют обобщенно смысловой характер, то есть одними и такими же словами выражает он разные чувства. Можно понять ребенка по ситуации общения. К 5 годам происходит переход от этого вида речи уже к контекстной.

У ребенка с полутора лет появляется возможность восприятия словесной речи взрослых. В период 2 – 3-го годов происходит существенное накопление словаря: к полутора годам — 10-15 слов, к концу второго — 300 слов, к концу третьего — примерно 1000 слов. Становятся более определенными значения слов. У ребенка, к началу третьего года жизни, начинает образовываться грамматический строй речи. Сперва ребенок одним словом выражает свои желания, потом примитивными фразами, некоторыми словами без соподчинения, согласования слов в предложении. Дети к 2-м годам практически овладевают способами употребления форм множественного и единственного числа, лица и времени глаголов, имен существительных, используют определенные падежные окончания. Понимание речи, в это время, значительно превосходит возможности произношения. Во время дошкольного периода у большинства детей в развитии речи еще выражено неправильное звукопроизношение. Увеличивается словарный запас, формируется фонематическое восприятие, развивается способность слухового контроля. К 4 – 6 годам активный словарный запас составляет примерно 3 – 4 тысячи слов. Обогащаются и уточняются значения слов. Растет у ребенка опыт речевого общения, а на этом формируется чувство языка. Также параллельно развивается грамматический строй. На 4-ом году жизни дети пользуются в речи сложными и простыми предложениями. Самые распространенные формы высказывания — это простое распространенное предложение. Дети к 5 годам сравнительно свободно пользуются структурой сложносочиненного и сложноподчиненного предложения. С этого возраста детские высказывания уже представляют короткий рассказ. Ответы детей на вопросы, во время бесед, состоят из все большего количества предложений. Дети овладевают к 5 годам монологической речью и уже могут выполнить пересказ сказки из 40-50 предложений без дополнительных вопросов. Ребенок к 4 годам должен все звуки дифференцировать. У ребенка заканчивается период, в котором формируется правильное произношение. У ребенка к школьному возрасту формируется обобщенная на наглядной основе (то есть отвлеченная), контекстная речь.

О.С. Ушакова, Г.А. Фомичева отмечают, что части монологической речи в высказываниях детей с нормальным развитием появляются в возрасте 2-3 лет. Ребенок с 5-6 лет начинает овладевать монологической речью в интенсивном порядке, так как к данному времени процесс фонематического развития речи завершается, и в основном дети усваивают синтаксический, грамматический и морфологический строй родного языка (О.С. Ушакова, Г.А. Фомичева и др.). Детям начиная с 4-х лет становятся доступны следующие виды монологической речи, это повествование и описание (простейшее описание предмета), а на 7-ом году жизни – короткие рассуждения. Тем не менее полноценное овладение детьми формами монологической речи возможно лишь в условиях целенаправленного обучения. Относится к необходимым условиям эффективного овладения монологической речью: формирование специальных мотивов, некоторой потребности в использовании монологических высказываний; формирование самоконтроля и разных видов контроля, освоение соответствующих синтаксических форм, построение развернутого сообщения. Формирование требует способностей построения развернутых связных высказываний, применения всех познавательных и речевых возможностей детей, способствуя одновременно их совершенствованию. Стоит отметить, что овладение навыками связной речи возможно лишь при наличии сформированности грамматического строя речи и определенного уровня словарного запаса. Следовательно на решение задач по формированию связной речи ребенка обязана быть направлена также речевая деятельность по развитию грамматических и лексических языковых навыков.

Развитие речи у детей с нормальным речевым развитием, таким образом, проходит ряд определенных, связанных с детским возрастом, этапов, при этом для усвоения речи наиболее сенситивным считается младший школьный возраст. Дети в этот период осваивают основы письменной и устной речи.

 

Список использованной литературы

1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2003.

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высших и сред. пед. учеб. заведен. - М.: Издательский центр "Академия", 2006.

3. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. .: Просвещение, 2004.

4. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. М.,Гном-Пресс

5. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2006.

6. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. - М.: Просвещение



Новые публикации

Технологическая карта занятия «Весенняя полянка»

Технологическая карта занятия «Весенняя полянка»

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Спасение принцессы» Цель: закрепить знания правил безопасного поведения в природе. Задачи: Образовательные: -...

Проект «Культура и традиции народа Марий Эл»

Проект «Культура и традиции народа Марий Эл»

Читайте также

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Спасение принцессы» Цель: закрепить знания правил безопасного поведения в природе. Задачи: Образовательные: -...

Конспект НОД с детьми старшей группы на тему: «Встречаем весну»

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности с учетом интеграции образовательных областей «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»...

Конспект занятия по рисованию в группе раннего возраста «Большие и…

Конспект занятия по рисованию в группе раннего возраста «Большие и маленькие следы» Цель: развитие техники рисования пальчиком. Задачи: 1. продолжить учить рисовать пальчиком; 2. ритмично наносить следы...

Комментарии

  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...





В блогах

Эффективные технологии и практики развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников дошкольной образовательной организации

Sample Image

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Эффективные технологии и практики развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников дошкольной образовательной организации ВЫПОЛНИЛА: Гостева Марина Николаевна, воспитатель МБДОУ № 18 г. Мурманска   Оглавление Введение. 3 I. Создание условий в ДОО для развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников. 5 II...

Методическая разработка. Дидактическое пособие «Тактильное лото».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская   Методическая разработка. Дидактическое пособие «Тактильное лото». Автор: Терехова Юлия Михайловна воспитатель высшей квалификационной категории 2018 Соде р жание. Содержание. 1. Введение. 3 2. Основная часть...

Квест - игра по ПДД "На улицах любимого города". Подготовительная группа.

Квест - игра в подготовительной группе «На улицах любимого города» Цель:  пропаганда основ безопасного поведения на дороге, изучение дорожных правил через игру. Задачи: формировать умение договариваться, стимулировать активность и самостоятельность; закреплять знания правил дорожного движения, развивать умение действовать в соответствии...

Наставничество

Работа с родителями: Путь к вершинам воспитания долог и труден, для преодоления этих трудностей не обойтись без опытных – инструкторов, наставников, которые в трудную минуту помогут, подскажут, укажут нужное направление. Такими наставниками являются родители. Взаимодействие и сотрудничество педагогического и родительского...