Из опыта работы «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»
Ранняя профориентация – одно из актуальных направлений работы образовательных организаций.
Так как дошкольный возраст - это наиболее благоприятный период для формирования любознательности, то это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям. Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.
Именно поэтому на базе нашего детского сада была организована экспериментальная площадка работы с детьми по ранней профориентации. Был составлен план работы на год во всех возрастных группах.
В подготовительной группе в своей работе с дошкольниками по ранней профориентации мы использовали разнообразные методы, приемы которые позволяли сделать работу наиболее интересной и продуктивной.
В нашей группе создана предметно - развивающая среда, которая помогала знакомить со спецификой работы людей разных профессий. В ходе сюжетно - ролевых игр дети могут попробовать себя в роли врача, полицейского, продавца, пожарного, строителя и т.д. Такие игры помогают детям закрепить знания о профессии более тщательно.
Так же закреплять знания после бесед и совместной образовательной деятельности нам помогали настольно – печатные и дидактические игры «Кому, что нужно для работы», «Профессии», которые привлекали детей своей красочностью и доступностью.
Несмотря на то, что как показывает практика, дети большой интерес проявляют к героическим профессиям (пожарный, спасатель и т.д.), причем в основном мальчики, а девочки предпочитают игры «Салон красоты», «Семья», «Больница» , мы решили познакомить детей с профессиями творческого направления «Театр», «Художественная мастерская». Дети проявляют меньший интерес к этим профессиям из-за отсутствия знаний. А ведь именно в творческих профессиях могут быть реализованы способности и таланты детей.
Поэтому вместе с детьми мы разработали и реализовали проект «Книги – театр - дети». Знакомство с творческими профессиями проходило в несколько этапов. Мы беседовали с детьми о профессии артиста; сходили на экскурсию в Дом Культуры, где дети побывали на сцене и представили себя артистами; посидели в красивом зале в роли зрителей. Особый интерес у детей вызвала комната, где хранятся декорации и где артисты готовятся к выходу на сцену.
В группе дети ставили мини-спектакли, показывали различные виды театров (теневой, театр кукол, пальчиковый театр), игры драматизации. Дети учились перевоплощаться в героев, подражать их характеру, движениям.
Для того чтобы ближе познакомиться с профессией художника мы посетили Школу искусств. Наши воспитанники посещают школу искусств, и они также рассказывали детям, как интересна работа художника, как они учатся рисовать.
Посетив с детьми Краеведческий музей, дети познакомились с экспонатами музея и узнали о профессии экскурсовод, что для этой профессии нужно много читать, наблюдать, искать, уметь красиво правильно строить свою речь, а самое главное – любить свою профессию. Также мы познакомили детей с профессиями звукорежиссер, хореограф.
Ознакомление дошкольников с творческими профессиями строилось на диалоге детей с взрослыми, мастерство которых они наблюдают, что способствовало социализации дошкольников, формировало их отношение к профессии.
Все наши воспитанники проживают в сельской местности, поэтому мы не смогли оставить без внимания знакомство с профессиями, связанными с трудом на селе. Нами был разработан проект «Профессии на селе». Дети с удовольствием отмечали, что многие их родители и знакомые являются представителями той или иной профессии.
В течение года мы так же посетили пожарную часть, школу, краеведческий музей, элеватор, магазин, почту, Храм во имя святого Михаила Архангела, где дети смогли на месте рассмотреть, что входит в обязанности предложенной профессии.
Занимаясь с детьми в оранжерее, сажая огород, дети познакомились с такими профессиями как эколог, фермер.
Итогом всей нашей работы стало проведение семинара – практикума, на котором дети показали знания об этих профессиях.
Хотелось отметить, что взаимодействие с родителями - особое направление нашей работы, так как маленький ребенок первоначально все берет из семьи. Какое отношение будет у родителей к профессии, такое сформируется у ребенка. Вся проделанная работа по ранней профориентации, знакомство детей с профессиями взрослых, тесно связана с родителями группы.
Уже традиционными для детского сада стали встречи с людьми разных профессий под названием «Гость группы».
В гостях у детей побывали люди таких профессий, как стоматолог, эксперт криминалист, фельдшер скорой помощи, лаборант, участковый, флорист, учитель английского языка. В доступной форме, с наглядным примером гости рассказывали о своей работе, привлекали детей к действиям, связанным с профессией. С экспертом – криминалистом дети узнали, что такое «отпечатки пальцев рук», с фельдшером прослушивали дыхание, осматривали горло; с флористом составляли букеты. В свободной игровой деятельности дети применяли в игре полученные знания и умения.
Родители активно отзывались на просьбы воспитателя: обогащали предметно – пространственную среду, шили спецодежду для игровых центров. С родителями проводились консультации: «Профориентация детей в дошкольном образовании», «Знакомство детей с людьми творческих профессий» и т.д.
В процессе целенаправленной работы взаимодействия с семьями воспитанников дети получили возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Ведь, чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.
В дальнейшем мы будем продолжать свою работу по данному направлению. В современном мире много новых профессий и наша задача создать условия для ранней профориентации дошкольников.
Читайте также |
---|
Конспект занятия с родителями «Путешествие в страну профессий»
Конспект занятия с родителями «Путешествие в страну профессий»
Зимующие птицы
Зимующие птицы Зима – самое сказочное, волшебное, загадочное время года. Зима дарит и взрослым и детям свою сказку, показывает красоту природы...
Конспект мероприятия «Игры с друзьями»
Конспект мероприятия «Игры с друзьями» Цель: формирование у детей представления о дружеских взаимоотношениях, создание положительного эмоционального настроения. Оборудование: воздушные шарики, цветные мелки...