Из опыта работы «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»

Ранняя профориентация – одно из актуальных направлений работы образовательных организаций.

Так как дошкольный возраст - это наиболее благоприятный период для формирования любознательности, то это позволяет формировать у детей активный интерес к различным профессиям. Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует ранней профессиональной ориентации.

Именно поэтому на базе нашего детского сада была организована экспериментальная площадка работы с детьми по ранней профориентации. Был составлен план работы на год во всех возрастных группах.

В подготовительной группе в своей работе с дошкольниками по ранней профориентации мы использовали разнообразные методы, приемы которые позволяли сделать работу наиболее интересной и продуктивной.

В нашей группе создана предметно - развивающая среда, которая помогала знакомить со спецификой работы людей разных профессий. В ходе сюжетно - ролевых игр дети могут попробовать себя в роли врача, полицейского, продавца, пожарного, строителя и т.д. Такие игры помогают детям закрепить знания о профессии более тщательно.

1

2

3

Так же закреплять знания после бесед и совместной образовательной деятельности нам помогали настольно – печатные и дидактические игры «Кому, что нужно для работы», «Профессии», которые привлекали детей своей красочностью и доступностью.

Несмотря на то, что как показывает практика, дети большой интерес проявляют к героическим профессиям (пожарный, спасатель и т.д.), причем в основном мальчики, а девочки предпочитают игры «Салон красоты», «Семья», «Больница» , мы решили познакомить детей с профессиями творческого направления «Театр», «Художественная мастерская». Дети проявляют меньший интерес к этим профессиям из-за отсутствия знаний. А ведь именно в творческих профессиях могут быть реализованы способности и таланты детей.

Поэтому вместе с детьми мы разработали и реализовали проект «Книги – театр - дети». Знакомство с творческими профессиями проходило в несколько этапов. Мы беседовали с детьми о профессии артиста; сходили на экскурсию в Дом Культуры, где дети побывали на сцене и представили себя артистами; посидели в красивом зале в роли зрителей. Особый интерес у детей вызвала комната, где хранятся декорации и где артисты готовятся к выходу на сцену.

В группе дети ставили мини-спектакли, показывали различные виды театров (теневой, театр кукол, пальчиковый театр), игры драматизации. Дети учились перевоплощаться в героев, подражать их характеру, движениям.

Для того чтобы ближе познакомиться с профессией художника мы посетили Школу искусств. Наши воспитанники посещают школу искусств, и они также рассказывали детям, как интересна работа художника, как они учатся рисовать.

Посетив с детьми Краеведческий музей, дети познакомились с экспонатами музея и узнали о профессии экскурсовод, что для этой профессии нужно много читать, наблюдать, искать, уметь красиво правильно строить свою речь, а самое главное – любить свою профессию. Также мы познакомили детей с профессиями звукорежиссер, хореограф.

Ознакомление дошкольников с творческими профессиями строилось на диалоге детей с взрослыми, мастерство которых они наблюдают, что способствовало социализации дошкольников, формировало их отношение к профессии.

Все наши воспитанники проживают в сельской местности, поэтому мы не смогли оставить без внимания знакомство с профессиями, связанными с трудом на селе. Нами был разработан проект «Профессии на селе». Дети с удовольствием отмечали, что многие их родители и знакомые являются представителями той или иной профессии.

В течение года мы так же посетили пожарную часть, школу, краеведческий музей, элеватор, магазин, почту, Храм во имя святого Михаила Архангела, где дети смогли на месте рассмотреть, что входит в обязанности предложенной профессии.

Занимаясь с детьми в оранжерее, сажая огород, дети познакомились с такими профессиями как эколог, фермер.

Итогом всей нашей работы стало проведение семинара – практикума, на котором дети показали знания об этих профессиях.

Хотелось отметить, что взаимодействие с родителями - особое направление нашей работы, так как маленький ребенок первоначально все берет из семьи. Какое отношение будет у родителей к профессии, такое сформируется у ребенка. Вся проделанная работа по ранней профориентации, знакомство детей с профессиями взрослых, тесно связана с родителями группы.

Уже традиционными для детского сада стали встречи с людьми разных профессий под названием «Гость группы».

В гостях у детей побывали люди таких профессий, как стоматолог, эксперт криминалист, фельдшер скорой помощи, лаборант, участковый, флорист, учитель английского языка. В доступной форме, с наглядным примером гости рассказывали о своей работе, привлекали детей к действиям, связанным с профессией. С экспертом – криминалистом дети узнали, что такое «отпечатки пальцев рук», с фельдшером прослушивали дыхание, осматривали горло; с флористом составляли букеты. В свободной игровой деятельности дети применяли в игре полученные знания и умения.

4

5

Родители активно отзывались на просьбы воспитателя: обогащали предметно – пространственную среду, шили спецодежду для игровых центров. С родителями проводились консультации: «Профориентация детей в дошкольном образовании», «Знакомство детей с людьми творческих профессий» и т.д.

В процессе целенаправленной работы взаимодействия с семьями воспитанников дети получили возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас. Ведь, чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь.

В дальнейшем мы будем продолжать свою работу по данному направлению. В современном мире много новых профессий и наша задача создать условия для ранней профориентации дошкольников.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия с родителями «Путешествие в страну профессий»

Конспект занятия с родителями «Путешествие в страну профессий»

Зимующие птицы

Зимующие птицы Зима – самое сказочное, волшебное, загадочное время года. Зима дарит и взрослым и детям свою сказку, показывает красоту природы...

Конспект мероприятия «Игры с друзьями»

Конспект мероприятия «Игры с друзьями» Цель: формирование у детей представления о дружеских взаимоотношениях, создание положительного эмоционального настроения. Оборудование: воздушные шарики, цветные мелки...

Читайте также

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников «Развитие…

Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников «Развитие элементарных математических представлений» (РЭМП) для детей среднего и старшего дошкольного...

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому направлению в средней группе на…

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому направлению в средней группе на тему: «Куличи мы испечём, всех на праздник позовём» Цель: развивать интерес...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Осень в лесу»

Конспект по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Осень в лесу»