Театрализованная деятельность в детском саду

Каждый из нас, как педагог часто задаётся вопросами: Как сделать каждое занятие с ребёнком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном - о красоте и многообразии этого мира, и, как интересно можно жить в нём… Как научить ребёнка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать.

Пожалуй, самым увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Поэтому, актуальность данной темы заключается в том, что театрализованная деятельность формирует у детей опыт социальных навыков поведения, способствует нравственному воспитанию, развивает интерес к литературе, формирует диалогическую речь, активизирует словарь, а, также, носит психопрофилактический характер, так как, позволяет ребёнку преодолевать застенчивость и неуверенность в себе.

Основной целью моей работы является развитие творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности. Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в детском саду, решается целый комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях, в соответствии с образовательным стандартом дошкольного образования. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что даёт им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребёнку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, и театру.

Основными требованиями к организации театрализованных игр являются:

- содержание и разнообразие тематики;

- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры;

- максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр;

- сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Соблюдая одно из главных условий образовательной деятельности в соответствии со стандартом дошкольного образования- интеграция всех направлений развития ребёнка, я стараюсь учитывать при организации театрализованной игры такие виды детской деятельности , как : чтение художественной литературы, отгадывание загадок, прослушивание музыкальных произведений, заучивание стихов, драматизация сказок (обыгрывание диалогов), заучивание танцевальных движений, художественная деятельность ( изготовление элементов декораций для настольного театра, изготовление театральных билетов, рисование иллюстраций к сказкам и т.д.), игровая деятельность (подвижные, сюжетно-ролевые игры и т.д.).

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, не боялся пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Таким образом, в соответствии со стандартом дошкольного образования, театрализованная деятельность в детском саду может быть включена в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности, образовательную деятельность в ходе режимных моментов, самостоятельную деятельность детей. Например: привлечение кукол для решения познавательных задач, музыкальная зарядка и подвижные игры (совершенствуется моторика, координация, переключаемость, целенаправленность движений), театрализованные игры-спектакли (стимулируется развитие творческой активности, развивается чувство коллективизма), и т.д.

Чтобы выбрать материал для театрализованных игр, я отталкиваюсь от возрастных особенностей детей. В младшем дошкольном возрасте это игры с куклами, пластические этюды, игры-имитации, игры на развитие образного мышления, небольшие пьески в настольном и пальчиковом театре. Это могут быть небольшие инсценировки и диалог персонажа со мной и с детьми. Например, я вношу в группу игрушку-медвежонка и показываю детям: «Ребята, к нам в гости пришел медвежонок, его зовут Мишутка. У него коричневая шерстка, и синий бантик на шейке.

Мишутка: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мишутка. Я живу в лесу с мамой медведицей. Я очень люблю мёд и малину» и т.д. Поскольку театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, они отражают круг повседневных интересов детей. Знакомые сказки и стихи тоже являются хорошим игровым материалом. Я показываю детям небольшие пьески в настольном театре, в театре на магнитах, в пальчиковом театре, при помощи игрушек и кукол бибабо. Для того чтобы устранить внутреннюю скованность у детей, я провожу пластические этюды такие как: «Птички машут крылышками», «Деревья качаются», «Кружатся и падают листочки» и т.д. Дети склонны к подражанию, поэтому я добиваюсь выразительной имитации различных звуков (голоса животных, дуновение ветра и т.д.).

В средней группе интерес детей к театрализации углубляется. Дети переходят от игры «на себя» к игре «на зрителя». Я учу детей создавать образ героя, передавать его эмоции и настроение; сочетать в роли движение и текст. Игры-драматизации становятся многоперсонажными: по сказкам о животных или небольшим стихотворениям. Также, в средней группе я использую игры на развитие творческого воображения и образного мышления («Угадай, что я делаю?», «Угадай, кто это?», и т.д.) Они помогают детям перевоплощаться и импровизировать. Таким образом, начинает развиваться режиссёрская игра.

В старшем дошкольном возрасте я побуждаю детей фантазировать и импровизировать (вводить новых героев в знакомые сказки, изменять сюжет, самостоятельно сочинять сказки и истории).Театрализованная игра превращается в спектакль. Мы вместе оформляем инсценировки, обсуждаем постановку и проведение спектакля.

С детьми старшей группы я продолжаю создавать обстановку раскованности. Провожу упражнения на развитие воображения. Например: «Представьте, что мы с вами в лесу. Сквозь деревья проглядывает солнышко, под ногами мягкий мох. Мы садимся на мох и гладим его ладонями. Вдруг, мы видим под деревьями целую семейку грибов. Мы берём свои корзинки, и начинаем собирать грибы…» и т.д.

Дети 5-6 лет любят переделывать начало и конец знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадают персонажи, и вводить в действие новых героев. Я предлагаю детям оформлять инсценировки, отражая их в изобразительной деятельности (иллюстрации к сказкам, театральные билеты, декорации для настольного театра и т.д.).

В подготовительной группе детям становятся интересны рассказы об истории театра, о внутреннем обустройстве театра, его помещениях, а, также, о профессиях работников театра. Я рассказываю детям о правилах поведения в театре, а также, провожу игры для подготовки к посещению театра. Например: «Как Незнайка ходил в кукольный театр», «Как вёл себя медвежонок в зрительном зале». В подготовительной группе игра-драматизация уже превращается в спектакль. Вместе с детьми я обсуждаю постановку и проведение спектакля. Дети могут предложить что-то своё. Например: мимику, жесты, движения персонажей, проявляют инициативу и творчество.

Подбор произведений для театрализации в подготовительной группе усложняется по содержанию, объёму и нравственному значению. При распределении ролей я всегда учитываю, какая речевая нагрузка возможна для каждого ребёнка.

Таким образом, в соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены в стандарте дошкольного образования, ребёнок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются именно в театрализованной деятельности.

Я активно привлекаю к театрализованной деятельности родителей. Это изготовление костюмов, атрибутов, афиш, а, также, участие родителей в театральных постановках.

В группе создан центр театрализованной деятельности «В гостях у сказки», в котором имеются различные виды театра и реквизит:

  1. Театр игрушки.
  2. Кукольный театр (бибабо, ростовые куклы).
  3. Пальчиковый.
  4. Театр на магнитах.
  5. Настольный (плоскостной).
  6. Театр масок.
  7. Театр на деревянных лопатках.
  8.  Теневой театр.

Также, для театрализованной деятельности, я использую такой реквизит, как костюмы, маски, элементы декораций, билеты, афиши, книги, сборники музыкальных произведений.

Театрализованная деятельность дарит ребёнку радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий новогоднего утренника «В гостях у елочки»

Сценарий новогоднего утренника 1 мл группа «В гостях у елочки» Участники: - Дети, Ведущая, Снегурочка, Игрушки (Заяц, Лиса, Дед Мороз). Атрибуты: - Колокольчик (коробка)...

Структура интегрированного занятия

Структура интегрированного занятия Понятие «интеграция» в словаре иностранных слов объясняется как «восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей». Интегрирование – объединение частей...

Развитие творческого начала дошкольников на занятиях ручного труда

Развитие творческого начала дошкольников на занятиях ручного труда Проблема развития детского творческого начала в настоящее время является одной из актуальных проблем...

Читайте также

Конспект занятия-развлечения «Профессия продавец»

Конспект занятия-развлечения «Профессия продавец» Цель: Познакомить детей с профессией продавца. Основная образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: - социально-коммуникативное развитие; - речевое развитие - физическое...

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Интересные жидкости…

Конспект по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе Тема: «Интересные жидкости в лаборатории профессора Грю»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) …

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) в средней группе Тема: «В гостях у бабушки Настасьи»