Система мероприятий способствующих формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста
«Мир, окружающий ребенка –
это, прежде всего мир природы,
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный
источник детского разума».
В. Сухомлинский.
Экологическое воспитание занимает одно из первых мест в нашем обществе на протяжении последних десятилетий. Познание человеком природы всегда составляло важнейшую основу его умственного развития, формирования мировоззрения.
Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сочувствия, сопереживания, сострадания ко всем живым существам.
Формирование активной позиции «защитника» и «друга» мира природы, является основой экологического воспитания дошкольников.
Полученные знания об окружающем мире должны подкрепляться практической деятельностью и наглядными примерами для того, чтобы дети видели положительный результат своей деятельности и имели желание совершенствовать свои достижения.
Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни. Началом формирования экологической направленности личности считается дошкольное детство, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности. Но на современном этапе развития ребенка мы сталкиваемся с проблемой низкого уровня сформированности экологических представлений у детей дошкольного возраста. Данная проблема возникает по ряду некоторых причин:
- Недостаточно знаний педагога по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста.
- Отсутствие диагностического материала по выявлению уровня сформированности экологических представлений у детей дошкольного возраста.
- Отсутствие эффективных методов и приемов, способствующих формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста.
- Недостаточное количество методического, дидактического и наглядно-демонстрационного материала для успешного формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.
- Низкий уровень творческой и познавательной активности родителей по формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.
- Низкий уровень качества взаимодействия с педагогами МБДОУ и социальными партнерами по формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста.
- Отсутствует система работы по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста) в других образовательных областях.
Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму”. Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает все сам.
Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать. Именно системная работа поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.
Цель – создание системы мероприятий направленных на формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Участники педагогического проекта:
- Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) МБДОУ № 74 г. Калуги.
- Родители (законные представители) детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) МБДОУ № 74 г. Калуги.
- Педагоги МБДОУ №74 г. Калуги.
- Учащиеся 1 классов МБОУ «ООШ № 35» г. Калуги.
- Работники МБУК «КДО» филиала Канищевского СКДЦ г. Калуги.
- Учащиеся и работники МБОУДО «ДШИ №6» г. Калуги.
- Работники Калужской областной детской библиотеки.
Описание системы работы.
Воспитатель предоставляет консультации для родителей, предлагает принять участие в выставках, конкурсах, викторинах, различных мероприятиях по данной теме.
В свою очередь родители совместно с детьми охотно принимают участие во всех предлагаемых воспитателем мероприятиях.
Воспитатель организовывает встречи для старших дошкольников с МБУК «КДО» филиал Канищевский СКДЦ (для просмотров на широком экране мультфильмов, сказок; театральных постановок), с МБОУ «ООШ № 35» г. Калуги (литературно-музыкальный вечер «Красота природы в песнях и стихах», досуговое мероприятие «Куда пропали птицы?», презентация «Птицы Калужского края»), с ДШИ №6 г. Калуги (проведение мастер – класса, показ презентаций по данной теме), с КОДБ г. Калуги (проведение бесед с показом литературы на тему: «Птицы в произведениях художественной литературы).
МБУК «КДО» филиал Канищевский СКДЦ, с МБОУ «ООШ № 35» г. Калуги, с ДШИ №6 г.Калуги, КОДБ г. Калуги с удовольствием сотрудничают с воспитателем и детьми старшего дошкольного возраста.
Старшие дошкольники принимают участие в театральных постановках, выставках МБУК «КДО» филиал Канищевский СКДЦ, записываются в кружки ДШИ №6 г. Калуги, являются постоянными посетителями КОДБ г. Калуги, знакомятся с МБОУ «ООШ № 35» г. Калуги.
Кроме того, родители, благодаря проведенной работе, стали больше взаимодействовать со своими детьми: участвовать в совместных выставках, конкурсах, мероприятиях, организованными воспитателями и членами сетевого взаимодействия, беседы с детьми по результатам проведенных консультаций, презентаций, мастер – классов и т.д. Родители стали больше играть с детьми в дидактические и настольно – печатные игры. Родители интересуются жизнью детей в образовательном учреждении. Сейчас они стали не сторонними наблюдателями, а активными членами образовательного процесса.
Читайте также |
---|
Программа по краеведению в рамках выполнения регионального компонента основной образовательной…
Программа по краеведению в рамках выполнения регионального компонента основной образовательной программы дошкольного образования «Мой край родной» I. Паспорт программы «Мой край родной» Название программы Программа...
Сценарий праздника к 8 марта «Муха-цокотуха»
Сценарий праздника к 8 марта «Муха-цокотуха» Под музыку выбегают девочки. Весенний вальс с цветами. В конце танца выходят мальчики и встают на свои...
Театрализованная деятельность в ДОУ
Театрализованная деятельность в ДОУ Театрализованная деятельность в детском саду имеет большое значение. Это не только развлечение, но и сильное педагогическое средство...