Опыт работы по развитию пространственной ориентировки у незрячих детей дошкольного возраста в условиях комбинированной группы с привлечением тьютора

Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания незрячих детей была и остается проблема ориентировки в пространстве. Известно, что незрячим детям свойственна малая двигательная активность, а также что формирование пространственных представлений, и умение обозначить словесно пространственные отношения, без взрослого не возможны. Развитие ориентировки в пространстве детей с глубоким нарушением зрения требует специального обучения активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, тактильно-двигательного восприятия, обоняния и т. д.) Только в этом случае возможно создание у детей целостного обобщенного образа осваиваемого пространства.
У незрячих детей 4-5 лет развитие ориентировки в микропространстве включает в себя следующие задачи:

  • Формировать пространственные представления слева направо, сверху вниз.
  • Учить использовать в микропространстве такие пространственные понятия, как верхний/нижний, левый/правый угол; середина справа/слева, середина вверху/внизу.
  • Учить располагать предметы на листе бумаги, на поверхности стола, на фланелеграфе слева, справа, вверху, внизу, посередине.
  • Определять и обозначать в речи пространственное расположение игрушек и предметов в микропространстве.

Микроориентировка относительно предмета: тифлопедагог, тьютор учат слепого ребенка ориентироваться в ограниченном пространстве (поверхность, стола, фланелеграф) впереди-сзади, вверху, внизу, справа, слева, впереди слева, сзади справа, сзади слева относительно предмета. В качестве материала используется набор мелких игрушек или предметы реального пространства. Ребёнок выполняет действия с игрушками по словесной инструкции педагога, словесно обозначает пространственные отношения.

Тьютор в работе в условиях комбинированной группы с незрячим ребёнком 4-х лет, наблюдая за ребёнком во время индивидуальных занятий и самостоятельных игр отметила то, что дошкольник, занимаясь с различными предметами или мелкими игрушками старается осмотреть не только те предметы, которые необходимы ему на данный момент в занятии, но и те, которые лежат на столе в стороне от него. Осматривая весь стол, ребёнок отвлекается от поставленной задачи и переключает внимание, не выслушивает инструкцию педагога. Во время активного действия с ними, предметы и игрушки, особенно мячики, падали на пол. Найти их на полу для незрячего ребёнка достаточно проблематично.

В связи с этим возникла идея ограничения рабочей поверхности и изготовлении «рабочего стола», который поможет ребёнку облегчить ориентацию на поверхности большого стола и понимать, где можно брать предметы, предназначенные для занятия. Также этот «рабочий стол», оснащённый бортиком по периметру, помогает ребёнку во время самостоятельной игры не терять предметы и игрушки.

«Рабочий стол» был сделан из большой квадратной крышки обувной коробки. Для улучшения осязания, чтобы ребёнок хорошо отличал «рабочий стол» от других поверхностей, крышка была обклеена бархатной бумагой (шероховатая текстура).

1

«Рабочий стол» стал незаменимым помощников в работе с ребёнком. Сам ребёнок хорошо ориентируется в пространстве стола. Самостоятельно подходит к столу, находит «рабочий стол», где лежат его игрушки. Особенно любит играть с мячиками разного размера, также мячики имеют разную поверхность. Слепой ребёнок более уверенно чувствует себя в самостоятельной игре, так как очень редко теряет предметы и оставляя их на «рабочем столе», знает, где можно потом найти. «Рабочий стол» используется в разных видах деятельности, более широко, чем предполагалось. Данная разработка также используется тьютором, при организации дидактических игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и осязания. В дальнейшем планируется «рабочий стол» увеличить, а бортики снизить, для дальнейшего освоения навыка ориентации и умения самостоятельно действовать с предметами.

2

2



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с…

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с окружающим миром Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами...

Коммуникативная готовность к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с…

Коммуникативная готовность к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Правильное формирование личности ребенка – это задача не...

Дидактические игры в процессе закрепления материала по обучению грамоте в…

Дидактические игры в процессе закрепления материала по обучению грамоте в коррекционной работе воспитателя Игра - это сложное социально-психологическое явление. Являясь ведущей...

Читайте также

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети…

Образовательный маршрут для совместной деятельности родителей с детьми в сети Интернет«Мой город, моя улица. Майские праздники»

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал»

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) …

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (окружающий мир) в средней группе Тема: «В гостях у бабушки Настасьи»