Дошкольное образовательное учреждение как школа осознанного и компетентного родительства

Значение семьи в воспитании ребёнка очень точно обозначил А.С. Макаренко «Семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И, если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром».

Актуальность проблемы обозначена в национальном проекте «Образование», где поставлена задача - удовлетворение потребности родителей (законных представителей) в саморазвитии по вопросам образования и воспитания детей, в том числе родителей детей, получающих дошкольное образование в семье. В нашем регионе разработаны и внедрены методические рекомендации по обеспечению информационно-просветительской поддержки родителей, включающие создание, на базе дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций консультационных центров, обеспечивающих получение родителями детей дошкольного возраста методической, психолого-педагогической и консультативной помощи на безвозмездной основе. Кроме того, актуальность проблемы заключается в том, что в последние десятилетия трансформируются основные функции семьи, на первое место выходит хозяйственно – экономическая функция, а значение воспитательной и коммуникативной уходит на второй план. Как следствие, отмечается ещё целый ряд проблем: ослабление социализирующей роли семьи; самоустранение родителей от решения вопросов воспитания детей; искажённый характер детско-родительских отношений; передоверие ребёнка компьютеру, телевизору, игрушкам; снижение родительского авторитета; потребительское отношение родителей к образовательному учреждению; недостаточный уровень общей культуры и педагогических знаний родителей в вопросах воспитания.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме смещения акцента из сферы общественного воспитания и обучения в сферу семейно – общественного, где ответственность за ребёнка и его подготовку к будущей деятельности в равной степени разделяется между семьёй и государством. Именно на этой почве взаимодействие семьи и общественных институтов на современном этапе характеризуется противоборствующими тенденциями. Противоречие возникает между мерой ответственности, возлагаемой государством на семью по воспитанию детей и неготовностью семьи принять на себя в полном объёме данную функцию. Подобные тенденции негативно сказываются на взаимодействии семьи и образовательного учреждения: не все родители осознают важность своего участия в воспитании и развитии ребёнка.

Новизна нашего подхода к решению проблемы заключается в том, что мы в процессе реализации педагогического проекта стремимся изменить смысл взаимодействия родителей и педагогов, акцент ставим на имеющийся «семейный воспитательный потенциал». Проектные мероприятия предполагается реализовать в течение двух лет (сентябрь 2019 - май 2021год).

В ходе реализации проекта планируется достижение основной цели - активизировать и повысить роль семьи в воспитании детей через поиск и развитие потенциальных «семейных ресурсов»: интеллектуальных и творческих, стимулирования духовных внутренних сил семьи.

Следует подчеркнуть, что на современном этапе развития образования конструктивное взаимодействие семьи ребёнка-дошкольника и образовательного учреждения приобретает особое значении, поскольку именно в дошкольном детстве важно наличие свободного и открытого общения семьи и образовательного учреждения как социального института. В ходе реализации проекта решаются задачи, как по отношению к родителям, детям так и педагогическим работникам учреждения.

Задачи для педагогических работников

мотивировать родителей на осознание, принятие и решение проблем общения с собственными детьми создать детско-взрослую «общность» с целью социализации детей; осуществлять психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания; изучить, обобщить и транслировать лучший семейный опыт.

Задачи для родителей: активно включиться в процесс приобретения знаний и практического опыта по проблемам воспитания и развития детей; улучшить внутрисемейный микроклимат; научиться умению находить выход из сложных ситуаций.

При разработке проекта мы предположили, что специально организованная работа с родителями поможет сформировать положительный микроклимат в семье, установить доверительные (партнёрские) отношения с педагогами. Реализация проекта предусматривает три основных этапа. Организационно-подготовительный этап включает: проведение родительского собрания (знакомство с участниками проекта); изучение семьи в процессе общения, анкетирования; формирование группы родителей для участия в проекте; разработка программы психолого-педагогического сопровождения «Мы вместе». В основу программы «Мы вместе» нами положены следующие принципы взаимодействия: сопровождать – не значит решать за семью её проблемы; искреннее уважение родителей; доброжелательность; атмосфера взаимоуважения и взаимопонимания.

Примерные темы для рассмотрения: «Первый раз в детский сад». «Агрессивный ребёнок», «Стеснительный ребёнок», «Ревность в семье», «Ребёнок не слушается», «Истерики, что делать?» «У ребёнка нет друзей». «Готовимся к первому классу».

Самым продолжительным по срокам реализации является формирующий этап, в рамках которого предусмотрена деятельность педагогического коллектива по отношению к родителям, которая включает разнообразные направления психолого-педагогического сопровождения. Изучение семьи и семейных отношений позволит, на наш взгляд, понять особенности семьи: стиль и проблемы воспитания, специфику общения родителей с детьми, психологический микроклимат.

Профилактические мероприятия помогут предупредить возникновение тех или иных проблем, опосредованно воздействуя на родителей и детей через воспитателей, иных специалистов.

Консультационную деятельность планируется осуществлять по запросам педагогов и родителей с целью установления позитивных отношений с семьёй.

Коррекционная работа предполагает помощь семье в плане исправления различных нарушений внутрисемейных отношений.

Психолого-педагогическое просвещение и образование направлено на формирование педагогической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности родителей. В рамках проектных мероприятий предполагается использовать разнообразные организационные формы работы с родителями:

проект «Семейная академия здоровья». Задача - пропагандировать здоровый образ жизни. Консультационный пункт «Семейный психолог». Задача - дать конкретные знания родителям в той или иной области педагогики и психологии; формировать общие интересы у детей и родителей, помочь родителям самостоятельно решать возникающие педагогические проблемы. «Семейная мастерская». Задача - способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности. Предполагается организация выставок, на которых будут представляться результаты художественно-эстетической деятельности родителей и детей (рисунки, фотоматериалы, поделки). «Ваши добрые дела». Задача - поощрять участие родителей в мероприятиях учреждения, выражать благодарность за любую оказанную помощь.

Таким образом, на формирующем этапе проекта перед ними стоит задача – обеспечить создание семейной среды развития и общения через: организацию домашних творческих мастерских; участие в творческих делах; подготовку детей для участия в конкурсах; участие в семейной выставке «Мир наших увлечений»; организацию познавательных экскурсий; участие в совместных праздниках. В конце срока реализации проекта предполагается: анкетирование участников; анализ и обобщение результатов проектных мероприятий; трансляция позитивного опыта.

Результативность проекта будет оцениваться по следующим критериям: динамика родительского интереса к делам учреждения (степень активности и отклика родителей на запросы педагогов); увеличение количества родителей, принимающих участие в конкурсах, воспитательных мероприятиях; удовлетворённость родителей работой учреждения; улучшение внутрисемейного микроклимата.

Методическое обеспечение проекта включает: программу психолого-педагогического просвещения «Мы вместе»; комплекс диагностического инструментария, комплект конспектов занятий, сценариев праздников, тренингов, ролевых игр и т.д.

 

Библиография

1. Андреева Т.А. Семейная психология: учебное пособие СПб. Речь,2005. -264с.

2. Дружинин В.Н.Психология семьи – М.: «КСП» 1996-160 с

3. Ерминина М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов Казань, 2004. -168 с

4. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы/под редакцией Амсова А.И. –М.,Мысль,1990, 340 с

5.Матейчик З. Родители и дети. М. 1992

6. Овчарова Р.В. Психология родительства: учебное пособие для студентов ВУЗов/Р.В. Овчарова – М. Издательский центр «Академия»,2005 368 с

7. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие/ под редакцией В.С. Торохтий. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.- 224с



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан»

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан» Цель: Создание условий для организации разнообразных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста с помощью трансформируемого, полифункционального, содержательно-насыщенного...

Организация марафона «День технического творчества» с применением технологии «Спираль обучения…

Организация марафона «День технического творчества» с применением технологии «Спираль обучения через творчество» Жизнь в современном обществе становится все разнообразнее и сложнее...

Семья и образовательная организация: системный взгляд на проблему взаимодействия в…

Семья и образовательная организация: системный взгляд на проблему взаимодействия в условиях пандемии Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка...

Читайте также

Адаптация ребенка в детском саду

Адаптация ребенка в детском саду Почти у каждого ребенка наступает новый период жизни-детский сад. Дети индивидуальны и каждый ребенок этот период...

НОД по рисованию в детском саду для детей подготовительной группы…

НОД по рисованию в детском саду для детей подготовительной группы на тему: «Осенний лес» Цели: Учить изображать гуашью на листе деревья Задачи: Образовательные: закреплять представления...

Опыт работы ДОО по сохранению и укреплению здоровья детей

Опыт работы ДОО по сохранению и укреплению здоровья детей Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Все...