Дошкольное образовательное учреждение как школа осознанного и компетентного родительства

Значение семьи в воспитании ребёнка очень точно обозначил А.С. Макаренко «Семья для ребёнка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И, если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром».

Актуальность проблемы обозначена в национальном проекте «Образование», где поставлена задача - удовлетворение потребности родителей (законных представителей) в саморазвитии по вопросам образования и воспитания детей, в том числе родителей детей, получающих дошкольное образование в семье. В нашем регионе разработаны и внедрены методические рекомендации по обеспечению информационно-просветительской поддержки родителей, включающие создание, на базе дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций консультационных центров, обеспечивающих получение родителями детей дошкольного возраста методической, психолого-педагогической и консультативной помощи на безвозмездной основе. Кроме того, актуальность проблемы заключается в том, что в последние десятилетия трансформируются основные функции семьи, на первое место выходит хозяйственно – экономическая функция, а значение воспитательной и коммуникативной уходит на второй план. Как следствие, отмечается ещё целый ряд проблем: ослабление социализирующей роли семьи; самоустранение родителей от решения вопросов воспитания детей; искажённый характер детско-родительских отношений; передоверие ребёнка компьютеру, телевизору, игрушкам; снижение родительского авторитета; потребительское отношение родителей к образовательному учреждению; недостаточный уровень общей культуры и педагогических знаний родителей в вопросах воспитания.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме смещения акцента из сферы общественного воспитания и обучения в сферу семейно – общественного, где ответственность за ребёнка и его подготовку к будущей деятельности в равной степени разделяется между семьёй и государством. Именно на этой почве взаимодействие семьи и общественных институтов на современном этапе характеризуется противоборствующими тенденциями. Противоречие возникает между мерой ответственности, возлагаемой государством на семью по воспитанию детей и неготовностью семьи принять на себя в полном объёме данную функцию. Подобные тенденции негативно сказываются на взаимодействии семьи и образовательного учреждения: не все родители осознают важность своего участия в воспитании и развитии ребёнка.

Новизна нашего подхода к решению проблемы заключается в том, что мы в процессе реализации педагогического проекта стремимся изменить смысл взаимодействия родителей и педагогов, акцент ставим на имеющийся «семейный воспитательный потенциал». Проектные мероприятия предполагается реализовать в течение двух лет (сентябрь 2019 - май 2021год).

В ходе реализации проекта планируется достижение основной цели - активизировать и повысить роль семьи в воспитании детей через поиск и развитие потенциальных «семейных ресурсов»: интеллектуальных и творческих, стимулирования духовных внутренних сил семьи.

Следует подчеркнуть, что на современном этапе развития образования конструктивное взаимодействие семьи ребёнка-дошкольника и образовательного учреждения приобретает особое значении, поскольку именно в дошкольном детстве важно наличие свободного и открытого общения семьи и образовательного учреждения как социального института. В ходе реализации проекта решаются задачи, как по отношению к родителям, детям так и педагогическим работникам учреждения.

Задачи для педагогических работников

мотивировать родителей на осознание, принятие и решение проблем общения с собственными детьми создать детско-взрослую «общность» с целью социализации детей; осуществлять психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам семейного воспитания; изучить, обобщить и транслировать лучший семейный опыт.

Задачи для родителей: активно включиться в процесс приобретения знаний и практического опыта по проблемам воспитания и развития детей; улучшить внутрисемейный микроклимат; научиться умению находить выход из сложных ситуаций.

При разработке проекта мы предположили, что специально организованная работа с родителями поможет сформировать положительный микроклимат в семье, установить доверительные (партнёрские) отношения с педагогами. Реализация проекта предусматривает три основных этапа. Организационно-подготовительный этап включает: проведение родительского собрания (знакомство с участниками проекта); изучение семьи в процессе общения, анкетирования; формирование группы родителей для участия в проекте; разработка программы психолого-педагогического сопровождения «Мы вместе». В основу программы «Мы вместе» нами положены следующие принципы взаимодействия: сопровождать – не значит решать за семью её проблемы; искреннее уважение родителей; доброжелательность; атмосфера взаимоуважения и взаимопонимания.

Примерные темы для рассмотрения: «Первый раз в детский сад». «Агрессивный ребёнок», «Стеснительный ребёнок», «Ревность в семье», «Ребёнок не слушается», «Истерики, что делать?» «У ребёнка нет друзей». «Готовимся к первому классу».

Самым продолжительным по срокам реализации является формирующий этап, в рамках которого предусмотрена деятельность педагогического коллектива по отношению к родителям, которая включает разнообразные направления психолого-педагогического сопровождения. Изучение семьи и семейных отношений позволит, на наш взгляд, понять особенности семьи: стиль и проблемы воспитания, специфику общения родителей с детьми, психологический микроклимат.

Профилактические мероприятия помогут предупредить возникновение тех или иных проблем, опосредованно воздействуя на родителей и детей через воспитателей, иных специалистов.

Консультационную деятельность планируется осуществлять по запросам педагогов и родителей с целью установления позитивных отношений с семьёй.

Коррекционная работа предполагает помощь семье в плане исправления различных нарушений внутрисемейных отношений.

Психолого-педагогическое просвещение и образование направлено на формирование педагогической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности родителей. В рамках проектных мероприятий предполагается использовать разнообразные организационные формы работы с родителями:

проект «Семейная академия здоровья». Задача - пропагандировать здоровый образ жизни. Консультационный пункт «Семейный психолог». Задача - дать конкретные знания родителям в той или иной области педагогики и психологии; формировать общие интересы у детей и родителей, помочь родителям самостоятельно решать возникающие педагогические проблемы. «Семейная мастерская». Задача - способствовать сотрудничеству родителей и детей в совместной деятельности. Предполагается организация выставок, на которых будут представляться результаты художественно-эстетической деятельности родителей и детей (рисунки, фотоматериалы, поделки). «Ваши добрые дела». Задача - поощрять участие родителей в мероприятиях учреждения, выражать благодарность за любую оказанную помощь.

Таким образом, на формирующем этапе проекта перед ними стоит задача – обеспечить создание семейной среды развития и общения через: организацию домашних творческих мастерских; участие в творческих делах; подготовку детей для участия в конкурсах; участие в семейной выставке «Мир наших увлечений»; организацию познавательных экскурсий; участие в совместных праздниках. В конце срока реализации проекта предполагается: анкетирование участников; анализ и обобщение результатов проектных мероприятий; трансляция позитивного опыта.

Результативность проекта будет оцениваться по следующим критериям: динамика родительского интереса к делам учреждения (степень активности и отклика родителей на запросы педагогов); увеличение количества родителей, принимающих участие в конкурсах, воспитательных мероприятиях; удовлетворённость родителей работой учреждения; улучшение внутрисемейного микроклимата.

Методическое обеспечение проекта включает: программу психолого-педагогического просвещения «Мы вместе»; комплекс диагностического инструментария, комплект конспектов занятий, сценариев праздников, тренингов, ролевых игр и т.д.

 

Библиография

1. Андреева Т.А. Семейная психология: учебное пособие СПб. Речь,2005. -264с.

2. Дружинин В.Н.Психология семьи – М.: «КСП» 1996-160 с

3. Ерминина М.О. Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов Казань, 2004. -168 с

4. Жизнедеятельность семьи: тенденции и проблемы/под редакцией Амсова А.И. –М.,Мысль,1990, 340 с

5.Матейчик З. Родители и дети. М. 1992

6. Овчарова Р.В. Психология родительства: учебное пособие для студентов ВУЗов/Р.В. Овчарова – М. Издательский центр «Академия»,2005 368 с

7. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие/ под редакцией В.С. Торохтий. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.- 224с



Новые публикации

Образовательный проект «От веретена до электропрялки»

Образовательный проект «От веретена до электропрялки» Выбор темы моего проекта «От веретена до электропрялки» не случаен, так как одной из задач дошкольного образования является...

Проект на тему: «Велика Россия наша и талантлив наш народ!»

Проект на тему: «Велика Россия наша и талантлив наш народ!»

Вам, родители! «Как воспитать чуткого и умного человека»

Вам, родители! «Как воспитать чуткого и умного человека» Каждый взрослый так или иначе понимает важность воспитания ребенка до его совершеннолетия. Родительство –...

Читайте также

Методическая разработка организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста…

Методическая разработка организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Насекомые» Цель: Закрепление знаний о многообразии разновидностей насекомых, их отличительных...

Активные формы взаимодействия с родителями в формировании уважения к старшим

Активные формы взаимодействия с родителями в формировании уважения к старшим Современное дошкольное образование нацелено на активное взаимодействие всех участников образовательного процесса...

Дидактическая игра «Веселая гусеница»

Дидактическая игра «Веселая гусеница» Дидактическая игра «Веселая гусеница» предназначена для детей 2-3 лет. Данная игра направлена на развитие зрительного восприятия цвета, внимания...

Комментарии

  • Татьяна
    Очень интересная игра. Спасибо

    Подробнее...

     
  • Ирина
    Здравствуйте, замечательная игра, подскажите пожалуйста,вы ее где-то покупали или сами делали из

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо большое за ценную информацию!

    Подробнее...

     
  • Света
    занятие замечательное,н о есть вопрос после рисования дети руки моют?

    Подробнее...

     
  • Юлия
    здравствуйте.а где можно скачать презентацию к прокту?

    Подробнее...





В блогах

Этическая беседа

Этическая беседа с детьми «Будь вежливым». Цель: формирование личности ребёнка, формирование таких качеств, как чувство вежливости, справедливости, ответственности, доброты, честности. Задачи: 1. Раскрыть перед детьми сущность понятия «вежливость», «воспитанность». Систематизировать правила вежливого поведения. 2. Упражнять детей в анализе совершенных поступков, в...

Сценарий мероприятия « Азбука пешехода»

Сценарий мероприятия « Азбука пешехода» Цель: Организация профилактических мероприятий по предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма; воспитание законопослушных участников дорожного движения и привлечение внимания родителей и общественности к проблеме обеспечения безопасности детей на дорогах. Задачи: 1.Совершенствовать представления о безопасном поведении на улицах...

Методическая разработка. Тема: Туши пожар, пока в беду не попал.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 9 имени Героя Советского Союза И.Д.Ваничкина города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области структурного подразделения «Детский сад «Звонкие голоса»   Методическая разработка Тема: Туши пожар, пока в беду не попал...

Информационно-творческий проект в средней группе "День матери"

Информационно-творческий проект в средней группе "День матери" Актуальность: В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к родному дому, семье, бабушке, маме с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что все хорошее начинается с родного дома и матери – хранительницы...