Воспитание звуковой культуры речи ребенка в условиях дошкольных образовательных учреждений

Развитие речи это не только вид НОД в сетке занятий педагога дошкольного воспитания, это сложный и длительный процесс, это ежедневная и ежечасная работа с ребенком. Любое общение с детьми, будь то НОД, чтение художественной литературы, режимные моменты - это неустанная работа по развитию речи ребенка. Огромное влияние на формирование культуры речи у детей оказывает воспитатель, его грамотная речь. Кроме того, педагог дошкольник должен владеть элементарными знаниями об основных нарушениях речи ребенка для своевременного их выявления и направления к специалистам – логопедам.

В обучении детей развитию речи выделяются три направления: структурное (формирование звуковой, грамматической стороны речи); функциональное (формирование диалогической монологической речи, речевого общения); когнитивное или познавательное (развитие элементарного познания явлений языка, речи).

Основные направления работы по развитию речи детей в ДОУ:

- Развитие словаря (освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, ситуацией, в которой происходит общение);

- Воспитание звуковой культуры (развитие восприятия звуков родной речи и произношения), любви и интереса к художественному слову;

- Развитие связной речи (диалогическая (разговорная) речь, монологическая (рассказывание);

- Формирование элементарного осознания явлений языка и речи (различие звука и слова, нахождение места звука в слове);

- Формирование грамматического строя (морфология, синтаксис, словообразование).

В этой статье мы хотим остановиться более подробно на одной из этих составляющих, а именно на воспитании звуковой культуры речи в младших дошкольных группах. В Методике развития речи в детском саду Ольга Ивановна Соловьева («Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду»: Для дошкольных пед. училищ. - Москва: Учпедгиз, 1956. - 174 с.), определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи, отмечает, что «перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции), воспитание выразительности детской речи».

С учетом физиологических и психологических особенностей детей, задачи воспитания звуковой культуры речи в разных возрастных группах усложняются. Так в младшем дошкольном возрасте работа в основном направлена на формирование навыков правильного произношения звуков и развитию речевого слуха. Работа по воспитанию звуковой культуры проводится в разных формах (НОД - целое или его часть, вне занятий) и при разной форме организации детей (групповая, подгрупповая, индивидуальная). Используемые методы (наглядные, словесные, практические), приемы и средства работы также известны и общеприняты, это чтение художественной литературы, дидактические игры и упражнения, демонстрирование образцов правильного произношения, утрированное (с подчеркнутой дикцией) произношение или интонирование звука, оценка ответов, исправление и многое другое.

Приводим пример работы с детьми младшего дошкольного возраста по правильному произношении звуков: «б», «бь» (в звукосочетаниях, словах и фразах) на занятии и в свободной деятельности ребенка.

В своей работе нами использовались такие приемы как, образное называние звука и звукосочетания: «Песенки» барашка (бе-бе-бе), колокола (бом-бом, бом-бом), барабана (бум-бум, бум-бум); бубна (бам-бам-бам), сигнал машины (бип-бип-бип), Дети хором или по одному повторяют звукоподражательные слова и словосочетания. У детей младшего дошкольного возраста такие «песенки» вызывают восторг, особенно если они подкреплены настоящими звуками и эти звуки ребенок извлекает самостоятельно.

10

Помогает в работе над четким звукопроизношением придумывание и заучивание чистоговорок.

Например:

11

Ба-ба-ба;

Расписные короба.

Бе-бе-бе;

Огонек горит в избе.

Бу-бу-бу;

Сидит ворон на дубу.

Бя-бя-бя;

Три игрушки у тебя.

Применение чистоговорок в практике, как правило, происходит по следующей схеме: педагог произносит чистоговорку и сразу же просит детей повторить ее. Затем первую часть чистоговорки проговаривают дети или один ребенок, только что овладевший произношением звука, а вторую – все остальные.

Повторяя шутки-чистоговорки, предлагаемые воспитателем, дети со временем начинают сочинять их сами, подыскивая слова, заканчивающиеся на определенный слог, рифмующиеся с их именами, и т. д. Эти навыки необходимо закреплять в играх и беседах с детьми.

В работе над звукопроизношением нами использовалась игра- инсценировка: «Баю-баюшки-баю». «Баю-баю-баю, белочку качаю» (исполняется хором и индивидуально детьми, которым педагог передает „засыпающую“ белочку)». В дальнейшем дети сами выбирали любую игрушку и под песенку укачивали ее.

12

Наборы картинок с предметами на заданный звук, позволяют проводить множество дидактических игр и упражнений на решение различных задач: например «А что у вас?» , «Что это?» , « Угадай!» и др.

1319

Но детям младшего дошкольного возраста, конечно, интереснее действовать с предметами и игрушками. В нашей группе мы постарались подобрать игровой материал, максимально отвечающий решению речевых задач.

1415

Кроме того, для закрепления правильного произношения звуков «б» и «бь» детям предлагается стихотворение Г. Виеру «Ежик и барабан» (В. В. Гербова «Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада»). Для облегчения восприятия и запоминания ребенком текста в работе нами используются опорные картинки.

С барабаном ходит ежик. Бум-бум-бум!

Целый день играет ежик. Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами. Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно. Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он. Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он. Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались. Бум-бум-бум!

И удары раздавались. Бум-бум-бум!

Зайцы здорово струхнули. Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули. Бум-бум-бум!

16

Кроме того, мы в своей работе используем и легкие графические упражнения, например игра «Кому что?». Дети проговаривают названия предметов изображенных на картинке, обыгрывают ситуацию и проводят линии карандашами или фломастерами. Некоторые детки затем с удовольствием раскрашивают картинки.

1718

Приведенная здесь система работы подходит для прорабатывания любого звука. В статье отражена лишь малая часть работы по развитию звуковой культуры речи, которая ежедневно ведется воспитателями группы. Ведь трудно переоценить значение правильной детской речи. Ребенку с хорошо развитой речью легко вступать в общение со взрослыми и сверстниками. Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи. Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу, так как одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку как раз и являются дефекты речи. 

И впредь мы будем уделять работе в этом направлении большое внимание. Овладение нормами и правилами языка это путь к успеху каждого ребенка. Ведь язык это важнейшее средство человеческого общения.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер – класс по созданию дидактического пособия для дошкольников с…

Мастер – класс по созданию дидактического пособия для дошкольников с нарушением зрения «Игровое поле»

Эксперимент «Как растения пьют воду»

Эксперимент «Как растения пьют воду»

Конспект ООД с детьми подготовительной группы «Чрезвычайные ситуации - что…

Конспект ООД с детьми подготовительной группы «Чрезвычайные ситуации - что это?» Цель: сформировать представление о чрезвычайных ситуациях. Задачи: Образовательные: познакомить с ситуациями, которые...

Читайте также

Конспект прогулки «Наблюдение за птицами»

Конспект прогулки «Наблюдение за птицами» Цель: закрепить знание детей о птицах, воспитывать интерес и любовь к пернатым, вспомнить, что есть зимующие...

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Компьютерная графика»

Рабочая дополнительная общеобразовательная программа «Компьютерная графика» (Базовый уровень технической направленности) 1 модуль Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная программа «Компьютерная графика» представляет собой курс в области новых...

Дидактическая игра «Какой вкус?»

Дидактическая игра «Какой вкус?» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Какой вкус?» В процессе знакомства с окружающим миром, его многообразной растительностью, и...