Использование исследовательской деятельности в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

Нетрадиционные формы работы с детьми в дошкольном учреждении по-прежнему занимают значительное место. В педагогической деятельности существует множество форм математической направленности работы с детьми. Для меня же более интересной показалась исследовательская деятельность, и я решила ее применить на практике.

Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность.

Цель: развитие элементарных математических представлений на основе познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Задачи:

1. Формировать активное отношение к собственной математическо-познавательной деятельности.

2. Развивать умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения.

3. Создавать условия для проявления детской активности в математических проблемно-поисковых ситуациях.

4. Развивать потребность в интеллектуальном общении.

5. Создавать условия для активной и самостоятельной познавательно-исследовательской детской деятельности.

6. Побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.

7. Развивать индивидуальность каждого ребенка, инициативность, стремление использовать имеющиеся знания и умения в новых условиях.

Невозможно реализовать поставленные цели и задачи без создания определённых условий:

1. Обеспечение активности ребенка в математической деятельности через мотивацию.

2. Участие ребенка в выполнении интересных, в меру сложных действий.

3. Выражение сущности этих действий в речи.

4. Проявление соответствующих эмоций, особенно познавательных.

5. Использование экспериментирования, игровых ситуаций, решения задач, их варьирования с целью освоения детьми средств и способов познания (сравнения, измерения, классификации и др. ) и применение их в математической деятельности.

6. Необходимость взаимодействия ребенка и образовательного пространства.

Приемы исследовательской деятельности: прием наложения и приложения, зрительный, с помощью условной мерки (стакан, ложка, линейка и др. )

Используя в своей практике экспериментирование в непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, представляется тем способом обучения, который помогает ребенку «открыть новое знание» за счет сравнения, измерения, выводов. Для получения новых знаний и закрепления пройденного материала в исследовательской работе с детьми использую опыты и эксперименты.

Эксперимент №1: «Взять, два одинаковых по величине и цвету мяча, но изготовленных из разных материалов или наполненных разным материалом, ребенок проводит эксперимент, в котором он сравнивает мячи, выявляя признаки их сходства и различия. Аналогично, можно установить, что при одинаковой форме большего размера предмет, может быть легче, меньшего; или разного размера предметы могут иметь одинаковую массу.

Проводя описанного вида эксперименты, отрабатываются такие математические понятия, как форма, величина, измерение массы.

Хорошим материалом для экспериментирования может быть вода. Эксперимент №2. При изучении раздела «Форма» экспериментальным путем можно установить, что такое вещество как вода не имеет формы. «Вода не имеет формы». Дети наливают воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы. Этот же эксперимент с водой направлен на изучение свойства сохранения объема воды в независимости от формы сосуда.

При измерении сыпучих и жидких материалов использую следующие эксперименты:

Эксперимент №3: «В какую бутылку быстрее нальется вода?». Дети переливают воду из бутылочек разной величины (высокая узкая и низкая широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить объем воды.

Эксперимент №4: «Сколько ложек крупы в стакане?» (кукольных, чайных, десертных, больших). В двух стаканчиках разной формы насыпана гречневая крупа, рядом на столе находятся различные условные мерки.

Прежде чем приступить к измерению количества крупы, надо запомнить правило измерения (Показ). Мерка должна быть полной, вровень с краями, без горки, но и не меньше края мерки. Если вы набрали крупу с горкой, аккуратно ссыпьте ее палочкой обратно. Если меньше – еще раз наберите. Запомните! Результат измерения зависит от правильного, точного заполнения мерки. Каждый раз, когда отмерили полную мерку, надо выставлять фишку, чтобы не сбиться со счета. Детям предлагается с помощью условных мерок измерить количество сыпучего материала.

С помощью экспериментирования решаю в своей практике одну из программных задач по ФЭМП, которой является деление предметов на равные части. Например, предложив детям установить экспериментальным путем, сколькими различными способами можно разделить квадрат (прямоугольник, круг) на 2 (4) равные части и какой формы получатся части.

Эксперимент №5: «Раздели на части». Беру яблоко и режу его на части, спрашиваю детей «На сколько равных частей сначала я разделила яблоко? Сколько получилось таких частей? На сколько равных частей потом разделила яблоко? Сколько получилось частей? Что больше и что меньше: половина или целое яблоко? 2 половины или целое яблоко? И т. д.

Эксперимент №6: «Деление геометрических фигур» на 2, 4, 8 частей и в составлении целых фигур из частей, например: «Как надо сложить и разрезать квадрат, чтобы получились 2 равных прямоугольника? Чтобы получились 2 равных треугольника?» (Надо согнуть квадрат стороной к стороне или сложить уголок с уголком. ) Дети рассказывают о том, какие фигуры и как они разделили и что, получилось в результате деления, какой формы части, сколько их. Такие упражнения дети обычно воспринимают как игру и с удовольствием отвечают на вопросы. Дети с большим интересом выполняют предложенные задания.

Эксперимент №7: «Измерь длину стола разными мерками». Для закрепления понятия «Величина» предложила детям измерить длину и ширину стола. (кукольного, детского и стол воспитателя). Измеряя длину или ширину заданных предметов, дети используют разные предметы-мерки: карандаш, тетрадь, шарфик, ладонь и только потом измеряют длину (ширину) при помощи сантиметра и линейки. Дети измеряют, считают количество мерок, сравнивают. Анализируют и делают выводы. По данному эксперименту сделали вывод, что чем больше мерка, тем меньше ее количество, и чем меньше мерка, чем больше ее количество.

Для сравнения предметов по весу и объёму в своей практике так же использую познавательно - исследовательскую деятельность.

Эксперимент №8: «Камень и вата(50г)». Предложила детям камень и вату (50 г). Спросила, что тяжелее? Все дети сказали, что камень тяжелее ваты. На вопрос «почему?» получила следующие варианты ответов: «Потому что камень всегда тяжелый», «Потому что он тяжелее всего», «Потому что он большой», «Потому что вата легкая». Далее измерили на весах, в результате дети увидели, что вата оказалась тяжелее камня. На вопрос «Почему так получилось?» лишь двое детей дали ответ: «Потому что ваты больше», «Потому что вата скручена в рулон и ее много». Сделали вывод, что вес камня меньше веса ваты.

В процессе практических экспериментов с предметами наглядно показываю независимость числа от размера предметов, расстояния между ними и их расположения.

Эксперимент№9: «Независимость количества от расположения в пространстве». Детям предлагаются два ряда бус с одинаковым количеством бусинок. Задаю детям вопрос: «Одинаково ли количество бусинок в обоих рядах?». Дети отвечают: «Да, одинаково». Затем на глазах детей один ряд бусин расставляю на большие расстояния друг от друга, а второй ряд не меняю. После этого снова спрашиваю: «Одинаково ли количество бусин в двух рядах?» И хотя все дети внимательно наблюдали за изменением, некоторые из них отвечали, что в первом ряду бусин меньше, чем во втором. Затем возвращаю бусинки в первоначальный вид, и дети убеждаются, что количество бусинок одинаково и в первом и во втором ряду. После этого предлагаю детям самостоятельно выполнить данный эксперимент.

При организации с детьми нетрадиционных форм математической направленности используя исследовательскую деятельность, руководствуюсь психолого-педагогическими принципами, на основе которых формируются основы культуры и познания ребенка: деятельностный подход, принцип интереса, сочетание индивидyaльнoй и коллективной деятельности, единство отдыха и познания.

Таким образом, экспериментирование в непосредственно-образовательной деятельности по ФЭМП пробуждает интерес, познавательную активность и любопытство ребенка к изучению программного материала, развивает мыслительные операции, умение анализировать, классифицировать и обобщать. Используя экспериментирование, ребенка не нужно будет заставлять учить математику, он сам будет стремиться узнать новое, главное создать условия, заинтересовать ребенка и дать возможность самому ответить на свои вопросы.

Рекомендации к использованию материала.

Использование исследовательской деятельности в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста невозможно без создания специального образовательного пространства в группе, которое состоит из следующих компонентов:

1. Предметная среда.

2. Содержание образования.

3. Взаимодействие педагог - ребенок – дети.

 

Список литературы.

1. Костюченко М. Экспериментируем!// Дошкольное воспитание. - №8 – 2006. – с. 27

2. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности. // Дошкольное воспитание. - №6 – 2007. – с. 13



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс для педагогов «Мы играем в экономику»

Мастер-класс для педагогов «Мы играем в экономику» Цель: Воспитывать правильное осознанное отношение педагогов к вопросу изучения экономики в дошкольном возрасте. Сформировать...

Эссе «Я-педагог»

Эссе «Я-педагог»

Проект «Святки-Колядки»

Проект «Святки-Колядки»

Читайте также

Использование песочных технологий в психолого-педагогическом сопровождении детей дошкольного возраста

Использование песочных технологий в психолого-педагогическом сопровождении детей дошкольного возраста «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» К.Д. Ушинский. Психолого-педагогическое сопровождение с...

Консультация для воспитателей: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в игровой деятельности»

Консультация для воспитателей: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в игровой деятельности» Актуальность работы: Социально – коммуникативное развитие относится к числу важнейших направлений в дошкольном...

Мастер-класс для педагогов «Снеговик из носочков»

Мастер-класс для педагогов «Снеговик из носочков» Цель: знакомство детей с созданием поделки из носков, развивать мелкую моторику пальцев рук, творчество, фантазию детей...