Формирование этических норм в интерактивных образовательных технологиях

Будущее любого государства, страны определяется духовно-нравственным здоровьем народа, сохранением и развитием его исторического и культурного наследия, бережного сохранения народных традиций, норм и правил жизни, сохранения национального достояния. В настоящее время в обществе наблюдается недостаточное проявление милосердия, воспитанности, взаимопомощи, сострадания. Все эти проявления связаны с этическим воспитанием.

Этическое воспитание – процесс воздействия взрослых на детей с одной стороны и ответных действий детей с другой стороны. Т.е. соблюдение этических норм и правил имеет место быть тогда, когда они не просто заучены, а когда есть осознание правильности поведения согласно данным правилам и нормам. Наличие такого осознания дает возможность говорить о воспитанности человека в нравственном отношении.

Важнейшим этапом жизни любого человека является детство, а именно дошкольный возраст. В этом возрасте ребенок знакомится с миром общественных ценностей, формируются этические основы отношения к себе, к близким и к окружающему миру. С малых лет нужно привить ребенку этикет – это установленный в обществе порядок поведения. Нормой поведения для культурного человека является способность выслушивать собеседника до конца, не перебивая, заботиться и помогать близким.
Начиная активно пользоваться правилами поведения в игре, быту, другой деятельности, дети усваивают их. Этическое воспитание необходимо строить таким образом, чтобы развить у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру.

Морально - этическое воспитание дошкольника – это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности. В разных видах деятельности у взрослого есть возможность влиять на ребенка, на его поведение, формировать отношение к сверстникам, взрослым, труду. В ходе коммуникативной деятельности происходит обмен информацией между субъектами коммуникации, который позволяет достичь более высокого уровня усвоения этических норм и правил жизни. Именно в детском саду в моменты общения со сверстниками, воспитателем ребенок учится сопереживать, понимать других людей, корректирует свое отношение к проявлениям окружающей жизни.

Общение в развитии ребенка играет «значительную роль на протяжении всего детства, лишь только смещая акценты на ту или иную форму взаимодействия».

Одной из форм взаимодействия в дошкольном возрасте являются интерактивные технологии. «Inter» - взаимный, «act» - действовать. Интерактивным, по мнению Б.Ц. Бадмаева, является такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий.

Суть этих технологий состоит в том, что в процесс коммуникации вовлекаются практически все воспитанники, и они имеют возможность понимать, высказывать свое мнение по поводу того, что они думают и знают. Педагог не дает готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. Происходит обмен идеями, знаниями в доброжелательной обстановке и взаимной поддержке друг друга. Активность педагога уходит на второй план, уступая место активности воспитанников.

В ОДО применяются интерактивные образовательные технологии в двух значениях: с применением компьютера, и они называются ИТР, и общение воспитателя с детьми без компьютера – интерактивные педагогические технологии. Интерактивные технологии принципиально изменяют процесс коммуникации в образовательном процессе. Воспитатель выступает в качестве организатора процесса обучения и консультанта. Главными в процессе образования становятся дети, их взаимодействие и сотрудничество. Достигнутые результаты являются результатами совместных усилий участников процесса. Использование этих технологий позволяют реализовать возможности детей с учетом особенностей их психики, изменять формы и виды деятельности, снимать нервное напряжение.

Методов и технологий существует огромное количество, но наиболее популярными среди педагогов ОДО являются: микрофон (дети, по очереди, в микрофон высказывают свои мысли на заданную тему), хоровод (с помощью использования предмета воспитатель учит детей выполнять определенное задание по очереди, не перебивая и выслушивая друг друга («Летает – не летает», «Съедобное – не съедобное» и т.п.), работа в парах (дети объединяются в пары по желанию и выполняют задания), синтез мыслей (дети организуют малую группу и выполняют задание сообща, например на листе бумаги выполняют рисунок. Когда задание одной группой выполнено, то лист передается другой группе, которая дорисовывает детали, выражающие их видение рисунка. И затем происходит обсуждение результата творчества), карусель (образуется два круга, состоящие их пар детей и выполняют задания), дискуссия (нахождение решения проблемы, задачи при обсуждении ее привлечении детей и использовании ими высказывания «Я считаю…», «Я думаю…»), аквариум (позволяет проанализировать ситуацию, увидев ее со стороны, в процессе разыгрывания детьми сценок из жизни, например разыгрывание ссоры, произошедшей между детьми данной группы, дать ей оценку и способы решения конфликта), большой круг ( цель этой технологии - научить каждого ребенка высказывать свое мнение, отстаивать его, развивать коммуникационные навыки, делать выводы).

В работу с детьми интерактивные технологии внедряются постепенно, с учетом возраста и способностей дошкольников:

  • II младшая группа – работа в парах, хоровод;
  • средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;
  • старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;
  • подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, аквариум, дискуссия, большой круг. [9]

Внедрение и использование интерактивных образовательных технологий в ОДО и организация на их основе коммуникативной деятельности помогают укрепить межличностные отношения, преодолеть неуверенность, способствуют воспитанию у дошкольников нравственно-волевых черт личности, чувства взаимопомощи, умения улаживать назревающие конфликты, учат аргументировать свои мысли, не перебивать других детей и с уважением относиться к мнению других сверстников, оказывать необходимую помощь.

Таким образом, использование интерактивных образовательных технологий позволяем субъектам коммуникации обогащать и расширять знания и представления детей об окружающем, устанавливать эмоциональные контакты между участниками игр, обеспечивает формирование этических основ, что является одной из важнейших воспитательных задач детского сада

 

Список литературы:

1. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации: Уч-к для вузов / Под ред. проф. О. Я. Гойхмана. - М.: ИНФРА, 1997. - 272 с. .

2. Интернет ресурс сайт МААМ РУ http://www.maam.ru/detskijsad/sovremenye-interaktivnye-pedagogicheskie-tehnologi-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. - 5-е. изд. - М., 1983.

3. Двуличанская Н.Н. Интеативные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание, 2011 http://technomag.edu.ru/doc/172651

4. Кибирев А.А., Веревкина Т.А.Интерактивные методы обучения: теория и практика: Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, слушателей учреждений дополнительного педагогического образования. - Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2003. - с. 117.

5. Лаврентьева, Н.Б., Нечаева, А.В. Педагогическая этика / Н.Б. Лаврентьева, А.В. Нечаева. – Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2010.

6.Модернизация муниципальных систем дошкольного образования. Научно-методические основы организации интерактивного обучения дошкольников: Методическое пособие. Авторы-составители – Р.М. Литвинова, Т.В. Поштарева. - Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012. – 208 с.

7. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. 2007 г. 4. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004

8. Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А.Сластенина. - М., 1993.

9. Психология и этика делового общения: Уч-к для вузов / В. Ю. Дорошенко, Л. И. Зотова и др.; Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. - 2-е. изд. - М.: ЮНИТИ, 1997. - 279 с.

10. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1969. - С. 83.

11. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.

12. http://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/interaktivnye-formy-organizatsii-uchebnogo-protsessa Интерактивные формы организации учебного процесса.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Весенние…

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Весенние домики для птиц» Первая младшая группа Программное содержание: Закреплять умения детей делать простые постройки (домики)...

Информационно-творческий проект по сюжетно-ролевой игре в старшей группе «Буду в…

Информационно-творческий проект по сюжетно-ролевой игре в старшей группе «Буду в армии служить»

Конспект ООД по изодеятельности во второй младшей группе «Таблетки для…

Конспект ООД по изодеятельности во второй младшей группе «Таблетки для куклы» Цель: закрепить умение рисовать предметы круглой формы. Задачи: Закреплять умения правильно держать кисточку, рисовать...

Читайте также

Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) в подготовительной группе. Тема:…

Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) в подготовительной группе. Тема: «Часы» Цель: Совершенствовать технику лепки часов, используя разнообразный материал. Продолжать учить детей...

Сценарий осеннего утренника для средней группы «Волшебный листочек осени»

Сценарий осеннего утренника для средней группы «Волшебный листочек осени» Цель: Создать у детей радостное настроение. Вызвать эмоциональную отзывчивость, способствовать развитию интереса...

Флористическая композиция «Осенний горшочек»

Флористическая композиция «Осенний горшочек» Любое рукоделие это отдушина для взрослых и радость для детей. Особенно интересно создавать поделки из материалов выращенных...