Формирование этических норм в интерактивных образовательных технологиях

Будущее любого государства, страны определяется духовно-нравственным здоровьем народа, сохранением и развитием его исторического и культурного наследия, бережного сохранения народных традиций, норм и правил жизни, сохранения национального достояния. В настоящее время в обществе наблюдается недостаточное проявление милосердия, воспитанности, взаимопомощи, сострадания. Все эти проявления связаны с этическим воспитанием.

Этическое воспитание – процесс воздействия взрослых на детей с одной стороны и ответных действий детей с другой стороны. Т.е. соблюдение этических норм и правил имеет место быть тогда, когда они не просто заучены, а когда есть осознание правильности поведения согласно данным правилам и нормам. Наличие такого осознания дает возможность говорить о воспитанности человека в нравственном отношении.

Важнейшим этапом жизни любого человека является детство, а именно дошкольный возраст. В этом возрасте ребенок знакомится с миром общественных ценностей, формируются этические основы отношения к себе, к близким и к окружающему миру. С малых лет нужно привить ребенку этикет – это установленный в обществе порядок поведения. Нормой поведения для культурного человека является способность выслушивать собеседника до конца, не перебивая, заботиться и помогать близким.
Начиная активно пользоваться правилами поведения в игре, быту, другой деятельности, дети усваивают их. Этическое воспитание необходимо строить таким образом, чтобы развить у детей положительное эмоциональное отношение к близким и сверстникам, окружающему миру.

Морально - этическое воспитание дошкольника – это целенаправленное педагогическое воздействие по ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности. В разных видах деятельности у взрослого есть возможность влиять на ребенка, на его поведение, формировать отношение к сверстникам, взрослым, труду. В ходе коммуникативной деятельности происходит обмен информацией между субъектами коммуникации, который позволяет достичь более высокого уровня усвоения этических норм и правил жизни. Именно в детском саду в моменты общения со сверстниками, воспитателем ребенок учится сопереживать, понимать других людей, корректирует свое отношение к проявлениям окружающей жизни.

Общение в развитии ребенка играет «значительную роль на протяжении всего детства, лишь только смещая акценты на ту или иную форму взаимодействия».

Одной из форм взаимодействия в дошкольном возрасте являются интерактивные технологии. «Inter» - взаимный, «act» - действовать. Интерактивным, по мнению Б.Ц. Бадмаева, является такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий.

Суть этих технологий состоит в том, что в процесс коммуникации вовлекаются практически все воспитанники, и они имеют возможность понимать, высказывать свое мнение по поводу того, что они думают и знают. Педагог не дает готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. Происходит обмен идеями, знаниями в доброжелательной обстановке и взаимной поддержке друг друга. Активность педагога уходит на второй план, уступая место активности воспитанников.

В ОДО применяются интерактивные образовательные технологии в двух значениях: с применением компьютера, и они называются ИТР, и общение воспитателя с детьми без компьютера – интерактивные педагогические технологии. Интерактивные технологии принципиально изменяют процесс коммуникации в образовательном процессе. Воспитатель выступает в качестве организатора процесса обучения и консультанта. Главными в процессе образования становятся дети, их взаимодействие и сотрудничество. Достигнутые результаты являются результатами совместных усилий участников процесса. Использование этих технологий позволяют реализовать возможности детей с учетом особенностей их психики, изменять формы и виды деятельности, снимать нервное напряжение.

Методов и технологий существует огромное количество, но наиболее популярными среди педагогов ОДО являются: микрофон (дети, по очереди, в микрофон высказывают свои мысли на заданную тему), хоровод (с помощью использования предмета воспитатель учит детей выполнять определенное задание по очереди, не перебивая и выслушивая друг друга («Летает – не летает», «Съедобное – не съедобное» и т.п.), работа в парах (дети объединяются в пары по желанию и выполняют задания), синтез мыслей (дети организуют малую группу и выполняют задание сообща, например на листе бумаги выполняют рисунок. Когда задание одной группой выполнено, то лист передается другой группе, которая дорисовывает детали, выражающие их видение рисунка. И затем происходит обсуждение результата творчества), карусель (образуется два круга, состоящие их пар детей и выполняют задания), дискуссия (нахождение решения проблемы, задачи при обсуждении ее привлечении детей и использовании ими высказывания «Я считаю…», «Я думаю…»), аквариум (позволяет проанализировать ситуацию, увидев ее со стороны, в процессе разыгрывания детьми сценок из жизни, например разыгрывание ссоры, произошедшей между детьми данной группы, дать ей оценку и способы решения конфликта), большой круг ( цель этой технологии - научить каждого ребенка высказывать свое мнение, отстаивать его, развивать коммуникационные навыки, делать выводы).

В работу с детьми интерактивные технологии внедряются постепенно, с учетом возраста и способностей дошкольников:

  • II младшая группа – работа в парах, хоровод;
  • средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;
  • старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;
  • подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, аквариум, дискуссия, большой круг. [9]

Внедрение и использование интерактивных образовательных технологий в ОДО и организация на их основе коммуникативной деятельности помогают укрепить межличностные отношения, преодолеть неуверенность, способствуют воспитанию у дошкольников нравственно-волевых черт личности, чувства взаимопомощи, умения улаживать назревающие конфликты, учат аргументировать свои мысли, не перебивать других детей и с уважением относиться к мнению других сверстников, оказывать необходимую помощь.

Таким образом, использование интерактивных образовательных технологий позволяем субъектам коммуникации обогащать и расширять знания и представления детей об окружающем, устанавливать эмоциональные контакты между участниками игр, обеспечивает формирование этических основ, что является одной из важнейших воспитательных задач детского сада

 

Список литературы:

1. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации: Уч-к для вузов / Под ред. проф. О. Я. Гойхмана. - М.: ИНФРА, 1997. - 272 с. .

2. Интернет ресурс сайт МААМ РУ http://www.maam.ru/detskijsad/sovremenye-interaktivnye-pedagogicheskie-tehnologi-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. - 5-е. изд. - М., 1983.

3. Двуличанская Н.Н. Интеативные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание, 2011 http://technomag.edu.ru/doc/172651

4. Кибирев А.А., Веревкина Т.А.Интерактивные методы обучения: теория и практика: Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, слушателей учреждений дополнительного педагогического образования. - Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2003. - с. 117.

5. Лаврентьева, Н.Б., Нечаева, А.В. Педагогическая этика / Н.Б. Лаврентьева, А.В. Нечаева. – Барнаул: изд-во АлтГТУ, 2010.

6.Модернизация муниципальных систем дошкольного образования. Научно-методические основы организации интерактивного обучения дошкольников: Методическое пособие. Авторы-составители – Р.М. Литвинова, Т.В. Поштарева. - Ставрополь: ГБОУ ДПО СКИРО ПК и ПРО, 2012. – 208 с.

7. Никишина И. В. Интерактивные формы методического обучения. 2007 г. 4. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004

8. Профессиональная культура учителя / Под ред. В.А.Сластенина. - М., 1993.

9. Психология и этика делового общения: Уч-к для вузов / В. Ю. Дорошенко, Л. И. Зотова и др.; Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. - 2-е. изд. - М.: ЮНИТИ, 1997. - 279 с.

10. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1969. - С. 83.

11. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.

12. http://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/interaktivnye-formy-organizatsii-uchebnogo-protsessa Интерактивные формы организации учебного процесса.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Экологический лэпбук «Планета Земля»

Экологический лэпбук «Планета Земля» Игра предназначена для формирования у детей старших дошкольников экологическую культуру и бережное отношение к природе. Игра формирует...

Конспект занятия по изобразительной деятельности (тестопластика) в подготовительной к школе…

Конспект занятия по изобразительной деятельности (тестопластика) в подготовительной к школе группе Тема: «Скворушки» Цель. Формировать навыки работы с соленым тестом. Задачи: учить приемам...

Хрестоматия «Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью!» для детей…

Хрестоматия «Весна, весна красная! Приди, весна, с радостью!» для детей младшего возраста Аннотация: Сегодня мы с интересом начинаем относиться к старинным праздникам...

Читайте также

Формирование духовно-нравственных компетенций, через приобщение детей к культурному наследию коми…

Формирование духовно–нравственных компетенций, через приобщение детей к культурному наследию коми фольклора

Творческий проект «Моя малая родина - Подольск»

Творческий проект «Моя малая родина - Подольск» Методический паспорт творческого проекта Структура Содержание Примеры и разъяснения Тема «Моя малая родина – Подольск»   Руководитель проекта Мостовая Т.М. – учитель-логопед   Исполнитель...

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Посуда для Федоры»…

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Посуда для Федоры», по мотивам хохломской росписи