Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками
Профессия воспитателя – крайне ответственная, требующая от специалиста полной отдачи и максимальной ответственности в своей области. В дошкольном возрасте от педагога зависит формирование фундамента здоровья ребенка, его физическое, социально-эмоциональное, психическое развитие.
Для полноценного развития детей воспитатели обязаны использовать в своей работе особые здоровьеформулирующие и здоровьесберегающие технологии. Необходимо еще в дошкольном возрасте сформировать у ребенка привычку к здоровому образу жизни, которая аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в решении оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Воспитательный процесс должен быть организован с учетом принципов сохранения, укрепления и формирования здоровья.
Мною в работе используется несколько таких технологий.
- Физкультурные занятия, подвижные игры, утренняя гимнастика, прогулки, спортивные и музыкальные праздники совместно являются здоровьеформирующими действиями. Помимо этого, к ним относятся беседы с детьми о вредных привычках, о пользе закаливания, о важности личной гигиены.
- Медико-профилактическая технология, обеспечивающая ежедневный мониторинг здоровья воспитанников, организацию и контроль питания детей, помощь в проведении медицинских осмотров с участием узких специалистов, контроль течения хронических патологий ребенка. Сюда же входит и противоэпидемические мероприятия (проветривание, влажная уборка пола и поверхностей и т.п.).
- Учебно-воспитательные технологии, формирующие у детей ответственность за собственное здоровье.
- Психо-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой воспитателя, обеспечивающие комфортные условия для детей в группе.
- Технологии здоровьеобогащения, включающие в себя различные консультации для родителей воспитанников и педагогов, так как внедрение данных технологий необходимо не только в образовательном процессе ребенка, но и в домашнем быту. Родители должны принимать активное участие в мотивации ребенка, поддерживать его психическое и эмоциональное здоровье, показывать на своем примере пользу здоровых привычек.
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья, включающие в себя
- Стретчинг;
- Динамические паузы;
- Пальчиковую гимнастику;
- Гимнастику для глаз;
- Коммуникативные игры;
- Сказкотерапию.
По моему мнению, исходя из принципа “здоровый ребенок - успешный ребенок”, невозможно решение проблемы воспитания социально адаптированной личности без осуществления системы мероприятий по оздоровительной работе и физическому воспитанию детей. Применение в работе здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Использование данных технологий в итоге приведет к формированию у ребенка мотивацию на здоровый образ жизни.
Список литературы:
- Полтавцева Н.В., «Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании», издат. ФЛИНТА, Москва, 2011 г. [360 с.]
Читайте также |
---|
Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольника
Роль семьи в духовно-нравственном воспитании дошкольника На сегодняшний день, ведущим параметром развития личности ребенка можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности...
Основы безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста
Основы безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. Ключевая роль в обеспечении национальной...
Система экологического образования как фактор развития детей дошкольного возраста
Система экологического образования как фактор развития детей дошкольного возраста Какой будет наша Белaрусь, кaким увидят окружaющий мир будущие поколения, во многом...