Игры для активизации речи у безречевых детей
В последнее время в логопедических группах ДОУ значительно возросло число детей с ЗРР, моторной алалией. Практически в каждой логопедической группе есть один, а то и несколько детей, речь которых – отдельные звуки, звукокомплексы, слоги или обрывки слов. В коррекционной литературе представлено достаточное количество книг, методических материалов. Тем не менее, каждому педагогу, работающему с такими детьми, требуется значительное время и силы для подготовки, учитывая возросшую наполняемость логопедических групп и общую тенденцию к усложнению речевых нарушений. Ниже представлены игры, используемые на начальных этапах коррекционной работы. Часть упражнений (на усмотрение логопеда) выполняется воспитателем во время коррекционного часа. В зависимости от индивидуальных возможностей ребёнка педагог может варьировать упражнения по собственному усмотрению, добавлять свои, использовать разработки других авторов. При подборе игр использовались следующие источники:
Батяева С.В. Савостьянова Е.В. Альбом по развитию речи для самых маленьких. М., 2012.
Закревская О.В. Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. М.,2014.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Екатеринбург, 1999.
Исханова С.В. Учимся говорить вместе с Машей и Мишей. Ростов-на-Дону, 2016.
Косинова Е.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких. М., 2013.
Новиковская О.А. Как научиться быстро говорить от одного года до 4 лет. М., 2012.
Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить. М., 2016.
1. «Встреча».
У Таниной бабушки много домашних животных. Когда Таня приходит, они все с ней здороваются. Возьми игрушку и поздоровайся. Как здоровается лошадь (корова, кошка, собака и т.д.).
2. «Мяч, катись!»
Взрослый и ребёнок прокатывают мяч под стулом друг другу. Желательно вызвать словесную реакцию ребёнка («катись», «оп» или «ох», «туда») в зависимости от речевых возможностей ребёнка.
3. «Тучки». Тучки встретились: взрослый и ребёнок идут навстречу друг другу, встретившись, обнимаются. Желательно вызвать у ребёнка звукоподражательную реакцию. В зависимости от речевых возможностей ребёнка произносятся слог или слово. Р.: УХ! ОХО! ОПА! ТУК! Тучки обиделись, разозлились (топнуть ногой, произнести слог или короткое слово).
Тучки расходятся: взрослый и ребёнок отворачиваются друг от друга, машут руками. Произносят слоги или слова, Р.: У-У! ИДУ! ПОКА!
4. «Дождик». По любой картинке «осень» ребёнок находит и показывает тучу, дождик, листья, лужи. С разной скоростью повторять «кап-кап-кап». При этом соединять пальцы обеих рук друг с другом, или ударять указательным пальчиком одной руки по раскрытой ладошке другой.
5. Упражнение «Игрушки в гостях». Посадить игрушки в любом порядке и называть звукоподражательными словами: кукла – уа, мышка – пи-пи, курица – ко-ко, собака – ав-ав, машина – би-би, лошадка – но-но, корова – му-му, мяч – бом-бом, мишка – э-э-э, дудочка – ду-ду-ду, коза – ме-ме-ме, погремушка – дон-дон, гусь – га-га-га, барабан – бам-бам, кошка – мяу.
6. «Где платочек?». Спрятать платочек под игрушку. Попросить ребёнка найти платочек и сказать «тут».
7. «Я и ты» - показать на себя – Я, на ребёнка – ты.
8. «Посади игрушки».
На столе (диване или лучше всего – на отдельных стульях) рассадить игрушки. Назвать их (как сможет). Попросить ребёнка отвернуться. Поменять месторасположение 1 игрушки. Ребёнок открывает глаза и должен вернуть игрушку на место.
9. «Кто как разговаривает». Используя картинки, озвучить: самолёт – И-и-и; пароход – Ы-ы-ы; волк – У-у-у; «больной палец» - Ох-ох-ох; кукла – А-а-а. (Можно брать и другие картинки и придумывать звукосочетания).
10. «Кто тебя позвал». Используя картинки (игрушки) и звукосочетания предыдущих упражнения, педагог зовёт ребёнка. Ребёнок выбирает картинку», называет (по мере возможности).
11. «Найди пару». Используя картинки и игрушки, найти одинаковые (Р: заяц картинка и заяц игрушка, или два разных зайца на картинке).
12. «Весёлые музыканты». Предложить ребёнку «поиграть «на музыкальных инструментах». Дудочка – ду-ду-ду; балалайка – ля-ля-ля; колокольчик – динь-динь-динь; барабан – та-та-та (сопровождать имитирующими игру движениями).
13. «Ладушки» (с проговариванием, либо побуждать ребёнка произносить любые похожие слоги – типа ОП).
«Хлоп (хлопок), хлоп (хлопок),
шлёп (шлепок по коленям).
топ (топнуть ногой).
(Можно менять порядок движений.)
14. «Барабан». На барабане правой палочкой – бам-бам. Левой палочкой – бом-бом. Двумя палочками – бум-бум. Сначала проделать вместе – удар + слова, затем взрослый говорит, а ребёнок ударяет нужной палочкой.
15. Двигательное упражнение.
Правая рука по плечу – тук, левая рука – туп,
левая рука вперёд – так, правая рука - тап,
хлопок – вот так. (Можно брать и другие слоги.)
16. «Путаница». Взрослый показывает картинку и намеренно называет её неправильно. Ребёнок исправляет.
17. «Большой и маленький». Произносить слоги: па, ап, ка, ак, ма, ам, та, ат – низким голосом (как взрослый) и высоким голосом (как ребёнок).
18. «Телефон». Разговаривать по «телефону», попросив ребёнка повторять за взрослым слоги, сначала одинаковые, а потом разные. Можно использовать игрушечные телефоны или просто прикладывать к уху кулаки.
19. Игра «Кто там?».
Ребёнок: - тук-тук!
Взрослый: - кто там?
Ребёнок: - Это я, Катя (кукла, мишка).
20. «Знакомство».
– Я иду. – И я иду.
– Пой песенку. – Ля-ля-ля.
– Ты кто? - А ты кто?
– Я ёжик. – А я зайка.
21. Двигательное упражнение - попевка. (Петь с одновременным показыванием.)
Где же глазки? – вот, вот!
Где же носик? – вот, вот!
(И далее с другими частями тела.)
22. Двигательное упражнение: «Мишка – шалунишка».
Мишка куклу уронил: «Бах-бах!» (руки развести в стороны).
Мишка на пол чай разлил «Ах-ох» (качаем головой).
Мишка-мишка, шалунишка! «Эх-эх» (погрозить пальцем).
Непослушный ты мальчишка! «Ох-ох-ох!» (качать головой).
23. «Скажи сам». Составление простых предложений по предметным картинкам: это…, там… , вот… , тут… .
24. «Волшебная палочка». Ребёнок – волшебник. У него есть волшебная палочка, которой он может расколдовать взрослого. Ребёнок взмахивает палочкой и говорит: «Стой» или «Иди». Взрослый выполняет команды «волшебника». В зависимости от возможностей ребёнка использовать и другие слова «сиди, пой, ешь» и т.д.
Читайте также |
---|
Сценарий квест-игры в подготовительной логопедической группе. Тема «Путешествие на поезде»
Сценарий квест-игры в подготовительной логопедической группе Тема «Путешествие на поезде» Цели: 1. Обеспечить применение на практике речевых навыков общения детей. 2. Обеспечить развитие...
Перспективный план реализации приоритетного направления по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»…
Перспективный план реализации приоритетного направления по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Модуль «Увлекательная колористика» Тема недели Тема модуля, этап Форма проведения «До свидания, лето», «Здравствуй...
Песенное творчество на музыкальных занятиях в ДОУ

Песенное творчество на музыкальных занятиях в ДОУ Успешность творческих проявлений детей в данном виде творчества зависит от развития музыкальных способностей (ладового...