Игры для активизации речи у безречевых детей

В последнее время в логопедических группах ДОУ значительно возросло число детей с ЗРР, моторной алалией. Практически в каждой логопедической группе есть один, а то и несколько детей, речь которых – отдельные звуки, звукокомплексы, слоги или обрывки слов. В коррекционной литературе представлено достаточное количество книг, методических материалов. Тем не менее, каждому педагогу, работающему с такими детьми, требуется значительное время и силы для подготовки, учитывая возросшую наполняемость логопедических групп и общую тенденцию к усложнению речевых нарушений. Ниже представлены игры, используемые на начальных этапах коррекционной работы. Часть упражнений (на усмотрение логопеда) выполняется воспитателем во время коррекционного часа. В зависимости от индивидуальных возможностей ребёнка педагог может варьировать упражнения по собственному усмотрению, добавлять свои, использовать разработки других авторов. При подборе игр использовались следующие источники:

Батяева С.В. Савостьянова Е.В. Альбом по развитию речи для самых маленьких. М., 2012.

Закревская О.В. Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. М.,2014.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Екатеринбург, 1999.

Исханова С.В. Учимся говорить вместе с Машей и Мишей. Ростов-на-Дону, 2016.

Косинова Е.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких. М., 2013.

Новиковская О.А. Как научиться быстро говорить от одного года до 4 лет. М., 2012.

Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить. М., 2016.

1. «Встреча».

У Таниной бабушки много домашних животных. Когда Таня приходит, они все с ней здороваются. Возьми игрушку и поздоровайся. Как здоровается лошадь (корова, кошка, собака и т.д.).

2. «Мяч, катись!»

Взрослый и ребёнок прокатывают мяч под стулом друг другу. Желательно вызвать словесную реакцию ребёнка («катись», «оп» или «ох», «туда») в зависимости от речевых возможностей ребёнка.

3. «Тучки». Тучки встретились: взрослый и ребёнок идут навстречу друг другу, встретившись, обнимаются. Желательно вызвать у ребёнка звукоподражательную реакцию. В зависимости от речевых возможностей ребёнка произносятся слог или слово. Р.: УХ! ОХО! ОПА! ТУК! Тучки обиделись, разозлились (топнуть ногой, произнести слог или короткое слово).

Тучки расходятся: взрослый и ребёнок отворачиваются друг от друга, машут руками. Произносят слоги или слова, Р.: У-У! ИДУ! ПОКА!

4. «Дождик». По любой картинке «осень» ребёнок находит и показывает тучу, дождик, листья, лужи. С разной скоростью повторять «кап-кап-кап». При этом соединять пальцы обеих рук друг с другом, или ударять указательным пальчиком одной руки по раскрытой ладошке другой.

5. Упражнение «Игрушки в гостях». Посадить игрушки в любом порядке и называть звукоподражательными словами: кукла – уа, мышка – пи-пи, курица – ко-ко, собака – ав-ав, машина – би-би, лошадка – но-но, корова – му-му, мяч – бом-бом, мишка – э-э-э, дудочка – ду-ду-ду, коза – ме-ме-ме, погремушка – дон-дон, гусь – га-га-га, барабан – бам-бам, кошка – мяу.

6. «Где платочек?». Спрятать платочек под игрушку. Попросить ребёнка найти платочек и сказать «тут».

7. «Я и ты» - показать на себя – Я, на ребёнка – ты.

8. «Посади игрушки».

На столе (диване или лучше всего – на отдельных стульях) рассадить игрушки. Назвать их (как сможет). Попросить ребёнка отвернуться. Поменять месторасположение 1 игрушки. Ребёнок открывает глаза и должен вернуть игрушку на место.

9. «Кто как разговаривает». Используя картинки, озвучить: самолёт – И-и-и; пароход – Ы-ы-ы; волк – У-у-у; «больной палец» - Ох-ох-ох; кукла – А-а-а. (Можно брать и другие картинки и придумывать звукосочетания).

10. «Кто тебя позвал». Используя картинки (игрушки) и звукосочетания предыдущих упражнения, педагог зовёт ребёнка. Ребёнок выбирает картинку», называет (по мере возможности).

11. «Найди пару». Используя картинки и игрушки, найти одинаковые (Р: заяц картинка и заяц игрушка, или два разных зайца на картинке).

12. «Весёлые музыканты». Предложить ребёнку «поиграть «на музыкальных инструментах». Дудочка – ду-ду-ду; балалайка – ля-ля-ля; колокольчик – динь-динь-динь; барабан – та-та-та (сопровождать имитирующими игру движениями).

13. «Ладушки» (с проговариванием, либо побуждать ребёнка произносить любые похожие слоги – типа ОП).

«Хлоп (хлопок), хлоп (хлопок),

шлёп (шлепок по коленям).

топ (топнуть ногой).

(Можно менять порядок движений.)

14. «Барабан». На барабане правой палочкой – бам-бам. Левой палочкой – бом-бом. Двумя палочками – бум-бум. Сначала проделать вместе – удар + слова, затем взрослый говорит, а ребёнок ударяет нужной палочкой.

15. Двигательное упражнение.

Правая рука по плечу – тук, левая рука – туп,

левая рука вперёд – так, правая рука - тап,

хлопок – вот так. (Можно брать и другие слоги.)

16. «Путаница». Взрослый показывает картинку и намеренно называет её неправильно. Ребёнок исправляет.

17. «Большой и маленький». Произносить слоги: па, ап, ка, ак, ма, ам, та, ат – низким голосом (как взрослый) и высоким голосом (как ребёнок).

18. «Телефон». Разговаривать по «телефону», попросив ребёнка повторять за взрослым слоги, сначала одинаковые, а потом разные. Можно использовать игрушечные телефоны или просто прикладывать к уху кулаки.

19. Игра «Кто там?».

Ребёнок: - тук-тук!  

Взрослый: - кто там?

Ребёнок: - Это я, Катя (кукла, мишка).

20. «Знакомство».

– Я иду. – И я иду.

– Пой песенку. – Ля-ля-ля.

– Ты кто? - А ты кто?

– Я ёжик. – А я зайка.

21. Двигательное упражнение - попевка. (Петь с одновременным показыванием.)

Где же глазки? – вот, вот!

Где же носик? – вот, вот!

(И далее с другими частями тела.)

22. Двигательное упражнение: «Мишка – шалунишка».

Мишка куклу уронил: «Бах-бах!» (руки развести в стороны).

Мишка на пол чай разлил «Ах-ох» (качаем головой).

Мишка-мишка, шалунишка! «Эх-эх» (погрозить пальцем).

Непослушный ты мальчишка! «Ох-ох-ох!» (качать головой).

23. «Скажи сам». Составление простых предложений по предметным картинкам: это…, там… , вот… , тут… .

24. «Волшебная палочка». Ребёнок – волшебник. У него есть волшебная палочка, которой он может расколдовать взрослого. Ребёнок взмахивает палочкой и говорит: «Стой» или «Иди». Взрослый выполняет команды «волшебника». В зависимости от возможностей ребёнка использовать и другие слова «сиди, пой, ешь» и т.д.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Воспитательное значение народных сказок

Воспитательное значение народных сказок Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа. Одной из...

Дидактическое пособие по сенсорному развитию для детей второго раннего возраста…

Дидактическое пособие по сенсорному развитию для детей второго раннего возраста «Радужная палитра» Аннотация: Дидактическая игра из фетра представляет собой пособие, которое развивает...

Конспект НОД по рисованию с использованием НТР «Такие разные березы»

Конспект НОД по рисованию с использованием НТР «Такие разные березы»

Читайте также

Наглядно-познавательное пособие «Породы кошек»

Наглядно-познавательное пособие «Породы кошек» Цель: познакомить детей с породами кошек. Задачи: - развивать познавательный интерес, любознательность, память, внимание; - расширить словарный запас; - воспитывать у детей...

Консультация для педагогов «Диагностика развития психических процессов и оценивание результатов…

Консультация для педагогов «Диагностика развития психических процессов и оценивание результатов выполнения детьми с СДВГ диагностических заданий с опорой на заданные...

Мастер-класс «Эх, баранки-калачи»

Мастер-класс «Эх, баранки-калачи» Цель: закрепление представления детей старшей группы о процессе изготовления хлебобулочных изделий с помощью приготовления соленого теста и лепки из него. Задачи: Образовательные: 1. Познакомить...