Игры для активизации речи у безречевых детей

В последнее время в логопедических группах ДОУ значительно возросло число детей с ЗРР, моторной алалией. Практически в каждой логопедической группе есть один, а то и несколько детей, речь которых – отдельные звуки, звукокомплексы, слоги или обрывки слов. В коррекционной литературе представлено достаточное количество книг, методических материалов. Тем не менее, каждому педагогу, работающему с такими детьми, требуется значительное время и силы для подготовки, учитывая возросшую наполняемость логопедических групп и общую тенденцию к усложнению речевых нарушений. Ниже представлены игры, используемые на начальных этапах коррекционной работы. Часть упражнений (на усмотрение логопеда) выполняется воспитателем во время коррекционного часа. В зависимости от индивидуальных возможностей ребёнка педагог может варьировать упражнения по собственному усмотрению, добавлять свои, использовать разработки других авторов. При подборе игр использовались следующие источники:

Батяева С.В. Савостьянова Е.В. Альбом по развитию речи для самых маленьких. М., 2012.

Закревская О.В. Развивайся, малыш! Система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. М.,2014.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Екатеринбург, 1999.

Исханова С.В. Учимся говорить вместе с Машей и Мишей. Ростов-на-Дону, 2016.

Косинова Е.М. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких. М., 2013.

Новиковская О.А. Как научиться быстро говорить от одного года до 4 лет. М., 2012.

Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить. М., 2016.

1. «Встреча».

У Таниной бабушки много домашних животных. Когда Таня приходит, они все с ней здороваются. Возьми игрушку и поздоровайся. Как здоровается лошадь (корова, кошка, собака и т.д.).

2. «Мяч, катись!»

Взрослый и ребёнок прокатывают мяч под стулом друг другу. Желательно вызвать словесную реакцию ребёнка («катись», «оп» или «ох», «туда») в зависимости от речевых возможностей ребёнка.

3. «Тучки». Тучки встретились: взрослый и ребёнок идут навстречу друг другу, встретившись, обнимаются. Желательно вызвать у ребёнка звукоподражательную реакцию. В зависимости от речевых возможностей ребёнка произносятся слог или слово. Р.: УХ! ОХО! ОПА! ТУК! Тучки обиделись, разозлились (топнуть ногой, произнести слог или короткое слово).

Тучки расходятся: взрослый и ребёнок отворачиваются друг от друга, машут руками. Произносят слоги или слова, Р.: У-У! ИДУ! ПОКА!

4. «Дождик». По любой картинке «осень» ребёнок находит и показывает тучу, дождик, листья, лужи. С разной скоростью повторять «кап-кап-кап». При этом соединять пальцы обеих рук друг с другом, или ударять указательным пальчиком одной руки по раскрытой ладошке другой.

5. Упражнение «Игрушки в гостях». Посадить игрушки в любом порядке и называть звукоподражательными словами: кукла – уа, мышка – пи-пи, курица – ко-ко, собака – ав-ав, машина – би-би, лошадка – но-но, корова – му-му, мяч – бом-бом, мишка – э-э-э, дудочка – ду-ду-ду, коза – ме-ме-ме, погремушка – дон-дон, гусь – га-га-га, барабан – бам-бам, кошка – мяу.

6. «Где платочек?». Спрятать платочек под игрушку. Попросить ребёнка найти платочек и сказать «тут».

7. «Я и ты» - показать на себя – Я, на ребёнка – ты.

8. «Посади игрушки».

На столе (диване или лучше всего – на отдельных стульях) рассадить игрушки. Назвать их (как сможет). Попросить ребёнка отвернуться. Поменять месторасположение 1 игрушки. Ребёнок открывает глаза и должен вернуть игрушку на место.

9. «Кто как разговаривает». Используя картинки, озвучить: самолёт – И-и-и; пароход – Ы-ы-ы; волк – У-у-у; «больной палец» - Ох-ох-ох; кукла – А-а-а. (Можно брать и другие картинки и придумывать звукосочетания).

10. «Кто тебя позвал». Используя картинки (игрушки) и звукосочетания предыдущих упражнения, педагог зовёт ребёнка. Ребёнок выбирает картинку», называет (по мере возможности).

11. «Найди пару». Используя картинки и игрушки, найти одинаковые (Р: заяц картинка и заяц игрушка, или два разных зайца на картинке).

12. «Весёлые музыканты». Предложить ребёнку «поиграть «на музыкальных инструментах». Дудочка – ду-ду-ду; балалайка – ля-ля-ля; колокольчик – динь-динь-динь; барабан – та-та-та (сопровождать имитирующими игру движениями).

13. «Ладушки» (с проговариванием, либо побуждать ребёнка произносить любые похожие слоги – типа ОП).

«Хлоп (хлопок), хлоп (хлопок),

шлёп (шлепок по коленям).

топ (топнуть ногой).

(Можно менять порядок движений.)

14. «Барабан». На барабане правой палочкой – бам-бам. Левой палочкой – бом-бом. Двумя палочками – бум-бум. Сначала проделать вместе – удар + слова, затем взрослый говорит, а ребёнок ударяет нужной палочкой.

15. Двигательное упражнение.

Правая рука по плечу – тук, левая рука – туп,

левая рука вперёд – так, правая рука - тап,

хлопок – вот так. (Можно брать и другие слоги.)

16. «Путаница». Взрослый показывает картинку и намеренно называет её неправильно. Ребёнок исправляет.

17. «Большой и маленький». Произносить слоги: па, ап, ка, ак, ма, ам, та, ат – низким голосом (как взрослый) и высоким голосом (как ребёнок).

18. «Телефон». Разговаривать по «телефону», попросив ребёнка повторять за взрослым слоги, сначала одинаковые, а потом разные. Можно использовать игрушечные телефоны или просто прикладывать к уху кулаки.

19. Игра «Кто там?».

Ребёнок: - тук-тук!  

Взрослый: - кто там?

Ребёнок: - Это я, Катя (кукла, мишка).

20. «Знакомство».

– Я иду. – И я иду.

– Пой песенку. – Ля-ля-ля.

– Ты кто? - А ты кто?

– Я ёжик. – А я зайка.

21. Двигательное упражнение - попевка. (Петь с одновременным показыванием.)

Где же глазки? – вот, вот!

Где же носик? – вот, вот!

(И далее с другими частями тела.)

22. Двигательное упражнение: «Мишка – шалунишка».

Мишка куклу уронил: «Бах-бах!» (руки развести в стороны).

Мишка на пол чай разлил «Ах-ох» (качаем головой).

Мишка-мишка, шалунишка! «Эх-эх» (погрозить пальцем).

Непослушный ты мальчишка! «Ох-ох-ох!» (качать головой).

23. «Скажи сам». Составление простых предложений по предметным картинкам: это…, там… , вот… , тут… .

24. «Волшебная палочка». Ребёнок – волшебник. У него есть волшебная палочка, которой он может расколдовать взрослого. Ребёнок взмахивает палочкой и говорит: «Стой» или «Иди». Взрослый выполняет команды «волшебника». В зависимости от возможностей ребёнка использовать и другие слова «сиди, пой, ешь» и т.д.



Новые публикации

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД»…

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД» на лексическую тему «Лес, грибы, ягоды». (Подготовительная группа 05)

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием…

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Овощи и фрукты – нужные продукты»

Конспект открытого интегрированного занятия для подготовительной группы. Тема: «Большое космическое…

Конспект открытого интегрированного занятия для подготовительной группы Тема: «Большое космическое путешествие» Цель: - доставить детям радость и удовольствие от игр и...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности для средней группы с использованием игровых и…

Конспект образовательной деятельности для средней группы с использованием игровых и обучающих технологий «Моем, моем трубочиста» Цель: Создание позитивного отношения к культурно-гигиеническим...

«Природа вокруг нас» в форме викторины Подготовительная группа «Буратино»

«Природа вокруг нас» в форме викторины Подготовительная группа «Буратино» Цель: обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины. Задачи: • Продолжать уточнять...

Педагогический проект по программе «Вдохновение»: «Я! Портфолио»

Педагогический проект по программе «Вдохновение»: «Я! Портфолио» Участники проекта: дети, родители, воспитатель. Сроки работы: долгосрочный. Значимая для родителей проблема, на решение которой направлен проект: творческое...

Комментарии

  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Здравствуйте! В статье вы не указали список источников, меня интересуют [49] и [50]. Подскажите, что ...

    Подробнее...

     
  • Кристина
    Здравствуйте! А где можно ознакомится с полным проектом ?

    Подробнее...





В блогах

Конспект итоговой НОД с использованием интерактивных технологий в средней группе детского сада «Занимательная викторина»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад№55 «Радуга» Конспект итоговой НОД с использованием интерактивных технологий в средней группе детского сада «Занимательная викторина»           Разработала воспитатель первой категории Стрельникова Е В     2022 год Цель :...

Мастер – класс для родителей «Как играть в «ЛЕГО» вместе с детьми»

Цель:  повышение компетентности родителей по вопросам воспитания и обучения детей, развития интеллектуального и творческого потенциала детей посредством ЛЕГО-конструирования и степени их вовлечённости в образовательный процесс. Задачи:  ознакомить родителей с инновационной деятельностью в группе;  расширить и уточнить представления...

Lego-конструирование и робототехника - инновационные технологии в детском саду.

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно, в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка. Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности...

Консультация для родителей

Консультация для родителей «Адаптация детей в детском саду» Если родителям удалось сформировать у ребёнка навыки самообслуживания, научить играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня малыша совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребёнка с воспитателем, то адаптационный период будет...