Метод проекта в дошкольном образовании, как один из методов интегрированного обучения дошкольников

Актуальность. Сегодня в связи с введением в действие Государственных требований к развитию детей раннего и дошкольного возраста Республики Узбекистан, возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования. Дошкольные образовательные организации Узбекистана реализуют Государственную учебную программу дошкольного образования «Илк кадам», которая направлена на выявление и развитие творческих и познавательных способностей, с учетом возрастных особенностей детей.

Одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста является проектная деятельность. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целеориентированность и результативность.

Метод проектов занимает ведущее место среди инновационных методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики.

Цель. Основной целью проектного метода в ДОО является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Поиск и освоение инноваций, способствующих качественным изменениям в деятельности ДОО - основной механизм оптимизации развития системы дошкольного образования в Узбекистане.

Основное содержание. Метод проекта в дошкольном образовании, как один из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОО открытой для активного участия родителей.

В переводе с греческого проект – это путь исследования. Проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире – важнейшие черты нормального детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально развивалось в процессе саморазвития.

На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо учить по-новому. Ребята должны быть увлечены в исследовательские проекты и творческие занятия. Тематическое планирование по программе «Илк кадам», дает воспитателю творческий подход в организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста. Поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает прочное место в дошкольных образовательных организациях Узбекистана. Метод проектов, считается самым интересным и увлекательным процессом, как для детей старшего дошкольного возраста, так и для взрослых.

Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем. Но в виду того, что самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители.

Решая различные познавательно-практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, критически мыслить.

Как показывает результаты психологических исследований, в процессе решения проблем дошкольники передают опыт сверстникам, подражают взрослым. Образец креативного поведения взрослого в нерегламентированной ситуации способствует формированию и проявлению творчества ребенка.

Метод проектов используется в реализации областей развития:

  • физическое развитие и формирование здорового образа жизни;
  • социально-эмоциональное развитие;
  • речь, общение, навыки чтения и письма;
  • развитие познавательного процесса;
  • творческое развитие.

Государственная учебная программа дошкольного образования « Илк кадам», определяет содержание и организацию образовательного процесса и предусматривает его комплексно-тематическое планирование.

Темы многих проектов, реализуемых в старших группах, сочетаются с темами комплексных планов, что позволяет достигать высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний.

Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

Кроме того, развиваются общие способности детей познавательные, коммуникативные, регуляторные. Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану и т.д. Уже в дошкольном возрасте дошкольник приобретает навык публичного изложения своих мыслей.

В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки - они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей - она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу.

Также проектная деятельность позволяет ребенку наполнить свою деятельность личностным смыслом, проявить себя активным субъектом познания, не задает жестких рамок, а является открытой, так как результат проекта не может быть заранее предопределен. Ребенку дается возможность проявить инициативу, самостоятельность и творчество.

Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

Проектная деятельность, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

Виды проектов.

Проекты могут быть разных видов и классифицируются по разным основаниям:

  • по предметно-содержательной области;
  • по характеру доминирующей в проекте деятельности;
  • по количеству участников;
  • по продолжительности;

По предметно-содержательной области различаются

- монопроекты, содержание данного проекта, ограничивается рамками одной образовательной области

- интегрированные проекты, в которых решаются задачи из разных образовательных областей.

По характеру доминирующей в проекте детской деятельности возможны проекты (Е.С. Полат):

- творческо-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

- исследовательско-творческие (дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде дневников наблюдений, исследовательских карт, коллажей по результатам экспериментов);

- информационно-практические (дети осваивают новую информацию и реализуют ее в создании различных предметов, подкрепляя это практикой в реальной жизни (выращенный на подоконнике лук, укроп, базилик), в оформлении группы (поделки к Новому году), в подготовке к сюжетно- ролевой игре (атрибуты, сделанные руками детей), во взаимодействии с детьми более младших групп (книжки с детскими рассказами и рисунками, коллажи с правилами умывания, детские диафильмы).

- творческие продуктивные (оформление результата в виде детского праздника, ролевой игры, театрализованной игры).

По количеству участников проекты могут быть:

  • индивидуальными;
  • парными;
  • групповыми;
  • коллективными;
  • массовыми;

Для дошкольных учреждений рационально использовать коллективных и групповых проектов.

В коллективных проектах участвуют все дети возрастной группы, сообща решая поставленную проблему.

Групповые проекты предполагают небольшую подгруппу детей –

участников.

Для парных проектов возможно объединение двоих детей или ребенка и родителя.

По продолжительности они бывают:

- краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели);

- средней продолжительности (2-3 месяца);

- долгосрочные.

Этапы проведения проектов.

В исследовательской проектной деятельности выделяют следующие этапы:

1. На первом этапе проводится подготовительная работа, в ходе которой педагоги обсуждают возможные темы проектов, связанные со значимыми социальными ситуациями в жизни детей и взрослых. Это могут быть праздники «Навруз», сезонные изменения «Золотая осень», социальные вопросы «Моя махалля » (например, оказание помощи пожилым людям) и т. д. При этом взрослые должны определить собственные мотивы участия в проектной деятельности.

2. На втором этапе определяются мотивы участия детей в предстоящей деятельности.

Например, если педагоги выяснили, что праздник «Навруз» может быть положен в основу коллективного проекта, то на данном этапе следует рассказать малышам о нем и обсудить отношение к нему детей.

3. На третьем этапе дети высказывают свои идеи реализации проекта.

Воспитатель предлагает каждому ребенку рассказать о том, как можно поздравить детский сад. При этом педагог (в случае если дети испытывают трудности) может первым начать: «Мне кажется, что можно нарисовать детей радующих приходом «Навруза», или цветущие деревья нашего сада.

4. На четвертом этапе воспитатель предлагает детям зарисовать свои идеи.

После того как дети зарисуют собственные идеи, они должны подумать

o том, что необходимо для ее реализации.

Например, украсить детский сад, выучить танец, подготовить национальные игры и т.д.

5. На пятом этапе дети демонстрируют свои работы сверстникам, рассказывают о своих рисунках, отвечают на вопросы воспитателя и ровесников.

В результате дошкольник должен понять, что в продукте его деятельности должно быть отражено, почему он создал этот проект.

6. Шестой этап связан с информированием родителей. Для этого идея проекта (рисунок) и название вывешиваются на стенд.

7. На седьмом этапе педагог вместе с детьми организует работу по реализации общего замысла.

Для этого дошкольники (в зависимости от содержания проекта), делятся на рабочие группы (например, одна группа детей подготавливает украшения для детского сада, другая разучивает танец, третья – подготавливает игры). Вся деятельность детей осуществляется с помощью взрослых, которые решают технические проблемы.

8. На восьмом этапе педагоги продумывают, как представить полученный продукт.

Например, если дети подготовили свои рисунки. выступление, то воспитатели должны задуматься о том, как об этом можно рассказать окружающим (где разместить рисунки детей, где дети смогут показать свое творчество)

9.На девятом этапе осуществляется презентация продукта творческого проекта.

Так презентация проекта «Ассалом Навруз» может сопровождаться не только выступлением детей и чаепитием, но и может стать началом нового проекта, например, создания фото альбома – «Навруз в моей махалле».

Творческая проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка.

Заключение

Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей, самостоятельную активность воспитанников дошкольной организации.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОО, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.

Родители становятся активными участниками образовательного процесса. Сближается позиции ДОО и семьи к совместной творческой деятельности.

Происходит активное развитие, обогащение, совершенствование материально-технической базы дошкольной образовательной организации..

Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

 

Литература:

1. Государственным требованиям к развитию детей раннего и дошкольного возраста Республики Узбекистан (18.06.2018г.№1-мх)

2. Государственная учебная программа «Илк кадам» (№ 4 от 7 июля 2018 г).

3. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. 4.Пособие для педагогов дошкольных учреждений.— М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 .

4. О.Д.Смирнова Метод проектирования в детском саду : Образовательная область «Чтение художественной литературы». – М., Издательство «Скрипторий 2003»,2011.- 160с.

5. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н.А.Виноградова, Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).

6.  http://old.regulation.gov.uz/ru/documents/2369.

7. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий досуга ко Дню России для детей трёх лет

Сценарий досуга ко Дню России для детей 3х лет Дети заходят в зал. На экране изображен флаг России. Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это? Дети:...

Дидактическая игра «Мастерим бусы» для детей младшего возраста

Дидактическая игра «Мастерим бусы» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних...

Конспект НОД по познавательному развитию «В гостях у кролика» для…

Конспект НОД по познавательному развитию «В гостях у кролика» для средней группы Цель: формировать представление о домашнем животном кролике и его...

Читайте также

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию для детей 5-6 лет «Волшебный…

Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию для детей 5-6 лет «Волшебный пластилин» Срок реализации - 1 учебный год.   1. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Дополнительная образовательная...

Патриотическое воспитание в дошкольном учреждении в условиях современного образования

Патриотическое воспитание в дошкольном учреждении в условиях современного образования До 2022 года наше общество развивалось с сознанием того, что война никогда...

Конспект занятия по позновательно-исследовательской деятельности (ФКЦМ) в средней группе «Лесные…

Конспект занятия по позновательно-исследовательской деятельности (ФКЦМ) в средней группе «Лесные открытия»